Законность как требование

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение             3

Глава 1. Законность, как условие функционирования правового

государства         

1.1  Понятие законности. Содержание законности     5

1.2  Конституционная законность и судебный конституционный

контроль                            12

Глава 2. Принципы законности                16

Глава 3. Гарантии законности                20

Заключение                   27

Список использованной литературы               29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Законность  как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Однако законность – явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный принцип, как режим жизни демократического общества.

В последнее  десятилетие XX в. в связи с коренными  изменениями в общественных отношениях на постсоветском пространстве проблема законности в юридической науке стала объектом особо пристального внимания. И если раньше, в период господства советского политико-правового режима, определявшегося правящей коммунистической партией, ученые интересовались, прежде всего, теоретическими аспектами законности, то в нынешних условиях, благодаря выдвинутой концепции формирования правового государства, проблема законности приобрела особую актуальность не только в теоретическом, но и в практическом плане. «[5,  с.  297]»

Практическая  реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений. «[6, с. 474]». Значение законности многообразно. Она противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство – от анархии, общество -от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол, нарушение прав граждан и безнаказанность чиновников. Отказ от законности равносилен полному пренебрежению к праву, ее ослабление способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех ее формах и ведет к неизбежной деградации общества. «[5,  с. 300]»

В соответствии со ст.5 Конституции Республики Беларусь. Все государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать законы. «[1]»

Таким образом, законность, т. е. точное и неукоснительное исполнение требований законов и подзаконных актов, является в нашем государстве конституционным принципом политической системы.

В соответствии с Конституцией Белоруссии 1994 года, Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.

Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины  нарушения законности в стране? В чем заключаются трудности реализации законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти  и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы.

Целью данной курсовой работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи: определить понятие и значение законности; определить и раскрыть принципы и гарантии законности; выявить причины нарушения законности; выяснить трудности реализации законодательства; раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.

 

      

 ГЛАВА 1. ЗАКОННОСТЬ, КАК УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие законности. Содержание законности

 

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая  своим  действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную  и   публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. « [15, с. 343] »

О законности написано очень много работ. Ряд исследователей считают, что законность есть принцип правового регулирования; другие относят законность к методу государственного руководства обществом; третьи полагают, что законность – это требование соблюдения правовых норм; четвертые относятся к ней как к режиму общественно-политической жизни. Как ни странно, все исследователи данной проблемы правы, давая свое определение законности. Дело в том, что в различных дефинициях на первый план выдвигается одно из качеств законности, одна из ее многочисленных граней. «[14, с. 170]» Практически  в  каждом  из  них выделяется то главное, что и образует суть, основу  законности, — строгое, неуклонное  соблюдение, исполнение норм права  участниками   общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.

Как устойчивое  явление  общественной  жизни,  законность  возникает  и формируется  в  условиях  цивилизованного  общества,  способного  обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

В науке существуют неоднозначные подходы к вопросу  о том, к каким субъектам адресуется законность. Одни авторы считают, что  она ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественных объединений, но не относится к гражданам. Другие утверждают, что и граждане попадают в сферу законности. «[5, с. 298]». Полагаем, что разрешение этого спора, целесообразно обратиться к положениям Конституции Республики Беларусь, в которых требование соблюдения законов в равной мере обращено как к государству в целом, всем его органам и должностным лицам (ст.7), так и к каждому, кто находится на территории республики (ст. 52). Таким образом, можно говорить о том, что в современных условиях обязанность осуществлять требования законности распространяется на всех субъектов права – от главы государства до рядового гражданина.

В обществе, функционирующем  в режиме  прочной законности,  реально существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие  законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

Законность - это  строгое и полное  осуществление  предписаний  правовых законов и  основанных  на  них  юридических  актов  всеми  субъектами  права.

Понятие законности можно трактовать в широком смысле как режим общественно-политической жизни, как требования, предъявляемые  к обществу, к политической системе. «[7, с. 122]»

Законность  характеризуется следующими основными признаками:

1. Важнейшей  чертой  законности  является  ее  всеобщность.  Требование

соблюдать юридические  нормы относится ко  всем,  кто  находится  в  пределах действия права.  Никто  не  может  уклоняться  от  выполнения  установлений, исходящих  от  государства,  точно так же,  как и государство не  может уклониться от обеспечения и защиты  законных прав личности.  Приоритетным субъектом   правового   регулирования   является   гражданин    государства. Государство   обязано   создавать   наиболее   благоприятный  режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность,  как  необходимая  черта  законности,  в  одинаковой  мере

относится и  к государству, и к гражданину.  Государство  ответственно  перед  гражданами, а граждане - перед  государством.  Если  в  законах  государства выражаются действительные интересы  его  граждан,  то  правовые  предписания реализуются без принудительных мер  государственного  воздействия.  Конечно, государство посредством законодательной деятельности  не  может  учесть  всю гамму индивидуальных интересов, да и не  должно. 

Однако  через  принятие  и реализацию  законов  оно  может  и  должно  предоставить   своим   гражданам возможность самостоятельно распоряжаться  собственными  благами  и  свободой деятельности. «[9,  с.  452]»

Обеспечение  всеобщности  соблюдения  правовых  предписаний  -   задача государства  и   его   органов.   Обладая   необходимыми   организационными, материальными и принудительными  средствами, оно  призвано  надежно  охранять законные  права и интересы  граждан.  Сами  граждане  вне государственно - правовых структур  не  могут установить  режим законности  в общественной жизни.

Чтобы  быть  творцом  и  “хранителем”  законности,  государство  должно

осуществлять свои властные  функции  исключительно  на  основе  и  в  рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые  правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан. «[8,  с.  463]»

Всеобщность, как  важнейший признак законности,  означает,  что  строгое осуществление   законодательных   предписаний   является   основным,   общим принципом   деятельности   всех   государственных   органов,  общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан.

2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние  законности в стране можно только на основании того, в какой   мере   законы   государства   отражают    объективные    потребности общественного  развития.  Если  издаваемые   государством   правовые   нормы закрепляют  и  охраняют  интересы  только  отдельных  лиц  или  определенных социальных  групп,  не  учитывая  общих  и  индивидуальных  интересов  всего населения  страны,  -  законность  отсутствует.  Если  правовые  нормы  лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не   гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует  многими примерами,  когда  государство  регламентировало  практически  все   стороны общественной  жизни,  но  такая регламентация осуществлялась   неправовыми законами, которые не  имели ничего  общего   с действительными интересами собственных граждан.

Итак,  нормативной  основой  законности   являются   правовые   законы, адекватно  отражающие  общие и индивидуальные  интересы  всех   участников общественных отношений. «[9,  с. 450]»

3.  Понимаемая  как  метод государственного  регулирования обществом, законность  предполагает,  что  свои  функции  государство осуществляет исключительно правовыми средствами -  путем  принятия  нормативных  актов  и обеспечения   их   неукоснительной   реализации.   А   поскольку    правовое регулирование  распространяется  на  различные  сферы  общественной   жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации.  При  этом  государство не только   формально   закрепляет   правовые   нормы,   но   и    обеспечивает (политическими, организационными,  правовыми средствами)  их  реализацию  и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол должностных лиц,  исключаются принятие  субъективных,  волюнтаристских   решений,   решение   политических вопросов  силовыми  методами.  Особое  место  в   деятельности   государства отводится законодательным и судебным органам. «[5,  с. 302]»

В то же время  законность есть принцип деятельности государства. Государство,  все  его  органы,  организации  и  учреждения   сами   связаны правовыми  нормами,  действуют  в  их  рамках  и  во  имя   их   реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не  всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря,  законность  есть  антипод произвола и беззакония  и прежде  всего беззакония  самой государственной власти,  произвола,  творимого органами  государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом  государстве, обусловливая  его сущность.  Такое государство можно определить  и   как государство строжайшей законности.

Вместе с  тем требование реализации права, неукоснительного  претворения правовых предписаний в  жизнь  не  формальное  требование,  не  самоцель, а условие нормального функционирования  общества  и государства,  обеспечения порядка, организованности и дисциплины.  Благодаря законности  в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной  и  общественной  свободы. Поэтому в широком социально-политическом  смысле  законность  можно  считать режимом общественно-политической жизни. «[10,  с.  297]»

Таким образом, режим законности  в  правовом  государстве  предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

-  совершенного,  четко  отработанного  законодательства,   отвечающего

потребностям  общественного прогресса;

- полной  и  безусловной  реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Итак, законность - это такой политико-правовой  режим,  такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность  от  произвола власти, массу людей - от анархии, общество в  целом  -  от  насилия,  хаоса, беспорядка. «[13,  с. 255]» В юридической литературе  законность-   рассматривалась по-разному.  Часто  ее определяют  как режим, принцип,  метод   государственного руководства обществом,  состоящий в издании и  проведении  в жизнь законов и иных нормативно-правовых  актов в интересах определенного класса,  социальных групп или народа в целом.  В соответствии  с  этой  дефиницией  законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание  законов  и  основанных на них правовых актов) и  осуществления  нормативно-правовых  актов.  Однако представляется   весьма   спорным    включение    в    понятие    законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого  вида  деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять  или отменять старые. Ведь  если  нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная;  она  меняется  всякий раз, как только происходит корректировка  законодательства.  Правотворческий процесс  — это   деятельность,   которая   определяется   соответствующими нормативными актами, она подпадает под  необходимость  соблюдать,  исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов  государственной деятельности,   например,    от    правоприменения,    следовательно,    нет необходимости  включать  ее  в  понятие  законности.  Законность  связана  с законами, но они выступают не как ее составная часть, а  прежде  всего,  как предпосылка и условие ее осуществления. «[6,  с. 464]»

Еще одно принципиальное расхождение взглядов на законность касается ее предметной сферы: включает она соблюдение и исполнение только законов или же всех действующих нормативных правовых актов. Узкое понимание законности, сводящееся только к соблюдению законов, обосновывается тем, что подзаконные акты иногда могут противоречить законам, что последние в этом случае низводятся до уровня подзаконных актов. «[12,  с.  563]»

Представляется, что узкое понимание законности не оправдано ни теоретически, ни практически. Здесь следует принимать во внимание принцип верховенства закона. Каждый подзаконный акт, если он издан в развитие закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, так как нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона. Другой вопрос, что обычные законы должны соответствовать нормативным положениям Основного Закона страны – Конституции. Только исходя из таких методологических позиций следует оценить утверждение, что «законность означает исполнение прежде всего законов». «[5,  с. 299]»

С учетом изложенного  законность может быть определена как  точное и неуклонное соблюдение и  исполнение нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

Нужно отметить, что  разногласия  в  юридической  литературе  по  поводу определения законности порождены не столько  сложностью,  многогранностью  и динамикой   предмета,   сколько   терминологической    неясностью.    Термин "законность" обозначает положительное отношение  к законам в практической деятельности и повседневной жизни.  В определенной мере, синтезируя  высказывания  многих  ученых  П.М.  Рабинович считает,   законность   определенным   режимом   (состоянием)    общественных отношений, который характеризуется их соответствием  законам  и  подзаконным актам. «[3,  с. 219]»

Понятие   "режим   законности"   обозначает    определенное    состояние

соответствия  общественных отношений законам  и  другим  подзаконным  актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним  словом  —  правомерность; Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения.    Правоприменительная, правореализующая деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет  собой, таким образом, генетическую зависимость.

Поскольку законность есть жизнь права, то есть его реализация, следует учитывать все формы этой реализации, а не ограничиваться только соблюдением или соблюдением и исполнением правовых норм. Другие формы реализации права — использование и применение — должны осуществляться в соответствии с требованиями законности. «[14,  с. 174]»

Ограничение законности сферой соблюдения и исполнения норм права неизбежно ведет к ее недооценке как в правоотношениях, отражающих инициативно-самостоятельную деятельность субъектов права, так и в правоприменительной деятельности государственных и общественных органов и их должностных лиц. С этой точки зрения учет в понятии законности всех форм осуществления права позволит полнее определить ее содержание.

Законность  не может быть сведена к строгому осуществлению законов и всех подзаконных нормативных актов. Во-первых, осуществлению подлежат не столько законы и подзаконные нормативные акты, сколько содержащиеся в них нормы, то есть речь идёт, прежде всего, об осуществлении содержания права, а не его формы — нормативных актов. Во-вторых, и это главное, когда реализация права имеет место в форме его применения, законность может быть обеспечена лишь при условии, что наряду с надлежащей реализацией норм права строго исполняются соответствующие правоприменительные акты.

 

1.2 Конституционная законность и судебный конституционный контроль

 

В современной отечественной  и зарубежной юридической литературе наряду с правовой законностью оперируют понятиями «конституционная законность», «диктатура законности». В частности, В.Н. Витрук конституционную законность определяет как реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой конституции. «[8,   с. 463]» 

Под конституционной законностью  понимается система юридических  средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции  и в соответствии с ее требованиями. «[4,  с.  25]»

Конституционная законность предполагает следующие признаки:

1. правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержанием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы личности на уровне международных стандартов и реально их гарантировать;

2. верховенство Конституции в правовой системе государства;

3. прямое действие принципов и норм Конституции. Если судебные или иные правоприменительные органы обнаружат, что закон или его отдельные части не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на конкретные нормы Конституции;

4. действие Конституции на все территории государства, а в условиях федеративного государства – на территории всех ее субъектов. Иначе говоря, не существует регионов, выведенных из-под действия Конституции.

Режим конституционной законности не функционирует автоматически, поэтому существует специфический институт конституционного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, реализуемый:

во-первых, главой государства, парламентом, правительством. Этот контроль принято называть общеполитическим;

во-вторых, специализированными  органами (квазисудебными органами) на постоянной основе, но их решения не являются окончательными. Этот контроль носит предварительный, консультативный характер. Таким органом был Комитет конституционного контроля СССР, а в настоящее время – Конституционный Совет во Франции;

в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными – конституционными судами).

Особенностью конституционного контроля, осуществляемого судами общей  юрисдикции, состоит в том, что его осуществляют в процессе рассмотрения конкретных дел в соответствии с обычной процедурой судебного процесса (так называемый децентрализованный контроль) или верховными (высшими) судами по особой процедуре (так называемый централизованный контроль). «[4,  с. 15]»

В ряде стран, например США, Норвегии, Аргентине, любой суд общей  юрисдикции может признать закон неконституционным, решение же Верховного суда о неконституционности закона обязательно для всех судов. В большинстве стран конституционность закона вправе проверять лишь Верховный суд страны после того, как к нему поступит соответствующий запрос.

Что касается специализированных судов – конституционный, - то они  обладают особой юрисдикцией и осуществляют конституционный контроль посредством конституционного правосудия. В отечественной юридической литере конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля, а сам Конституционный Суд Республики Беларусь определяется как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом.

Зарубежные юристы также  высоко оценивают роль конституционных судов в современном демократическом государстве, подчеркивая, что конституционные суды выступают гарантом политического мира в обществе.

В работах некоторых современных  конституционалистов предприняты  попытки разграничить понятия законности и конституционной законности. Профессором Н.В.Витруком  высказано оригинальное, хотя и небесспорное предложение,   отказаться от термина «конституционная законность» как не вполне удачного и заменить его категорией конституционности как системы реально действующего права, означающей верховенство Конституции и ее высокую юридическую силу, общеобязательность, прямое действие и реализацию на всей территории государства, а также ее обеспечение, охрану и защиту. «[15,  с.  353]»

Уязвимость  данного предложения состоит  в том, что конституционность рассматривается исключительно как особый правовой режим общества и государства. В юридической литературе законность понимается не только в аспекте режима, но и в качестве правового принципа и метода руководства обществом. Нельзя согласиться и с положением о том, «конституционность и законность находятся в отношениях субординации», что верховенство принадлежит конституционности, законность же занимает подчиненное положение по отношению к конституционности. «[13, с. 259]» Придание институту законности второстепенного, дополнительного характера ведет к недооценке этого важнейшего для жизни общества и государства явления. Например, массовое несоблюдение и даже нарушение законов и других нормативных правовых актов способно расшатать режим конституционности, вызвать ситуацию, когда Конституция будет существовать лишь как декларация, а все другие законы будут функционировать автономно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

 

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участником общественной жизни урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, другая к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). «[15, с. 346]»

В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого  разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться в многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.

Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права  всех действующих на территории государства  нормативных правовых актов.

Законность  провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, включая меры государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т. е. становится   методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания. «[6,  с.  461]»

Законность  представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.

К структурным  элементам законности относятся:

- цель — достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;

- взгляды и принципы — содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;

- система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

- мотивированная деятельность человека — связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;

- критерии оценки поведения субъектов общественных отношений — действующее законодательство;

- юридическая основа законности — право и правомерное поведение участников отношений.

Принципы законности – это обусловленные закономерностями формирования и функционирования правовых систем основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в  важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируемых правом общественных отношений. «[11,  с.  131]»

        Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.

        С учетом многообразных и в определенной степени противоречивых мнений отдельных исследователей рассмотрим основные принципы (требования) законности.

Единство законности. Это требование означает, что несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов, значительные местные особенности, законность должна быть единой для всего государства, всех регионов. «[5,  с.  301]» Данное утверждение остается тем более актуальным для унитарного государства, каковым является и Республика Беларусь. Законность не может быть брестской или могилевской, гомельской или витебской. Она должна быть единой, всебелорусской. Проявление местничества представляет собой отступление от законности. К счастью, в Республике Беларусь принцип единства законности полностью приведён в жизнь, в отличие, скажем, от Российской Федерации, где в некоторых регионах принимаются нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции Российской Федерации.

   Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона. «[8,  с. 460]»

Законность как требование