Законность, как важнейшая правовая категория

Федеральное агентство по образованию  в Российской федерации Южноуральский  государственный университет

                            Факультет Юридический

                                     Курсовая работа 

По дисциплине: «Теория государства и права».

На тему: «Законность, как важнейшая 

правовая  категория».

Выполнил: студентка гр.132

Гулько  А.С.

Проверил: к.ю.н. Лихолетова С.В.

                                   Челябинск  2011

 

Содержание.

 

 

Введение. ………………………………………………………….3

 Глава 1. Законность.

§ 1.Определение законности……………………………………...5

§ 2.Содержание и признаки………………………………………8

 

Глава 2.Принципы и гарантии законности.

§ 1.Принципы законности ………………………………………11

§ 2.Понятие и виды гарантий законности ……………………..16

 

Глава Реализация законности

§ 1.Причины нарушения законности …………………………22

Заключение………………………………………………………30 Библиографический список……………… …………………..33

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время учёными  весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и  правового государства. Но в условиях системного кризиса переживаемого  нашей страной, все эти рассуждения  останутся благими пожеланиями  без надлежащего уровня законности и правопорядка. Их укрепление –  один из путей преодоления правового  беспредела и нигилизма, которые  стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности.   

Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества (в том числе его важнейшего элемента – рынка), осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан.

 Проблемы обеспечения  и укрепления  законности всегда  были в центре внимания государства  и общества.

В советский период государство  вмешивалось почти во все сферы  человеческой жизни гражданина, личности, причём оно обеспечивало себе эту  возможность изданием  и применением  соответствующих законов. Поэтому  объективной задачей было теоретическое  изучение того, как законы и их исполнение работали на тотальное  огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности; защищали органы государства, должностных лиц от угроз поставить  их под контроль общества, граждан; и, наконец, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу. По существу всё это охватывалось понятием «социалистическая  законность».1

      В период становления демократического правового государства, требуется иной подход к проблемам законности: законность не делится на буржуазную или социалистическую - законность либо есть, либо её нет; в Российском государстве утверждаются идеалы, принципы, концепции правового государства - соблюдение общепризнанных демократических прав и свобод граждан и реальность их судебной защиты; господства права в обществе разделение властей и тд.

В настоящее время, проблемы законности приобретают особую актуальность, поскольку для реально складывающейся ситуации в стране  характерны такие  негативные явления как  девальвация  роли закона, бездействие общеправовых принципов и норм, конкуренция  источников права, противоречия между  различными нормативными актами, наличие  множества нормативно установленных  федеральными, региональными и местными властями особых прав – привилегий, специальных правовых режимов разного  рода правовых исключений и льгот  в пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных слоёв, территорий и тд.  

Российская Конституция2 указывает на законность в ряде статей.  Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государство (ст.1).     Согласно ст. 4  Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15). Обеспечение законности и правопорядка  согласно  ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Концепция права и правовой законности, содержащаяся в Конституции, является её несомненным достоинством. Вместе с тем многие положения  Конституции носят пока декларативный  характер. Существует большой разрыв между соответствующими конституционными нормами и фактически складывающейся действительностью.

Строительство нового федеративного  государства в России, сопровождаемое «парадом суверенитетов» субъектов  Федерации и «войной законов», ещё далеко от своего надлежащего  завершения, от прочного утверждения  единой суверенной государственной  власти в Российской Федерации, единой системы действующего права, единой законности и правопорядка.

Постсоветское государство  и право пока ещё  не справляются со своими основными  функциями, с утверждением в стране режима законности  и правопорядка.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Законность

§1. Определение  законности   

    В настоящее время признание верховенства права и закона придаёт проблеме законности особую актуальность. Между тем, реальное состояние законности в нашей стране далеко от идеала. Нарушений законов и иных правовых актов очень много и пока не удаётся приостановить волну правонарушений и преступлений. Одна из причин – слабое внимание к механизму действия закона и недооценка способов его полной и последовательной реализации. Бум законотворчества отодвинул в сторону решение этой задачи. Законность как явление и как понятие почти исчезло из поля зрения  учёных – юристов, депутатов, работников правоохранительных органов.  Между тем потребность в правильном понимании законности  и её обеспечении стало достаточно ощутимой.  Поэтому в плане поставленной темы полагаю необходимым рассмотреть теоретические аспекты данного понятия, поскольку определение понятия законности позволит правильно понять причины и виды её нарушения.

 

Законность – важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.

Юридическая наука рассматривает  законность в трех аспектах -  социальном, юридическом и психологическом.3 

 

Социальный аспект включает в себя требования общества к государству  и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития.

 

Юридический аспект проявляется в  правотворческой и правоприменительной  деятельности, направленной на принятии и реализацию необходимых в конкретно  – исторический период развития общества правовых норм.

 

 Психологический аспект законности  выражается в понимании и осознании  необходимости исполнять правовые  предписания и в конкретных  психологических переживаниях людей,  связанных с правоприменительной  деятельностью государства. 

 

Большинство юристов в настоящее  время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый  подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей. Так, В.С. Афанасьев  и Н.Л. Гранат пишут, что законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах, и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений.4 Данное определение законности, отражая её основные черты и свойства, имеет комплексный характер.

 

Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность  означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права  в законах государства в самом  законотворчестве, в подзаконном  нормотворчестве».5 В данном перечне к объектам, выражающем право, следует добавить и правоприменение.

 

Исследуя вопросы законности, В.И.  Шинд раскрывает данное понятие, как  «определённое состояние безопасности, стабильности, «общественного                                          здоровья» государства».6 Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, что бы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере  существенно их сократить. 

     

Между тем, в юридической  литературе по проблемам законности  можно отметить два основных подхода:

  1. законность – это принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдение и исполнения законов всеми гражданами и должностными лицами;
  2. законность – это неуклонное соблюдение и исполнение  не только законов, но и всех правовых предписаний, т.е. как правомерное поведение.

Эти  два подхода к  законности имеют свои особенности. Очевидно, было бы не правильно «сталкивать» друг с другом сложившиеся концепции  законности как взаимоисключающие  одна другую. Обе они имеют объективные  основы для существования. Действительно, чисто функциональный, «поведенческий»  подход к определению законности чреват её отождествлением с правопорядком. Но ведь трактовка законности, как  требования в свою очередь ведёт  к её отождествлению с законодательством. Закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования.  В противном случае законодательство (равно как и любая форма правотворчества) теряло бы всякий смысл. Даже самый совершенный закон жив только, тогда когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведения людей. Поэтому вряд ли плодотворны попытки раскрыть понятие закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключёнными в нём. Законность органически связана с законодательством, не может без него существовать. Они возникли вместе. Право является  атрибутом правового регулирования и в этом смысле законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Поэтому содержание правовых норм определяет содержание законности. Словом законодательство служит предпосылкой законности, но не является элементом законности.

Когда же выдвигается задача различать законность и законодательство, правомерно обратить внимание на вторую его сторону – соблюдение содержащихся в законе требований. К тому же требования закона и требование законности несколько  отличны друг от друга и по своей  направленности. Если первый преимущественно  отвечает на вопрос, что требуется соблюдать, то второй отвечает на вопрос как соблюдать.

Следовательно, законность вбирает в себя не только «должное», но и «сущее». Таким образом,  рассматривая разные подходы к пониманию законности, необходимо учитывать её сущность, которая выражается, прежде всего, в  точном и неуклонном соблюдении и  исполнении требований закона всеми  субъектами права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Содержание и признаки.

С учетом современных условий  развития России представляется, что  законность политико-правовое явление. Многие нормативно правовые акты  имеют  не только юридическое, но и политическое содержание.

В целом, анализ законности позволяет различать в её содержании следующие самостоятельные моменты  диалектики правового, юридического и  государственно-политического.7

Законность  неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве  определений законности. В таком  случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его существования. Главное здесь – требование неукоснительного претворения в жизнь законов  и базирующихся на них нормативных  правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует  соответствия поведения субъектов  общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как  система общеобязательных правил. С  этих позиций о законности можно  говорить как об условии жизни  государственно-организационного общества.

 

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей  законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании  идея о целесообразности и необходимости  такого реального положения, когда  не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность  права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрировано, выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в  действии в процессе реализации. В  результате и право анализируется  как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи оправданным  принципом, законность проникает в  плоть правовой материи, определяет её формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак  права, как верховенство закона и  поднормативность правоприменительных  актов.

 Понимая как метод государственного  руководства обществом, законность  предполагает, что свои функции  государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы  общественной жизни, необходима достаточная полнота её регламентации. При этом государство не только закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает их реализацию и защиту прав.

 

В таком государстве недопустим произвол деятельности, должностных  лиц, исключается принятие субъективных, волюнтаристских решений, решений  политических вопросов силовыми методами. 

 

В то же время законность есть принцип  деятельности государства. Государство, все его органы, организации и  учреждения, сами связаны правовыми  нормами, действует в их рамках и  во имя их реализации. Законность, рассматриваемая  с этой стороны, служит принципом  не всякого, а лишь демократического государства, иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой  государственной власти, произвола, творимого органами государства  и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется  в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство  можно определить и как государство  строжайшей законности.

 

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения  правовых предписаний в жизнь  не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение  порядка организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной общественной свободы.

 

В социально – политическом смысле законность можно считать  режимом  общественно – политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идея права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствует над личными, групповыми, классовыми интересами.  Режим законности означает такое состояние общественной жизни,  при котором участники правоотношений свободно  реализуют  принадлежащие  им юридические права и обязанности.

 

Таким образом, законность – это политико правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно – правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, положение при котором общественная жизнь обеспечивается законами. 

 

Безусловно, законность представляет собой сложное и многообразное  общественное явление. Обозначим наиболее существенные признаки:

    • всеобщность требования соблюдать и исполнять законодательство в широком смысле;
    • осуществление всех государственно властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законом прав и свобод личности, гарантированность от необосновательном привлечении к ответственности или незаконного лишения благосостояния.
    • Решительное предупреждение и пресечения любых правонарушений, от кого бы  они ни исходили, обеспечение  неотвратимости ответственности за нарушение законов.

 

На основании вышесказанного, думается, что многозначность и многоаспектность понятия «законность» объясняется  его местом в системе политико - правовых категорий. Данное понятие  находится как бы на стыке объективного и субъективного права, права  и государства, права и общества, права в «нормах» и права в  «жизни» и тд. Законность выступает  при этом как оценочная категория  соответствия между принципами и  нормами права, с одной стороны, и социальными отношениями с  другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Принципы и гарантии законности.

§1. Принципы законности.

Принципы законности –  это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание законности.

 В юридической литературе  сформулирована следующая система  принципов законности:

    • единство законности;
    • верховенство закона;
    • равенство всех перед законом;
    • неотвратимость юридической ответственности.8

Рассмотрим каждый из принципов  поподробнее.

Единство законности предполагает, что при всём многообразии действующих законов и нормативно – правовых актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда чётко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции Российской Федерации.

 В этой связи  актуальны вопросы обеспечения  единого правового пространства  Российской Федерации, сущность  которой заключается в точном  соответствии актов органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления основополагающим  федеральным конституционным принципам  и нормам. Единство законности, однако, не означает шаблона в применении  правовых актов, ущемление самостоятельности  и инициативы мест. Более того, было бы не плохо, если бы  центр не только и не столько  бы гневался на регионы за  каждый их «шаг влево, шаг  вправо», а помогал бы им  в разработке законов. Дело  в том, чтобы, проявляя инициативу, субъекты не допускали отступлений  от общих правил, чтобы учёт  своеобразия местных условий  не был направлен на обход  закона. А федеральное законодательство  в свою очередь должно быть  достаточно гибким и учитывать  интересы как страны в целом,  так и субъектов. 

В обеспечение принципа единства законности должно быть соблюдено также  следующее обстоятельство. Понимание  и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны.

Единое понимание  правовых норм зависит от качества самих правовых норм, точности их изложения, от чёткости содержания в них понятий, а также от уровня профессиональной подготовки тех, кто применяет эти  нормы. 

 

 Российскими  правоведами обстоятельно изучены  свойства, которыми должны обладать  нормы права,  в результате  выделено  четыре вида свойств:  собственно – юридические, языковые, логические и социологические,  которые включают такие критерии  качества закона, как:

 

    • нормативность, полнота и конкретность нормативно – правового регулирования, характеризующие собственно-юридический аспект нормы права;
    • простота, краткость, ясность, точность, характеризующие языковой аспект нормы права;
    • определённость, последовательность, непротиворечивость, характеризующие логический аспект нормы права;
    • юридическая и социальная эффективность права.9

 

В системе свойств, которые  должна иметь любая качественно  совершенная норма, важное место  занимает её юридические свойства –  нормативность, полнота и конкретность.

 Нормативность характеризует  способность нормы права быть  регулятором общественных отношений,  содержать правило, стандарт определённого  поведения субъектов правоотношений. Степень полноты нормативно –  правового регулирования, закреплённого  нормой права, характеризуется,  прежде всего, требованием предусматривать  в проекте все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию)  либо отсылать к акту, где содержатся  те или иные компоненты проектируемых  норм права. 

При недостаточно полной регламентации  правоотношений в законе появляются пробелы, которые  влекут за собой  возникновение ситуаций, когда субъективное право, предоставленное законом, не может быть реализовано по мотивам  отсутствия соответствующего нормативно правового предписания.

 Критерий конкретности  нормы права требует разработки  действенного механизма реализации  нормы права в конкретных отношениях. Любая норма может действовать эффективно и широко использоваться в конкретных правоотношениях при условии, что она имеет тот или иной набор действительных правовых средств, тогда норма становится привлекательной в глазах заинтересованных лиц и легче обеспечивается неукоснительное соблюдение  и исполнение данной нормы права.

Неконкретность регулирования  неизбежно влечёт за собой появление  декларативных норм, которые превращают акт, не обязывающий ни к чему призыв.  Между тем для действия нормы  главным является факт её соблюдения, использования в конкретных отношениях.

Критериями качества закона с точки зрения языка являются простота, краткость, ясность и точность.10

Простота текста закона характеризуется  прямым порядком слов, отсутствием  громоздких конструкций, а также  умеренным использованием причастных и деепричастных оборотов. Чем  проще текст для понимания, тем  вероятнее будет его исполнение.

Критерий краткости сосредотачивает  внимание субъекта на сути закона.

Ясность закона способствует правильному и полному выявлению  содержащейся в нём информации, обеспечивает эффективность действия нормативных  предписаний закона.

Точность означает «достижение  наибольшего соответствия между  идеей, мыслью и воплощением этой мысли в законодательной формуле». 11

Любые нарушения критериев  языкового аспектов закона затрудняют восприятие текста нормативных актов, создают ситуации, когда заинтересованные лица неправильно понимают соответствующие  нормативно – правовые предписания  либо вовсе не могут понять смысл  и содержание нормы права, что  затрудняет её надлежащее соблюдение и использование.   

Единство законность предполагает также, соблюдение всех правовых норм, а не только законов, т.е. законодательства в широком понимании. Здесь понимается, что каждый подзаконный акт, если он издан в развитии закона и соответствует  ему, должен соблюдаться, как и  закон, ибо нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона.

Верховенство  закона.

Данный принцип понимается, как подчинённость ему всех иных нормативных правовых актов и  актов применения права.  В   Российской Федерации наивысшую  юридическую силу имеет Конституция. Стало быть, данный принцип предполагает соблюдение иерархии источников права (Конституция – закон – указ) в рамках правового государства каким провозгласила себя Россия в Конституции (ст.1). В данной связи  в вопросе реализации данного принципа особого внимания заслуживает конкуренция между актами Президента РФ и федеральными законами. Согласно Конституции (ст.90), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы  распоряжения Президента РФ «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в праве указанный принцип нарушен. Данный принцип требует иной формулировки, а именно: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнении Конституции Российской Федерации и Федеральных законов».

 Очевидно, что указное  правотворчество, какие бы объективные  причины при этом ни приводились,  девальвирует роль высшего представительного  органа и ставит под сомнение  принцип верховенства закона. Тем  самым подрываются общие правовые  основы всей системы нормативных  актов и нормативно – правовая  база законности. Думается, что данную  коллизию между законом и указом  следует решить в пользу верховенства  закона посредством внесения  поправок в Конституцию или  соответствующего толкования Конституции  Конституционным судом Российской  Федерации.

Принцип равенства  всех перед законом.

Этот  принцип состоит в том, что в процессе реализации законов  и в равной степени нести ответственность  перед законом в случае его  нарушения. Никакое должностное, социальное имущественное положение, прошлые  заслуги, принадлежность к той или  иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов  и от ответственности за их нарушение.

 Однако данный принцип имеет  ряд недостатков в практике  реализации. Неравенство в некоторых  случаях существует законодательно, т.е. нормы права по существу  закрепляют неравенство субъектов  права в их субъективных правах.

 Так, установление в ряде  санкций статей Особенной части  УК РФ альтернативно таких  видов законодательства, как штраф  и лишение свободы представляется  равнозначным допустимости их  взаимной замены, что ставит граждан  в неравное положение в зависимости  от имущественного положения. 

 

Принцип неотвратимости юридической ответственности.

 Данный принцип важнейший  и необходимый для укрепления  законности, поскольку эффективность  его применения определяется  не жесткостью, а неотвратимостью.                                                                                              Понятие юридической ответственности шире понятия наказания, т.к. действующие законодательство не ставит перед собой цели во всех случаях применить к субъекту санкцию. Об этом свидетельствует институт освобождения от ответственности в уголовном, административном, гражданском праве. Неотвратимость юридической ответственности не может быть сведена к поимке и наказанию правонарушителя. Она возможна при соблюдении ряда условий. К ним относятся следующие: 

юридическая ответственность  должна охватывать все сферы общественных отношений, где совершаются или  могут быть совершены правонарушения;

 юридическая ответственность  наступает либо за нарушения  прав и законных интересов,  либо за неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязанностей;

Законность, как важнейшая правовая категория