Законность, правопорядок и общественный порядок

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА  И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ИХ  СООТНОШЕНИЕ

 

2. ФУНКЦИИ ЗАКОННОСТИ  И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ

 

3. СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ  И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ И ЗАДАЧИ ПО ИХ УКРЕПЛЕНИЮ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В становлении и формировании правового сознания и правовой культуры далеко не последнюю роль, если не сказать  больше, всегда играл правопорядок и законность — то, что являлось главным фактором, указывающим на состояние правовой системы общества.

В настоящее время законность как важнейшее условие и средство прогрессивного развития общества приобретает  особое значение в связи с решением задач национально-государственного устройства, создания товарно-рыночных отношений, интеграции в мировой  правопорядок, демократизации общества, обеспечения прав, свобод и законных интересов личности.

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это  привело к тому, что долгое время  различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет  огромное практическое значение, как  для укрепления законности, так и  упрочения правопорядка.

Законность - фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики, а ее уровень и состояние  служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Укрепление законности –  одно из главных направлений формирования будущего правового государства, самая  актуальная проблема в современных  условиях развития жизни.

Даже самый совершенный  закон жив только тогда, когда  он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение  людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его  действенностью, и характеризуется  понятием “законность”.

Цель данной работы заключается  в изучении состояния законности и правопорядка в современной  России. Для написания работы необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть понятие законности, правопорядка и общественного порядка, их соотношение; проанализировать функции законности и правопорядка в современном обществе; исследовать состояние законности и правопорядка в современной России.

 

 

ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ИХ СООТНОШЕНИЕ

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием  наиболее важные сферы человеческого  общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую  гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

О законности написано очень  много работ. Существует и множество  различных определений этого  явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что  и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками  общественных отношений. Именно это  присуще законности любого исторического  периода независимо от условий, места  и времени.

В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства  обществом, состоящий в издании  и проведении в жизнь законов  и иных нормативных правовых актов  в интересах определенного класса, социальных групп или народа в  целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов  и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативных  актов. Однако ряду ученых представлялось весьма спорным включение в понятие  законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого  вида деятельности соответствующих  органов, призванных устанавливать  новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что  законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства.

Большинство работ по данной теме изданы давно. За это время в обществе и науке произошли значительные изменения, в свете которых особенно четко проявились принципиальные недостатки имеющихся интерпретаций законности.

Во-первых, традиционное понятие  законности в основном отражало дореформенное  состояние общественных отношений, основанных на жесткой иерархической  соподчиненности.

Во-вторых, толкование законности как требования неукоснительного соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое  понятие относится к части  комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.

В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее к  обязательности, являющейся объективным  свойством права и государственной  дисциплины. Не вызывает сомнения то, что  общеобязательны и приказ начальника, и приговор суда.

В-четвертых, это не только требование соблюдения норм-запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.

В-пятых, понятие законности должно распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.

Отмеченные моменты, так  или иначе, учитываются в публикациях  и диссертационных исследованиях  последнего времени. В частности, представляется интересным подход, согласно которому законность определяется как строгое  и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также  надлежащее использование предусмотренных  в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права. Это определение законности акцентирует внимание на требовании соблюдать закон и на совершении тех действий, которые связаны с реализацией возможностей, предусмотренных законом. Можно сказать, что такой подход не упрощает проблему, а подчеркивает ее многоаспектность, своеобразную сложность.

Обобщая сказанное, хотелось бы подчеркнуть: законность играет роль “посредника”, который как бы “переносит”  право в плоскость реального  осуществления прав и обязанностей граждан (организаций, учреждений, предприятий).

В этой связи предпринимаемые  попытки по-новому переосмыслить  понятие законности выглядят вполне оправданными и своевременными. Особенно после событий августа — сентября 1991 года, сентября — октября 1993 года, в результате которых она приобрела  еще и огромное социально-политическое и практическое значение.4

Современные реалии требуют, прежде всего, определения мировоззренческо-методологической основы законности. Иными словами, требуется  комплексный подход, который позволяет  учесть как чисто теоретический, так и практический факторы, влияющие на ее содержание; сохранить преемственность; способствовать преодолению противоречий между теорией и практикой, а  также отдельными правовыми категориями; создать условия для выявления  тенденций развития не только научной  мысли, но и общества в целом.

Законность как общественный феномен — результат взаимодействия различных факторов, которые и  определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому  опыту. Это подчеркивает объективный  характер явления и исключает  вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

Материальная обусловленность  законности реализуется в ее содержании через нормативные правовые акты, закрепляющие основные положения и  принципы экономического строя общества. С этой точки зрения она выступает  специфической формой упорядочения конкретного способа производства и распределения.

Важное значение, если не главное, приобретает политико-идеологический аспект законности. Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.

Профессор А. Ф. Черданцев в этой связи отмечает: “Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность”.5

Все вышеизложенное тесно  связано с социально-нравственной природой законности. Она предполагает возможность использования такой  единицы анализа, как «общество  и его этические ценности». Поэтому  пренебрежение мотивированной деятельностью  субъектов в характеристике законности ограничивает ее потенциал.

Одним из нравственных начал  содержания законности может выступать  категория долга как следствие  проявления определенного уровня сознания. При этом долг имеет как условное, так и обязательное значение. В  последнем случае он, как правило, закреплен в норме права в  виде юридической обязанности, что  способствует формированию системы  требований, предъявляемых обществом  к поведению своих граждан  в интересах их же собственного благополучия.

Другое этическое основание  — понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными с точки зрения, как морали, так  и закона. Такая оценка ведет к  доминированию в законности двух начал: обязательность — справедливость и желательность — полезность, это относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права.

Таким образом, с нравственной позиции законность — юридическая  форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это  находит свое подтверждение в  эволюции самой идеи законности.

В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства  и права, все они находятся  между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности.

Поэтому и в отечественной  литературе мнения ученых по данному  вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие — связывают  ее возникновение с демократией.

На мой взгляд, режим  законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и  реализуются в действительности принципы народовластия, равенства  граждан, созданы условия для  их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность –  основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические  права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип  разделения властей, принцип всеобщего  избирательного права, соблюдаются  необходимые, основанные на законе, процедуры, как в правотворческой, так и  в правоприменительной практике.

“Законность,– отмечает В.Н.Кудрявцев,– не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя”.

Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.

Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов  власти, управления, способы реализации государственной власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое  оформление, отражающее меру свободы  человека, объединений людей в  обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.

Принципиальное значение имеет анализ юридического аспекта, поскольку именно он придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. В этой связи понятие законности необходимо давать исходя из соотношения сущности, содержания и практического функционирования. Это в какой-то мере позволит избежать спорных моментов.

Главное в любой теоретической  конструкции — раскрытие природы (сущности) исследуемого явления. В  данном случае: сущность законности заключается  в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права  действующих законов. Но ее (сущность) нельзя толковать буквально, а следует  рассматривать как целевую установку  общественного развития, которая  сводится к одному — достижению законопослушания со стороны его  членов. Поэтому законность характеризует  процесс формирования правового  государства и реализации идеи социальной справедливости.

Законность характеризуется  следующими основными признаками:

1. Важнейшей чертой законности  является ее всеобщность. Требование  соблюдать юридические нормы  относится ко всем, кто находится  в пределах действия права.  Никто не может уклоняться  от выполнения установлений, исходящих  от государства, точно так же, как и государство не может  уклоняться от обеспечения и  защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

2. Законность неразрывно  связана с правом, юридическими  нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании  того, в какой мере законы государства  отражают объективные потребности  общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных  лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.

Итак, нормативной основой  законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и  индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

3. Понимаемая как метод  государственного регулирования  обществом, законность предполагает, что свои функции государство  осуществляет исключительно правовыми  средствами - путем принятия нормативных  актов и обеспечения их неукоснительной  реализации. А поскольку правовое  регулирование распространяется  на различные сферы общественной  жизни, необходима достаточная  полнота ее регламентации. При  этом государство не только  формально закрепляет правовые  нормы, но и обеспечивает (политическими,  организационными, правовыми средствами) их реализацию.

В свете традиционного  понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные  лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими  лицами, то есть здесь нивелируется повышенная опасность нарушения  закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения  закона, совершаемого гражданином.

В свое время профессор  Н.Г. Александров предлагал компромиссное  решение. Он не ставил в один ряд  нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства. То есть законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.7

Наиболее убедительна  точка зрения профессора А.Ф. Черданцева, который обращается к ст.15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.8

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения  правовых предписаний в жизнь  не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения  порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому  в широком социально-политическом смысле законность можно считать  режимом общественно-политической жизни.

Режим законности предполагает наличие следующих взаимосвязанных  факторов:

- совершенного, четко отработанного  законодательства, отвечающего потребностям  общественного прогресса;

- полной и безусловной  реализации предписаний законов  и подзаконных правовых актов  государственными органами, должностными  лицами, гражданами и различными  объединениями.

Итак, законность - это такой  политико-правовой режим, такие условия  жизни, такая правовая атмосфера, которые  ограждают личность от произвола  власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие  им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который  соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью  правового регулирования общественных отношений. 

Категория правового порядка  довольно прочно вошла в научный  и повседневный обиход. Когда применительно  к какой-то сфере общественных отношений  употребляют термин «порядок», то под  ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. А использование  сочетания со сравнительным прилагательным лишь конкретизирует область его  действия и основание. В этом смысле говорится о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке.

В различных словарях порядок  толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь. А его синонимами являются слова: система, распорядок, очередность, строй.

Прилагательное “правовой” указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. В то же время анализируемая  категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок — результат  действия права и законности.

Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических  обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В  этой связи в учебной и научной  литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права  и законности, как основанная на праве и законности организация  общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений  или как состояние фактической  упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление  требований законности.

В частности, по мнению профессора С.С.Алексеева, правопорядок —“это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства всех перед  законом;

в) обеспечения для всех субъектов полного и реального  осуществления субъективных прав;

г) независимого и эффективного правосудия;

д) эффективной работы всех правоохранительных органов”.

Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С. С. Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом  действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений  из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок)”.

Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных отношений, выражаемую в правомерном  поведении их участников. Следовательно, когда участники регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение  с субъективными правами и  юридическими обязанностями, тогда  и складывается правопорядок.

Как видно, законность непосредственно  примыкает к закону, выражается в  требованиях его соблюдения, правопорядок – к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.

Следует подчеркнуть, что  не всякое поведение людей имеет  юридическое значение.

“Право, – отмечает В. Н. Кудрявцев,– регулирует не все, не любое  поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения, имеющие  важное общественное значение. Будучи закрепленным в правовой норме (в  позитивной или негативной форме), такое  поведение становится юридически значимым, то есть вызывает те или иные последствия, охраняется и обеспечивается государством”.

Характер и степень  осознания мотивации правомерного поведения составляет его субъективную сторону.

Объективная сторона –  это соответствие правомерного поведения  нормам права. Речь идет о внешних  формах проявления мотивации личности, согласуемых с правовыми предписаниями.

Следовательно, правомерное  поведение граждан (организаций, учреждений, предприятий) отличается своей спецификой, которую необходимо учитывать и  в правотворческой и в правоприменительной  деятельности.

“Правовой порядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности”.

Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень  правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового  порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования  общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни  общества, которая и приводит, в  конечном счете, к установлению правового  порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка.

а) Нормы права - это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

б) Правоотношения - элемент  механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем  правопорядка к установлению конкретного  возможного или должного поведения  участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе  к механизму правового регулирования  подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное  поведение субъектов правоотношений.

в) Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются завершающей  предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности  участников правоотношений реально  воплощаются в их поведении, достигают  своей цели и, таким образом, переходят  в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение  субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами  права и достигло целей правового  регулирования.

Структура правопорядка - это  единство и одновременное разделение урегулированной правом системы  общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого  содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами  соответствующих отраслей права. В  структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы  права. В этой связи в структуре  правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как  специфической системы общественных отношений выражается в том, что  складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком  охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается  в правовой регламентации. Она находится  в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций  и других неправовых нормативных  регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Понятие правопорядка самым  тесным образом связано с законностью. Правопорядок образуется в результате воплощения правовых предписаний в  поведении субъектов правовых отношений  в соответствии с принципами законности. Правопорядок определяется правом и  обеспечивается государством через  специальные правоохранительные органы, наделенные широкими полномочиями.

На основании вышеизложенного  материала, можно сформулировать определение  правопорядка. Правовой порядок —  это основанная на праве и сложившаяся  в результате осуществления идеи и принципов законности такая  упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном  поведении их участников.

В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный  признак также может быть различным: по масштабности можно выделить:

по масштабности можно  выделить правопорядок федерации, субъектов  федерации, других структур — региона, города, организации;

Законность, правопорядок и общественный порядок