Законность, правопорядок и общественный порядок. Гарантии обеспечения законности

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ___________________________________________________3 

Глава 1.  Понятие и содержание законности

1.1. Определение законности как правовой категории    ____________5

1.2. Основные принципы законности    __________________________8 

Глава 2.  Законность, правопорядок и  общественный порядок: их соотношение, роль в жизни общества

2.1. Понятие правопорядка ___________________________________ 15

2.2. Соотношение правопорядка и  общественного порядка ________ 16

2.3.  Гарантии  законности и правопорядка _______________________20 

Глава 3. Система обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел

3.1 Понятие и основные направления деятельности органов 

внутренних  дел  Российской Федерации__________________________ 24

3.2. Милиция в Российской Федерации, её задачи в обеспечении

законности  и правопорядка_____________________________________25

3.3. Проблемы обеспечения законности  в деятельности ОВД ________27 

Заключение __________________________________________________32

Список  литературы.___________________________________________35 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Во  все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение  внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью

    Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

    Законы  и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом  сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Еще римские юристы провозгласили широко известные и поныне постулаты: "Государством должен править закон", "Закон превыше всего", "Закон выше любой должности",   "Кто живет по закону, тот никому не вредит", "Закон суров, но это закон".

    Закон, как известно, является формой выражения  воли народа - единственного источника  власти. Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов - функция законодательных органов, которые потому и называются законодательными.

      Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона. Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т.д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону.

  Тема данной работы «Законность, правопорядок и общественный порядок. Гарантии обеспечения законности»  чрезвычайно актуальна, активно обсуждается российскими средствами массовой информации,   учёными и юристами. В ходе политической, экономической и административной реформы государственной системы, укрепления гарантий прав и свобод граждан в значительной степени возросли роль и значение органов внутренних дел. Ведущую роль в охране общественного порядка на территории муниципального образования в настоящее время играет милиция.

  Цель  данной работы: всестороннее изучение понятия законности  и определение проблем обеспечения законности органами внутренних дел.

 В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические вопросы законности и правопорядка;
  • проанализировать различные точки зрения учёных- правоведов по теме исследования;
  • определить основные проблемы обеспечения правопорядка и предложить  пути  их решения.

    С учетом изложенного, курсовая работа состоит из 3 глав.  В первой главе рассматриваются общие положения и принципы законности, во второй соотношение правопорядка, общественного порядка и законности. Третья глава имеет практическое значение и представляет собой анализ системы  обеспечения законности и правопорядка органами внутренних дел Российской Федерации. Особое внимание в работе отводится задачам и проблемам российской милиции в обеспечении правопорядка.

    Сегодня в юридической литературе встречаются различные варианты определений правопорядка. Несмотря на значительное число работ по данной тематике, многие аспекты этого политико-правового и социально-культурного феномена все еще остаются малоисследованными или дискуссионными. 

               ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОННОСТИ 

    1. Определение  законности как правовой категории
 

    Законность - одно из центральных и наиболее сложных понятий правоведения. Существует  множество его трактовок - от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений объясняется тем, что само это явление сильно политизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное содержание и направленность, использовали в своих целях.

    Именно  поэтому законность, как никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остро социальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависят жизнь и судьба миллионов людей. Об этом красноречиво свидетельствуют трагические страницы истории нашей страны. Субъектами законности являются все без исключения граждане и организации.

    Законность всегда включала в себя две стороны: наличие качественных, полноценных законов и их реальное претворение в жизнь. В России сегодня принято немало хороших, полезных законов, но все дело в том, что они плохо реализуются, оказываются неэффективными на практике. Причины - кризисное состояние общества, низкая правовая культура, юридический нигилизм, высокая преступность, отсутствие материальных ресурсов. Следовательно, необходимо "подтягивать", обеспечивать вторую сторону законности. Именно это должно быть сегодня на первом плане.

    В литературе неизменно подчеркивается многоаспектность понятия законности, которая может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократического правового государства, как определяемое им требование к деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод осуществления политической власти; как состояние общественной и государственной жизни.   Безусловно, законность - это и непременный атрибут демократии, свободы личности, реальности прав человека.

    Однако, несмотря на всю свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения - нет и законности.

    Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общественных отношений требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее. Отсюда законность - это реализующееся право. . Право, законы - естественная почва законности, ее питательные корни.

    Такое понимание законности было преобладающим в советское время. Остается оно в принципе в силе (с различными вариациями) и сейчас поскольку там, где нет соблюдения законов, там нет и быть не может законности как таковой, ибо в этом случае она утрачивает одно из коренных, главных своих свойств.

      В литературе отмечается, что главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, гуманные  и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя.

    Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество, ибо  эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.

    Законы  призвана уважать, прежде всего сама власть. В противном случае законность окажется неполной, усеченной, а власть – неправовой.

    Таким образом, для раскрытия действительной сущности законности недостаточно лишь одного указания на необходимость соблюдения законов, хотя это и является одним  из ее главных компонентов; есть и  другие немаловажные составляющие. Иными словами, узкое понимание данного явления уже не соответствует современным представлениям о том, какой должна быть законность. Требуется новое ее "прочтение", более глубокое осмысление.

    В научной литературе дискутируют  о том, как понимать законодательство - только как совокупность законов или же и всех иных нормативных актов. Очевидно , что законодательство следует трактовать в широком смысле. В противном случае трудно было бы обеспечить режим законности в обществе. Понятие законности должно охватывать собой соблюдение всех юридических норм, а не какой-то их части.

      Соблюдение законов, независимо от меняющихся условий, есть главное и основное в содержании законности. Выходит, без соблюдения нет законности, но и одно только соблюдение не дает полного представления о законности как сложном социальном явлении.

      Можно сколько угодно требовать  соблюдения законов, а законности  не будет, что, собственно, и  происходит сегодня в России. Эффект дает не требование  как таковое, а реальное соблюдение  законов. Именно это создает нужный режим и стабильность в обществе.

    Поэтому поиск приемлемого, более четкого  и вместе с тем достаточно полного  определения законности должен быть продолжен, как и осмысление проблемы в целом.

    Состояние законности в современной России оставляет желать лучшего. По сути, она находится в глубоком затяжном кризисе. Законы не уважают и не соблюдают, даже Конституцию. Процветает правовой нигилизм, переходящий во многих случаях в беспредел. Много нарушений допускается в самой правоохранительной системе, особенно в органах милиции, где само слово "законность" почти выпало из их служебного лексикона. В этих условиях кардинальное укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью, коррупцией, теневой экономикой становится первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависит судьба многих других проблем.  

    1.2. Основные принципы законности. 

    Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие  данное явление, как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.

  1. Принцип единства.

    Этот  принцип направлен на эффективное  противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней, прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных регионов, а только единой всероссийской.

    Соответственно  и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

    Проблема  единства законности особенно обострилась  в связи с ростом в последнее  время регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания  самостоятельности, настроений неподчиненности  центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.

    К сожалению, сегодня в России фактически нет единой законности, общеюридическое поле размыто, на местах издаются законы и другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Нарушаются конституционные основы построения правовой системы, правового регулирования, рвутся экономические и культурные связи.

    Вместо  этого устанавливаются разного  рода цензы (оседлости, грамотности, языка, местожительства, гражданства), принимаются  решения по вопросам исключительной компетенции центра. Появились многочисленные "разновидности" местной законности. Между тем понимание и применение законов не терпит разнобоя, самодеятельности. При всем разнообразии законов и других правовых актов, несхожести местных условий законность должна быть одна. В то же время единство законности не должно вести к ранжированию и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, к бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест. Субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали общие "правила игры", Конституцию РФ, не ущемляли права граждан, интересы государства. Такой подход вполне демократичен и оправдан.

    Именно  на это направлены инициативы Президента России, связанные с реорганизацией государственной власти в стране (это изменение порядка формирования Совета Федерации, образование системы федеральных территориальных округов, создание механизма отстранения региональных лидеров от должности за нарушения законов). Все эти меры призваны укрепить единство российской государственности, предотвратить ее распад, повысить управляемость утвердить обязательную для всех законность и порядок.

    2. Принцип недопустимости  противопоставления  законности и целесообразности.

    В процессе соблюдения, исполнения и  применения законов очень важно  не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

    Существует  презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности недопустимо. Равно как и исходить из "здравого смысла", "особых обстоятельств", "скрытых полномочий"  и т.д. В свое время принималась в расчет прежде всего "революционная" или "классовая" целесообразность, позже - "социалистическая". Последствия известны.

    Если  же закон устарел, отстал от жизни  или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить  в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению. Очень важна здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации. Российская практика последних лет знает немало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе реформ, в процессе форсированной приватизации, во время проведения первой "чеченской кампании", во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации. Подобные аномалии встречаются и сейчас. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. Но это - "разрешенная" целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно. Еще римляне говорили: "Кто живет по закону, тот никому не вредит"; "Что законно, то и справедливо".

    3 Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

    Давно подмечено, что соблюдение  законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой.

    Именно  это и происходит сейчас в нашей  жизни. Российское законодательство предусматривает пожизненное заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая. Было бы намного эффективнее для утверждения в стране законности и порядка, если бы каждый потенциальный злоумышленник ясно сознавал, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным, что кары, возмездия ему не миновать.

    Но  этого нет. Напротив, социологические  опросы среди осужденных показывают, что каждый четвертый из них, задумывая и совершая преступление, верил, что он не будет пойман и наказан. Вот почему еще Цицерон заметил: "Величайшим поощрением преступления является безнаказанность"

      Общественное мнение придерживается взгляда, что главная причина преступности кроется в мягкости (либеральности) наших законов. Стоит их ужесточить, как со злом будет покончено. Свыше 80% населения в России и других странах выступают за сохранение смертной казни. В некоторых мусульманских государствах до сих пор практикуются такие виды наказания, как отсечение руки, ноги, головы. Но преступность там сохраняется. Значит, дело не в жестокости, а в чем-то другом. К числу этих других мер относится, в частности, неотвратимость ответственности за любое противоправное деяние.

    4 Принцип верховенства закона.

    Важнейшей чертой любого демократического правового  государства является безусловный  приоритет закона над всеми иными  нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению  к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

    Верховенство  закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного  источника власти, имеет высшую юридическую  силу, принимается в особом порядке  и только законодательными органами. Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

    К сожалению, в современной российской практике очень часто президентские  указы, правительственные постановления, региональные акты не только противоречат законам, но нередко подменяют их или сводят на нет. Из подзаконных они как бы превращаются в надзаконные, что неизбежно сказывается на состоянии законности в стране. То же самое касается ведомственного правотворчества.

    Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорирование  конституционных положений - одна из острых проблем, требующих безотлагательного  решения. Без этого условия строительство  правового государства в России может быть замедлено.

    5. Принцип защиты  прав и свобод  человека как приоритетной  цели законности.

    Данный  принцип означает, что главное  в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и  должностных лиц - это уважение и  всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". [1, с.4]

    В ст. 18 подчеркивается: "Права и  свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они  определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". [1,  с.8]

    6. Принцип взаимосвязи  законности и культурности.

    Суть  данного принципа заключается в  том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и  правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

    Поэтому упрочение законности выступает  важнейшим средством поднятия культурного  уровня населения и отдельной  личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

7. Презумпция невиновности.

 Презумпция  невиновности означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве

      Выводы: Законность в демократическом обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных требований общества к государству, праву и права к государству и иным участникам общественных отношений; отражение этих требований в общественном сознании; реализацию данных требований в социальной практике.

 Принципы законности - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание законности. Основными принципами являются: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности. Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования законности, которые представляют собой обусловленные содержанием правовых норм и общественными потребностями обязанности субъектов законности. 

ГЛАВА 2. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК: ИХ СООТНОШЕНИЕ, РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 

2.1 Понятие правопорядка 

    Правопорядок  есть порядок, основанный на праве. Иными  словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Само это понятие слагается из двух слов "право" и "порядок", весьма точно передающих суть явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями.

      Основой правопорядка является  правопослушное поведение граждан  и их объединений.

    Установление  твердого порядка и управляемости  на всех уровнях властной вертикали  является насущной задачей современной  России, задачей, без решения которой невозможно дальнейшее продвижение реформ. Одно из президентских посланий Федеральному Собранию так и называется: "Порядок во власти - порядок в стране". [6]

    В нем, в частности, говорится: "России нужен порядок, однако необходимо при этом ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена "зоной особого внимания", приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя: правовой порядок. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления страной, начиная с верхних эшелонов"

    Мысль сформулирована ясно - нужен не полицейский  порядок, а демократический. И методы его достижения должны быть не тоталитарными, а опять-таки демократическими. Иными словами, не любой правопорядок может устроить общество. В истории России были всякие порядки ("сталинский", например), равно как и разные виды законности ("классовая", "революционная", "социалистическая"). Власть не обременяла себя связанностью правовыми, да и другими нормами. Последствия известны. Но правопорядок немыслим без твердой государственности, эффективной власти. Для него чужда толстовская идея непротивления злу насилием.

Законность, правопорядок и общественный порядок. Гарантии обеспечения законности