Законность и правопорядок: их соотношения

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московский государственный  индустриальный университет»

 

 

 

Кафедра «Государственно- и гражданско-правовых дисциплин»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Теория государства и права»

 

По теме: «Законность  и правопорядок: их соотношения»

 

Работу выполнил:

 студент  группы Ах10Ю21

Кутырев Е. В.

Проверила: 

Питерская  А. Л.

 

Астрахань 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Законность……………………………………………………………….……5

1.1 Понятие и  содержание законности ………………………………………..5

1.2 Принципы  и требования законности ………………………………….…10

1.3 Гарантии законности…………………………………………………..…..18

2. Правопорядок……………………………………………………………….23

2.1 Понятие и структура правопорядка………………………………..…….23

2.2 Функции правопорядка ……………………………………………………25

2.3 Правопорядок  в системе общественных наук ……………………………28

3. Законность и правопорядок …………………………………………….…31

3.1 Соотношение  законности и правопорядка ………………………………31

3.2 Гарантии законности и правопорядка…………………………………...35

Заключение……………………………………………………………………...38

Список использованной литературы……………………………………….…40

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди многочисленных проблем юридической науки и  практики, которые в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы законности и правового порядка. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.

Изучение правопорядка актуально потому, что «правопорядок  образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все  его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности.

Интересно исследовать  не просто понятие правопорядка и  его формирования и поддержания, но и соотношение законности и  правопорядка. В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, так как это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.

Итак, законность и правопорядок - фундаментальные  категории юридической науки, раскрывающие содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Они появляются вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Так что же значит правопорядок и законность в демократическом  государстве, каково соотношение терминов «правопорядок» и «законность»?

Целью данной курсовой работы является исследование понятий  законности и правопорядка, соотношения  законности, правопорядка и демократии.

 

 

1. Законность

 

1.1 Понятие  и содержание законности

 

О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется, то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.

Законность  — фундаментальная категория  всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Предпосылкой  законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее  такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности.

"Первым условием законности,- пишет П.И. Стучка,- является сам закон". (1)

Законность  может быть определена как точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных  положений конституции, соответствующих  ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

При рассмотрении данного определения нельзя не остановиться на вопросе о так называемых «субъектах законности». Субъектами неукоснительного осуществления правовых предписаний являются все субъекты права. Такое положение не всегда признавалось в полной мере, да и сегодня воспринимается отнюдь не безоговорочно. Было время, когда в Советском Союзе требования законности не только в жизни, но и в научных трудах не распространялись на партийные и государственные органы. И только в Конституции СССР 1977 г. было записано, что государство, все его органы действуют на основе законности, что все партийные организации действуют в рамках Конституции. Однако в реальной жизни дела обстояли далеко не соответствующим образом, что неизбежно вело к распаду существовавшей политической системы.

В современных  условиях можно говорить о том, что  обязанность осуществлять требования законности распространяется на всех субъектов права - от Президента страны до рядового гражданина. Это подкрепляется многими положениями Конституции Республики Беларусь. В ст. 7 Основного Закона страны, в частности, записано: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства».

Согласно ст. 21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, законах, а также предусмотренные международными обязательствами государства. Каждый, кто находится на территории республики, обязан соблюдать ее Конституцию и законы.

Высказывается и иное мнение, согласно которому субъектами законности должны признаваться только государственные органы, общественные организации, должностные лица. Такое мнение не случайно. Дело в том, что нарушения законности именно этими субъектами права являются наиболее опасными для государства, общества и отдельных граждан. Именно их противоправные действия в наибольшей степени угрожают самому существованию государства, его безопасности. От правомерной деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц зависит обеспеченность и защищенность прав и свобод граждан.(2) Что касается самих граждан, то они могут участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее упрочению, защищать свои права и свободы от посягательств и т.д.

Тем не менее, такое ограничение круга субъектов законности не может быть признано оправданным. Требования законности являются всеобщими, не допускающими изъятий в отношении каких-либо субъектов права.

Законность  как требование строгого и неуклонного  соблюдения и исполнения юридических  норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Законность как особое юридическое явление появилось вместе с законодательством и правосудием. Любое государство не может обойтись без законов и заинтересованно в проведении их в жизнь. Законность развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократии, а право стало мерой свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный принцип, как режим жизни демократического общества. В таком качестве уже законность определяет содержание конкретных правовых систем, ее действие связывается лишь с правовыми законами и она становится правозаконностью.(3)

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его  реальность определяется не только тем, что оно находит выражение  в формальных нормативно-правовых актах  — законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных  сборниках.

Право реально, прежде всего, потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей — граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путей заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих.

Право по своей  природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

"Законность,- отмечает В.Н. Кудрявцев,- не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя". (4)

Законность-основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению  правовых норм в жизнь. Эта сторона  правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как  «реализация права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» — на результативность правового воздействия и т. д. (5)

Законность  же — комплексная категория, охватывающая все стороны жизни права, его  действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписанию правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием властной воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.

Законность  выражает общий принцип отношения  общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах:

а) в плане "правового" характера общественной жизни;

б) с позиций  требования всеобщего уважения к  закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;

в) под углом  зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

В недалеком  прошлом отечественная наука  анализировала законность преимущественно  в аспекте требования всеобщего  уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось главным образом к  работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие  законности, удовлетворяющее потребности  тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и  тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Законность, как  необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более  позднее время, когда общественное отношение приобретает новое  качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем  в режиме прочной законности, реально  существуют четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законность  возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства.

Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности[6].

 

1.2 Принципы и требования законности

 

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве  закон обладает высшей юридической  силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Если при определении законности «речь идет о соотношении актов, об их юридической силе, об их иерархии и требованиях первоочередного исполнения и соблюдения, то о законах надо вести речь только как о парламентских актах. Их совокупность образует законодательство в строгом смысле этого слова».(7)

2. Законность означает исполнение, прежде всего законов. А главный закон страны, основной ее закон - Конституция, потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда  какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому  законность связывается с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Верховенство  закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.

Только тогда  они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности[8].

Функционирование  государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам - исполнителям норм права (прежде всего закона) занимать позицию "свободного усмотрения", произвольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам. (9)

3. Равенство  всех перед законом

Этот принцип  проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать  все».

Равная возможность  всех граждан пользоваться защитой  закона и их равная обязанность следовать  их предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.(10) Гарантированность прав и свобод личности выражается в Конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина. В незаконности права и свободы личности не могут быть реализованы. Законность служит гарантией их осуществления. С другой стороны наличие прав и свобод и их осуществление является показателем состоятельности законности.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку  свобода одного человека не может  быть реализована в ущерб свободе  другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав других граждан государства.(11)

5. Недопустимость  противопоставления законности  и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять законность целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с точки зрения более полезными и нужными для данного случая.(12)

Законность  предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие  возможности. Например, при определении  уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника(13).

Следовательно, целесообразность в правовом государстве  реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон  устарел, отстает от потребностей общественного  развития, он должен быть изменен или  заменен в установленном порядке. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: "Закон суров, но это закон" ("Dura lex, sed lex").

Устаревший  закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или  индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон(14).

6. Предотвращение  и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности

Правовое государство  создаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные  материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная  защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место  в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суде. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.(15)

7. Недопустимость  произвола в деятельности должностных  лиц

Законность  есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер. Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Принципы  законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

1. Единство  понимания и применения законов  на всей территории их действия (единство законности)

При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания, скажем, в каждом субъекте Федерации (а тем более на каком-либо предприятии, организации) своей законности, отличной от общегосударственной. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемлении самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

Законы предъявляют  абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере  их временного и пространственного  действия. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов  обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

2. Всеобщность  законности

Данный принцип  характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись[17]. Конституцией Республики Беларусь требование всеобщности законности распространяется и на государство, все его органы, должностных лиц (ст. 7), и на политические партии, другие общественные объединения (ст. 5), и на всех физических лиц, находящихся на территории республики (ст. 52).

3. Целесообразность  законности

Критерием оценки роли законности должно быть то, как  она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность  законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет  говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта  презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому  нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут, о чем я уже упоминала выше.

Законность и правопорядок: их соотношения