Законность и правопорядок. 8

ПЛАН

 

Введение

Глава I. Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии.

1.1. Признаки, требования и  принципы законности.

1.2. Гарантии законности: понятие  и виды.

Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.

2.1. Соотношение правового  и общественного порядка.

Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и

государственной дисциплины.

Заключение.

Список использованной литературы.  

 
ВВЕДЕНИЕ.

 

Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

В юридической литературе нет единого мнения о трактовке  данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений  о законности и правопорядке.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны  между собой. Они имеют много  общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права  и законности, а с другой –  их важнейшее свойство. Долгое время  в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и  поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории  формируются на одних и тех  же принципах, тесно взаимосвязаны  с властью, у них единое государственно-волевое  содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями  и ответственностью граждан, субъектов  права, имеют формальную нормативную  определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие  решать поставленные задачи и достигать  цели. Есть законность – есть и правопорядок.

Существование законности и  правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.

Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности  и эффективности. Речь идет о целой  системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать  соблюдение законов и поддержания  должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой  это не происходит. 

 
Глава I. Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии.

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием  наиболее важные сферы человеческого  общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое  условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее  время, когда общественное отношение  приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем  в режиме прочной законности, реально  существуют четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

В юридического литературе существует несколько определений правовой категории «законности». Борисов В.В. дает следующее определение: Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами.

В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых  у всех участников правовых отношений  формируется внутренняя потребность  в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как  метода государственного руководства  обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом  соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических  норм.

В последние годы предпринимаются  попытки по – новому сформулировать понятие законности. В частности  Н.В. Витрук пишет: « Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве». [1], В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов». [2]

Данные суждения о понятии  законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов  познания, это объясняет происхождения  множества определений законности. В системе все это аспекты  образуют методологическую основу научной  разработки законности как сложного политико-правового явления.

В данном случае под аспектом понимается способ отражения существенных особенностей социально-экономических  процессов посредством категории  «законность».

В связи с этим можно  выделить два аспекта: внутренний и  внешний.

Внешние определяют место  и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для  познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести  социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.

Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним  относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

Законность-основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием  наиболее важные сферы человеческого  общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое условие  гармоничного функционирования человеческого  общества, становится реальной силой  в более позднее время, когда  общественное отношение приобретает  новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.[3]

В обществе, функционирующем  в режиме прочной законности, реально  существуют четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сущность законности есть строгое и полное осуществление  предписаний правовых законов и  основанных на них юридических актов  всеми субъектами права.

Данное требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует  не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс  формирования правового государства  и гражданского общества.

 

1.1. Признаки, требования  и принципы законности.

 

Данное понимание сущности законности позволяет говорить о  ее содержании как системном образовании  со сложной элементарной структурой, посредством которой в понятии  законности обобщаются предметы –  носители признаков описываемого явления. В своем единстве они образуют категорию «законность», а ее анализ позволяет выявить признаки законности.

К элементам категории  «законность» относят: а) совокупность идей, взглядов и принципов, составляющие теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, которые осуществляют объединение  смысла и значения данной категории  в системе правовых явлений;  б) системообразующее требование строго и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития; в) цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности - достигается в процессе реализации точного соблюдения действующего законодательства; г) нормативная основа законности – право; д) мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности является связующим звеном во всей теоретической конструкции, так как именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности; е) средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

Законность характеризуется  следующими основными признаками:

1. Причинно-следственная  обусловленность законности политико – правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве; 2. Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения; 3. Высокая степень абстрактности, которая объясняется собирательным содержании «законности»; 4. Объективный характер законности; 5. Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния; 6. Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Основные требования законности заключаются в следующем:

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силы. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

2. Единство понимания и  применения законов на всей  территории их действия. Законы представляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящемся в сфере временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все государственных образования, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.

3. Равная возможность всех  граждан пользоваться защитой  закона и их равная обязанность  следовать их предписаниям (равенство  всех перед законом и судом). Прочий эффективный режим законности  в обществе возможен только  в условиях равенства всех  людей перед законом и судом.  С одной стороны, субъекты права  должны в полном объёме выполнять  возложенные на них обязанности,  подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов других граждан.

4. Осуществление прав и  свобод человеком не должно  нарушать права и свободы других  лиц. В условиях правовой государственности  это требование имеет принципиальное  значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав интересов других граждан государства.

5. Недопустимость противопоставления  законности и целесообразности. Потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

6. Предотвращение и эффективная  борьба с правонарушениями важное требование законности. Правовое государство создаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Решения конституционного суда являются окончательными, к опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким  образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.

Исходя из этого, законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс  совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем  строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния  правомерности в системе социальных отношений.

В качестве подтверждения  сделанных выводов относительно содержания понятии законности могут  быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения  и внутреннего убеждения субъектов  по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.

В юридической литературе приводится различное количество принципов. Наиболее адекватно суть рассматриваемого явления  отражают следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь  законности и культурности. [4]

Единство законности –  основополагающий принцип. Значение этого  принципа состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и  характера объектов воздействия. Здесь речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод граждан это принцип  не только законности, но и права. Роль данного принципа в повышении  уровня законности заключается в  значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.

Неотвратимость наказания  за совершенное правонарушение –  суть этого принципа заключается  в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принцип позволяет участникам отношений  в соответствии с нормами права  принять наиболее правильное решение  и вариант поведения применительно  к фактическим обстоятельствам  и в рамках закона.

Взаимосвязь законности и  культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой  законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

1.2. Гарантии законности: понятие и виды.

 

Гарантии законности это  – это обусловленная закономерностями общественного развития система  условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую  упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.

Гарантии законности в юридической  литературе подразделяют на две группы: общие и специальные. Экономические, политико-идеологические, нравственно  – духовные гарантии относятся к  общему виду гарантия. К специальным  гарантиям – относят юридические. [5]

Определяющее значение среди  общих гарантий имеют экономические  и политические: различные формы  собственности и соответствующий  им способ производства, бескризисное развитее экономики, уровень занятости  населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в  обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие в этих сферах создает  благоприятную среду для развития преступности.

Нравственно-духовные гарантиями законности - являются благоприятная  морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов.

Поэтому нравственно –  духовные начала в любом процессе играю важную роль, так как в  государстве, в котором господствует волюнтаризма, где игнорируются нормы  морали и права, исторические традиции и обычаи, то данная страна движется к политической и экономической  деградации.

Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер  по укреплению законности. Последние  являясь непосредственным способом обеспечения законности, в то же время производны о первых; специальные  гарантии должны быть, закреплены в  нормативно-правовых актах.

Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями  социально-экономического строя система  условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

В связи с изменением форм собственности новое гражданское  законодательство России в значительной мере изменяет условия обеспечения  законности в сфере имущественных  отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет  в рамках специально – юридических  гарантиях дополнительно выделить два самостоятельных типа: Правовые, которые предусмотрены действующим  законодательством и являются обязательными  для всех и договорные, которые  обусловлены нормативными актами, регулирующими  сферу договорных отношений, распространяются только на участников договорных отношений.

В научной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических  гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующая восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве.

Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.

 

Правопорядок – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права  правопорядок не мыслим. Само это понятие  слагается их двух слов «право» и  «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права  – вносить определенный порядок  во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».[6]

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в  значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные  идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды  или идеи.

Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены  общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.

Установление твердого правопорядка является одной из основных задач  современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так  и называется «Порядок во власти –  порядок в стране». В нем, в  частности говорится: « России нужен  порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его  наводить. Абсолютное большинство возникающих  у нас проблем порождено, с  одной стороны пренебрежением к  правовым нормам, с другой – неумелыми  действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом  государственном организме. Не повысив  качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом  номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов».[7]

Мысль сформирована вполне четко  – России нужен не полицейский  порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень  правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Формирование правового  порядка участвует все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.

1. Нормы права - это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования,  моделирующее "идеальный" правопорядок.

2. Правоотношение - элемент  механизма правового регулирования,  обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются  завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.

Структура правопорядка - это  единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой  как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен  только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым. [8]

Особенность правопорядка как  специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

 

2.1. Соотношение  правового и общественного порядка.

 

Необходимо различать  два понятия «правопорядок» и  общественный порядок», так как они  соотносятся между собой как  часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок  предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих  в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.