Законность и правопорядок. 24

Введение

 

Законность и правопорядок  являются объектом пристального внимания ученых – юристов.

В юридической литературе нет единого  мнения о толковании данных правовых категорий, существует множество определений  законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются  на одних и тех же принципах, тесно  взаимосвязаны с властью, у них  единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют  формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность –  своеобразные инструменты, позволяющие  решать поставленные задачи и достигать  цели. Есть законность – есть и правопорядок.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, изучение категории правопорядок, определение ее соотношения с иными правовыми явлениями и категориями, позволяет выделить основные направления и меры по охране правопорядка, а укрепление и соблюдение законности и правопорядка является важнейшей функцией государства, одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время.

Объект  исследования: общественные отношения в сфере правового порядка.

Предметом исследования является определение  правового порядка, его сущности и социального назначения.

  Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

  1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
  2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.
  3. Раскрыть сущность правопорядка.
  4. Определить роль  правопорядка и законности в социальной жизни.

При работе с источниками и обработке  информации использовались общенаучные  и правовые методы: анализа, сравнения, синтеза материала, технико-юридический    и формально-юридический методы.

При написании курсовой работы в качестве теоретической базы использовались монографии, журнальные статьи, посвященные проблеме понимания правового порядка, учебные пособия.

 

 

 

  1. Правовой порядок
    1. Подходы к пониманию правового порядка

Общепризнано, что порядок –  это форма упорядочения сфер общественных отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам  всего общества, с помощью социальных норм: норм морали, права, обычаев. Порядок – это состояние налаженности, организованности, благоустроенности; правильность, систематичность, строгая определенность, последовательность. В философии под порядком понимается  “ясная и четкая организация какой-либо сферы деятельности” [14, c.527]. Порядок, как высочайшая социальная ценность, соизмерим прежде всего с правом в современной его интерпретации – как верховенствующий регулятор, выражающий общесоциальную политическую справедливость в его принципах и нормах, охраняемых государством в русле гармоничного сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества.

Общественный  порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами  общества, утвердившейся как образ  жизни в результате воздействия  всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости. В более широком, научном аспекте общественный порядок рассматривается как “определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их общественных интересов, общественное и личное спокойствие” [7, c.490]. В узком же смысле общественный порядок понимают как порядок отношений только в общественных местах [7, c.491]. Такая его трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах.

Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, общественный порядок – это соответствующая  интересам и потребностям общества и личности социально-правовая урегулированность  всей совокупности отношений между  людьми, государственными и общественными  структурами.

Общественный  порядок – результат успешной и эффективной реализации предписаний  и требований, заложенных в потенциале всех социальных норм, складывающихся и функционирующих в обществе, включая юридические нормы [13, c.216].

Правопорядок  является главной составной частью общественного порядка, однако складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права [6, c.383]. От особенностей, содержания, состояния правопорядка во многом зависит и функционирование общественного порядка в целом. В порядке обратной связи устойчивый, качественный общественный порядок закладывает благоприятные условия для становления должного правопорядка. Однако правопорядком охватываются не все сферы общественных отношений. Определенные виды общественных отношений не нуждаются в правовой регламентации и обеспечиваются другими социальными регуляторами. В этом смысле правопорядок – это элемент системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Однако следует отметить, что в настоящее время границы и пределы правового регулирования расширяются и, следовательно, увеличивается сфера правового воздействия.

В отличие от правопорядка общественный порядок обеспечивается преимущественно  средствами общественного воздействия. Но это не значит, что общественный порядок безразличен для государства  и оно не участвует в его  обеспечении. Во-первых, присутствие  в структуре общественного порядка  в качестве важнейшей части  правопорядка уже само по себе обусловливает позитивное государственное воздействие на общественный порядок. Во-вторых, общественный порядок как целое не может не оказывать существенное влияние на правопорядок как на составную часть. Не случайно он присутствует в качестве элемента объективной стороны ряда преступлений (преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения) и административных правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок.

Понятие “правовой порядок” возникло еще  в античную эпоху и служит отражением реального состояния, а его “фундаментом”  является не законность вообще, а право, его принципы и принципы правовой законности. Правовой порядок лежит в основе общественных отношений, регламентируемых, охраняемых посредством права, и имеет место, когда:

  1. Все общественные отношения, нуждающиеся в юридической защите, упорядочены в соответствие с объективно обусловленными потребностями общества;
  2. правовым законодательством общественные отношения урегулируются системно в русле гармоничного сочетания интересов личности и общества;
  3. регламентация юридически гарантированная;
  4. права и обязанности субъектов права, их единство формулируются точно, ясно, доходчиво;
  5. правовые предписания проводятся в жизнь реально в соответствие с принципами правовой законности [5, c.439].

Как правовое явление правопорядок имеет  двойственную природу. В абстрактно-общей форме правовой порядок как должный порядок устанавливается при правовом регулировании общественных отношений.

Под правопорядком в абстрактном значении имеется в виду предмет правовой регуляции, то есть статичное состояние права, абстрактно-общие нормы объективного права, предусматривающие юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции. Правовой порядок в абстрактном значении выступает как цель правового регулирования, то есть порядок, к достижению которого стремится законодатель.

От  абстрактно-должного правопорядка отличается реальный правопорядок как результат действительного соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических обязанностей. Исходя из вышесказанного под реальным правопорядком имеется в виду фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно-должный правопорядок, то есть надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права. Реальный правовой порядок – это уровень реализованной в обществе правовой законности, включающий четко отлаженное функционирование органов государственной власти и управления, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в общественной жизни; обстоятельный контроль за состоянием преступности в обществе и оперативное и эффективное реагирование на факты противоправного поведения.

В современной литературе широко представлены  позиции, которые характеризуют  правопорядок как упорядоченную  систему общественных отношений, основанных на правовых предписаниях, устанавливаемую  в обществе в результате действия норм законности. Правопорядок – многоаспектное, многоуровневое понятие [17, c. 530].

По  мнению Н.Г. Александрова, правопорядок – это порядок в волевых  общественных отношениях, регулируемых правовыми нормами, который устанавливается  посредством обеспечения законности и выражается в неуклонном выполнении юридических обязанностей участниками  правоотношений и в реально гарантированном осуществлении их субъективных прав [15, c.252].

Так, С.С.Алексеев отмечает, что “правопорядок  – это состояние фактической  упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление  требований законности” [1, c.38]. А.Ф.Черданцев, например, рассматривает правопорядок как “порядок общественных отношений, складывающийся в результате соблюдения и исполнения  законов и основанных на них юридических актов.  Правопорядок – результат действия законности” [19, c.389]. Наиболее общее определение правопорядка дает В.С.Нерсесянц: “Правовой порядок (правопорядок) – это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции” [9, c.529]. Профессор Марченко в своей работе ссылается на А.С.Шабурова, который считает, что правопорядок можно как “основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества” [10, c. 324].

В данных определениях ничего не говорится  о том, правильна ли  установившаяся в обществе система общественных отношений, хорошо ли она организованна, обеспечивает ли “состояние благоустройства  и налаженности”, “ясность и четкость организации”. Можно предположить, что авторы исходят из того, что организация общественных отношений на основе правовых норм – это всегда правильная организация. На основе представленного можно утверждать, что правопорядок всегда имеется там, где есть объективное право. Но с этим согласны не все авторы.

В.В. Борисов определяет конкретные признаки правопорядка и считает, что правопорядок – это “объективно и субъективно  обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется  внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах  права и законности, а также  на демократических, гуманистических  и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права” [2, c.544]. При этом автор отмечает, что “в любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе совокупность отношений, но в одних государствах существует правовой порядок, а в других эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония, как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах. Только при демократических и гуманных режимах, когда право проявляет искусство добра и справедливости, порождаются правовые порядки” [2, c.550]. Следует отметить, что В.В. Борисов предпринял попытку расширить и углубить это понятие, рассмотреть его как социально-политическое и государственно-правовое явление. Отправная позиция заключается в том, что правопорядок есть слияние двух начал: объективных законов развития общества, потребностей упорядоченности и субъективной деятельности людей. Как государственно-правовое явление, правопорядок возникает и существует, где и когда государственная власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.

      Каждый из авторов подчеркивает  наиболее характерные особенности  такого общественного феномена, как правовой порядок – естественное  и нормальное состояние всех  опосредуемых правом сторон жизнедеятельности  людей и их объединений. Нельзя не вернуться и к предложению понимать под правопорядком систему правоотношений [4, c.61]. Однако в отечественной правовой науке вопрос о понятии правоотношения является дискуссионным.

В формировании правового порядка  участвуют  следующие элементы механизма  правового регулирования общественных отношений: нормы права, правоотношения и акты реализации права. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая устанавливает правовой порядок.

Правовые  нормы являются нормативной предпосылкой правопорядка, выступают первичным  звеном механизма правового регулирования, моделирующим “идеальный” правопорядок.

Правоотношения  – элемент механизма правового  регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений [8, c.488].

В случаях, когда для воплощения правовой нормы в жизнь требуется вынесение  соответствующего решения специально уполномоченным субъектом, то завершающей  предпосылкой правопорядка является акт правореализации. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

В правовом порядке все юридические  явления (правосознание, принципы, законы, правореализация), их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочностью, справедливостью, нравственностью, гуманизмом и пр.) трансформируются в поведенческом взаимодействии людей, придавая им более высокие качественные характеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия.

Таким образом, правовой порядок – это  объективно и субъективно обусловленное  состояние социальной жизни, которое  характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных  требованиях, принципах права и  законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Правопорядок является результатом эффективного действия законодательства, качественного воплощения в жизнь норм права и установления законности. Однако правовой порядок нельзя отождествлять с другими социальными и правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественную определенность, что обусловливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом.

 

    1. Соотношение понятий правопорядок, законность и право

 

В правовой сфере трудно найти явления  более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к  тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они  употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, потому что это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

При исследовании средств властвования и путей осуществления государственной  власти берется одна связь. Здесь  законность выступает методом государственного руководства обществом [11, с.256]. Причем не сам правовой метод, а его состояние, качественные характеристики.

При рассмотрении отправных начал, основ  деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов  права и поведения граждан  имеет место новая связь, где  законность выступает основным конституционным  принципом [6, c.386]. При анализе демократии она выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия. При характеристике нормативных и правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят о законности, как об их важнейшем сущностном качестве. Сердцевиной законности является требование точного понимания и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права и обеспечение выполнения ими возложенных обязанностей, осуществление ответственности. Указанные моменты необходимо учитывать при сопоставлении правопорядка и законности.

В правовой системе общества есть три  категории, которые тесно взаимосвязаны  – это право, законность, правопорядок. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно  взаимосвязаны с властью, у них  единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют  формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Право, законность, правопорядок – различные  по содержанию и характеру категории. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы – юридическая основа правопорядка; законность – средства его установления; правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь [6, c.441].

Право – установленная законом государственная  воля, объективированная форма, имеющая  нормативную определенность; законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и  их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок – состояние  правовой жизни общества, упроченная система правовых отношений [7, с.512].

Они представляют собой различные этапы  реализации воли и интересов власти и народа. Право – начальный  этап оформления воли и интересов  в обязательные для всех правила; законность – реализующее право  правовое качество нормативных и  правореализационных актов; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной власти и народа. Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

Право и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и  совершенство правопорядка находятся  в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов [6, с.385].

Различны  их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок – как следствие. При анализе  законности оперируют количественными  и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка –  состояниями и их качеством .

Право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, а законность – реальность их реализации, правопорядок – осуществленность, действительность. Если законность – это качество нормотворческого и правореализационного процессов, то правопорядок – одно из существенных проявлений этих состояний. Каждая из форм выражения законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках.

Законность  выступает своеобразным правовым средством  в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию  правопорядка. Это условие его  функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т.д [11, c.269].

Таким образом, можно сделать вывод, что в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее:

  1. Наличие в обществе и государстве правового массива подзаконных нормативных актов, а также соблюдение принципов права в самом подзаконном (ведомственном) нормотворчестве. Главное в содержании правопорядка применительно к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов, направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.
  2. Наличие и действие принципа иерархии по юридической силе в подсистеме подзаконных нормативных актов.
  3. Полное и точное соблюдение, исполнение и использование конституционных положений и норм законов субъектами права – органами всех ветвей государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, должностными лицами, гражданами и другими физическими лицами.
  4. Всестороннее обеспечение и эффективную охрану (защиту) действия всего массива подзаконных нормативных актов.

 

 

  1. Сущность правопорядка
    1. Содержание и принципы правового порядка

 

Под сущностью какого-либо явления  или предмета понимают внутреннее его  содержание, основные черты и специфические характеристики [18, с.758]. Анализируя правопорядок, следует отметить, что это социально-правовая категория. Как составная часть общества, он несет на себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.

Правопорядок реализуется в  системе правовых структур, элементов  и процессов, существенных свойств  и признаков. В нем можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание [16, c.367].

Материальное содержание – это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общественных процессов, отношения и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание следует рассматривать как суммированный  результат государственной воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат: реализованной  системы прав и законности, проявляющейся  в поведении всех участников правовых предписаний;

взаимосвязанной системы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических  обязанностей участников правопорядка;

упорядоченности правовых элементов, процессов, отношений  и связей.

Под формой правопорядка понимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, форма  выступает в качестве способа  существования правового порядка. Сюда следует отнести:

  1. Правовое оформление порядка – внутреннюю организацию и внешнее проявление;
  2. все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;
  3. динамические процессы – развитие, движение и изменения» отраженные в процессуальном праве;
  4. динамичные, конкретные проявления в жизни, определенные правила поведения участников.

Содержание и формы правопорядка находятся в единстве. В этом заключается  источник его жизненности и эффективности. Форма менее подвижна и более  консервативна, более устойчива  и стабильна. Но она не пассивная  сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь  формализации и придавая ему качественную определенность. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные  с установлением, функционированием  и поддержанием правопорядка.

Правопорядок обладает признаками, позволяющими отличать данное понятие  от иных правовых категорий. Признаки правопорядка могут быть определены следующим образом [3, c.492]:

  1. Это порядок, складывающийся в общественных отношениях.
  2. Определяется правовыми нормами.
  3. Представляет собой упорядоченность общественной жизни.
  4. Обеспечивается государством посредством мер правового воздействия.

Названные черты характеризуют  правопорядок с качественной стороны. Но не меньшее значение имеет и  его количественная сторона, а, как  известно, от  количества зависит  и качество. Говорить об абсолютном порядке не приходится – это идеальная  ситуация, которая остается вечной целью правового регулирования. Поэтому в деятельности государства  присутствуют  чрезвычайно многообразные, постоянно совершенствуемые направления  и формы обеспечения правопорядка. Исходными положениями в этой деятельности должны служить выдвигаемые  наукой принципы правопорядка. Различные авторы выделяют различные принципы правопорядка. У В.С. Нерсесянца, например, принципы правопорядка совпадают с принципами законности. В.Д. Перевалов выделил шесть принципов [11, c.268]: