Законность и правопорядок. 24
Введение
Законность и правопорядок являются объектом пристального внимания ученых – юристов.
В юридической литературе нет единого мнения о толковании данных правовых категорий, существует множество определений законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.
Действительно, эти категории формируются
на одних и тех же принципах, тесно
взаимосвязаны с властью, у них
единое государственно-волевое
Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.
Актуальность выбранной темы заключается в том, изучение категории правопорядок, определение ее соотношения с иными правовыми явлениями и категориями, позволяет выделить основные направления и меры по охране правопорядка, а укрепление и соблюдение законности и правопорядка является важнейшей функцией государства, одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время.
Объект исследования: общественные отношения в сфере правового порядка.
Предметом исследования является определение правового порядка, его сущности и социального назначения.
Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
- Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
- Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.
- Раскрыть сущность правопорядка.
- Определить роль правопорядка и законности в социальной жизни.
При работе с источниками и обработке информации использовались общенаучные и правовые методы: анализа, сравнения, синтеза материала, технико-юридический и формально-юридический методы.
При написании курсовой работы в качестве теоретической базы использовались монографии, журнальные статьи, посвященные проблеме понимания правового порядка, учебные пособия.
- Правовой порядок
- Подходы к пониманию правового порядка
Общепризнано, что порядок – это форма упорядочения сфер общественных отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества, с помощью социальных норм: норм морали, права, обычаев. Порядок – это состояние налаженности, организованности, благоустроенности; правильность, систематичность, строгая определенность, последовательность. В философии под порядком понимается “ясная и четкая организация какой-либо сферы деятельности” [14, c.527]. Порядок, как высочайшая социальная ценность, соизмерим прежде всего с правом в современной его интерпретации – как верховенствующий регулятор, выражающий общесоциальную политическую справедливость в его принципах и нормах, охраняемых государством в русле гармоничного сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества.
Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившейся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости. В более широком, научном аспекте общественный порядок рассматривается как “определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их общественных интересов, общественное и личное спокойствие” [7, c.490]. В узком же смысле общественный порядок понимают как порядок отношений только в общественных местах [7, c.491]. Такая его трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах.
Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, общественный порядок – это соответствующая интересам и потребностям общества и личности социально-правовая урегулированность всей совокупности отношений между людьми, государственными и общественными структурами.
Общественный порядок – результат успешной и эффективной реализации предписаний и требований, заложенных в потенциале всех социальных норм, складывающихся и функционирующих в обществе, включая юридические нормы [13, c.216].
Правопорядок является главной составной частью общественного порядка, однако складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права [6, c.383]. От особенностей, содержания, состояния правопорядка во многом зависит и функционирование общественного порядка в целом. В порядке обратной связи устойчивый, качественный общественный порядок закладывает благоприятные условия для становления должного правопорядка. Однако правопорядком охватываются не все сферы общественных отношений. Определенные виды общественных отношений не нуждаются в правовой регламентации и обеспечиваются другими социальными регуляторами. В этом смысле правопорядок – это элемент системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Однако следует отметить, что в настоящее время границы и пределы правового регулирования расширяются и, следовательно, увеличивается сфера правового воздействия.
В
отличие от правопорядка общественный
порядок обеспечивается преимущественно
средствами общественного воздействия.
Но это не значит, что общественный
порядок безразличен для
Понятие “правовой порядок” возникло еще в античную эпоху и служит отражением реального состояния, а его “фундаментом” является не законность вообще, а право, его принципы и принципы правовой законности. Правовой порядок лежит в основе общественных отношений, регламентируемых, охраняемых посредством права, и имеет место, когда:
- Все общественные отношения, нуждающиеся в юридической защите, упорядочены в соответствие с объективно обусловленными потребностями общества;
- правовым законодательством общественные отношения урегулируются системно в русле гармоничного сочетания интересов личности и общества;
- регламентация юридически гарантированная;
- права и обязанности субъектов права, их единство формулируются точно, ясно, доходчиво;
- правовые предписания проводятся в жизнь реально в соответствие с принципами правовой законности [5, c.439].
Как правовое явление правопорядок имеет двойственную природу. В абстрактно-общей форме правовой порядок как должный порядок устанавливается при правовом регулировании общественных отношений.
Под правопорядком в абстрактном значении имеется в виду предмет правовой регуляции, то есть статичное состояние права, абстрактно-общие нормы объективного права, предусматривающие юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции. Правовой порядок в абстрактном значении выступает как цель правового регулирования, то есть порядок, к достижению которого стремится законодатель.
От абстрактно-должного правопорядка отличается реальный правопорядок как результат действительного соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических обязанностей. Исходя из вышесказанного под реальным правопорядком имеется в виду фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно-должный правопорядок, то есть надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права. Реальный правовой порядок – это уровень реализованной в обществе правовой законности, включающий четко отлаженное функционирование органов государственной власти и управления, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в общественной жизни; обстоятельный контроль за состоянием преступности в обществе и оперативное и эффективное реагирование на факты противоправного поведения.
В современной литературе широко представлены позиции, которые характеризуют правопорядок как упорядоченную систему общественных отношений, основанных на правовых предписаниях, устанавливаемую в обществе в результате действия норм законности. Правопорядок – многоаспектное, многоуровневое понятие [17, c. 530].
По
мнению Н.Г. Александрова, правопорядок
– это порядок в волевых
общественных отношениях, регулируемых
правовыми нормами, который устанавливается
посредством обеспечения
Так, С.С.Алексеев отмечает, что “правопорядок – это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности” [1, c.38]. А.Ф.Черданцев, например, рассматривает правопорядок как “порядок общественных отношений, складывающийся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них юридических актов. Правопорядок – результат действия законности” [19, c.389]. Наиболее общее определение правопорядка дает В.С.Нерсесянц: “Правовой порядок (правопорядок) – это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции” [9, c.529]. Профессор Марченко в своей работе ссылается на А.С.Шабурова, который считает, что правопорядок можно как “основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества” [10, c. 324].
В данных определениях ничего не говорится о том, правильна ли установившаяся в обществе система общественных отношений, хорошо ли она организованна, обеспечивает ли “состояние благоустройства и налаженности”, “ясность и четкость организации”. Можно предположить, что авторы исходят из того, что организация общественных отношений на основе правовых норм – это всегда правильная организация. На основе представленного можно утверждать, что правопорядок всегда имеется там, где есть объективное право. Но с этим согласны не все авторы.
В.В.
Борисов определяет конкретные признаки
правопорядка и считает, что правопорядок
– это “объективно и
Каждый из авторов
В
формировании правового порядка
участвуют следующие элементы механизма
правового регулирования
Правовые
нормы являются нормативной предпосылкой
правопорядка, выступают первичным
звеном механизма правового
Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений [8, c.488].
В
случаях, когда для воплощения правовой
нормы в жизнь требуется
В правовом порядке все юридические явления (правосознание, принципы, законы, правореализация), их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочностью, справедливостью, нравственностью, гуманизмом и пр.) трансформируются в поведенческом взаимодействии людей, придавая им более высокие качественные характеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия.
Таким образом, правовой порядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Правопорядок является результатом эффективного действия законодательства, качественного воплощения в жизнь норм права и установления законности. Однако правовой порядок нельзя отождествлять с другими социальными и правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественную определенность, что обусловливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом.
- Соотношение понятий правопорядок, законность и право
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, потому что это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.
При
исследовании средств властвования
и путей осуществления
При рассмотрении отправных начал, основ деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов права и поведения граждан имеет место новая связь, где законность выступает основным конституционным принципом [6, c.386]. При анализе демократии она выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия. При характеристике нормативных и правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят о законности, как об их важнейшем сущностном качестве. Сердцевиной законности является требование точного понимания и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права и обеспечение выполнения ими возложенных обязанностей, осуществление ответственности. Указанные моменты необходимо учитывать при сопоставлении правопорядка и законности.
В правовой системе общества есть три категории, которые тесно взаимосвязаны – это право, законность, правопорядок. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.
Действительно,
эти категории формируются на
одних и тех же принципах, тесно
взаимосвязаны с властью, у них
единое государственно-волевое
Право, законность, правопорядок – различные по содержанию и характеру категории. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы – юридическая основа правопорядка; законность – средства его установления; правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь [6, c.441].
Право
– установленная законом
Они представляют собой различные этапы реализации воли и интересов власти и народа. Право – начальный этап оформления воли и интересов в обязательные для всех правила; законность – реализующее право правовое качество нормативных и правореализационных актов; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной власти и народа. Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.
Право и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов [6, с.385].
Различны
их связи и зависимости: если законность
выступает как причина, то правопорядок
– как следствие. При анализе
законности оперируют количественными
и качественными
Право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, а законность – реальность их реализации, правопорядок – осуществленность, действительность. Если законность – это качество нормотворческого и правореализационного процессов, то правопорядок – одно из существенных проявлений этих состояний. Каждая из форм выражения законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках.
Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т.д [11, c.269].
Таким образом, можно сделать вывод, что в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее:
- Наличие в обществе и государстве правового массива подзаконных нормативных актов, а также соблюдение принципов права в самом подзаконном (ведомственном) нормотворчестве. Главное в содержании правопорядка применительно к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов, направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.
- Наличие и действие принципа иерархии по юридической силе в подсистеме подзаконных нормативных актов.
- Полное и точное соблюдение, исполнение и использование конституционных положений и норм законов субъектами права – органами всех ветвей государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, должностными лицами, гражданами и другими физическими лицами.
- Всестороннее обеспечение и эффективную охрану (защиту) действия всего массива подзаконных нормативных актов.
- Сущность правопорядка
- Содержание и принципы правового порядка
Под сущностью какого-либо явления или предмета понимают внутреннее его содержание, основные черты и специфические характеристики [18, с.758]. Анализируя правопорядок, следует отметить, что это социально-правовая категория. Как составная часть общества, он несет на себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.
Правопорядок реализуется в системе правовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. В нем можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание [16, c.367].
Материальное содержание – это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общественных процессов, отношения и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией.
Государственно-волевое
Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат: реализованной системы прав и законности, проявляющейся в поведении всех участников правовых предписаний;
взаимосвязанной системы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка;
упорядоченности правовых элементов, процессов, отношений и связей.
Под формой правопорядка понимается
присущая ему организация содержания.
Отражая его внутреннюю структуру,
закономерности реального мира, форма
выступает в качестве способа
существования правового
- Правовое оформление порядка – внутреннюю организацию и внешнее проявление;
- все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;
- динамические процессы – развитие, движение и изменения» отраженные в процессуальном праве;
- динамичные, конкретные проявления в жизни, определенные правила поведения участников.
Содержание и формы
Правопорядок обладает признаками, позволяющими отличать данное понятие от иных правовых категорий. Признаки правопорядка могут быть определены следующим образом [3, c.492]:
- Это порядок, складывающийся в общественных отношениях.
- Определяется правовыми нормами.
- Представляет собой упорядоченность общественной жизни.
- Обеспечивается государством посредством мер правового воздействия.
Названные черты характеризуют
правопорядок с качественной стороны.
Но не меньшее значение имеет и
его количественная сторона, а, как
известно, от количества зависит
и качество. Говорить об абсолютном
порядке не приходится – это идеальная
ситуация, которая остается вечной
целью правового регулирования.
Поэтому в деятельности государства
присутствуют чрезвычайно многообразные,
постоянно совершенствуемые направления
и формы обеспечения
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок в современной россии
- Законность и правопорядок в современной России
- Законность и правопорядок в современной России
- Законность и правопорядок в современной России
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок