Законность и правопорядок. 25
Введение
Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе правовой надстройки. Законность и правопорядок неотделимы от права, его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических исследований. Но как бы ни были многочисленны и глубоки теоретические и практические проблемы законности, как бы ни был высок уровень их исследований, следует отметить, что каждый новый этап развития нашего общества вновь и вновь ставит перед наукой казалось бы уже давно полностью решенные проблемы в этой сфере и выдвигает новые. Наряду с постановкой традиционных теоретических и практических вопросов законности (роль прокуратуры, суда, арбитража, милиции, государственных органов в обеспечении законности в их нормальной деятельности) неизмеримо возросло значение анализа ее функционирования во всех сферах хозяйственного и культурного строительства. Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но в конечном счете обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно, порождает различные взгляды. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства. В теории права отмечается, что понятие "законность" характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества. Законность и правопорядок - фундаментальная категория юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо. Еще до начала глубоких социальных преобразований в России отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) уделяли значительное внимание в статьях и в специальных монографических исследованиях. Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня в нашей стране. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности. Ответов на этот вопрос может быть несколько. Не исключено, что проблема законности и правопорядка "оттеснена" вниманием к другим острым проблемам переходного периода. В нашем законодательстве были и существуют законы,
1
которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или
корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества. В нашей действительности есть и такие нормативно-правовые акты, которые в целом или в части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости, свободы и равенства граждан. Такие акты нередко становятся объектом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. Разумеется, не менее важным является сам закон, который придает сложившимся в обществе отношениям некую форму, упорядоченность. Именно закон либо способствует укреплению законности и правопорядка, либо сводит на нет все самые благие начинания. К сожалению, часто именно он сам содержит в себе причину нарушения. Прежде чем принимать закон, следует проработать механизм его реализации, так как законы - декларации, которые не имеют точек соприкосновения с действительно сложившимися общественными отношениями, обречены на нарушение и лишь повышают правовой нигилизм масс. Другая проблема – сложность, запутанность законов, когда в них не могут разобраться даже опытные юристы, не говоря уже о простых людях. Пример – ситуация со сбором налогов, когда люди, не желая нарушать закон, все- таки делают это по причине сложнейшей системы налогообложения. Распространен взгляд, что закон должен регулировать лишь самые существенные вопросы - остальное дополнят другие нормативные акты. В результате сложилась практика, когда закон обрастает массой подзаконных актов или содержит отсылки к другим нормативным актам. Такая ситуация порождает правовую анархию, т.е. прямые или косвенные основания нарушения законности в государстве. Серьезное препятствие - ведомственное нормотворчество, когда слово "законодательство" стало употребляться в искаженном смысле для обозначения и тех актов, которые законами не являются. Это ведет к нарушению верховенства закона, его девальвации. Следовательно, одно из главных направлений обеспечения правовой законности и правопорядка - "выверенная законодательная политика, строгая законодательная стратегия". Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с законностью и правопорядком. Задачи: 1) Рассмотреть понятия, принципы, требования законности; 2) Рассмотреть понятие правопорядка и общественного порядка; 3) Выявить соотношение законности и правопорядка
2
Понятие законности и правопорядка. Соотношение этих понятий.
Содержание
ГЛАВА 1. Законность – понятие , основные принципы, требования и гарантии.
1.1. Признаки, принципы и требования законности
1.2. Гарантии законности: понятие и виды
ГЛАВА 2. Формирование правового порядка.
2.1. Понятие и принципы правопорядка
2.2. Структура и функции правопорядка
ГЛАВА 3. Взаимосвязь законности и правопорядка.
3.1 Соотношение законности и правопорядка и их роль в жизни общества
3.2 Проблемы и основные пути укрепления законности и правопорядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах — законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей — граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.
Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законность в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.
Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели.
Целью предлагаемой курсовой работы является рассмотрение таких понятий как законность и правопорядок, а также их сопоставление. В связи с определенной целью необходимо отметить следующие задачи курсовой работы:
1. Выявление сущности законности, их принципы, требования и гарантии.
2. Раскрытие понятия, структуры правопорядка, а также его основных функций.
1
3. Взаимосвязь законности и правопорядка и их роли в жизни общества.
Курсовая работа разбита на 3 главы, которым предшествует введение, отражающее актуальность рассматриваемого вопроса, а также оканчивающее работу заключение, подводящее основные итоги.
В ходе написания данной курсовой была использована литература, список которой представлен в конце работы.
2
ГЛАВА 1. ЗАКОННОСТЬ – ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ГАРАНИТИИ
1.1. Понятие, принципы и требования законности
Законность раскрывает содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Уровень и состояние законности служат определяющим критерием оценки правовой жизни общества. Законность как особое юридическое явление появилось вместе с законодательством и правосудием. Любое государство не может обойтись без законов и заинтересованно в проведении их в жизнь.
Существую разные подходы к определению законности. Основные из них:
Ø Законность – это правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений;
Ø Законность – это принцип или требование такого соблюдения;
Ø Законность – это метод государственного руководства общества, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;
Ø Законность – это режим общественной жизни, основанный на таком соблюдении [8, c. 167].
Несмотря на большое многообразие определений законности, ее основой является строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определённый, устоявшийся порядок отношений. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определённых объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированных правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные мотивы должны лежать в основе социального регулирования.
Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причём законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно чётким, определённым, не допускающим произвольного либо противоречивого толкования и применения, не иметь пробелов.
3
Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных
поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляет конституционный суд. В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных органов исполнительной власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса.
Содержание законности в значительной степени зависит от состава её субъектов.
В научной и учебной литературе наметились различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Один из них трактует, что законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не относится к гражданам.
Другой (традиционный подход) заключается в том, что и граждане подпадают в сферу деятельности законности.
Согласно главе 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации требование соблюдения законов в равной мере обращено как к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и к гражданам и их объединениям [1, ст.15].
Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например формирование правового государства и гражданского общества. Такое понимание сущности законности позволяет говорить о её содержании как системном образовании, имеющем сложную элементарную структуру, посредством которой в понятии законности обобщаются предметы – носители признаков описываемого явления. В своём единстве они образуют объём категории «законность», а её анализ позволяет выявить признаки законности.
К элементамсодержания категории «законность» относятся:
1. Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляют теоретико-
4
методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.
2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.
3. Цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.
4. Нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.
5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.
6. Средства, способы, приёмы претворения в жизнь идей и принципов законности [21, c. 214].
На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:
· Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве;
· Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения;
· Высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность»;
· Объективный характер законности;
· Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния;
· Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.
Исходя из этого, законность можно определить как фундаментальную категорию всей юридической науки и практики, уровень и состояние которой служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
5
Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования – то, чего «требует» законность, т.е. сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.
При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.
Верховенство закона.
Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.
Наивысшую юридическую силу имеет конституция – основной закон государства. Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленном законе порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивая режим подлинной законности.
Единство законности
. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе своей законности, отличной от общегосударственной. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.
Целесообразность законности.
Принцип заключается в необходимости выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
Реальность законности. Означает достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов.
6
Наряду с принципами и требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, культурой и т.п.), и, во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в укреплении законности и т.п.). Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.
Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:
– все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
– подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
– акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
– акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения [17, c.187].
Таким же способом исходя из видов деятельности и ее результатов можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка.
1.2 Гарантии законности: понятие и виды
Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими явлениями существует неразрывная органическая связь, ибо законность как явление сопряжена с реализацией существующих законов и иных нормативных актов, образующих систему законодательства. Однако близость указанных явлений не означает их тождества. Подобное отождествление ущербно в первую очередь с практической стороны. Оно объясняется общеобязательным характером правовых предписаний, которые в силу этого в основной своей массе реализуются (хотя не исключается и возможность их нарушения). Отсюда делается вывод, что сам факт наличия нормативных актов влечет за собой законность.
7
Отождествление законодательства и законности порождает иллюзию достаточно легкого решения задачи осуществления и укрепления последней. Создается впечатление, что достаточно издать хороший закон, и будут решены проблемы борьбы с правонарушениями, укрепления прав и свобод граждан, ликвидированы многие негативные явления в общественной жизни. Однако политическая практика не дает оснований для подобного оптимистичного вывода. История знает немало государств, где имелось большое количество правовых актов, законов, а законности не было.
Отождествление законодательства и законности не оправданно и с научной стороны, ибо не позволяет в полной мере отразить содержание такого сложного явления, как законность. Связь законности и законодательства сложна и противоречива.
Поскольку законность заключается в требовании осуществления действующих законов, они служат условием ее существования. Законодательство, таким образом,— основа, нормативная база законности.
Будучи основой законности, законодательство во многом определяет ее характер. В частности, детально разработанная система римского права, его кодификация предопределили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Риме. Однако указанная роль законодательства предполагает и специфические требования к нему.
Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно «правовым», когда в нем находят отражение правовые идеи добра, гуманизма, справедливости, закреплены права человека. Еще раз повторим, что «закон, карающий за образ мыслей, не есть закон, изданный государством для его граждан», а «законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами» Подобные акты не только не обеспечивают законность, но и порождают явления, противоположные ей,— бесправие, произвол, беспредел власти.
Основой подлинной законности может быть только эффективное законодательство, отвечающее потребностям общественного развития. Так, в области имущественных отношений в Российской Федерации последовательное осуществление законности затруднялось тем, что нормы и институты гражданского законодательства устарели и не удовлетворяли условиям рыночных отношений. Принятие нового Гражданского кодекса, соответствующего этим условиям, должно не только повысить эффективность гражданско-правового регулирования, но и поднять уровень законности в этой сфере.
Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно не только отвечать объективным потребностям, но и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Неточные формулировки, пробелы и тем более противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых
8
предписаний, ущемление законности. Необходимым условием последней
является проведение в законодательстве такого важного принципа, как верховенство закона и Конституции, ибо процесс разрушения законности чаще всего начинается с грубых нарушений положений Конституции, с принятия антиконституционных законов, подзаконных актов, противоречащих закону. Вместе с тем надо учитывать, что законность предполагает реализацию не только правовых предписаний, но и обеспечение, хотя и законодательно не закрепленных, «общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» [1, ст. 55].
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок