Законность и правопорядок. 6
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский
Юридический факультет
кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
предмет: Теория государства и права
тема: Законность и правопорядок
Выполнил: студент ____ группы
____ курса ЮФ ГАГУ
Научный руководитель:
Пастухова Д.В.
Курсовая защищена
«___»_________2012
с оценкой __________
Горно-Алтайск
2012
Содержание:
Введение
1. Понятие и принципы законности
2.Принципы законности
3.Обеспечение законности
4. Правопорядок и условия его стабилизации
5. Законность в государственном управлении
6. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Законность как требование
точного и неуклонного
Еще Аристотель считал законность
признаком наилучшей
Законность точно так же, как и демократия, должна оцениваться в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего опыта использования права и государства в жизни людей.
Целью моей курсовой работы является законность и правопорядок в государстве. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие и принципы законности
- раскрыть принципы законности;
- дать анализ обеспечению законности;
- рассмотреть правопорядок и условия его стабилизации;
- Показать законность в государственном управлении;
- Раскрыть режим правозаконности и обеспечение прав граждан
В моей курсовой работе по дисциплине «Теория Государства и права» на тему: «Законность и правопорядок» были использованы правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс», авторы научных публикаций Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной практике; Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право; Матузов Н. И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы) и многие другие авторы опубликовавшие свои научные труды на темы законности и правопорядка.
1. Понятие и принципы законности
Законность является политико-юридическим
принципом деятельности государства.
Строжайшее соблюдение законов –
таково требование законности, обращенное
ко всем органам государственной
власти, органам местного самоуправления,
должностным лицам, гражданам и
их объединениям. И это требование
важно исполнять в любых
В каждой стране процесс становления и развития законности имеет свои особенности, протекает в своеобразных политических условиях и при определенном уровне правовой культуры, имеет свои достижения.
Упрочение режима правозаконности
составляет одну из объективных закономерностей
правовой организации общества, один
из принципов существования
В юридической литературе
существуют самые различные подходы
к определению понятия
Во-первых, законность – это есть соблюдение, исполнение правовых норм всеми субъектами права.
Во-вторых, это требование, принцип соблюдения правовых норм.
В-третьих, – метод государственного руководства обществом.
В-четвертых, – особый правовой режим общественной жизни.
Можно сказать, что это различные стороны законности, характеризующие этот феномен общественной жизни. Различают также понятие законности в узком смысле как соблюдение законов органами государства и должностными лицами.
Различные подходы к пониманию
рассматриваемой юридической
Господствовавшая в советской юриспруденции идея примата государства над обществом и, следовательно, закона над правом, вплоть до недавнего времени делала невозможной объективную оценку места и роли механизма законности в социально-политическом процессе. Отрицание принципа верховенства закона и, 1как следствие, неприятие властью самого механизма законности в качестве инструмента правового регулирования социально-политических отношений означало, прежде всего, качественное изменение отношения к традиционным институтам права. Приоритет государства над правом, использование в качестве методов государственного управления противоправных методов административного и судебного произвола, жесткий партийный контроль над деятельностью правоохранительных органов, широкое использование аналогий права и закона во всех отраслях права и т. д. характеризовали, в той или иной степени, советскую правовую систему.
Реформы, начатые в конце 80-х – начале 90-х гг. в социально-политической жизни страны, призваны способствовать эффективному управлению государственно-правовой системой. В ходе формирования гражданского общества и построения правовой государственности, безусловно, актуализируется значение механизма законности в процессе правового регулирования общественных отношений.
Механизм законности – это система юридических средств, необходимых для установления в обществе и государстве правопорядка, в основе которого лежат общечеловеческие ценности: свобода, равенство, взаимное уважение и соблюдение прав и свобод личности, выполнение юридических обязанностей; для создания условий нормальной жизнедеятельности людей; для стимулирования позитивной и ограничения негативной гражданской активности. Указанный подход характеризуется утверждением господства силы права над силой государства, установлением приоритета прав и свобод личности перед интересами государственного аппарата, несовместимостью существования произвола одновременно с законностью. Законность приобретает значение всеобщего принципа общественно-политического строя – категорического по своей природе требования правомерного поведения от всех субъектов общественных отношений. В связи с этим представляется правомерным вывод о том, что механизм правозаконности имманентно присущ только правовому демократическому государству.
Можно говорить о различных уровнях законности:
· индивидуальный уровень – законность конкретных актов, решений, документов;
· групповой уровень – законность в деятельности отдельных социальных групп – субъектов общественных отношений;
· региональный уровень – в том или ином регионе (городе, районе);
· общесоциальный уровень – общества в целом.
Речь идет о соответствии предписаниям норм права деятельности различных субъектов правоотношений. Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправового характера самих юридических законов. В связи с этим в юридической литературе рассматривают проблему о различении формальной законности и законности реальной. Существует ли законность в тоталитарных режимах? Только в формальном смысле. А реальная законность имеет место, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.
Законность – это правовой режим общественной жизни, характеризующийся соответствием нормам права деятельности праводееспособных участников общественных отношений. В основе режима правозаконности лежит идеология естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, которые признаются существующими объективно, очерчивают сферу индивидуальной свободы и тем самым ограничивают государственную власть.
2. Принципы законности
Принципы правовой законности
представляют в определенном аспекте
отражение объективных
Последнее означает, что
принципы правозаконности, будучи основными
идеями, имеющими руководящее значение
в деятельности соответствующих
органов государственной
К основным принципам законности относятся:
· приоритет прав и свобод
человека и гражданина, их непосредственное
· верховенство правового закона;
· обеспечение соответствия закона праву;
· закрепление основных принципов права в основном законе государства (конституции);
· единство законодательства;
· равенство всех перед законом и судом;
· возможность судебной защиты субъективных прав и свобод.
· неотвратимость юридической ответственности.
Суть принципа верховенства
правового закона состоит в том,
что государственные решения
должны быть основаны на согласии свободного
гражданского общества. Следовательно,
они призваны защищать фундаментальные
права и свободы граждан, являясь
при этом объектами оценки независимых
судов. Наряду с этим в правосознании
формируется представление о
правовой законности как требовании
правомерного поведения всех без
исключения участников общественных отношений.
С точки зрения соотношения личности,
общества и государства правовая
законность исходит из приоритета прав
человека перед интересами государства.
Правовой закон при таком подходе
рассматривается как
Основная цель и задача правовой законности – охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина. Механизм правозаконности предполагает не только провозглашение необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина, но и нормативное закрепление их гарантий. Многие положения теории правозаконности сфокусированы именно на личности – индивид, являясь базовой единицей частной и общественной жизни, имеет неотчуждаемые, фундаментальные права: на гражданство, уважение и защиту чести и личного достоинства, неприкосновенность жилища, правосудие и т. д. Государство обязано не только регулировать процесс реализации этих прав, но и обеспечивать их охрану и защиту.
Право и законность не только закрепляют (юридически, морально) сложившуюся систему общественных отношений, но и играют значительную роль в удовлетворении духовных потребностей2 личности – в образовании, пользовании достижениями культуры, в реализации своего участия в общественно-политической жизни страны, использовании личных прав и свобод. Каждому человеку важно осознание того, что он равен в правах с другими, может рассчитывать на справедливое решение его дела, на уважительное к себе отношение. Каждый сознательный член общества стремится активно участвовать в общественной жизни своего предприятия, района, всей страны. Он должен быть уверен в завтрашнем дне. Все эти и другие социальные потребности не могут нормально удовлетворяться вне правопорядка и без прочной правовой законности, помимо юридического закрепления прав, свобод и обязанностей граждан. Можно поэтому считать, что у граждан государства среди иных социальных потребностей есть вполне реальная потребность в существовании и упрочении законности, в законодательном закреплении их прав и возможностей, в праве обращения за помощью и защитой в органы правосудия. Право и законность способны юридически гарантировать члену общества значительный масштаб свободы его действий и решений, убеждений и устремлений. Это и свобода от произвола и несправедливости; это и свобода удовлетворения своих материальных и духовных потребностей в творческом труде и самоутверждении, во всестороннем развитии и совершенствовании своих способностей. Фактическим источником такой свободы как непременного качества образа жизни является экономический, социальный и политический строй, а официально и в общезначимой форме она (свобода) непременно закрепляется в законодательстве и гарантируется режимом правовой законности, правопорядком, которые юридически обеспечивают гражданам доступ ко всевозможным материальным и духовным богатствам общества, а также к самому участию в создании этих богатств. Обладание каждым гражданином государства обширным правовым статусом представляет собой неотъемлемое социальное качество личности.
Не менее важна роль законности в социализации личности. Под социализацией человека понимают усвоение им наиболее важных норм поведения, ценностных ориентиров и соответствующих форм общения.
Право, заключенное в законодательстве государства, несет богатейшую информацию об эталонах поведения и общения, принятых в данном обществе, а законность требует, чтобы эти эталоны точно соблюдались. Коль скоро отмеченные ориентиры должны быть восприняты личностью как собственное убеждение, стать второй натурой человека, в усвоении таких эталонов решающую роль играют воспитание, убеждение, нравственность, культура. Тем не менее, право и законность оказываются весьма действенным средством социального контроля за отклоняющимся поведением личности.
Эффективность такого контроля зависит от состояния законности в стране, от этого же во многом зависит справедливое наказание преступника и его возвращение в общество.
Уважение к личности, ее
правам и свободам, уважение к закону,
добросовестное исполнение юридических
обязанностей и нравственного долга,
неприятие произвола и
Право и законность оказываются
эталонами поведения членов общества,
в какой-то степени юридической
моделью образа жизни в зрелом
сообществе. Законность – одна из предпосылок
твердой правовой основы общественной
жизни. Право и законность помогают
упрочению основ
Соответственно правомерное
поведение субъектов
3.Обеспечение законности
Обеспечение конституционных прав личности и задачи совершенствования управления государством требуют дальнейшего упрочения режима правозаконности, которое происходит и может происходить только на базе совершенствования всех институтов общества.
На состояние законности прямо или опосредованно влияют многие факторы социального характера: духовные (состояние общественного сознания, уровень культуры населения), материальные (состояние экономики, состояние внешней среды), юридические (состояние всей правовой деятельности, включая правовой характер законов), политические (состояние политической системы общества в целом, состояние федеративного устройства, наличие или отсутствие разделения властей), организационно-управленческие (состояние информационной обеспеченности, состояние профессиональной ориентации) и др.
Упрочение режима правовой законности может происходить только на базе совершенствования всех институтов демократии. Как правовой феномен законность составляет основу государственной организации общества.
Законность служит утверждению демократии: охраняет демократические права и свободы граждан, обеспечивает правовой порядок в государстве, способствует развитию гражданского общества.
Механизм законности призван
юридически гарантировать основные
права и свободы граждан, их равные
права и обязанности – без
этого не может развиваться творческая
инициатива личности, не может существовать
и действовать действительная демократия.
Таким образом, демократия создает
наиболее благоприятные условия
для существования прочной
Упрочение законности диктуется
не только дальнейшим развертыванием
демократии – главного направления
развития политической системы общества,
но и постоянным ростом культуры населения
и работой государственного аппарата.
Между законностью и
И наконец, дальнейшее упрочение
законности диктуется тем, что существует
объективная потребность в
Таким образом, забота о законности, как видим, обусловлена не только высокими идеалами гуманизма, несовместимого с любыми проявлениями анархии и произвола, злоупотреблением властью и нарушениями прав человека, не только уровнем культуры и степенью развертывания демократии, но и, в конечном счете, объективными потребностями развития общества.
Следует различать общесоциальные гарантии и юридические средства обеспечения законности в государстве. Важнейшими общими гарантиями законности являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов;
демократизм государственного и общественного строя и др.
Вместе с этим нужны и специальные юридические гарантии законности и прочного правопорядка. Среди них прежде всего:
· закрепление основ
· полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность государственного управления;
· равенство всех граждан перед законом и судом, право граждан на обращение в суд при нарушении их конституционных прав и свобод административными органами; умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение гражданами своих юридических обязанностей;
· высокий уровень правосознания и правовой культуры населения;
· четкая правовая регламентация
нормотворческой деятельности государственных
органов, распространение законности
на область законодательствования,
своевременная кодификация и
упорядочение всех нормативно-правовых
актов, устранение противоречий между
этими актами и пробелов в законодательстве,
ясность и доступность
· демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и подчинение только закону, признание правосудия высшей юридической гарантией законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод, а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту с момента задержания;
· централизованный прокурорский
надзор за всеобщим соблюдением законов,
единством их понимания и применения
на всей территории страны, за неотвратимостью
ответственности в каждом случае
виновного нарушения
Все факторы механизма регулирования правозаконности можно дифференцировать на две основные группы обеспечительных мер – юридического и неюридического характера.
Государство, непосредственно
устанавливая законы и обеспечивая
их общеобязательность, прежде всего,
возможностью использования механизма
принуждения, является одним из важнейших
факторов обеспечения правозаконности.
Вместе с тем правозаконность
способна влиять на все области государственной
жизни: закрепляя основные направления
и цели внутренней и внешней политики;
разрабатывая механизм обеспечения
субъективных прав и свобод; предусматривая
порядок формирования и компетенцию
государственных органов, их иерархическую
структуру и соподчиненность, взаимоотношения
с общественными объединениями,
политическими партиями, гражданами.
Правозаконность в тех случаях,
когда оказывается политико-
Это становится возможным только в том случае, если государство выступает равноправным, а не главенствующим субъектом правоотношений, наряду с обществом и отдельными гражданами.
Иногда считают, что одной из гарантий законности является государственное принуждение. В действительности принуждение не может быть гарантией законности, ибо законность сама является гарантией правомерности применяемого государством принуждения. Это правомерное, на законе основанное государственное принуждение оказывается средством предупреждения правонарушений, элементом ответственности и наказания нарушителей правопорядка, служит охране порядка в государстве.
Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная целесообразность соблюдения законов ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять.
Высшая государственная и общественная целесообразность состоит в том, чтобы законы полностью осуществлялись и точно применялись.
Конечно, нормативно-правовые
акты могут устаревать или быть недостаточно
удачными. Но нельзя допускать, чтобы
каждый произвольно решал, надо или
не надо применять закон. Пока закон
не отменен или не изменен в
установленном порядке
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок