Законность и правопорядок. 6

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

«Горно-Алтайский государственный  университет»

Юридический факультет

кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

предмет: Теория государства  и права

тема: Законность и правопорядок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Выполнил: студент ____ группы 

                ____ курса ЮФ ГАГУ                                                                                                                                                       

                                                                 ______________________________

 

Научный руководитель:                                                                              преподаватель кафедры ТиИГП

Пастухова Д.В.

 

Курсовая защищена

 «___»_________2012

                        с оценкой __________

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

1. Понятие и принципы  законности

2.Принципы законности

3.Обеспечение законности

4. Правопорядок и условия его стабилизации

5. Законность в государственном управлении

6. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует  режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов  государства, осуществление юридических  прав и обязанностей являются принципом  деятельности всех органов государственной  власти, должностных лиц, граждан  и их объединений.

Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной  формы, а его современник Эсхил  писал, что если в государстве  будут соблюдаться законы, то этим сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые  основаны не на законе, а на произволе  правителей. В Великобритании впервые  в истории было официально признано значение законности в осуществлении  государственной власти: Великая  хартия вольностей установила, что  ни один человек (имелся в виду свободный  подданный) не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному  приговору и по закону государства. Хартия ограничивала произвол королевской  власти. В самой идее законности уже в те далекие времена было заложено известное прогрессивное  начало в упорядочении общественных отношений. В период Нового времени  известные французские мыслители  Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо выдвинули  требование законности в противовес абсолютизму и произволу помещиков-дворян. Разрыв с законностью отражал  возникновение непримиримого противоречия между государственной политикой  и правом, между властью и законом.

Законность точно так  же, как и демократия, должна оцениваться  в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего  опыта использования права и государства в жизни людей.

Целью моей курсовой  работы является законность и правопорядок в государстве. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

    • Определить понятие и принципы законности
    • раскрыть принципы законности;
    • дать анализ обеспечению законности;
    • рассмотреть правопорядок и условия его стабилизации;
    • Показать законность в государственном управлении;
    • Раскрыть режим правозаконности и обеспечение прав граждан

В моей курсовой работе по дисциплине «Теория Государства и права» на тему: «Законность и правопорядок»  были использованы правовые системы  «Гарант» и «Консультант плюс», авторы научных публикаций Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной практике; Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право; Матузов Н. И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы) и многие другие авторы опубликовавшие свои научные труды на темы законности и правопорядка.

 

1. Понятие и  принципы законности

 

Законность является политико-юридическим  принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов –  таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной  власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и  их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение  в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации  установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов  деятельности государства, его органов  и должностных лиц. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы всей системы правоохранительных органов  являются непременным условием деятельности государства. Государство по своей  сути и характеру является организацией, действующей в рамках прочной  правовой законности.

В каждой стране процесс  становления и развития законности имеет свои особенности, протекает  в своеобразных политических условиях и при определенном уровне правовой культуры, имеет свои достижения.

Упрочение режима правозаконности  составляет одну из объективных закономерностей  правовой организации общества, один из принципов существования государства  и права.

В юридической литературе существуют самые различные подходы  к определению понятия законности. Наиболее значимые из них следующие.

Во-первых, законность – это есть соблюдение, исполнение правовых норм всеми субъектами права.

Во-вторых, это требование, принцип соблюдения правовых норм.

В-третьих, – метод государственного руководства обществом.

В-четвертых, – особый правовой режим общественной жизни.

Можно сказать, что это  различные стороны законности, характеризующие  этот феномен общественной жизни. Различают  также понятие законности в узком  смысле как соблюдение законов органами государства и должностными лицами.

Различные подходы к пониманию  рассматриваемой юридической категории  обусловлены отсутствием в современной  юридической науке единой концепции  законности. Законность как специфический  социально- правовой феномен рассматривают  в рамках различных типов правопонимания. В большинстве случаев законность в системе управления государством определяется как специальное правомочие, при помощи которого устанавливаются  пределы свободы поведения субъектов  правоотношений.

Господствовавшая в советской  юриспруденции идея примата государства  над обществом и, следовательно, закона над правом, вплоть до недавнего  времени делала невозможной объективную  оценку места и роли механизма  законности в социально-политическом процессе. Отрицание принципа верховенства закона и, 1как следствие, неприятие властью самого механизма законности в качестве инструмента правового регулирования социально-политических отношений означало, прежде всего, качественное изменение отношения к традиционным институтам права. Приоритет государства над правом, использование в качестве методов государственного управления противоправных методов административного и судебного произвола, жесткий партийный контроль над деятельностью правоохранительных органов, широкое использование аналогий права и закона во всех отраслях права и т. д. характеризовали, в той или иной степени, советскую правовую систему.

Реформы, начатые в конце 80-х – начале 90-х гг. в социально-политической жизни страны, призваны способствовать эффективному управлению государственно-правовой системой. В ходе формирования гражданского общества и построения правовой государственности, безусловно, актуализируется значение механизма законности в процессе правового регулирования общественных отношений.

Механизм  законности – это система юридических средств, необходимых для установления в обществе и государстве правопорядка, в основе которого лежат общечеловеческие ценности: свобода, равенство, взаимное уважение и соблюдение прав и свобод личности, выполнение юридических обязанностей; для создания условий нормальной жизнедеятельности людей; для стимулирования позитивной и ограничения негативной гражданской активности. Указанный подход характеризуется утверждением господства силы права над силой государства, установлением приоритета прав и свобод личности перед интересами государственного аппарата, несовместимостью существования произвола одновременно с законностью. Законность приобретает значение всеобщего принципа общественно-политического строя – категорического по своей природе требования правомерного поведения от всех субъектов общественных отношений. В связи с этим представляется правомерным вывод о том, что механизм правозаконности имманентно присущ только правовому демократическому государству.

Можно говорить о различных  уровнях законности:

· индивидуальный уровень – законность конкретных актов, решений, документов;

· групповой уровень – законность в деятельности отдельных социальных групп – субъектов общественных отношений;

· региональный уровень – в том или ином регионе (городе, районе);

· общесоциальный уровень – общества в целом.

Речь идет о соответствии предписаниям норм права деятельности различных субъектов правоотношений. Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправового характера самих юридических законов. В связи с этим в юридической литературе рассматривают проблему о различении формальной законности и законности реальной. Существует ли законность в тоталитарных режимах? Только в формальном смысле. А реальная законность имеет место, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.

Законность – это правовой режим общественной жизни, характеризующийся соответствием нормам права деятельности праводееспособных участников общественных отношений. В основе режима правозаконности лежит идеология естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, которые признаются существующими объективно, очерчивают сферу индивидуальной свободы и тем самым ограничивают государственную власть.

 

2. Принципы законности

 

Принципы правовой законности представляют в определенном аспекте  отражение объективных закономерностей, свойственных становлению и реализации правоотношений, опосредуемых государством и получивших свое материальное воплощение в соответствующих правовых нормах. Генезис демократических принципов  правозаконности связан не только с  особой формой государства, политической демократией, но и со специфической  формой нравственного сознания, которую  характеризуют такие социальные ценности, как гуманизм, справедливость, уважение взаимных интересов и другие, наиболее значимые ценности человеческого  общежития. В связи с этим генезис  основных начал государственной  деятельности в сфере правозаконности  не может быть оторван от глубинной  сущности естественного права, потому что сама правозаконность рассматривается  в качестве одного из методов правового  регулирования.

Последнее означает, что  принципы правозаконности, будучи основными  идеями, имеющими руководящее значение в деятельности соответствующих  органов государственной власти, относятся не только к области  политической идеологии. Эти же начала порождены объективной потребностью общества и государства в праве, а потому относятся, прежде всего, к  сфере правовой идеологии, т. е. духовного  осознания и освоения правовых отношений  в процессе их становления, функционирования, развития и изменения.

К основным принципам  законности относятся:

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное                 юридическое значение;

· верховенство правового  закона;

· обеспечение соответствия закона праву;

· закрепление основных принципов  права в основном законе государства (конституции);

· единство законодательства;

· равенство всех перед  законом и судом;

· возможность судебной защиты субъективных прав и свобод.

· неотвратимость юридической  ответственности.

Суть принципа верховенства правового закона состоит в том, что государственные решения  должны быть основаны на согласии свободного гражданского общества. Следовательно, они призваны защищать фундаментальные  права и свободы граждан, являясь  при этом объектами оценки независимых  судов. Наряду с этим в правосознании  формируется представление о  правовой законности как требовании правомерного поведения всех без  исключения участников общественных отношений. С точки зрения соотношения личности, общества и государства правовая законность исходит из приоритета прав человека перед интересами государства. Правовой закон при таком подходе  рассматривается как одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных. Однако если для гражданина его верховенство определяется формулой «разрешено все, что не запрещено законом», то в отношении государственной власти, подчиняющейся этому же закону, действует другое правило: «разрешено только то, что разрешено законом».

Основная цель и задача правовой законности – охрана конституционных  прав и свобод человека и гражданина. Механизм правозаконности предполагает не только провозглашение необходимости  защиты прав и свобод человека и  гражданина, но и нормативное закрепление  их гарантий. Многие положения теории правозаконности сфокусированы  именно на личности – индивид, являясь  базовой единицей частной и общественной жизни, имеет неотчуждаемые, фундаментальные  права: на гражданство, уважение и защиту чести и личного достоинства, неприкосновенность жилища, правосудие и т. д. Государство обязано не только регулировать процесс реализации этих прав, но и обеспечивать их охрану и защиту.

Право и законность не только закрепляют (юридически, морально) сложившуюся  систему общественных отношений, но и играют значительную роль в удовлетворении духовных потребностей2 личности – в образовании, пользовании достижениями культуры, в реализации своего участия в общественно-политической жизни страны, использовании личных прав и свобод. Каждому человеку важно осознание того, что он равен в правах с другими, может рассчитывать на справедливое решение его дела, на уважительное к себе отношение. Каждый сознательный член общества стремится активно участвовать в общественной жизни своего предприятия, района, всей страны. Он должен быть уверен в завтрашнем дне. Все эти и другие социальные потребности не могут нормально удовлетворяться вне правопорядка и без прочной правовой законности, помимо юридического закрепления прав, свобод и обязанностей граждан. Можно поэтому считать, что у граждан государства среди иных социальных потребностей есть вполне реальная потребность в существовании и упрочении законности, в законодательном закреплении их прав и возможностей, в праве обращения за помощью и защитой в органы правосудия. Право и законность способны юридически гарантировать члену общества значительный масштаб свободы его действий и решений, убеждений и устремлений. Это и свобода от произвола и несправедливости; это и свобода удовлетворения своих материальных и духовных потребностей в творческом труде и самоутверждении, во всестороннем развитии и совершенствовании своих способностей. Фактическим источником такой свободы как непременного качества образа жизни является экономический, социальный и политический строй, а официально и в общезначимой форме она (свобода) непременно закрепляется в законодательстве и гарантируется режимом правовой законности, правопорядком, которые юридически обеспечивают гражданам доступ ко всевозможным материальным и духовным богатствам общества, а также к самому участию в создании этих богатств. Обладание каждым гражданином государства обширным правовым статусом представляет собой неотъемлемое социальное качество личности.

Не менее важна роль законности в социализации личности. Под социализацией человека понимают усвоение им наиболее важных норм поведения, ценностных ориентиров и соответствующих  форм общения.

Право, заключенное в законодательстве государства, несет богатейшую информацию об эталонах поведения и общения, принятых в данном обществе, а законность требует, чтобы эти эталоны точно  соблюдались. Коль скоро отмеченные ориентиры должны быть восприняты личностью  как собственное убеждение, стать  второй натурой человека, в усвоении таких эталонов решающую роль играют воспитание, убеждение, нравственность, культура. Тем не менее, право и  законность оказываются весьма действенным  средством социального контроля за отклоняющимся поведением личности.

Эффективность такого контроля зависит от состояния законности в стране, от этого же во многом зависит  справедливое наказание преступника  и его возвращение в общество.

Уважение к личности, ее правам и свободам, уважение к закону, добросовестное исполнение юридических  обязанностей и нравственного долга, неприятие произвола и социальной несправедливости, активное реагирование на грубые нарушения правопорядка, понимание необходимости и ценности права, значения правосудия – черты, характерные для демократического общества.

Право и законность оказываются  эталонами поведения членов общества, в какой-то степени юридической  моделью образа жизни в зрелом сообществе. Законность – одна из предпосылок  твердой правовой основы общественной жизни. Право и законность помогают упрочению основ государственной  жизни и ставят преграды для совершения противоправных поступков. Конкретное состояние правомерности поступков  – один из показателей зрелости общественных и государственных  институтов.

Соответственно правомерное  поведение субъектов правоотношений является важным фактором упрочения  законности и правопорядка.

 

3.Обеспечение законности

 

Обеспечение конституционных  прав личности и задачи совершенствования  управления государством требуют дальнейшего  упрочения режима правозаконности, которое происходит и может происходить  только на базе совершенствования всех институтов общества.

На состояние законности прямо или опосредованно влияют многие факторы социального характера: духовные (состояние общественного  сознания, уровень культуры населения), материальные (состояние экономики, состояние внешней среды), юридические (состояние всей правовой деятельности, включая правовой характер законов), политические (состояние политической системы общества в целом, состояние федеративного устройства, наличие или отсутствие разделения властей), организационно-управленческие (состояние информационной обеспеченности, состояние профессиональной ориентации) и др.

Упрочение режима правовой законности может происходить только на базе совершенствования всех институтов демократии. Как правовой феномен  законность составляет основу государственной  организации общества.

Законность служит утверждению  демократии: охраняет демократические  права и свободы граждан, обеспечивает правовой порядок в государстве, способствует развитию гражданского общества.

Механизм законности призван  юридически гарантировать основные права и свободы граждан, их равные права и обязанности – без  этого не может развиваться творческая инициатива личности, не может существовать и действовать действительная демократия. Таким образом, демократия создает  наиболее благоприятные условия  для существования прочной законности, а законность, в свою очередь, обеспечивает и охраняет демократические институты  политической системы общества. Необходимо иметь в виду, что политической 3(государственной) демократии без режима правозаконности нет и не может быть вообще.

Упрочение законности диктуется  не только дальнейшим развертыванием демократии – главного направления  развития политической системы общества, но и постоянным ростом культуры населения  и работой государственного аппарата. Между законностью и культурностью  также существует взаимосвязь. Без  законности нельзя обеспечить культуру работы должностных лиц, да и общая  культура населения непременно включает в себя в качестве элемента правовую культуру. С другой стороны, и это  очень важно, чем выше уровень  культуры и образованности людей, тем  больше требований они предъявляют  к деятельности государственных  учреждений, административных органов, должностных лиц, тем более нетерпимо относятся к нарушению своих прав и законных интересов, к правонарушениям и произволу.

И наконец, дальнейшее упрочение  законности диктуется тем, что существует объективная потребность в постоянном упорядочении общественных отношений, сочетаемом с обеспечением меры свободы  и инициативы участникам этих отношений. Эта потребность коренится в  самой организации общества. Данное обстоятельство имеет решающее значение для упрочения законности. Чем  выше уровень управления общественными  отношениями, тем прочнее должна быть государственная дисциплина, которая  не может обойтись без закона и  законности, без прочного правопорядка в сфере общественных отношений.

Таким образом, забота о законности, как видим, обусловлена не только высокими идеалами гуманизма, несовместимого с любыми проявлениями анархии и  произвола, злоупотреблением властью  и нарушениями прав человека, не только уровнем культуры и степенью развертывания демократии, но и, в  конечном счете, объективными потребностями  развития общества.

Следует различать общесоциальные гарантии и юридические средства обеспечения законности в государстве. Важнейшими общими гарантиями законности являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов;

демократизм государственного и общественного строя и др.

Вместе с этим нужны  и специальные юридические гарантии законности и прочного правопорядка. Среди них прежде всего:

· закрепление основ общественного  и государственного строя, основных прав и свобод, обязанностей граждан, порядка организации и деятельности органов государственной власти в конституции страны – основном законе государства;

· полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам  конституции, верховенство закона по отношению  ко всем иным государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность  государственного управления;

· равенство всех граждан  перед законом и судом, право  граждан на обращение в суд  при нарушении их конституционных  прав и свобод административными  органами; умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение гражданами своих юридических  обязанностей;

· высокий уровень правосознания  и правовой культуры населения;

· четкая правовая регламентация  нормотворческой деятельности государственных  органов, распространение законности на область законодательствования, своевременная кодификация и  упорядочение всех нормативно-правовых актов, устранение противоречий между  этими актами и пробелов в законодательстве, ясность и доступность нормативно-правового  материала;

· демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и  подчинение только закону, признание  правосудия высшей юридической гарантией  законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод, а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого  на защиту с момента задержания;

· централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны, за неотвратимостью  ответственности в каждом случае виновного нарушения правопорядка, за справедливостью, 4обоснованностью и законностью наказания, за соблюдением требований законности в управлении и охране правопорядка.

Все факторы механизма  регулирования правозаконности  можно дифференцировать на две основные группы обеспечительных мер –  юридического и неюридического характера.

Государство, непосредственно  устанавливая законы и обеспечивая  их общеобязательность, прежде всего, возможностью использования механизма  принуждения, является одним из важнейших  факторов обеспечения правозаконности. Вместе с тем правозаконность  способна влиять на все области государственной  жизни: закрепляя основные направления  и цели внутренней и внешней политики; разрабатывая механизм обеспечения  субъективных прав и свобод; предусматривая порядок формирования и компетенцию  государственных органов, их иерархическую  структуру и соподчиненность, взаимоотношения  с общественными объединениями, политическими партиями, гражданами. Правозаконность в тех случаях, когда оказывается политико-юридическим  принципом деятельности всей системы  государственных органов, в состоянии  связывать государственный аппарат  и его должностных лиц требованием  строгого и неукоснительного соблюдения правил поведения, закрепленных в нормативно-правовых актах. Неслучайно в современной  отечественной юридической науке  правозаконность рассматривается  как наиболее действенный правовой метод разрешения социально-политических конфликтов. Правозаконность как  специфический механизм правового  регулирования оказывает существенное влияние на то, каким образом будет  разрешена сложившаяся конфликтная  ситуация. Как правило, правозаконность  предполагает компромисс конфликтующих  сторон, когда в решении проблемы учитываются интересы всех участников.

Это становится возможным  только в том случае, если государство  выступает равноправным, а не главенствующим субъектом правоотношений, наряду с  обществом и отдельными гражданами.

Иногда считают, что одной  из гарантий законности является государственное  принуждение. В действительности принуждение  не может быть гарантией законности, ибо законность сама является гарантией правомерности применяемого государством принуждения. Это правомерное, на законе основанное государственное принуждение оказывается средством предупреждения правонарушений, элементом ответственности и наказания нарушителей правопорядка, служит охране порядка в государстве.

Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная  целесообразность соблюдения законов  ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять.

Высшая государственная  и общественная целесообразность состоит  в том, чтобы законы полностью  осуществлялись и точно применялись.

Конечно, нормативно-правовые акты могут устаревать или быть недостаточно удачными. Но нельзя допускать, чтобы  каждый произвольно решал, надо или  не надо применять закон. Пока закон  не отменен или не изменен в  установленном порядке компетентным органом, он должен неукоснительно соблюдаться. Вместе с этим любая юридическая  норма, в том числе и норма  закона, подлежит целесообразному применению, т. е. с учетом конкретных обстоятельств  дела, местных условий, личности правонарушителя  и т. п. Но эта целесообразность (применения норм права) предполагает выбор решения  в строгих рамках, которые предоставляет  законодательство, т. е. в рамках самой  законности. Никакие ссылки на целесообразность («местную», «ведомственную», «хозяйственную») не могут снять ответственности  за нарушение закона, потому что  не может быть целесообразного нарушения  законности и правопорядка вообще. Точка зрения, допускающая обход  закона по мотивам «целесообразности», глубоко ошибочна и практически  вредна, хотя бы потому, что не учитывает  общегосударственной значимости законности, исходит лишь из оценки какого-то одного случая или дела. Признавая целесообразность применения любой нормы права, надо исходить из возможностей решения, которые  предоставляются законодательством, а не искать какую-то целесообразность за рамками действующего права. Таким образом, соотношение законности и целесообразности имеет в общем два аспекта: признание целесообразности режима законности и целесообразное (в рамках законности) применение норм права в каждом отдельном случае. То и другое исключает любое противопоставление целесообразности принципу законности.