Законность и правопорядок. 26

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Д.А. САЛИХОВА

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

 

Курсовая работа

по теории государства  и права

Студента 1 курса очной формы обучения, группы Ю-11-1

 

                                                                                   

                                                                 Научный руководитель:

Кандидат юридических  наук,

                                                                       Доцент Е.Н. Бырдин

 

 

Допущена к защите

      «__» ______________2012г.

                                                       Дата защиты

                               «__» ______________2012г. Оценка _______

 

 

Тюмень 2012 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………..………...3

§1 Понятие и принципы законности……………………………………..…….5

§2 Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение…………………………………………………………………….17

§3 Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины………………………………………………………………….…..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………...……26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......……27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной науке объектом пристального внимания ученых – юристов как  в области теории государства  и права, так и в отраслевых науках являются  законность и правопорядок. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и обще социального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

На данном этапе избранная нами тема приобретает новое звучание. Она требует определенного переосмысления с позиции новых данных науки, потребностей юридической практики. Наш интерес к данной проблеме выражен, прежде всего тем, что в юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются  на одних и тех же принципах, тесно  взаимосвязаны с властью, у них  единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют  формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Существование  законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.

 Целью данного исследования  является потребность в систематизации  накопившегося материала по настоящей  проблеме, выявление наиболее характерных  черт данных понятий, особенностей  их проявления. Речь идет о  целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать  соблюдение законов и поддержания  должного правопорядка в общества, так как автоматически, само  собой это не происходит.

Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: анализ и формирование понятий «законность» и «правопорядок», рассмотрение их основных черт, соотношение их с  государственной дисциплиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Понятие и принципы законности

Законность - одно из центральных  и, пожалуй, наиболее сложных понятий  правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок  от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно политизировано и идеологизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях. Именно поэтому законность, как никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остро социальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависят жизнь и судьба миллионов людей.

В юридического литературе существует несколько определений  правовой категории «законности». Борисов В.В. дает следующее определение: Законность - демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами1.

В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых  у всех участников правовых отношений  формируется внутренняя потребность  в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.

В последние годы предпринимаются  попытки по - новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве»2. В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»3. Данные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, это объясняет происхождения множества определений законности. В системе все эти аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления. В данном случае под аспектом понимается способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов посредством категории «законность». В связи с этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний.

Внешние определяют место  и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для  познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести  социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.

Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним  относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

Однако, несмотря на всю свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое  и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов  и основанных на них подзаконных  нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и  суть рассматриваемого явления в  любой его интерпретации. Нет  соблюдения - нет и законности. Такое понимание законности было преобладающим в советское время, как, впрочем, и раньше. Остается оно в принципе в силе (с различными вариациями) и сейчас, поскольку, там, где нет соблюдения законов, там нет и быть не может законности как таковой, ибо в этом случае она утрачивает одно из коренных, главных своих свойств.

Как справедливо отмечается в литературе (Н.В. Витруком и другими), главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно (определение) не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, гуманные или, как принято теперь говорить, правовые, т.е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные, фашистские и т.д.). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя. Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество, ибо эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности  ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере  производства материальных благ, поставить  производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового  государства. Имущественное же неравенство  создается не юридическими законами, а естественными возможностями  каждого человека. Поэтому до тех  пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед  законом, а следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое  условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее  время, когда общественное отношение  приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых  и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая  база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих  в его воспроизводстве. Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Данное требование выражает движение к цели - достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества4.

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.

1. Принцип единства. Этот  принцип направлен на эффективное  противодействие местничеству, ведомственности,  региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон – «калужской» или «казанской», а только единой всероссийской. Законность – «не земледелие»5.

Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным  пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные  условия, специфика, различия, ибо такие  особенности, традиции учитываются  в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы6.

Проблема единства законности особенно обострилась в связи  с ростом в последнее время  регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.

К сожалению, сегодня в  России фактически нет единой законности, общеюридическое поле размыто, на местах издаются законы и другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Нарушаются конституционные основы построения правовой системы, правового регулирования, рвутся экономические и культурные связи.

Вместо этого устанавливаются  разного рода цензы (оседлости, грамотности, языка, местожительства, гражданства), принимаются решения по вопросам исключительной компетенции центра. Появились многочисленные «разновидности» местной законности. Между тем понимание и применение законов не терпит разнобоя, самодеятельности. При всем разнообразии законов и других правовых актов, несхожести местных условий законность должна быть одна. Недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели «свою» (областную, заводскую, республиканскую) законность.

В то же время единство законности не должно вести к ранжированию и  шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, к бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест. Речь идет о том, чтобы субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали общие «правила игры», Конституцию РФ, не ущемляли права граждан, интересы государства. Такой подход вполне демократичен и оправдан.

Именно на это направлены последние инициативы нового Президента России, связанные с реорганизацией государственной власти в стране (изменение порядка формирования Совета Федерации, образование системы  федеральных территориальных округов, создание механизма отстранения  региональных лидеров от должности  за нарушения законов и т.д.). Все  эти меры призваны укрепить единство российской государственности, предотвратить ее распад, повысить управляемость, переломить опасные сепаратистские тенденции и волюнтаризм на местах, утвердить обязательную для всех законность и порядок.

2. Принцип недопустимости  противопоставления законности  и целесообразности. В процессе  соблюдения, исполнения и применения  законов очень важно не допускать  подмены законности целесообразностью.  Высшая государственная целесообразность  заключена в самом законе, коль  он принят и действует. Если  же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки  зрения его целесообразности  или нецелесообразности, нужности  или ненужности, выгодности или  невыгодности и, следовательно,  решать вопрос - руководствоваться  им или не руководствоваться,  то никакого порядка в обществе  установить невозможно7.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в  принципе не должно быть. Поэтому брать  под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо. Равно как и исходить из «здравого смысла», «особых обстоятельств», «скрытых полномочий», «духа и буквы» закона, «ради дела» и т.д. В свое время принималась в расчет прежде всего «революционная» или «классовая» целесообразность, позже – «социалистическая». Последствия известны.

Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в  установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению. Очень важна здесь  роль юридической науки, которая  призвана вовремя подмечать такие  несоответствия, коллизии и вносить  в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации. «Исправлять» закон не может отдельно взятый гражданин или организация.

Российская практика последних  лет знает немало случаев, когда  законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном  этапе реформ, в процессе форсированной  приватизации, во время проведения первой «чеченской кампании», во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации. Подобные аномалии встречаются и сейчас. Вообще, чиновники всех рангов обычно руководствуются в своих действиях прежде всего соображениями пользы, выгоды, удобства, а не интересами государства.

Целесообразность допустима  лишь в рамках самого закона, который  во многих случаях предоставляет  такую возможность, например, при  назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении  уголовного дела и т.д. В гражданском  праве есть немало диспозитивных  норм, которые предполагают выбор  субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности.

Но это – «разрешенная» целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно. Еще римляне говорили: «Кто живет по закону, тот никому не вредит»; «Что законно, то и справедливо»8.

3. Принцип неотвратимости  наказания за нарушение законности. Давно подмечено, что соблюдение  законов, а стало быть, и законности  обеспечивается не столько суровостью  наказания, сколько его неотвратимостью.  Последнее гораздо важнее, чем  первое. Закон должен быть не  суровым, а результативным. Можно  ввести самые драконовские меры «воздаяния за деяния» (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием» (К. Маркс)9.

Именно это и происходит сейчас в нашей жизни. Российское законодательство предусматривает  смертную казнь или пожизненное  заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе  увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая. Было бы намного эффективнее для  утверждения в стране законности и порядка, если бы каждый потенциальный  злоумышленник ясно сознавал, что  его деяние в любом случае не останется  безнаказанным, что кары, возмездия  ему не миновать.

Но этого нет. Напротив, социологические опросы среди осужденных показывают, что каждый четвертый  из них, задумывая и совершая преступление, верил, что он не будет пойман и  наказан. Вот почему еще Цицерон заметил: «Величайшим поощрением преступления является безнаказанность». Другой мыслитель прошлого - Ш.Л. Монтескье в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.

Истины старые, но выводы из них делаются не всегда верные и  своевременные. Даже общественное мнение придерживается взгляда, что главная  причина преступности кроется в  мягкости (либеральности) наших законов. Стоит их ужесточить, как со злом будет покончено. Свыше 80% населения  в России и других странах выступают  за сохранение смертной казни. В некоторых  мусульманских государствах до сих  пор практикуются такие виды наказания, как отсечение руки, ноги, головы. Но преступность там сохраняется. Значит, дело не в жестокости, а в чем-то другом. К числу этих других мер относится, в частности, неотвратимость ответственности за любое противоправное деяние.

4. Принцип верховенства  закона. Важнейшей чертой любого  демократического правового государства  является безусловный приоритет  закона над всеми иными нормативно-правовыми  актами, носящими подзаконный, т.е.  подчиненный по отношению к  закону, характер. Последние должны  издаваться только на основе  и в соответствии с законом,  в его развитие, конкретизацию.  Данное положение - непременное  условие подлинной, а не декларируемой  законности, элемент политико-правовой  культуры общества. Никому не  дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия10.

Верховенство закона объясняется  тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного источника  власти, имеет высшую юридическую  силу, принимается в особом порядке  и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе, как уже говорилось, издавать законы. Особое место среди  законов занимает Конституция как  Основной Закон государства. Строгое  следование этому основополагающему  акту составляет конституционную законность.

К сожалению, в современной  российской практике очень часто  президентские указы, правительственные  постановления, региональные акты не только противоречат законам, но нередко подменяют  их или сводят на нет. Из подзаконных они как бы превращаются в надзаконные, что неизбежно сказывается на состоянии законности в стране. То же самое касается ведомственного правотворчества.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорирование конституционных  положений - одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условия строительство правового государства в России может быть замедлено.

5. Принцип защиты прав  и свобод человека как приоритетной  цели законности. Данный принцип  означает, что главное в содержании  законности, деятельности госаппарата,  всех его органов и должностных  лиц - это уважение и всемерная  защита прав граждан, борьба  с нарушениями этих прав11. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»12.

В ст. 18 подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»13.

6. Принцип взаимосвязи  законности и культурности. Суть  данного принципа заключается  в том, что законность есть  почти зеркальное отражение общей,  политической и правовой культуры  общества, его граждан. Неуважение  же законов, их нарушение, правовой  нигилизм - это худшее проявление  некультурности, отсталости и незрелости  государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством  поднятия культурного уровня населения  и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение  культуры общества, всех граждан благотворно  сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в  духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем  выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

7. Презумпция невиновности. Она означает, что каждый человек  предполагается честным, добропорядочным  и ни в чем не повинным, пока  не будет доказано иное в  установленном законом порядке,  а именно приговором суда. Излишне  говорить, какое значение это  имеет для законности, ее состояния,  укрепления. Иной подход был бы  несовместим с подлинной демократией,  свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена  в Конституции РФ, Декларации  прав человека и гражданина, в  уголовно-процессуальном законодательстве14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение

 

Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система  отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права  правопорядок немыслим. Само это понятие  слагается из двух слов «право» и «порядок», весьма точно передающих суть явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений»15 (В.В. Борисов).

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение  правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы («неписаное право»), то и понятие правопорядка окажется расплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательности соблюдения государственных установлений, законов, предписаний - достаточно лишь придерживаться определенных взглядов, убеждений.

Если же под правом подразумевать  исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности («писаное право»), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования. Когда все субъекты общественных отношений сообразуют свое поведение с требованиями правовых норм, мы получаем правопорядок.

Установление твердого порядка  и управляемости на всех уровнях  властной вертикали является насущной задачей современной России, задачей, без решения которой невозможно дальнейшее продвижение реформ. Одно из президентских посланий Федеральному Собранию так и называется: «Порядок во власти - порядок в стране». В нем, в частности, говорится: «России нужен порядок, однако необходимо при этом ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя: правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления страной, начиная с верхних эшелонов». Мысль сформулирована ясно - нужен не полицейский порядок, а демократический. И методы его достижения должны быть не тоталитарными, а опять-таки демократическими. Иными словами, не любой правопорядок может устроить общество16.

Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой  как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен  только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов, не может быть назван правовым17.

Особенность правопорядка как специфической  системы общественных отношений  выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие  место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.