Законность и правопорядок. 28



 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                 3

 

Глава 1. Законность.                                                                              5

§ 1. Законность: понятие и содержание                                               5

§ 2. Основные принципы, требования и гарантии  законности.        6

§ 3. Законность и охрана прав граждан                                               13

 

Глава 2. Правопорядок.                                                                         19

§ 1. Основы и понятие правопорядка.                                                19

§ 2.  Правопорядок и  общественный порядок.                                  21

§ 3. Правопорядок и правовое государство.                                       23

 

Глава 3. Соотношение законности и  правопорядка                          31

 

Заключение.                                                                                          38

Список использованной литературы.                                                40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы правового порядка. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения.

   Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия. В заявлениях официальных лиц и прессы подчеркивается: "Приоритет - правовой порядок", необходим порядок в работе власти, в нормотворчестве и других сферах государственной жизни. Только при таком положении гарантируется реальность прав и свобод граждан, законных интересов последних и выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, реализаций ответственности за свое поведение, а, следовательно, демократическое общество.

   Изучение правопорядка потому актуально, что правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности. Исследование правопорядка актуально, так как состояние стабильности, уравновешенности и соразмеренности, гарантированности и упорядоченности важнейших сторон жизни людей ныне необходимы как никогда. Рассмотрение правопорядка актуально и потому, что за последние годы несколько изменились взгляды на понятие правопорядка и его формирование.

   Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

   Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов законности и правопорядка.

   Исходя из цели в настоящей работе определяются следующие задачи:

   - Понятие и содержание законности;

   - Основные принципы, требования и гарантии законности;

   - Законность и охрана прав граждан;

   - Основы и понятие правопорядка;

   - Правопорядок и общественный порядок;

   - Правопорядок и правовое государство.

   Структура данной работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

   Первая глава про законность. В ней рассматривается такие вопросы, как понятие и содержание, принципы, требование и гарантии законности, связь законности и охрана прав граждан.

   Вторая глава раскрывает понятие правопорядка и его основ, уделено внимание связи правопорядка с общественным порядком, правопорядку и правовому государству, что очень актуально в настоящее время для России.

   Третья глава про соотношение  законности и правопорядка.

   При написании работы использованы законодательные материалы, книги, учтено мнение ряда авторов.

Глава 1. ЗАКОННОСТЬ.

 

§ 1. Законность: понятие и содержание

 

   Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

   Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.

   Требование соблюдать изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (закон суров, но это закон).

   Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии рецептировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений. Формально можно говорить и о законности в феодальном обществе. Так, в период образования централизованных феодальных государств стремление центральной государственной власти обеспечить строгое исполнение издаваемых ею законов было естественно. Петр I следующим образом выразил свою мысль о существе законности в Российском государстве: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...»1.

   Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

   В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Руссо, например, видел главную задачу законности в том, чтобы обеспечить счастье и благо всем гражданам, свободу и равенство перед законом для всех. Эти общие идеи, высказанные не только Руссо, но и многими другими мыслителями прошлого, находят свое воплощение в современном цивилизованном мире.

   Что такое законность? Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

 

§ 2. Основные принципы, требования и гарантии  законности.

 

   Законность характеризуется следующими основными признаками:

   Во-первых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

   Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин-перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

   Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

   Чтобы быть творцом и «хранителем» законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

   Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

   Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

   Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны,- законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их,- то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

   Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

- полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

   Термин «требования законности» основательно прижился в научной и учебной юридической литературе. В его содержание вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений.

   И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках.2 Требования законности - это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

   Каковы же основные требования законности?

   1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

   2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

   3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

   4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого.

   Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

   5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной или индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.3

   Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

   Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей. Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон.

   6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями — важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

   Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

   Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.4 Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляет конституционный суд. В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных органов исполнительной власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса.

   Законность гарантируется системой социальных и специально-юридических факторов. К числу последних надо отнести:

   1) закрепление основ общественного и государственного строя, основных прав и обязанностей граждан в конституции;

   2) соответствие текущего законодательства конституции страны, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам;

   3) независимость суда и его подчинение только закону, правосудие как высшая гарантия прав граждан и подзаконности административной деятельности;

   4) прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны;

   5) безусловное право граждан на жалобу, в том числе и на судебную защиту своих важнейших конституционных прав и свобод, гласность рассмотрения таких жалоб;

   6) развитая система законодательства, стабильность правоотношений, высокий уровень правосознания населения и правовой культуры работы государственного аппарата, юридическая информированность населения.5

 

§ 3. Законность и охрана прав граждан

 

   Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место тогда, когда законы государства верно отражают объективные закономерности общественного развития и когда в стране существует режим законности. Под последним надо понимать такие экономические и политические условия, такую нравственно-идеологическую атмосферу жизни общества, при которых соблюдение законов государства, неприкосновенность прав граждан и добросовестное исполнение обязанностей являются принципом деятельности всех государственных органов и негосударственных (общественных) организаций, поведения должностных лиц и граждан. Законность исторически возникла вместе с законодательством, порождена юридической формой производственных отношений, отражает необходимую связь между юридическими нормами и правоотношениями. Законность в качестве чисто юридического явления и требования власти соблюдать ее законы, обращенного к населению, свойственна любой нормально функционирующей правовой реальности каждой классовой общественно-экономической формации. Следовательно, речь может идти о типах законности соответственно историческим типам права и государства.

   Однако в течение многих и многих столетий законность представляла собой спорадические призывы власти соблюдать законы, не затрагивавшие по сути дела ни господствующую элиту, ни сам государственный аппарат. Только особый общеклассовый интерес в урегулировании имущественных отношений и надстроенных над ними отношений приводил временно к распространению законности и на членов господствующих классов, частично на госаппарат. Это обстоятельство и то, что законы долгое время не представляли собой главенствующей формы выражения права, существенно сокращало сферу действия законности. Положение меняется в период становления капитализма. В силу потребностей буржуазного способа производства и формирования политического государства в его современном виде лозунг законности становится одним из политических требований, направленных против феодального произвола и беззакония, препятствовавших развитию новых отношений. Идея законности оказалась сопряженной с провозглашением прав и свобод граждан, с установлением формального равенства всех граждан перед законом, с возвышением роли самого закона и представительных органов государственной власти буржуазии. Законность становится элементом политической демократии, приобретает характер политико-юридического феномена, формально распространяется не только на население, но и на государственный  аппарат.6

   Связь демократии и законности прослеживается на всем протяжении истории классового общества. При этом становится очевидным, что вне демократии законность может существовать лишь как требование властей, не распространяемое на господствующую клику, в то время как помимо законности, обеспечивающей права граждан, демократическое устройство вообще немыслимо. Давняя и близкая нам история учит, что наступление реакционных сил обычно начинается с попрания закона и систематического нарушения провозглашенных прав и свобод, с массовых репрессий против «инакомыслящих», выливаясь затем в прямое насилие и разнузданный произвол, атрофирующий действие любых демократических институтов, отвергающий всякое подобие демократии, законности и правосудия. С другой стороны, именно в демократии и законности выражены требования, ограждающие в той или иной форме, в той или иной степени личность от произвола власти, массу людей от анархии личностей, общество в целом от насилия со стороны меньшинства.

   Характеристика законности с ее  политической стороны не исключает исследования глубинной природы этого явления и специфического механизма его действия. Законность-разновидность правомерности (ее требования), вытекающей из общезначимости права, объективной необходимости правопорядка, государственной гарантированности масштаба свободы, соответствующего потребности нормального функционирования определенного способа производства. В законности концентрированно выражено свойство права противостоять произволу, упорядочивать общественные отношения, закреплять те формы собственности, которые соответствуют достигнутому уровню развития производительных сил общества.

   Законность (как и правомерность в целом) опирается на весьма тонкий механизм регулирования, свойственный правовым отношениям, в которых обладающий правом субъект лично заинтересован в исполнении юридической обязанности другой стороной, в ее правомерном поведении (законной деятельности). Конечно, законность должна обеспечиваться государственным принуждением, но последнее осуществляется также людьми, выполняющими соответствующие обязанности, на реализации которых кто-то имеет право настаивать - в использовании этого права «кто-то» оказывается, в конце концов, лично заинтересованным. С другой стороны, государство не в состоянии поставить надсмотрщика около каждого обязанного лица. Таким образом, законность не может опираться только на принуждение (физического или психологического свойства). Ее истоки - интересы и потребности людей, а более конкретно - права субъектов конкретных правоотношений, использование которых в той или иной степени всегда зависит от исполнения другими участниками этих отношений юридических обязанностей.

   Законность следует рассматривать, как и правомерность в качестве массовидного образа деятельности.7 В качестве общественного явления она означает не просто реализацию требований закона в отдельных конкретных случаях. «Это - господство закона в общественной жизни, господство его, в частности, в отношениях между властью и личностью»8. Подобное господство оказывается явлением типичным не в силу прямого насилия, а благодаря отмеченному механизму регулирования, свойственному правоотношениям. Как господство права и правомерного поведения в общественных отношениях нельзя сводить к политическому фактору, так нельзя к нему сводить господство закона и законного (законосообразного) поведения.9

   С другой стороны, мало объясняют специфику правового состояния и режима законности общие ссылки на интересы и потребности людей (социальных групп, классов). Последние всегда побуждают людей к той или иной деятельности, в том числе и вне юридической формы отношений. Отмеченный нами механизм, обусловленный социальными факторами и связанный с государством, обладает особой, юридической спецификой, столь важной для науки права и для практики упрочения правопорядка и законности.

   Диалектика связи между законностью и правами субъекта такова: законность в качестве режима деятельности создает юридические условия обеспечения субъективных прав, а последние являются предпосылкой существования законности как массовидного общественного явления. Часто полагают, что принуждение со стороны государства является гарантией законности. В действительности государственное принуждение никогда не гарантирует законность. Напротив, законность оказывается гарантией правомерности применяемого принуждения.

   Если закон государства рассматривать как наиболее адекватную праву форму его выражения, то законность надо, помимо всего остального, считать наиболее адекватной формой упрочения правопорядка. Если закон означает официальное признание масштаба свободы, то законность есть требование соблюдения такого масштаба, а режим законности - состояние общественных отношений, при котором этот равный и относительно справедливый масштаб свободы может быть реально использован субъектами права. Наконец, если закон отражает в конечном итоге, правовую природу отношений собственности, то законность обеспечивает деятельность, сообразную с господствующей системой производственных отношений. С этих позиций законность в полном объеме может существовать только при демократических политических режимах, способных обеспечивать принятие законов, адекватных сущности права всех трех порядков. Соблюдение законов, санкционирующих произвол, не в состоянии обеспечить режим законности, наоборот, оно расшатывает законность и весь правопорядок. При беззаконном режиме не может быть законных действий. И объясняется это двумя взаимосвязанными обстоятельствами.10 Во-первых, тем, что акты власти, санкционирующие произвол, не содержат юридических норм, которые отражают объективную необходимость (фактор объективного свойства). Во-вторых, потому что такого рода акты исключают широкое использование субъективных прав, которое влекло бы за собой требование значительного числа членов общества исполнять юридические обязанности - акты произвола полностью отчуждают законность от интересов населения (фактор субъективного порядка).

Законность и правопорядок. 28