Законность и правопорядок. 7

 

    СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение
    1. Законность: проблемы теории и практики.
    2. Проблема определения понятия «законность».
    3. Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
    4. Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
    5. Принципы законности и проблема их реализации.
    6. Субъекты законности.
    7. Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
  1. Правопорядок: проблемы теории и практики.
    1. Проблема определения понятия «правопорядок».
    2. Понятие правопорядка
    3. Признаки и уровни правопорядка.
    4. Принципы правопорядка
    5. Структура и функции правопорядка
    6. Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
  2. Соотношение законности и правопорядка.
    1. Взаимосвязь закона и правопорядка
    2. Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.

Заключение.

Список  используемой литературы.

стр. 

2 

4

12

13

14

17

19 

21

25

31

32

37

40 
 

42

50 

60

62

 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Среди многочисленных проблем юридической  науки и практики, которые в  последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы правового порядка. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.

    В заявлениях официальных лиц и  прессы подчеркивается, что необходим порядок в работе власти, в нормотворчестве и других сферах государственной жизни. Только при таком положении гарантируется реальность прав и свобод граждан, их законных интересов и выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, реализация ответственности за свое поведение, а, следовательно, демократическое общество.

    Изучение  правопорядка потому актуально, что  «правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, является правовой основой и  всей государственной деятельности. Рассмотрение правопорядка актуально и потому, что за последние годы несколько изменились взгляды на понятие правопорядка и его формирование» [1].

    Интересно исследовать не просто понятие правопорядка и его формирования и поддержания, но и соотношение законности, правопорядка и демократии. Долгое время различие между ними не проводилось, они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы отметить, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

    Если  право, законность и правопорядок выступают  юридической основой общества и  функционирования государственной  власти, то вполне естественно напрашивается вывод о путях упрочения этих основ, о тенденциях их развития. Чем лучше люди понимают объективные требования развития, тем активнее они участвуют в достижении национальных целей. Поэтому представляет интерес рассмотрение тенденций в развитии правового порядка.

    Говоря  и исследуя правопорядок и законность нельзя не затронуть термин «демократия». А о его важности говорит уже  то, что первая статья Конституции Российской Федерации закрепляет: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[2].

    Еще до начала глубоких социальных преобразований в России отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) и правопорядка уделяли  значительное внимание в статьях  и в специальных монографических  исследованиях [3]. Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня в нашей стране, хотя и содержат интересные теоретические разработки. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности [4].

    В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.  

[1] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Бек, 1996. – С.176.

[2] Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010.-113с.

[3] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М.,1981. С.217, 223.

    [4] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. – с.286.

  1. Законность: проблемы теории и практики.
    1. Проблема определения понятия «законность».

    Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности  ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере  производства материальных благ, поставить  производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового  государства. 
Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.

    В советский период, наибольшее распространение  получило определение законности как  строгого и неуклонного соблюдения законов основанных на законах других правовых актов государства всеми  без исключения органами, общественными  организациями, должностными лицами и  гражданами [5].

    Несколько иную позицию занимал М. С. Строгович, по мнению которого высшим выражением государственной воли является закон, его соблюдение и исполнение составляют содержание законности, а иные нормативные акты государственных органов должны издаваться на основе закона, во исполнение закона, в соответствии с законом. «Поэтому их соблюдение и исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение — нарушение закона»[6].

    Интересную  точку зрения высказывал П.М. Рабинович, он выделил главные элементы, без которых законность не может выполнить своего социального назначения. Это, во-первых, издание системы правовых норм, правильно отражающих закономерности общественного развития и волю парода; во-вторых, их строгое и неуклонное проведение в жизнь. Единство этих составных элементов обеспечивает подлинную законность в обществе. Наличие научно обоснованного законодательства, правильно отражающего объективные закономерности общественного развития, не может обеспечить осуществления целей, стоящих перед советским обществом, если нормы законодательства не проводятся в жизнь, если его предписания нарушаются. С другой стороны, осуществление правовых актов, противоречащих законам общественного развития, общенародной воле, также приносит вред интересам социалистического общества. Научно обоснованное законодательство, его строгое и неуклонное проведение в жизнь составляют две стороны режима социалистической законности [7].

      «В советской юридической науке сложилось и стало господствующим понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами советского права - государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Такое понимание законности было доминирующим в литературе , в тех или иных вариациях кочевало из учебника в учебник вплоть до последнего времени»[7]. Отдельные попытки по-новому подойти к раскрытию содержания «законности» не находили поддержки и серьезно не обсуждались.

    Проблема законности была “оттеснена” вниманием к другим острым проблемам переходного периода. Например, в нашем законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества.

    Рассматривая  классическое определение советского периода, нужно отметить, что сущность законности действительно заключается  в строгом, неукоснительном соблюдении и исполнении действующих законов  всеми субъектами права. В публикациях последнего времени обращается внимание на то, что такая трактовка законности не отражает современных процессов политико-правовой жизни общества, поэтому многое относительно законности требует переосмысления, иных подходов, оценок, выводов.

    В публикациях и диссертационных исследованиях последнего времени, представляется интересной точка зрения, согласно которой законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права [8]. Можно сказать, что такое определение не упрощает проблему, а подчеркивает ее многоаспектность и своеобразную сложность.

    “Первым условием законности,– пишет П.И. Стучка,– является сам закон”[9].

    Понятие законность появилось на рубеже Средневековья  и нового времени.

Важной  предпосылкой законности в современной  России является Конституция. В ней нашли отражение качественные изменения российского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. ХХ столетия. Можно сказать, что это Основной Закон России – важный фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества. Однако в самой Конституции понятие «законность» встречается всего лишь в двух статьях. В п.2 ст 72 «законность» фигурирует как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов, а в ст.114 «меры по обеспечению законности» прописаны как одна из функций правительства РФ. [10]

    Помимо  Конституции слово «законность» содержится почти в 2000 действующих  нормативных актах Российской Федерации. В нормативных актах упоминается о соблюдении законности, об органах на которые возложена эта задача. Однако ни в одном из нормативных актов не закреплено определение «законность», поэтому оно остается исключительно теоретическим.

    Довольно  часто законность рассматривается в качестве основы дисциплины, в частности государственной. Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим (к сотрудникам органов внутренних дел и др.), составляют одновременно и содержание дисциплины.

    Дисциплина  – важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности  и организаций, и отдельных индивидов  и с этой точки зрения близка к законности. И дисциплина, и законность непосредственно связаны с состоянием упорядоченности и организованности общественных отношений. Вместе с тем эти явления (т.е. законность и дисциплина) не совпадают. Законность означает в основном требование соблюдения правовых предписаний и не имеет значения, чем руководствуется субъект, реализуя правовые предписания.

    Дисциплина в сравнении с законностью в большей степени связана с нормами нравственности. Скажем, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся  учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение морали, и нарушение служебной дисциплины.

    Как видно, понятие “дисциплина” также  весьма емкое, означающее следование определенному  порядку. При этом имеется в виду соблюдение и специальных правил общего характера и индивидуальных распоряжений, приказов в рамках ведомства, учреждения, организации.

    Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и  реализуются в действительности принципы народовластия, равенства  граждан, созданы условия для  их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни. Можно сказать: законность –  основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические  права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип  разделения властей, принцип всеобщего  избирательного права, соблюдаются  необходимые, основанные на законе, процедуры, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

    “Законность,–  отмечает В.Н.Кудрявцев,– не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое  существо общественного строя”[11].

    Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной  власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии. Обобщая сказанное, подчеркнем: законность, выполняет роль “посредника”, который как бы “переносит” право в плоскость реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций).

    С точки зрения правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. По этому поводу проф. А.Ф.Черданцев отмечает: “Выгода отступления от законности для конкретного случая перекрывается огромным вредом расшатывания законности”[12].

    Если  нарушаются законы, предоставляющие  права и свободы, или нарушаются избирательные законы, порядок деятельности представительных органов, не действуют  предусмотренные нормативно-правовыми  актами гарантии, то о демократии можно  говорить, лишь с большим преувеличением. 

    Принятие  государством законов и подзаконных  нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы  права будут реализованы. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

    С точки зрения смысла законности, любые  отступления от требования закона, чем бы они ни мотивировались, не допустимы. Бесспорно то, что повсеместное отступление от требований законов по мотивам их несовершенства, повлечет за собой неопределенность, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

    Законность  – это принцип, метод и режим  реализации норм права, содержащихся в  законах и основанных на них подзаконных  нормативных актах, всеми участниками  общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции  и других законах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется  как метод деятельности субъектов  права и становится, таким образом, режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания. Обеспечение законности – одно из важных направлений деятельности государства.

    Законность - емкое понятие теории права, выступающее в трех ипостасях, как принцип права, политико-правовой режим и метод правового регулирования. Это фундаментальная категория юридической науки и практики.

    Принцип законности с точки зрения нормативистского подхода – строгое, полное и неукоснительное  исполнение законов и подзаконных  нормативно- правовых актов всеми  субъектами права: государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

    Законность (с точки зрения юридического подхода) – это идея, требование и система (режим) реального выражения права  в законах государства, в самом  законотворчестве, в подзаконном  нормотворчестве [13].

    Законность  тесно связана с законами, которые  издаются для управления людьми и  содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, при  условии, что они реализуются  в практику общественных отношений.

    «Законность – это совокупность многообразных, но однородных требований, связанных с отношением к законам и к проведению их в жизнь» (Е.А. Лукашова) и имеет три требования: точное и неуклонное соблюдение законов теми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал.

    Эти требования составляют содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно  в законах, провозглашаться государственной  властью. Властные отношения в государстве, как правило, регулируются законами, за исключением периодов политических кризисов (когда гремит оружие, законы молчат). Возможен режим формальной зависимости, когда законы подменяются  подзаконными нормативно-правовыми  актами.

      «Законность - это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неукоснительного осуществления законов и других правовых актов» (В.Н. Кудрявцев). «Законность - это комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественной жизни, органическую связь права и власти, права и государства» (А.С. Шабуров).

    В демократическом государстве основой  законности является требование точного понимания и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права и обеспечение выполнения ими возложенных обязанностей, осуществление ответственности.

    Многие  авторы определяют законность как политико-правовой режим, состоящий в господстве права  и закона в общественной жизни. Так, В.М. Сырых отмечает: «Законность- это  политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государства, в котором органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в  обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют  и соблюдают их наряду с гражданами и их объединениями».

    С точки зрения юридического подхода  законность- это «идея, требование и  система (режим) реального выражения  права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном  нормотворчестве» [13].

    По  мнению проф. С.С. Алексеева, “это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного  права, но и:

  а) верховенства законов по отношению  ко всем иным правовым актам;

  б) равенства всех перед законом;

  в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

  г) независимого и эффективного правосудия;

  д) эффективной работы всех правоохранительных органов” [14].

    Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

    Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более  позднее время, когда общественное отношение приобретает новое  качество, то есть когда из отношений  зависимости, подавление и угнетения  они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается  необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве. Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, милицией. Обеспечивая законное функционирование, общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

    В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Законность  представляет собой процесс осуществления  законов. 
Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законность в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

    Законность  как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Однако законность — явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный принцип, как режим жизни демократического общества. В таком качестве уже законность определяет содержание конкретных правовых систем, ее действие связывается лишь с правовыми законами и она становится правозаконностью. Связи законности с демократией и правовым законом настолько тесны и неразрывны, что некоторые авторы даже считают, что законность возникла именно в этот период, а не вместе с правом.

    Однако  законность – это не просто «красивый  термин», законность означает идею, требование и систему реального выражения  права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном  нормотворчестве. 

    [5]и[7] Рабинович П.М.Упрочение законности-закономерность социализма. Львов, 1975. – с. 24.

    [6] М. С. Строгович, Теоретические вопросы советской законности // Советское государство и право», 1956 г., № 4.

    [8] Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. юрид. наук., 1995.

    [9] Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. М., 1931. с.221

    [10] Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010.-113с.

    [11] Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М., 1990. с.249.

    [12] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. с.193.

    [13] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-258 с.

    [14]С.С.Алексеев Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972. с.113.

    1. Узкое «широкое» нормативистское понимание законности.

    В традиционном понимании законности и ее принципов содержалось известное  противоречие: с одной стороны, утверждалось верховенство закона, с другой, принижалось  его значение. Закон низводился до уровня подзаконного акта. И не случайно в литературе получило широкое распространение понятие законодательства в широком смысле, охватывающего не только законы, принимаемые высшими органами государственной власти, но и другие акты [15].

    По  сей день довольно часто понятие законности дают в узком и широком смыслах. В узком смысле законность есть исполнение закона и только закона, а в широком смысле законность- это не только исполнение законов, но и подзаконных актов.

    Другая  точка зрения понятия законности в узком и широком смыслах  состоит в следующем: в начале 1960-х гг. Н.Г. Александров считал: законность в широком аспекте - это требование соблюдать законы всеми субъектами права, а в узком аспекте- соблюдение законов должностными лицами государства, госаппарата. Поэтому нарушение законов, совершенное гражданами и другими лицами,- это не нарушение законности, а нарушение правопорядка в обществе. Граждане лишь могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами законов (законности), способствовать их неукоснительному исполнению.