Законность и правопорядок. 11

ЗАКОННОСТЬ  И ПРАВОПОРЯДОК

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы законности и правопорядка традиционно находятся  в центре внимания юриспруденции. Интерес  правоведов к ним вполне объясним: должные уровни законности и правопорядка выступают в качестве необходимых условий обеспечения устойчивого и стабильного развития современных государственно-организованных обществ. Однако в освещении названных выше проблем немало "белых пятен", многие их аспекты по-прежнему относятся к числу малоисследованных или дискуссионных.

В настоящее время теоретики государства и права по-разному трактуют понятие законности, а отсюда возникает немало проблем в науке, на практике и в жизни людей. Для одних законность — принцип государственной и общественной жизни, для вторых — господство законов в обществе, для третьих — деятельность государственных органов, для четвертых — требование государственной власти соблюдать закон. Среди юристов нет единства во мнении, что же такое законность. И сегодня на проблему понятия законности необходимо смотреть шире, под законностью понимать не только принцип, метод или режим или некое формальное соответствие деятельности участников общественных отношений предписаниям норм права. Понятие законности в современных условиях, когда во всем мире и в России увеличивается количество правонарушений, негативных правовых явлений, разрастаются коррупция, терроризм и др., необходимо связывать, прежде всего, с правовыми законами и правовой законностью.

Порядок - это присущее биологической и социальной природе  человека необходимое условие функционирования политического общества, условие всеобщей связи (коммуникации) между людьми в их целедостижении, гарант выполнения взаимных обязательств. В условиях правового государства принято говорить о правопорядке, качестве, присущем современному обществу, стремящемуся воплотить в жизнь его представления о законности. Правопорядок - ресурс, который необходим народу, нации, политическому обществу для осуществления их определенных целенаправленных действий правительства. Как порядок вообще, правопорядок включает в себя директивный, технологический и коммуникативный аспекты.

Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон: предметной (носители законности — то, что должно соответствовать правовым требованиям), субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые нормы и право требовать такого соблюдения от других лиц), нормативной (круг правовых норм, обязательных для исполнения).

Имеющийся разброс позиций  и мнений, отсутствие единого теоретического подхода к определению сути законности и правопорядка отрицательно сказывается на эффективности правоохранительной деятельности в целом, обеспечении конституционных прав личности, достижении стратегических целей судопроизводства, решении сопутствующих социально-правовых задач.

Нуждается в совершенствовании, а то и в безусловном обновлении понятийно-категориальный аппарат, обслуживающий  феномены "законность", "правопорядок" как самостоятельные институты  правовой системы России.

Целью данной работы является определение понятий законности и правопорядка, изучение принципов законности, исследование структуры правопорядка, а так же изучение особенностей соотношения понятий законности и правопорядка и методов их обеспечения, анализ их взаимосвязи и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Законность как метод осуществления государственного регулирования

1.1.Понятие законности

Законность как многоплановое  и многостороннее явление пронизывает  и отражает всю правовую жизнь  общества, проникает в иные сферы  бытия общества, государства, человека. Как система взаимосвязанных социальных, политических и юридических требований и их реализация законность в жизни общества является важнейшим условием развития демократии, построения правового государства, обеспечения прав и свобод граждан1.

Законность формируется  под влиянием ряда факторов, из которых  одни могут обеспечивать нормальное функционирование и поступательное развитие общества (положительные условия), другие - способствовать дестабилизации различных сфер жизнедеятельности общества, государства, личности (отрицательные условия).

Определяющая особенность  законности в том, что это явление  всегда сопутствует государству  и праву, предопределяется их природой, назначением, социальным потенциалом2.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - приоритетной обязанностью государства. Она предопределяет, что основу российской политики "...должна составить идеология, в центре которой - человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду"

Многочисленные определения раскрывают различные аспекты законности: принцип деятельности государственных органов, своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, а также строгое требование соблюдения доходов.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве  все равны перед законом и  поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа3.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства  предполагает такой характер взаимоотношений  органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

В законах всегда воплощалась, воплощается и будет воплощаться  определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала. В интерпретации связей политики, права и законности необходим конкретно-исторический подход.

Законность требует  исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает подзаконный  нормативный акт в соответствии с законом, на его основе и не выходит  за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения в том числе и подзаконного нормативного акта.

Посредством наличия  законов проблему законности как  широкую социальную категорию в  государстве не решить. Для такого утверждения имеются следующие доводы и соображения:

1. Необходимо учитывать  и законность самих законов,  т.е. справедливы ли содержащиеся  в них требования.

2. Готово ли население  или отдельные структуры общества  к соблюдению действующих законов. Например, налоговое законодательство в силу своего предназначения относится к одному из самых "непопулярных" законодательств в различных государствах. Без проведения соответствующего социологического опроса можно безошибочно утверждать, что в абсолютном своем большинстве лица, осужденные к лишению свободы, по вполне понятным соображениям негативно относятся к уголовному законодательству государства.

3. Какова готовность  государства в лице его официальных  структур выполнять без "купюр"  и идеологических соображений нормы действующего законодательства.

Посредством законов  всех вопросов не решить, все отношения  не урегулировать. Правительственные  акты, некоторые приказы и инструкции ведомств сохранят свое позитивное значение, если они не будут подменять закон, обходить его или расходиться с ним. Такое возможно при наведении должного порядка в разработке и принятии подзаконных нормативных актов, контроле над ними со стороны компетентных органов.

В уяснении режима законности важная роль принадлежит понятиям "субъект законности" и "объект законности". В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные (негосударственные) формирования. Это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на которых лежит такая специальная обязанность.

1.2. Основные  принципы законности

Основными принципами законности в современной России признаются:

- верховенство (главенство) федеральных законов по отношению ко всем другим правовым актам;

- равенство всех перед  законом и судом;

- исключение произвола  в деятельности властных органов  и должностных лиц;

- единство в понимании и применении  закона на всей территории  его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;

- осуществление закона лицом  посредством своих прав и свобод  не должно нарушать права и  свободы других лиц;

- эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные  гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Принцип верховенства закона означает главенство законодательных  актов и, в первую очередь Конституции, среди всех других нормативных правовых актов и актов применения права. При этом должна соблюдаться определенная иерархия соответствия нижестоящего акта вышестоящим. Так, обычные законы должны соответствовать Конституции и конституцңонным законам, указы Президента соответственно Конституции, конституционным и обычным законам, постановления Правительства Конституции, конституционным и обычным законам, а также указам Президента и т.д. Этот принцип законности обеспечивает законность нормативных правовых актов и актов применения права. Принцип верховенства закона распространяется и на форму нормативных правовых актов. Важное значение имеет форма принимаемых ими актов, поскольку она определяет их место в общей системе законодательства. Несоблюдение этого требования может привести к нарушению законности. Так, например, принятие министром своих решений в форме указов не будет соответствовать их реальной юридической силе и грубо нарушит иерархию нормативных правовых актов. Единство или всеобщность законности представляет собой единое понимание и исполнение законов всеми субъектами права на всей территории действия данного нормативного правового акта. Например, акты высших государственных органов действуют единообразно на территории всей страны и в отношении всех юридических и физических лиц, на которых они распространяются, а акты региональных органов, соответственно, на территории региона. Целесообразность законности означает принятие законодательными и иными правотворческими органами, а также органами, применяющими право, наиболее оптимальных актов, соответствующих интересам общества, задачам его развития. Одновременно данный принцип обязывает государственные органы, должностных лиц, юридических и физических лиц при реализации права действовать не только в соответствии с законом, но и наиболее разумно, справедливо и целесообразно.

Реальность законности выражается в воплощении в жизнь, в практику всех правовых предписаний, и в привлечении к ответственности за правонарушения всех лиц, виновных в противоправном поведении. Наступление ответственности является одним из главных признаков реальности законности, поскольку восстанавливает её. Справедливость, являющаяся моральным принципом, применима и к законности.

Например, должно быть справедливым законодательное  закрепление налогообложения. Особое значение справедливость имеет при  издании актов применения права. В этом случае законность должна выражаться в соответствии меры воздействия на правонарушителя его личности, вине, тяжести совершенного деяния и т.д. Законность неразрывно связана с дисциплиной, т.е. своевременным выполнением государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами своих трудовых и иных обязанностей, взятых на себя обязательств, соблюдением предусмотренного законом порядка повседневной деятельности, режима труда и т.д

Совокупность перечисленных выше принципов, условий и требований правового социального и личного характера обеспечивают существование прочного режима законности во всех сферах общественной жизни.

Значение законности для решения  актуальных проблем жизни общества, практики юридической работы состоит  в следующем:

- в законности выражается реалистическое отношение к праву, его общеобязательности, его силе и ценности;

- законность выражает связь  правовых вопросов с социальным  строем, с политическим режимом,  существующим в обществе;

- состояние законности в обществе  прямо связано с идейно-духовными основами правовой системы - началами гуманизма, социальной справедливости, подлинного равенства, положением личности в обществе;

- презумпция невиновности.

При соблюдении последнего принципа возможны определенные нюансы. Например, это может выражаться в перераспределении бремени доказывания. В уголовном и административном процессах эта задача обязательно должна возлагаться только на государственные структуры (органы дознания и предварительного следствия, суды общей юрисдикции и т.д.). Такое требование является необходимым условием соблюдения законности и признаком демократического государства.

В гражданском и арбитражном  процессе ответчик уже сам должен попытаться доказать необоснованность предъявляемых ему истцом исковых  требований. Здесь речь идет о варианте применения принципа виновности, который отражает особенности указанных процессов, но ни в коей мере не противоречит широкому пониманию законности.

В цивилизованных странах с устоявшейся  развитой демократией и рыночными  отношениями в экономике широко применяется принцип экономической виновности, означающий следующее. Если финансовые органы государства предъявляют к лицу обоснованные претензии о том, что его расходы не соответствуют декларируемым доходам, то он должен доказать, что доходы получены законным путем (через наследование, дарение, возврат долга и т.д.).

Правительством России в октябре 2005 года была одобрена Конвенция ООН  по противодействию коррупции, вступившая в силу с декабря 2005 года. Она содержит комплекс мер по предупреждению коррупции в сфере деятельности государственных органов. Страны, подписавшие этот документ, берут на себя обязательство признания уголовным преступлением не только обычное взяточничество, но и злоупотребление служебным положением, а также факты незаконного обогащения. Речь идет о необходимости государственным чиновникам предъявлять доказательства законности приобретаемого или имеющегося вида собственности в соответствии с реальными доходами.

Конвенция, как и любой другой нормативный правовой акт, не способна эффективно решать острые социальные проблемы правовыми средствами. Коррупция не должна рассматриваться как проблема соотношения "плохих или хороших людей". Она содержит в себе "вопросы психологии, социального статуса, экономики"4. Нельзя игнорировать и исторические традиции. Например, в дореволюционной России была распространена официальная государственная практика определения чиновников на должности, предусматривающие "кормление" за счет населения (или за счет должности).

Для осуществления более эффективной борьбы с преступностью (в том числе и с коррупцией) во всем мире широко используются достижения науки и техники. Например, в Интернете на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации 24 марта 2008 года была открыта специальная страница "Борьба с коррупцией". Любой желающий теперь может оставить на ней информацию об известных ему фактах коррупции5.

 

Таким образом, определяющая особенность законности в том, что  это явление всегда сопутствует  государству и праву, предопределяется их природой, назначением, социальным потенциалом Многочисленные определения раскрывают различные аспекты законности. Основными принципами законности в современной России признаются: верховенство (главенство) федеральных законов по отношению ко всем другим правовым актам; равенство всех перед законом и судом; исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц; единство в понимании  применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом; осуществление закона лицом посредством своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц; эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Глава 2. Понятие  и структура правопорядка

2.1. Правопорядок  и общественный порядок

Порядок - это присущее биологической и социальной природе  человека необходимое условие функционирования политического общества, условие  всеобщей связи (коммуникации) между  людьми в их целедостижении, гарант выполнения взаимных обязательств. В условиях правового государства принято говорить о правопорядке, качестве, присущем современному обществу, стремящемуся воплотить в жизнь его представления о законности. Правопорядок - ресурс, который необходим народу, нации, политическому обществу для осуществления их определенных целенаправленных действий правительства. Как порядок вообще, правопорядок включает в себя директивный, технологический и коммуникативный аспекты6.

Правопорядок - разновидность порядка, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства. Говорить о законности и правопорядке возможно только в том случае, если в обществе уже сложились и успешно функционируют законодательная и исполнительная ветви государственной власти7.

Правопорядок представляет собой  результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения. Законодательство является нормативной основой правопорядка. Законность есть средство, условие создания правопорядка.

Общественный порядок представляет собой порядок в общественной жизни, который складывается в результате повсеместного соблюдения государственными органами, хозяйственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами всех социальных норм, принятых в обществе.

Правовой порядок характеризует  состояние общественных отношений, точно соответствующее требованиям  правовых норм. Он имеет внутригосударственное  и международное значение8.

Правопорядок в обществе достигается  тогда, когда деятельность всех субъектов  права является правомерной, когда  надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются  юридические обязанности, т. е. когда  субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий. Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечиваются реальным осуществлением требований законности. Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка. Для правопорядка характерно соответствие фактического поведения людей их правам и обязанностям.

Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления  субъективных прав граждан и обеспечение  исполнения правовых обязанностей. Законность и правопорядок – не тождественные понятия, а связанные друг с другом как причина и следствие. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях. Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т. е. деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей. Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной ее реализации государство создает в государственном аппарате систему специальных органов: суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие. Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель – не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

2.2.Структура правопорядка

Правопорядок — это  такая система правовых отношений, которая складывается в обществе в результате соблюдения всеми участниками  правоотношений государственными властными  органами, юридическими и физическими  лицами принципов законности.

Правопорядок, как и законность, основаны на праве. В этом их общая  черта. Отличие заключается в  том, что законность — принцип  деятельности всех субъектов права  на основе и в соответствии с правом, а правопорядок — это состояние  общества, наличие определенной устойчивой системы общественных отношений, которые складываются в результате соблюдения норм права всеми гражданами, организациями, государственными органами и должностными лицами. Правопорядок имеет свои характерные черты, которые отличают его от законности. Они заключаются в следующем9.

1. Правопорядок — это определенное  организационно упорядоченное состояние  общественной жизни, предусмотренное  и закрепленное нормами права. 

2. Правопорядок реально возникает  и существует в результате  реализации норм права, правомерного поведения всех субъектов права. Можно сказать, что правопорядок — это реальное существование норм права, их воплощение в обществе, в поведении и деятельности государственных органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан.

3. Реализация норм права, правомерное  поведение и деятельность субъектов  права происходит, как правило,  в процессе правоотношений. Поэтому  можно сказать, что правопорядок  есть реально существующая в  обществе система основанных  на законе правоотношений между их участниками.

4. Реальное существование правопорядка, системы правоотношений поддерживается и охраняется государством, его исполнительной и судебной властью, правоохранительными органами. Правопорядок, как и законность, имеет свои принципы, т.е. основные характерные черты, раскрывающие его сущность и содержание. Принципами правопорядка являются следующие: системность, определенность, единство, устойчивость, государственная гарантированность.

Принцип системности означает, что  правопорядок складывается не хаотично, а на основе и в соответствии с существующей системой права. Составляющими частями общего правопорядка являются правопорядок, основанный на нормах частного права и публичного права, а также на нормах различных отраслей права.

Принцип определенности выражается в том, что правовые нормы, на которых он основан, отличаются формальной определенностью и жесткостью. Поэтому правопорядок — это строго определенная, жесткая система правоотношений между субъектами права.

Принцип единства выражается в том, что правопорядок основывается на едином требовании, а именно на требовании строгого и точного соблюдения норм права всеми субъектами реализации права и во всех сферах общественной жизни. Однако правопорядок в сфере общественных отношений, регулируемых нормами гражданского права, отличается от правопорядка, например, возникающего на основе уголовного права, поскольку в первом случае он основывается на равноправии субъектов права, а во втором — на зависимости и подчиненности одной стороны другой. Но везде он должен быть правовым, т.е. точно соответствовать предписаниям норм права, независимо от отрасли права.

Принцип устойчивости связан со стабильностью  законодательства. Чем меньше изменяется законодательство, тем устойчивей правопорядок. Данный принцип имеет две стороны. С одной стороны, неизменность законодательства может повлечь за собой его отставание от развивающихся общественных отношений. В результате оно может тормозить общественный прогресс. С другой стороны, частое изменение законодательства, внесение в него новых норм и изменение действующих, не позволят сложиться устойчивому правопорядку, стабильной системе правоотношений в обществе. Стабильность законодательства во многом зависит от законодателя, обязанностью которого является создание совершенных нормативных правовых актов, соответствующих общественным отношениям, учитывающих тенденции их развития и отвечающих интересам граждан.

Принцип государственной  гарантированности выражается в  поддержании правопорядка государством, предупреждении правонарушений, восстановлении нарушенных прав граждан, общественных и иных организаций. При наличии в обществе правопорядка исключается произвол, беззаконие, нарушение прав и свобод граждан, т.е. достигается социально-полезный результат. Последнее обстоятельство особенно наглядно проявляется в сфере частного права, совершения различного рода сделок, выполнения договоров, имеющих положительное значение для его участников, действующих в соответствии со своими интересами и потребностями. В случае несоблюдения принципов правопорядка в обществе возникает хаос, беззаконие и произвол, что чревато очень опасными и вредными последствиями для общества и граждан.

Правопорядок необходимо отличать от общественного порядка. Последний представляет собой более  широкое социальное явление. Он включает в себя всю систему общественных отношений, основанных не только на нормах права, но и на нормах морали, нравственности, нормах общественных и других организаций, обычаях, традициях, социально-технических нормах и других правилах, соблюдение которых обеспечивается самим обществом, социальными формированиями, создавшими эти нормы. Государство не вмешивается в их исполнение и не привлекает виновных к ответственности. Если все эти нормы соблюдаются теми, на кого они распространяются, то можно говорить о наличии общественного порядка в жизни общества. Основной и главной частью общественного порядка является правопорядок. Соблюдение норм права, в первую очередь органами государства, должностными лицами является основой правопорядка и одновременно фактором, во многом определяющим существование общественного порядка в обществе.

 Правопорядок имеет  большое значение потому, что,  во-первых, основан на нормах права,  являющихся наиболее определенными  и жесткими правилами поведения.  Во-вторых, соблюдение правопорядка государственными органами властно внедряет его во все сферы общественной жизни. Правопорядок и общественный порядок играют важную роль в жизни общества, поскольку обеспечивают нормальное функционирование и деятельность всех его организационных формирований и поведение граждан. 

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений10.

Законность и правопорядок. 11