Законность и правопорядок. 12

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение  ………………………………………………………………

  1. Понятия законности и ее основные принципы …………………
    1. Понятие и значение законности
    2. Основные идеи законности
    3. Принципы и требования законности
  2. Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношения

    2.1 Понятие  и структура правопорядка

    2.2 Взаимосвязь  правопорядка с общественным  порядком

  1. Обеспечение и охрана законности и правопорядка

    3.1 Система  обеспечения и охраны (защиты) законности  и правопорядка

    3.2 Нарушения  законности и правопорядка

    Заключение  ……………………………………………………………

    Список  используемой литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Среди многочисленных проблем юридической  науки и практики, которые в  последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся  вопросы правового порядка. Они  имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и  интересы общества, государства, граждан  настоятельно требуют упорядоченности  и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно  возможным путем дальнейшего  движения. Формирование правового государства  и цивилизованное демократическое  развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных  процессов и становления подлинного народовластия.

     В заявлениях официальных лиц и  прессы подчеркивается: «Приоритет –  правовой порядок», необходим порядок  в работе власти, в нормотворчестве  и других сферах государственной  жизни. Только при таком положении  гарантируется реальность прав и  свобод граждан, законных интересов  последних и выполнение всеми  субъектами возложенных на них обязанностей, реализаций ответственности за свое поведение, а  следовательно демократическое  общество.

     Изучение  правопорядка потому актуально, что  «правопорядок  образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: социально-культурная, экономическая,  политическая. Он является правовой основой и всей государственной  деятельности».1 Исследование правопорядка актуально, так как стабильности, уравновешенности и соразмерности, гарантированности и упорядоченности важнейших сторон жизни людей ныне необходимы как никогда. Рассмотрение правопорядка актуально и потому, что за последние годы несколько изменились взгляды на понятие правопорядка и его формирование.2

     Интересно исследовать не просто понятие правопорядка и его формирование и поддержания, но и соотношение:

     - правопорядка и общественного  порядка; 

     - правопорядка и законности;

     - как и при помощи, каких методов  осуществляется обеспечение и  охрана законности и правопорядка.

     В правовой сфере трудно найти явления  более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к  тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они  употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет  огромное практическое значение, как  для укрепления законности, так и  упрочения правопорядка.

     Право, законность и правопорядок выступают  юридической основой общества и  функционирования государственной  власти, поэтому вопрос о путях  упрочения этих основ, о тенденциях их развития всегда актуален. Вместе с  тем обращает на себя внимание то, что  в последние годы интерес к  этой проблеме в теоретическом плане  не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках  по теории государства и права  нет разделов законности3. Чем объяснить такое положение? Ответ на этот вопрос может быть несколько. Не исключено, что проблема законности «оттеснена» вниманием к другим острым проблемам переходного периода. Так, например, в нашем законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества.

     Итак, законность и правопорядок – фундаментальные  категории юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического  осуществления права. Они появляются вместе с государством, законодательством  и правосудием.

       Цель данной курсовой работы  рассмотреть понятия и принципы законности и правопорядка, их обеспечение и охрану, а также соотношение правопорядка и общественного порядка. 

  1. Понятия законности и ее основные принципы.
    1. Понятие и значение законности.

     Любое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации  оно находится, нуждается в определенной правовой организации. Без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Поэтому законность можно рассматривать как сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества.

        Исторически законность возникла, как требование государственной власти к населению соблюдать изданные ею законы. В советский период, наибольшее распространение получило определение законности как строгого и неуклонного соблюдения законов и основанных на законах других правовых актов Советского государства всеми без исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.4

     Но  постепенно требование о соблюдении законов стало предъявляться  и к самой власти. Сегодня законность является одним из принципов построения демократического общества и правового  государства, лежит в основе взаимоотношений  личности и государства.

     Законность  в условиях определенного исторического  периода конкретного государства, его политического режима и т.п. наполняется конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных деспотий, афинской рабовладельческой демократии, феодального  абсолютизма демократических или  тоталитарных режимов современности  имеет огромные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением  норм права, а правопорядок — ее результатом.

     Основным  носителем законности является деятельность (поведение) людей. Содержание и состояние законности в значительной степени зависит от состава ее субъектов - государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. Исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими правовых предписаний. Такое сужение круга субъектов законности разрушает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности, а в условиях административно-командной системы способствовало появлению «мертвых зон», не подвластных закону.

     Законность - это требование соблюдать установленный  порядок в обществе.

     Для законности необходимы два условия, две стороны:

     1. Наличие законов (содержательная  сторона);

     2. Правопорядок:

     - возникает в результате реализации норм права;

     - обеспечивается государством;

     - создает условия для плодотворных общественных отношений;

     - выступает итогом законности.

     Законность - это принцип, метод и режим  строгого, неуклонного соблюдения и  исполнения в правотворческой и  правореализующей деятельности правовых норм, содержащихся в законах и  основанных на них подзаконных нормативных  актах, всеми субъектами права. Сущность законности выступает как всеобщее, строгое соблюдение исполнения норм права. Законность провозглашается  как принцип, становится методом  деятельности большинства участников общественных отношений, в конечном счете, реализуется в особый режим общественной жизни.

    Под законностью следует понимать  не существующие законы. Сами  законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность  отсутствовала.

Законность  характеризуется единством двух признаков: внешнего – обязанность  соблюдать, исполнять и применять  законы, внутреннего (сущностного) –  качество законов.

     Требование  власти к населению соблюдать  закон существует всегда. Конечно, в  конкретных исторических условиях при  различных режимах какая-то часть  господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая  правом требовать от других соблюдение норм права, сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности требования законности были фактически необязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан  жестко требовали обязательного  соблюдения правовых предписаний. В  цивилизованном государстве все  равны перед законом и несут  равные обязательства и ответственность  в случае нарушения законности.

     Законность  является острейшей социальной проблемой, основной задачей государственно-правового  строительства. Трудно найти такой  правовой акт, в котором бы не затрагивался этот аспект.

     Юридическая наука и практика по-разному определяют явление законности:

     - с точки зрения  науки Законность – точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права, т.е. речь о законности может идти лишь тогда, когда, все без исключения субъекты права будут соблюдать или в полной мере реализовывать удержание правовых норм,

     - с точки зрения  юридических практик  Законность – требование соблюдения действующих законов государства и их реальное исполнение. Отсюда следует понятие режима законности.

     Режим законности – политические, экономические, моральные и иные условия жизни, при которых беспрепятственное осуществление прав и добросовестное выполнение обязанностей является принципом деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. 

    1. Основные  идеи законности.

Законность  – явление сложное, поэтому для  понимания ее природы нужно выяснить ее основные свойства, признаки, черты. Традиционно они сводятся к следующим  характеристикам:

1. Всеобщность  законности заключена в ее  всеобщей обязанности, обращенной  ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина  и ранга. Равенство граждан  перед законом. Равенство их  прав и обязанностей, точное соблюдение  законом всеми лицами, так как  право выражает общую волю  всех граждан. Перед законом  все равны и все должны ему  подчиняться, в противном случае  предполагается неотвратимость  ответственности. Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

2. Единство  законности (всеобщность) состоит  в распространении этого требования  на всю территорию Российской  Федерации, а законы субъектов  федерации, отражая местную специфику,  не должны противоречить федеральным  законам. Законность не может  быть калужская или казанская,  она должна быть единая всероссийская.  Единство законности состоит  в ее единообразном понимании.  Проявление местничества — противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках федерального закона и на его основе.

3. Верховенство  закона – важнейшее свойство  законности, связанное с исключительностью  закона, означающее  иерархию нормативно-правовых  актов, главенство закона в  системе нормативных актов, которое  закрепляется в Конституции РФ. Конституция  имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применяется на всей территории  Российской Федерации. Функционирование  государства должно осуществляться  исключительно на основе законов,  при строгой реализации должностными  лицами своих обязанностей и  прав социальных субъектов. Это  свойство распространяется на  все правовые формы деятельности  государства – правотворчество,  исполнительно-распорядительную и  правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде всего, закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон, по тем или иным мотивам.

4. Неотвратимость  реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений.

5. Недопустимость  противопоставления законности  и целесообразности.

Законность  есть высшая целесообразность. Целесообразность, есть не что иное, как соответствие законов потребностям развития общества. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.

     Если  закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной  процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения  не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон».

     В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе применения права при назначении конкретной меры наказания за совершенное  правонарушение. Но в любых случаях  соображения целесообразности учитываются  на основании и в рамках закона.

6. Неразрывная  связь законности и культурности.

Без культурности не может быть речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем  выше и уровень законности. Единство права и законности вытекает из сущности права как классового регулятора общественных отношений. Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. 

    1. Принципы  и требования законности.

Для укрепления законности большое значение имеют  принципы законности, то есть основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

В вопросах теории и практики укрепления законности возникает необходимость в разграничении принципов и требований законности.

     Принципы  законности - это  основные, исходные положения, руководящие  начала, выражающие содержание законности.

     Требования  – это то, чего «требует» законность, то есть  сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых  делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.5

При таком  подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.                            

      В теории права выделяют четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Верховенство  закона. Этот принцип означает главенство закона в системе нормативных актов. Однако в более широком понимании принцип законности требует также подчинения закону всех актов реализации права (соблюдения, исполнения и применения). Поэтому верховенство закона следует рассматривать с точки зрения содержания законов, подчиненность закону всех нормативных актов и всех актов реализации права. Только в таких условиях этот принцип становится универсальным и всеобщим.

Единство  законности. Под единством законности понимается единое применение законов и других нормативных актов субъектами права на всей территории действия нормативных актов. Единство законности представляет собой единую направленность правотворческой и правоприменительной деятельности в рамках определенной системы права. Иначе говоря, законы должны предъявлять абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и территориального действия.

Целесообразность  законности. Этот принцип означает необходимость выбора законных вариантов осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности.

Целесообразность  законности означает необходимость  выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и  задачам общества, вариантов осуществления  правотворческой и правореализующей деятельности. На практике недопустимо  противопоставление законности и целесообразности, потому что правовые законы сами по себе обладают высшей общественной целесообразностью, которая позволяет учитывать  все многообразие общих и индивидуальных интересов людей.

Реальность  законности. Реальность законности представляет собой достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость ответственности за любое их нарушение.

     Требования  законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.

Наряду  с принципами и требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований  рассматриваются в качестве ее принципов  или требований. Это признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, культурой), и способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в обеспечении законности).

     Принципы  законности связаны с требованиями  законности, каждый принцип развертывается в совокупность требований.

     Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:

      - все законы (и деятельность по  их созданию) должны соответствовать  конституции и другим вышестоящим  законам; 

      - подзаконные нормативные акты (и  деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;               

      - акты правоприменения и правоприменительная  деятельность должны соответствовать  законам и основанным на них  подзаконным нормативным актам;                       

     - акты индивидуального поведения  должны соответствовать законам,  основанным на них подзаконным  нормативным актам и актам  правоприменения.                               

       Важно, что каждое из этих  требований, в свою очередь, может  быть развернуто в совокупность  положений, которые либо прямо  зафиксированы в законе, либо  вытекают из его текста:     

      - законы должны соответствовать  конституции;       

     - законы республик, входящих в  Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д. (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 и др. Конституции РФ).                                          

       Тем самым мы от принципа  верховенства закона через соответствующие  требования законности пришли  к конкретным правовым предписаниям.

     Юридические требования законности в общих чертах состоят в следующем:

     - справедливое наказание за неисполнение норм права;

     - законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

     - возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функции охраны законности и правопорядка;

     - законодательное закрепление права граждан отстаивать свои права, запрещение использования своих прав в ущерб правам других лиц, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности.

     Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить  нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности  для укрепления законности и правопорядка. 

     2. Понятие правопорядка  и общественного  порядка: их соотношения.

      2.1 Понятие и структура  правопорядка.

Правопорядок  есть государственно-правовое явление, он возникает и существует с момента  формирования государственности, государственной власти, однако это не дает оснований отождествлять его с системой правовых отношений, с законом, с властно-правовым режимом. Безусловно, национальный правопорядок представляет собой институционально-нормативную форму упорядочения, уравновешивания, стабилизации и воспроизводства социальных отношений, которая поддерживается юридическими средствами и государственным принуждением.6

Тем не менее, правопорядок — это еще и социально-культурный, цивилизационный феномен. Он получает от национального уклада, обычаев, традиций, устоев общественной жизни, от ценностей, справедливости, нравственности и в целом от мировоззренческой системы свое специфическое социально-культурное содержание и качество, социальное значение и легитимность. В этом плане правовой порядок должен никак не вытеснять, а, наоборот, отражать и дополнять традиционные механизмы духовно-нравственного регулирования.

     С учетом сказанного нельзя безоговорочно  согласиться с мнением Н.В. Варламова, который полагает, что «подлинный правопорядок не устанавливается государством, а складывается в недрах гражданского общества, члены которого на собственном опыте убедились, что лишь так они могут гарантировать свою свободу, безопасность и собственность». Такая позиция учитывает, конечно, социально-культурную обусловленность правопорядка, однако, с другой стороны, игнорирует тот исторический факт, что первоначально потребность в устойчивом правопорядке испытало прежде всего государство, а именно — государственная власть.7

     Более взвешена, позиция В.В. Борисова, который отмечает, что правопорядок того или иного общества — это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы, социально-правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах законности, общенациональных целях и задачах, а также на ценностной, духовно-нравственной системах, свободе и ответственности граждан.8

     Этимологическое значение слова «правопорядок» означает организованность, устойчивость, урегулированность, следовательно, он выступает антиподом  хаосу, неорганизованности. По отношению  к правопорядку существует родовое  понятие – общественный порядок, который складывается в результате действия в обществе всей системы  социальных норм и принципов и  приводит в состояние урегулированности  всю совокупность общественных отношений. Таким образом, общественный порядок  есть состояние урегулированности  общественных отношений, основанное на реализации всех систем социального  урегулирования.

     Особенность правопорядка выражается в том, что  он складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Правопорядком охватываются не все отношения, имеющие место  в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в  сфере действия норм морали, религии  и иных неправовых нормативных регуляторов. Соответственно, правопорядок – это  часть общественного порядка, который  можно определить как качественное состояние урегулированности общественных отношений основанное на реализации правовых норм, принципов и позитивной ответственности субъектов.

Законность и правопорядок. 12