Законность и правопорядок. 4



24

 

                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Оренбургский Государственный Аграрный Университет

 

 

 

 

            Кафедра теории и истории государства и права

 

 

                                                  Курсовая работа

 

       по дисциплине «Теория государства и права»

 

       на тему: «Законность и правопорядок ».

 

 

 

 

 

 

   Выполнила:

Студентка дневного отделения

1 курса 4УП группы

юридического факультета

                                                                          Попова Ирина

 

 

Научный руководитель:

Лемешко А.К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Оренбург              2011

Оглавление.

     Введение ………………………………………………………………….……4                                                                                             

     1.Законность: понятие, сущность и содержание ………………………........7                              

     2.Принципы законности……………………………………………………...15                                                                  

3.Понятие  правопорядка…………………………………………………….22                                                                                         4.Обеспечение законности и  правопорядка в современной России…….28   

     Заключение……………………………………………………….………..….30                                                                                                                                Список литературы………………………………………………….…………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальность настоящей курсовой работы заключается в том, что вопросы функционирования правопорядка традиционно находятся в фокусе внимания отечественной юридической науки . Правопорядок - нервный узел, болевая точка пересечения различных проблем, с которыми сталкивается общество. Обеспечить должный правопорядок раз и навсегда - принципиально невозможная задача. Его образ, который еще недавно представлялся безупречным, сегодня уже может не отвечать потребностям текущего момента. Достижение правопорядка - эта вечная головоломка, за разрешение которой каждое очередное поколение, живущее в специфичной для него сетке пространственно-временных и социально-культурных координат, вынужденно браться снова и снова.
       Изучение правопорядка актуально еще и потому, что «правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности».[1]

Правопорядок всегда имеет конкретно-исторический смысл. Отсюда правильным представляется тезис: «Каково общество - таков и правопорядок». Такое видение правопорядка позволяет преодолеть юридический романтизм, получивший в последние годы широкое распространение в теории и практике государственно-правового строительства, согласно которому можно изменить характеристики правопорядка, опираясь лишь на систему юридических методов и средств. В действительности же его качественные параметры, вопреки сложившимся постулатам догматической юриспруденции, во многом определяются метаправовыми причинами и условиями. Одним из таких факторов является нравственный потенциал общества.

     Степень разработанности темы. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности.[2] В юридической науке проблема законности подробно изучалась Т.Н. Добровольской, А.С. Кобликовым, В.П. Нажимовым, В.П. Радьковым, М.С. Строговичем, М.А. Чельцовым-Бебутовым, П.С. Элькинд, М.Л. Якубом и другими правоведами. Вопросы законности продолжают разрабатываться и углубляться в современных исследованиях А.Д. Бойкова, Н.Л. Гранат, И.Ф. Демидова, В.В. Клочкова, М.Е. Токаревой и других ученых. Однако среди ученых существуют значительные разногласия в определении данного понятия . 
Анализ степени разработанности темы позволяет констатировать, что проблема содержания законности не получила подробного освещения в исследованиях. 
      Цель и задачи исследования. Целью исследования является осуществление теоретического анализа понятия и содержания законности и правопорядка и их значения в современном обществе. 
Общая цель обусловила постановку следующих задач: 
1. Выявить и проанализировать различные подходы к понятию законности ; 
2.Исследовать понятие и сущность правопорядка; 
3. Провести анализ зависимости законности и правопорядка и значения их в современном росссийском обществе. 
Методология исследования. Методологической базой исследования является диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие частные методы научно-исследовательской работы. 
     В работе используются труды специалистов по философии, теории государства и права, истории политических и правовых учений, судоустройству, прокурорскому надзору, административному, гражданскому и уголовному процессам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законность: понятие, сущность и содержание.

Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место только в условиях режима законности.[3]

Законность – это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.[4]

О  законности  написано очень много  работ. Существует  и  множество различных  определений  этого  явления.  Но  практически  в  каждом  из  них выделяется то главное, что и образует суть, основу  законности,  —  строгое,неуклонное  соблюдение,  исполнение  норм  права  участниками   общественных отношений.  Именно  это  присуще  законности  любого  исторического  периода независимо от условий места и времени.

  Как устойчивое  явление  общественной  жизни,  законность  возникает  и формируется  в  условиях  цивилизованного  общества,  способного  обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной  мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода  частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить  равенство в  сфере  производства  материальных  благ,   поставить   производителей   в одинаково выгодные условия - главная задача  закона  правового  государства, коим провозгласила Россию Конституция Российской Федерации.

 

В  обществе,  функционирующем  в  режиме  прочной  законности,  реально существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие  законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе[5].

      Законность представляет собой сложное политико-юриди­чес­кое явление, которое не только занимает важное место в системе общетеоретических понятий и категорий, но и непосредственно связано с практикой. Интересы общества требуют, чтобы все существующие в нем законы воплощались в жизнь. Именно в идее законности эти требования и находят свое реальное воплощение.[6]

Законность характеризуется следующими основными признаками:

Важнейшей чертой  законности  является  ее  всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко  всем,  кто  находится  в  пределах действия права.  Никто  не  может  уклоняться  от  выполнения  установлений, исходящих  от  государства,  точно  так  же,  как  и  государство  не  может уклониться от обеспечения и  защиты  законных  прав  личности.  Приоритетным субъектом   правового   регулирования   является   гражданин    государства. Государство   обязано   создавать   наиболее   благоприятный    режим    для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность,  как  необходимая  черта  законности,  в  одинаковой  мере относится и к государству, и к гражданину.  Государство  ответственно  перед гражданами, а граждане - перед  государством. 

Чтобы  быть  творцом  и  “хранителем”  законности,  государство  должно осуществлять свои властные  функции  исключительно  на  основе  и  в  рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые  правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан. Всеобщность, как важнейший признак законности,  означает,  что  строгое осуществление   законодательных   предписаний   является   основным,   общим принципом   деятельности   все государственных   органов,   общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан .

Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой   мере   законы   государства   отражают    объективные    потребности  общественного  развития.  Если  издаваемые   государством   правовые   нормы закрепляют  и  охраняют  интересы  только  отдельных  лиц  или  определенных социальных  групп,  не  учитывая  общих  и  индивидуальных  интересов  всего населения  страны,  -  законность  отсутствует.  Если  правовые  нормы  лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но   не   гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История разнообразна  многими примерами,  когда  государство  регламентировало  практически  все   стороны общественной  жизни,  но  такая  регламентация  осуществлялась   неправовыми законами, которые не  имели  ничего  общего   с  действительными  интересами собственных граждан.

Итак,  нормативной  основой  законности   являются   правовые   законы, адекватно отражающие общие и  индивидуальные  интересы  всех   участников общественных отношений .

Понимаемая  как  метод  государственного  регулирования  обществом, законность  предполагает,  что   свои   функции   государство   осуществляет   исключительно правовыми средствами -  путем  принятия  нормативных  актов  и обеспечения   их   неукоснительной   реализации.   А   поскольку    правовое регулирование  распространяется  на  различные  сферы  общественной   жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации.  При  этом  государство  не только   формально   закрепляет   правовые   нормы,   но и  обеспечивает (политическими, организационными,  правовыми  средствами)  их  реализацию  и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол  должностных  лиц,  исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение   политических вопросов силовыми  методами.  Особое  место  в  деятельности   государства отводится законодательным и судебным органам.

В  то  же  время  законность  есть  принцип  деятельности  государства. Государство,  все  его  органы,  организации  и  учреждения   сами   связаны правовыми  нормами,  действуют  в  их  рамках  и  во  имя   их   реализации.

Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не  всякого,  а лишь демократического государства. Иначе  говоря,  законность  есть  антипод произвола и беззакония  и  прежде  всего  беззакония  самой  государственной власти,  произвола,  творимого  органами  государства  и  его   должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип  проявляется  в  правовом  государстве, обусловливая  его  сущность.  Такое  государство  можно  определить  и   как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного  претворения правовых предписаний в  жизнь  не  формальное  требование,  не  самоцель,  а условие нормального функционирования  общества  и  государства, обеспечения порядка, организованности и  дисциплины.  Благодаря  законности  в  обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной  и  общественной  свободы. Поэтому в широком социально-политическом  смысле  законность  можно  считать режимом общественно-политической жизни.

   Таким образом, режим законности  в  правовом  государстве  предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

  совершенного,  четко  отработанного  законодательства,   отвечающего потребностям общественного прогресса;

  полной   и   безусловной   реализации   предписаний   законов      и подзаконных     правовых     актов     государственными   органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Итак, законность - это такой  политико-правовой  режим,  такие  условия жизни, такая правовая атмосфера, которые  ограждают  личность  от  произвола власти, массу людей - от анархии, общество в  целом  -  от  насилия,  хаоса, беспорядка.

В юридической литературе законность  рассматривалась  по-разному.  Часто  ее определяют  как   режим,   принцип,   метод   государственного   руководства обществом,  состоящий  в  издании  и  проведении  в  жизнь  законов  и  иных нормативно-правовых  актов  в  интересах  определенного  класса,  социальных групп или народа в  целом.  В  соответствии  с  этой  дефиницией  законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание  законов  и  основанных на них правовых актов) и  осуществления  нормативно-правовых  актов.  Однако представляется   весьма   спорным    включение    в    понятие    законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого  вида  деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять  или отменять старые.             Ведь  если  нормы  права  изменяются,  то,  следуя  логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная;  она  меняется  всякий раз, как только происходит корректировка  законодательства.  Правотворческий процесс  —   это   деятельность,   которая   определяется   соответствующими

нормативными актами, она подпадает под  необходимость  соблюдать,  исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов  государственной деятельности, например отправоприменения,следовательно,    нет необходимости  включать  ее  в  понятие  законности.  Законность  связана  с законами, но они выступают не как ее составная часть, а  прежде  всего,  как предпосылка и условие ее осуществления.

Нужно отметить, что  разногласия  в  юридической  литературе  по  поводу определения законности порождены не столько  сложностью,  многогранностью  и динамикой   предмета,   сколько   терминологической    неясностью.    Термин "законность" обозначает положительное отношение  к  законам  в  практической деятельности и повседневной жизни.

Еще Д.Н. Бахрах в свое время  определял    законность  как атрибут существования и  развития демократически организованного общества. [7]

Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования граждан­ского общества (в том числе его важнейшего элемента-рынка), осуще­ствления демократии, научно обоснованного построения и рациональ­ной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма и для всех граждан.

Н.Г.  Александров  рассматривал  законность   как   "особенный общественный режим, как "обстановку", в которой правонарушения  своевременно вскрываются и пресекаются, иными словами,  законность  определялась  им  как "устойчивый образ правоотношений"[8].

Принципы законности

Принцип законности — принцип  четкой определенности норм права, принцип права. Если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно четко и недвусмысленно очертить границы этих требований. В частности, правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц.

Вопрос о принципе законности смыкается с вопросом о толковании норм права, о том, кому из должностных лиц разрешено толковать закон. Законодательства значительно различаются в этом вопросе. В некоторых законодательствах толкование закона разрешалось всем судьям, в некоторых — только верховному суду государства, причем обязательную силу имеют только те толкования закона верховным судом, которые были включены этим судом в «комментарий» к закону, обязательный для нижестоящих судов. В некоторых законодательствах толкование закона судьями запрещено, и судьи должны в неясных случаях руководствоваться аналогией, а если необходимо — то и аналогией отраслей права. Также существует достаточно сложный вопрос совместимости принципа законности и прецедентного права.

Полное отсутствие принципа законности наблюдается там, где должностному лицу позволено решать какие-то правовые вопросы на основании своего личного усмотрения.

Принцип единства законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов на всей территории государства и во всех областях жизни.

К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компетенцию их высших органов государственной власти. Это соответствовало общей тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации законодательству центральных органов.

Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для предотвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.

Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.

Единство законности в сфере реализации права призваны обеспечивать суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.

Принцип верховенства закона - важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации дoлжнocтными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства - правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам - исполнителям норм права (прежде всего, закона) занимать позицию "свободного усмотрения", произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

Всеобщность законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

      Уголовный кодекс непосредственно закрепил принципы уголовного права: законности, равенства граждан перед законом и неотвратимости наказания за его нарушение, вины, справедливости, гуманизма.

Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренными уголовным законом. Смысл этого принципа заключается в том, что неотвратимость наказания есть лучший способ проявления предупредительного воздействия уголовного закона и его применения.

    Законность есть высшая целесообразность.В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едины в том, что наиболее целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона. Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользу, как принципа законности, так и целесообразности решения вопреки конкретному закону. Сторонников законности всегда отпугивал произвол суда и администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесообразности отталкивает бездушное понимание правовой нормы, хотя часто разногласия между теми и другими являются мнимыми. Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения. Коль скоро общество управляется с помощью предписаний общего характера, имеющих общеобязательное значение, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.

Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.

 

  

 

 

Понятие правопорядка

Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда возникает государственная власть, которая в нем заинтересована. Она устанавливает и поддерживает его, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях защищает имеющейся в ее распоряжении принудительной силой. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти, решение государственных дел.[9]

Категория правового порядка довольно прочно вошла в научный и повседневный обиход. Когда применительно к какой-то сфере общественных отношений употребляют термин «порядок», то под ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. А использование сочетания со сравнительным прилагательным лишь конкретизирует область его действия и основание. В этом смысле говорится о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке.

В различных словарях порядок толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь. А его синонимами являются слова: система, распорядок, очередность, строй.[10]

Прилагательное “правовой” указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. В то же время анализируемая категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок - результат действия права и законности.

Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В этой связи в учебной и научной литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности, как основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.

В частности, по мнению профессора С.С.Алексеева, правопорядок -“это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

равенства всех перед законом;

обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

независимого и эффективного правосудия;

эффективной работы всех правоохранительных органов”.

Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок - результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С. С. Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность - законность - правопорядок)”[11]

Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных отношений, выражаемую в правомерном поведении их участников. Следовательно, когда участники регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями, тогда и складывается правопорядок.

Как видно, законность непосредственно примыкает к закону, выражается в требованиях его соблюдения, правопорядок - к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.

Следует подчеркнуть, что не всякое поведение людей имеет юридическое значение.

“Право, - отмечает В. Н. Кудрявцев,- регулирует не все, не любое поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения, имеющие важное общественное значение. Будучи закрепленным в правовой норме (в позитивной или негативной форме), такое поведение становится юридически значимым, то есть вызывает те или иные последствия, охраняется и обеспечивается государством”. [12]

Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка.

Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами.