Законность и правопорядок. 21

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА: «Теория государства и права и политология» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

тема: «Законность и правопорядок»  
 

                            Выполнила: 

                                                                    студентка группы 10-юд2   

                                                                              Перкина Вероника Владимировна

                                                  Проверил: доцент,к.ю.н.

                                                       Суменков Сергей Юрьевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза 2011 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Законность – важнейшая правовая категория…………………………….5

2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений………………………………………………………………9

3. Гарантии законности и механизм их реализации……………………..14

Заключение…………………………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Цель настоящей курсовой работы – определить понятие, признаки и функции законности и правопорядка.

          Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-дать определение  законности и правопорядка ;

-выяснить какие  органы осуществляют законность и правопорядок;

-определить по средствам чего осуществляется законность и правопорядок.

         Актуальность данной темы состоит в том, что главной целью правопорядка является охрана права, соблюдение и обеспечение режима законности.

        Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.

        Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.

         Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.

1.Законность – важнейшая правовая категория.

        Законность – явление многоплановое, емкое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот или иной аспект законности, ту или другую ее связь с социальными процессами. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и строгое требование соблюдения законов.

          Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет. Законы – основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, – альфа и омега законности. Но очень часто в истории случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было1.

            Нельзя отождествлять законность и с деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком. Именно правопорядок определяют обычно как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении. Не случайно в официальных статьях и докладах, да и в научной литературе всегда ведут речь об укреплении одновременно законности и правопорядка.

         Законность – это совокупность многообразных, но одно - плановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона)2.

        Законы и их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.

          Еще римские юристы провозгласили  широко известные и поныне  постулаты: «Государством должен  править закон», «Закон превыше  всего», «Закон выше любой должности», «Закон – единственный бог,  которому все должны поклоняться», «Пусть рухнет мир, но восторжествует  закон», «Кто живет по закону, тот никому не вредит». Все эти изречения полны глубокого смысла, опыта, мудрости. Сократ говорил: «Что законно, то и справедливо». В законе воплощен коллективный разум, потому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. По крайней мере, так должно быть3.

          В обществе, функционирующем в  режиме прочной законности, реально  существуют четкое разделение  и гармоничное взаимодействие  законодательной, исполнительной  и судебной властей. Например, Ж.-Ж. Руссо видел главную задачу  законности в том, чтобы обеспечить счастье и благо всем гражданам, свободу и равенство перед законом для всех. Эти общие идеи, высказанные не только Ж.-Ж. Руссо, но и многими другими мыслителями прошлого, находят свое воплощение в современном цивилизованном мире.

         Законность есть строгое и  полное осуществление предписаний  правовых законов и основанных  на них юридических актов всеми  субъектами права4.

        Законность характеризуется следующими  основными признаками.

  • Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как государство не может уклоняться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний – задача государства и его органов.
  • Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась не правовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

           Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

    1. Совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;
    2. Полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями. 

         Требования законности:

    • Верховенство закона по отношению ко всем другим нормативным правовым актам.
    • Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.
    • Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).
    • Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.
    • Недопустимость противопостановления законности и целесообразности.
    • Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями – важное требование законности.

        Рассмотрим часть формулы: "государство связано правом". Она означает, что правовые акты обязательны для всех: не только для граждан и их объединений, а также для органов самого государства и их должностных лиц. Конституция и федеральные законы, говорится в ст. 4 новой Конституции РФ, имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).

       Государство не вправе нарушить  им же изданный закон. Но  может ли оно его сменить  или отменить? Да, но только в  порядке, опять-таки предусмотренном законом. Этим и обеспечивается связанность государства правом. Не говоря уже о том, что любая отмена государственной властью собственных правовых предписаний ослабляет ее авторитет, снижает степень доверия, надо отметить, что в некоторых, наиболее важных случаях специально устанавливается усложненная процедура отмены или изменения закона. Так обстоит дело, например, с внесением изменений в центральные главы новой Конституции.

       Провозглашение России в этой  Конституции правовым государством  открывает широкий простор для  прогрессивной теоретической и  практической деятельности юристов.  Ведя борьбу с правовой анархией, местничеством, нигилизмом, необходимо подчеркивать верховенство Конституции РФ, конституционных и "обычных" законов, доказывать их обязательность для всех, и. в первую очередь для самих депутатов, президента, правительства, всех чиновников государства, т. е. для законодательной, исполнительной и судебной властей. Необходимо бороться с любыми отступлениями от Конституции и закона в центре и на местах, будь то попытка сослаться на "политическую целесообразность" или на "юридический формализм" закона. Необходимо твердо отстаивать единство духа и буквы закона. Иное расшатывает правовой порядок, ведет к волюнтаризму, а затем и к произволу возвращает нас к "революционным" временам, отнюдь не способствующим стабильности в нашем неспокойном обществе.

        Что же касается правопонимания, то, конечно, теоретические изыскания в этом направлении должны быть продолжены, правовая система развивается, меняются и наши представления о правовых явлениях, которые содержат в себе еще много недостаточно изученных свойств и сторон5.

         Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса6.

2.Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений.

        Реализация требований законности в поведении людей, правомерной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов права, по сути, означает правопорядок. Правопорядок – это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

        Правопорядок – составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний сопрягается не только с правом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.).

             Общественный порядок – это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие.

         В обыденной жизни общественный порядок понимают узко – как порядок отношений в общественных местах. Такой подход условен, носит конвенциональный характер и служит прагматическим целям. Он направлен на уголовно-правовую и административно-правовую охрану порядка в общественных местах. Широкое же, строго научное понимание общественного порядка и правопорядка предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и все иные связи. Упорядоченная система всех правовых отношений – это и есть правопорядок7.

        Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

          В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

          1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

        2. Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

        3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в ту систему общественных отношений, которые и образуют правовой порядок.

          Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

            Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.8

            Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

            Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

          В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

          В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

         Воинский правопорядок - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

             Поскольку вооруженные силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

           Воинский правопорядок - это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.

Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:

             Во-первых, воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.

          Во-вторых, воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

           Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.

            Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия9.

3.Гарантии  законности и механизм  их реализации.

         Вопрос о гарантиях – сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Здесь проявляется все многообразие аспектов законности, определяющих содержание процесса упорядочения общественных отношений.

        Данный вывод подтверждается негативными результатами проводимых в Российской Федерации реформ. Более того, события августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г. показали всю слабость гарантий законности как института российской демократии. Он не сработал в очередной раз, когда встал вопрос о власти. Вес это выдвигает перед юридической наукой сложную задачу не только теоретической разработки концепции законности, но и создания надежного механизма ее претворения в жизнь.

      При ответе на вопрос, что такое гарантии законности, необходимо иметь и в виду некоторые существенные особенности рассматриваемой проблемы – ее зависимость как от объективных, так и субъективных факторов10.

          Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.

         Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей, существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные; ко второму – собственно юридические.

         Определяющее значение среди них имеют экономические и политические: различные виды форм собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие положения в этих сферах создает питательную среду для криминализации общества, роста преступности.

         К политическим гарантиям законности можно отнести как политическую систему в целом, так и отдельные ее элементы, принципы функционирования: легитимность власти, разделение властей, наличие и реальная возможность осуществления прав и свобод, политический плюрализм, выражающийся в существовании многопартийной системы11.

 Проводимые в стране преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции морально-этических ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, доброта, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь и преданность Отечеству12.

         Если в обществе острый дефицит культуры, духовности, то научно обоснованное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы морали и права, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.

        Забвение морально - этических основ развития страны ведет к ее экономической и политической деградации. Поэтому справедливо замечание, что нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Это необходимые, но не единственные условия обеспечения законности.

         Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние, являясь непосредственными способами обеспечения законности, в то же время про-изводны от первых; специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах.

         Таким образом, юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

        В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России существенно изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Это позволяет в рамках специально-юридических гарантий законности выделить два самостоятельных типа:

         1. Правовые – они предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер.

         2. Договорные – они обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяют свое действие только на участников, которые заключили договор или присоединились к нему.

         В литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. Укажем наиболее значимые из них: а) полнота и эффективность юридических норм; б) высокий уровень надзора за реализацией требований законности; в) эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав граждан; г) высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; д) постоянное совершенствование юридической деятельности; е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны13.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

        Объективная необходимость законности  и правопорядка в современных  российских условиях заключается  в том, что без них нельзя  решить стоящие перед обществом  задачи, а именно:

  1. Успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;
  2. Построение гражданского общества и правового государства;
  3. Эффективное функционирование институтов демократии, политической системы;
  4. Реализации прав и свобод человека, упрочение их гарантий;
  5. Четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц;
  6. Борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом;
  7. Обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане – управленческого процесса;
  8. Формирование политико – правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.