Законность и правопорядок. 15

Введение

 

Организованная преступность в СССР возникла на основе всей преступности. Поэтому её развитие тесно связанно с динамикой общей преступности в связи с ослаблением тотального контроля в 60-80-е годы. Общая преступность в СССР и в России особо интенсивно росла в конце 80-х и в начале 90-х годов.  
          По видам и группам преступлений этот рост был неравномерен. Прогрессировали групповые и корыстные, а также корыстно-групповые деяния. Например, в России групповая преступность за последние 5 лет увеличилась более чем в 3 раза. Каждое четвертое раскрытое преступление совершалось группой лиц.  
          Преступные сообщества действуют практически во всех субъектах Федерации. Более половины из них имеют общеуголовную направленность. В её криминальные отношения в настоящее время вовлечены 40% предпринимателей и 66% всех коммерческих структур. Особенностью организованной преступности в России является её коррумпированность, охватившая практически все государственные структуры. На территории России было выявлено в 1989-1994 гг. – 1034 преступные группировки, имеющие коррумпированные связи в органах власти и управления. Рост почти в 180 раз. 
          В России совершается большое количество преступлений, из них большая часть совершается подростками – это грабежи, разбои и кражи. Преступность несовершеннолетних зависит от благосостояния страны.

 

  1. Законность и правопорядок 

Без наличия законов и  других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Любое  человеческое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации  оно находится, нуждается в определенной правовой организации.         Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества. 
          Законность – это требование соблюдать установленный порядок в обществе. 
          Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения и исполнения в правотворческой и правореализующей деятельности правовых норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми субъектами права. Сущность законности выступает как всеобщее, строгое соблюдение исполнения норм права. Законность провозглашается как принцип, становится методом деятельности большинства участников общественных отношений и в конечном счете реализуется в особый режим общественной жизни. Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала. Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права, сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности, требования законности были фактически не обязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед законом. Для укрепления законности важное значение имеют принципы законности, т.е. основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Четыре ведущих принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности. 
          Верховенство закона следует рассматривать с точки зрения содержания законов, подчиненность закону всех нормативных актов и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования). Под единством законности понимается единое применение законов и других нормативных актов субъектами права на всей территории действия нормативных актов. 
          Целесообразность законности означает необходимость выбора строго только в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества; вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. На практике недопустимо противопоставление законности и целесообразности. 
          Реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимость ответственности за любое их нарушение. Роль законности в жизни общества неразрывно связана с ролью права и правопорядка. 
          Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Без правовых норм не может быть законности, но без законности эти нормы не воплощаются в конкретное поведение людей, остаются не реализованными, «бумажными». Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения, причем никаким другим путем добиться правопорядка невозможно. 
          Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и прежде всего с точки зрения государства и личности. Для государства эта роль определяется в первую очередь с позиции их места в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. 
Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. достигает законности и тем самым добивается правопорядка. Следует помнить, что правовые нормы регулируют самые важные стороны жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака. Следовательно, от соблюдения, исполнения соответствующих норм зависит правопорядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности. 
          С позиции личности, гражданина законность и правопорядок выступают, в первую очередь, как средство защиты их прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, должностных лиц, так и от преступных посягательств со стороны других лиц. 
          От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и демократии. А поскольку в настоящее время интересы личности провозглашены приоритетными для государства, обеспечение законности и правопорядка являются важнейшей целью государственной деятельности. Следовательно, в обществе законность и правопорядок составляют основу, ядро общественного порядка. Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства. Без их укрепления невозможен сам процесс создания правовых начал в государстве. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности, порядка. Таким образом, законность выступает юридическим средством формирования правового государства. Движение к правовому государству предполагает развитие в правовых рамках наиболее важных сторон развития экономики, политики и других социальных процессов. Сохранение в обществе высокого уровня преступности, «войн законов и суверенитетов», бюрократического произвола и даже нарушения Конституции Российской Федерации, говорит о кризисе законности, что является деструктивным фактором на пути движения к правовому государству. Законность и правопорядок – это органически связанные правовые явления, которые обусловлены реализацией правовых норм в жизни общества. Законность – это требование точного и непреклонного соблюдения законов всеми органами государственной власти и государственного управления, всеми должностными лицами и общественными организациями и всеми гражданами при осуществлении любого вида деятельности. 
          Если действия должностных лиц государства и представителей организаций, предприятий и учреждений, а также поведение граждан соответствуют нормам права, то законность осуществляется. Когда кто-либо отступает от требований закона, происходит нарушение закона. Особенно важно соблюдение законов должностными лицами государственных органов. 
Законность возможна при любом политическом режиме и любой социально-экономической формации. Например, требование законности имело место еще в законах Хаммурапи (XVII век до нашей эры), Дигестах Юстиниана (533 г. нашей эры). Петр I писал: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских». Однако без подлинной законности невозможна демократия. Если не законы и нарушаются права граждан, то утверждение о существовании демократии есть не что иное, как политическая игра, обман, который служит ширмой для прикрытия чиновничьего произвола и коррупции, разложения государственного аппарата сверху донизу, разрушения правопорядка. Правопорядок – это порядок отношений, складывающихся в результате осуществления правил поведения (норм права), устанавливаемых и охраняемых государством, и предусмотренных ими прав и юридических обязанностей. 
          Подобно тому, как без законов не может быть законности, так и правопорядка не может быть без правоотношений. Но правопорядок – это не простая сумма правоотношений, а особая их совокупность, гарантируемая государством, при которой обеспечивается возможность осуществления субъективных прав и строгого исполнения юридических обязанностей. Если в обществе нет правопорядка, не может развиваться производство, не может нормально функционировать торговля, царит произвол чиновников, во все сферы общества проникает преступность.

 

  1. Основные идеи законности

 

Законность – явление  сложное, поэтому для понимания  её природы нужно выяснить её основные свойства, черты. Традиционно они  сводятся к следующим характеристикам: 
          1. Всеобщность законности заключена в её всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности, и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности. 
          2. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию Российской Федерации. В.И. Ленин справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик. Единство законности состоит в её единообразном понимании. Проявление местничества – противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе. 
          3. Верховенство закона – важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. 
Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства – правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам – исполнителям норм права (прежде всего закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам. 
          4. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должно быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений. 
          5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями», приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма. 
          Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон». В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе применения права при назначении конкретной меры наказания за совершенное правонарушение. Но в любых случаях соображения целесообразности учитываются на основании и в рамках закона. 
          6. Неразрывная связь законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности. Единство права и законности вытекает из сущности права как классового регулятора общественных отношений. Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше.

 

  1. Правопорядок

 

Правопорядок – это  часть системы общественных отношений [между членами общества, утвердившаяся  как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования] урегулированных нормами  права. Это такая же реальность, как всякие фактические отношения, существующие в обществе. Поэтому правопорядок – его социальная ценность. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве господствующего и тем самым «воспроизводится». 
          Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следует режиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права. 
          Правопорядок – объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном для его членов в выборе ими поведенческих решений. 
          Правопорядок как результат проявления закономерности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок – это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, а реально, практически проводится в жизнь. Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обеспечить любыми средствами, в том числе и незаконными. Правопорядок основывается на сознательном и добровольном соблюдении норм права большинством граждан, он складывается, существует и поддерживается в результате проведения в жизнь требований законности, то есть, основан на ней. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок. 

  1. Гарантии законности и правопорядка.

 
          Существует пять гарантий законности и правопорядка: экономические, социальные, политические, идеологические, юридические. 
Юридическое требование законности состоит в следующем: 
- Справедливое наказание за неисполнение норм права; 
- Законодательное закрепление верховенства закона и определение способов его охраны; 
- Возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать её нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функций охраны законности и правопорядка; 
- Законодательное закрепление права граждан отстаивать свои права, запрещение использования своих прав в ущерб правам других лиц, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности.  
Эти правовые способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию. 
          Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают нарушенные права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений, добиваются перевоспитания правонарушителей. 
          Прокуратура – это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах заключения, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Её деятельность осуществляется в специфических формах: привлечении к уголовной ответственности; поддержание государственного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ордеров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организациях; надзор за деятельностью муниципальной и криминальной милиции; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций. 
          Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые осуществленный в нашей стране конституционный контроль. 
В современных условиях особое значение имеет нормативное закрепление обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все законные средства, включая, в первую очередь, деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка. 
          Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов для защиты конституционных прав и законных интересов граждан, субъектов федерации, предотвращения злоупотребления государственными органами своими правами, обеспечение единства правовой системы. Отсутствие конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти, за принимаемые решения слишком очевидно для юристов, его создание напрашивается само собой. 
          Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг другу; они обычно употребляются в одном ряду. Но все же между ними есть четкая грань. Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления её требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка, как бы материализуется в системе реальных, да к тому же фактически осуществляемых, правовых отношений.

 

  1. Роль законности и правопорядка в жизни общества

 

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных  позиций, и прежде всего с точки  зрения интересов государства и  личности. Для государства эта  роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое  занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство  использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

Особое место этого  метода связано, во-первых, с тем, что  правовые нормы регулируют все самые  главные стороны жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы  семьи и брака и т.д. Следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих  норм зависит порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, само существование общества. Во-вторых, другие методы государственного руководства  обществом часто реализуются  через правовое регулирование. Так, планирование (метод организационный) нередко осуществляется посредством ут верждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод экономический) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров, порядка начисления и выплат и т.п. С позиций личности законность и правопорядок выступают в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.

Все это определяет особую роль законности и правопорядка для  общества в целом: они выступают  как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые  элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры.

Укрепление законности и  правопорядка является непременным  условием и средством формирования правового государства, а сами они  – его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве  и законности порядка.

В свете изложенного можно  сделать некоторые прогнозы по поводу развития законности в условиях формирования правового государства.

Во-первых, произойдет последовательное расширение предметной стороны законности, т.е. круга тех объектов, которые  приобретут свойство законности. Это  будет относиться к различным  видам деятельности (поведения) людей, к правовым актам (нормативным, правоприменительным  и иным актам реализации права), управленческим и иным документам, отношениям людей  и их организациям. При этом в  сферу законности все больше будут  входить те объекты, которые традиционно  рассматривались как неправовые, что связано с осуществлением принципа: «Разрешено (т.е. законно) все, что законом не запрещено».

Во-вторых, произойдут изменения  в субъектной стороне законности. Формирование правового государства  предполагает, что все субъекты общественных отношений, без исключения (государство, его органы, общественные объединения, должностные лица, а также трудовые коллективы), реально станут носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность этих прав и обязанностей будет постоянно повышаться, пока не станет практически абсолютной. В-третьих, будет совершенствоваться нормативная сторона законности. Это совершенствование произойдет по меньшей мере в трех направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества (изменение методов руководства экономикой, демократизация социальной жизни и пр.). С другой стороны, будет улучшаться сам нормотворческий процесс, что связано прежде всего с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. И наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.

 

Заключение

 

Из всего изложенного  можно делать вывод, что:

1. Категорию «законность»  можно раскрыть через следующие  аспекты:

Во-первых, законность - строгое  и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов.

Во-вторых, законность это  не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических  норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.

В-третьих, законность, - обязательность, являющаяся объективным свойством  права и государственной дисциплины.

В-четвертых, законность распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.

В-пятых, законность означает идею, требование и систему (режим) реального  выражения права в законах  государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

В-шестых, законность – не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного  строя.

2. Категория правопорядок включает в себя следующие содержательные моменты:

Во-первых, правопорядок - объективно обусловленное состояние, свойство социальной жизни, которое характеризуется  внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов;

Во-вторых, правопорядок –  это прежде всего конституционный порядок.

3. Соотношение категорий  «законность» и «правопорядок»  выражается в следующем:

Во-первых, законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру  категории:

законность - качественная сторона  правовой деятельности субъектов права  и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

правопорядок - состояние  правовой жизни общества, упорядоченная  система правовых отношений и  их свойств.

Во-вторых, они выступают  различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных  актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные  воля и интересы государственной  власти и народа.

В-третьих, различен уровень  развития правовой материи: начальный  момент, движение и конечный результат.

Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления  права и законности, упорядочивающий  социальную жизнь.

В-четвертых, право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие  решать поставленные задачи и достигать  цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и  совершенство правопорядка находятся  в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

В-пятых, различны их связи  и зависимости: если законность выступает  как причина, то правопорядок следствие; если при анализе законности имеем  дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством; если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

4. Взаимосвязь «законности», «правопорядка» и «демократии»  выражается в следующем:

Во-первых, для демократического режима характерны широкое участие  населения в формировании органов  государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан  и др.

Во-вторых, в демократической  стране принимаются меры к реальному  осуществлению каждым гражданином  предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.

Таким образом, и «законность» и «правопорядок» - цель любого демократического государства и одновременно его  состояние.

5. В заключение, хочется  еще раз обратить внимание  на то, что и «законность» и  «правопорядок» выступают в нашей  стране лишь как теоретические  понятия. И это несмотря на  то, что «законность» и «правопорядок»  упоминаются в каждом десятом  нормативном акте Российской  Федерации. На наш взгляд было  бы целесообразно принятие в  России Федерального закона устраняющего  этот пробел. Его можно назвать  как Закон «О законности и правопорядке в Российской Федерации» со следующим содержанием: определить понятие «правопорядка» и «законности», цели и принципы правопорядка. Направления государственной политики по укреплению законности и правопорядка. Органы, на которые возложены обязанность по поддержанию правопорядка и другие вопросы.

Принятие такого нормативного акта, не только бы устранило бы практический пробел Российского государственного права, но и способствовало развитию и поддержанию демократического режима в нашей стране.

 

 

 

 
 

 
 


Законность и правопорядок. 15