Законность и правопорядок. 10

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЗАКОННОСТЬ

И ПРАВОПОРЯДОК

План:

 

Введение

  1. Законность: понятие, признаки и содержание. Основные требования, принципы и гарантии законности.
  2. Правопорядок: понятие, содержание и структура.
  3. Соотношение законности и правопорядка.
  4. Гарантии законности и правопорядка.

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование гражданского общества и правового государства  не возможно без надлежащего уровня правового регулирования, главными элементами которого, наряду с правовыми нормами и правоотношениями, являются законность и правопорядок. Их укрепление – один из путей преодоления правового нигилизма, доставшегося нам из недавнего прошлого и ставшего неотъемлемым спутником повседневной действительности.

Ухудшение положения  дел в стране в переходный период породило догмы о всесилии мер государственного и правового принуждения.

Несмотря на принятие законов Российской Федерации, в  целом позволяющих защищать права  граждан, они продолжают относиться к этим правовым новациям с изрядной долей скептицизма, по-прежнему предпочитая официальным способам обеспечения своих интересов неформальные, основанные на силовом давлении1

Для того чтобы новые  правовые ценности органично вошли  в правовую культуру, быт и привычки членов общества, необходимо не только вести постоянную правовоспитательную работу, но и правильно определить круг этих ценностей, в который в обязательном порядке должны входить законность и правопорядок, основанные на правосознании2 и авторитете общественности3.

Прогресс правосознания, проходящий в настоящем времени, предполагает совершенствование всех сфер правовой жизни переходного общества в комплексе с экономическими, политическими и культурными условиями.

Правовое регулирование, как необходимый элемент построения современного общества, представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Законность и правопорядок, как его элементы, представляют собой атрибуты существования и развития демократически организованного общества. Они необходимы для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества, осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.

Законность можно определить как  принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками  общественных отношений (государством, его органами, общественными и  иными организациями, трудовыми  коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми, без исключения).4

Под правопорядком в таком абстрактном  значении имеется в виду предмет  правовой регуляции, т.е. статичное  состояние права, абстрактно-общие  нормы объективного права, предусматривающие  юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции. В этом смысле говорится о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке разрешения того или иного правового дела, об отраслевом правопорядке или о правопорядке в целом.5

Проблемы обеспечения и укрепления законности и правопорядка всегда находились в центре внимания общества и юридической науки.

В 1999 году Всероссийский  центр изучения общественного мнения предлагал респондентам список морально-нравственных и правовых ценностей. Первые три места заняли: "Законность и правопорядок" (20 процентов), "Стабильность" (16 процентов), "Достойная жизнь" (10 процентов). Наименьшую поддержку получили ценности: "Сильная держава", "Свобода", "Богатство".6

В настоящее время, вместе со сменой политического режима, изменилось и отношение к самой правовой природе исследуемых в работе понятий.

Из истории и теории права и государства хорошо известно, что не все, что именуется «законом», «законностью», «правопорядком» и  т.д., соответствует своей правовой сущности, своей правовой природе.

Так, в условиях тоталитарного социализма безудержная апология социалистической законности по сути дела была призвана прикрыть порядки и произвол диктаторского, антиправового строя с присущими  ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. При этом социалистическая законность, по существу, сводилась к партийно-политической целесообразности. В данном контексте социалистический правопорядок трактовался как результат социалистической законности, как итог воплощения положений социалистических законов и требований социалистической законности в жизни.7

Среди современных ученых господствует точка зрения, что исходной основой для правовой законности и правового порядка могут  быть не всякие, а лишь правовые законы. Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место только в условиях режима законности, обеспеченного правопорядком. 8

Но в связи со сложностью проблемы, споры о сущности этих понятий продолжаются.

Что такое законность и правопорядок в правовом государстве? Каковы причины их нарушения, в чём заключаются трудности реализации российских законов?

Данная проблематика глубоко исследовалась и исследуется видными российскими учёными-юристами, к числу которых можно отнести Александрова Н.Г, Алексеева С.С., Бабаева В.К., Байтина М.И., Борисова, М.С., Строговича В.В. и др.

Это говорит о важности и актуальности исследуемых мной вопросов.

При изучении данной темы, наряду с другими проблемами, в курсовой работе мной будут рассмотрены:

  • теоретические аспекты законности и правопорядка;
  • их современное состояние в обществе и причины нарушения;
  • средства, предотвращающие и устраняющие нарушения законности;
  • проблема укрепления законности в сфере государственного управления.

Целью данной работы является исследование вопросов законности и правопорядка в условиях формирования правового государства и гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Законность: понятие, признаки и содержание. Основные требования, принципы и гарантии законности.

 

Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место только в условиях режима законности.9

Законность – это  определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания  и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.10

Законность можно рассматривать  как центральный принцип права, определяющий многие другие его принципы и положения. В более широком  плане можно сказать, что законность – это общий принцип организации  современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране. Законность – стержень нормального функционирования всей общественной системы.

Российская Конституция11 упоминает о законности в ряде статей.

Как известно, Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государства (ст. 1). Конституция  РФ и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории России (ст. 4). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15). Во многих других статьях Конституции проблема законности находит свое конкретное воплощение.

В настоящее время  признание верховенства права и закона придаёт проблеме законности особую актуальность. Между тем, реальное состояние законности в нашей стране далеко от идеала. Нарушений законов и иных правовых актов пока что очень много.12

Одна из причин этого – слабое внимание к механизму действия закона и недооценка способов его полной и последовательной реализации. Бум законотворчества отодвинул в сторону решение этой задачи. Современное российское общество до настоящего времени ощущает дефицит законности в изданных ранее правовых нормах, о чем регулярно упоминается в современных публикациях ученых – правоведов и юристов - практиков.13

Законность как явление  и как понятие почти исчезло  из поля зрения  ученых – юристов, депутатов, работников правоохранительных органов. Между тем потребность в правильном её понимании и обеспечении стало достаточно ощутимой. Поэтому в плане поставленной темы полагаю необходимым рассмотреть теоретические аспекты данного понятия, поскольку определение понятия законности позволит правильно понять причины и виды её нарушения.

Законность – важнейшая  правовая категория всей юридической  науки и практики, а её уровень  и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и  граждан.

Юридическая наука рассматривает  законность в трех аспектах - социальном, юридическом и психологическом.14

Социальный аспект включает в себя требования общества к государству  и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития.

Юридический аспект проявляется  в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятии и реализацию необходимых в конкретно – исторический период развития общества правовых норм.

Психологический аспект законности выражается в понимании  и осознании необходимости исполнять  правовые предписания и в конкретных психологических переживаниях людей, связанных с правоприменительной деятельностью государства.

Большинство юристов  в настоящее время признают сложный  характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению  законности находит поддержку у многих исследователей. Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат пишут, что законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах, и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений15 Данное определение законности, отражая её основные черты и свойства, имеет комплексный характер.

Другое определение  законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения  права в законах государства  в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».16 В данном перечне к объектам, выражающем право, следует добавить и правоприменение.

Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие, как  «определённое состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства»17 Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, что бы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере  существенно их сократить.

Между тем, в юридической  литературе по проблемам законности можно отметить два основных подхода:

    • законность – это принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдение и исполнения законов всеми гражданами и должностными лицами;
    • законность – это неуклонное соблюдение и исполнение  не только законов, но и всех правовых предписаний, т.е. как правомерное поведение.

Эти два подхода к  законности имеют свои особенности.

Очевидно, было бы не правильно  «сталкивать» друг с другом сложившиеся  концепции законности как взаимоисключающие  одна другую. Обе они имеют объективные  основы для существования. Действительно, чисто функциональный, «поведенческий» подход к определению законности чреват её отождествлением с правопорядком. Но ведь трактовка законности, как требования в свою очередь ведёт к её отождествлению с законодательством. Закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования. В противном случае законодательство (равно как и любая форма правотворчества) теряло бы всякий смысл. Даже самый совершенный закон жив только, тогда когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведения людей. Поэтому вряд ли плодотворны попытки раскрыть понятие закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключёнными в нём. Законность органически связана с законодательством, не может без него существовать. Они возникли вместе. Право является атрибутом правового регулирования и в этом смысле законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Поэтому содержание правовых норм определяет содержание законности. Словом законодательство служит предпосылкой законности, но не является элементом законности.

Когда же выдвигается  задача различать законность и законодательство, правомерно обратить внимание на вторую его сторону – соблюдение содержащихся в законе требований. К тому же требования закона и требование законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если первый преимущественно отвечает на вопрос, что требуется соблюдать, то второй отвечает на вопрос как соблюдать.

Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию законности, необходимо учитывать её сущность, которая выражается, прежде всего, в точном и неуклонном соблюдении и исполнении требований закона всеми субъектами права.

С учетом современных  условий развития России представляется, что законность – это политико-правовое явление. Многие нормативно правовые акты  имеют не только юридическое, но и политическое содержание.

В целом, анализ законности позволяет различать в её содержании следующие самостоятельные моменты  диалектики правового, юридического и  государственно-политического.18

Законность неотделима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его существования. Главное здесь – требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как система общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организационного общества.

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрировано, выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи оправданным принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет её формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

Понимая как метод  государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы  общественной жизни, необходима достаточная полнота её регламентации. При этом государство не только закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает их реализацию и защиту прав.

В таком государстве  недопустим произвол деятельности, должностных  лиц, исключается принятие субъективных, волюнтаристских решений, решений  политических вопросов силовыми методами.

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения, сами связаны правовыми нормами, действует в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства, иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения  правовых предписаний в жизнь  не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение порядка организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной общественной свободы.

В социально – политическом смысле законность можно считать  режимом общественно – политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идея права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствует над личными, групповыми, классовыми интересами.  Режим законности означает такое состояние общественной жизни,  при котором участники правоотношений свободно  реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности.

Таким образом, законность – это политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно–правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, положение при котором общественная жизнь обеспечивается законами.

Безусловно, законность представляет собой сложное и  многообразное общественное явление. Обозначим наиболее существенные признаки:

    • всеобщность требования соблюдать и исполнять законодательство в широком смысле;
    • осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законом прав и свобод личности, гарантированность от необоснованного привлечения к ответственности или незаконного лишения благосостояния.

Решительное предупреждение и пресечения любых правонарушений, от кого бы они ни исходили, обеспечение  неотвратимости ответственности за нарушение законов.

На основании вышесказанного, думается, что многозначность и многоаспектность понятия «законность» объясняется его местом в системе политико-правовых категорий. Данное понятие находится как бы на стыке объективного и субъективного права, права и государства, права и общества, права в «нормах» и права в «жизни» и т.д.

Законность выступает  при этом как оценочная категория соответствия между принципами и нормами права, с одной стороны, и социальными отношениями с другой.

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)19.

Каковы основные принципы (или как их ещё называют, идеи) законности?

Принципы законности – это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание законности.

В юридической литературе сформулирована их следующая система:

    • единство законности;
    • верховенство закона;
    • равенство всех перед законом;
    • неотвратимость юридической ответственности.20

Единство законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов на всей территории государства и во всех областях жизни.

Верховенство  закона проявляется:

во-первых, в требовании точного и неуклонного соблюдения законов всем кому они адресованы;

во-вторых, этот принцип  означает требования соблюдать иерархию законов и иных нормативно-правовых актов;

в-третьих, требует непререкаемости  закона, т.е. требовании того, чтобы  никто не мог отменить закон кроме  органа, который его принял.

Принцип равенства  всех перед законом состоит в том, что в процессе реализации законов все равной степени должны нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение.

Неотвратимость юридической ответственности за нарушение законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести соответствующее наказание. При этом управомоченные органы должны применять меры принуждения в строго установленном порядке на основании фактических доказательств соответственно требованиям закона.

Данный принцип является важнейшим и необходимым для  укрепления законности, поскольку эффективность его применения определяется не жесткостью, а неотвратимостью. Понятие юридической ответственности шире понятия наказания, т.к. действующие законодательство не ставит перед собой цели во всех случаях применить к субъекту санкцию. Об этом свидетельствует институт освобождения от ответственности в уголовном, административном, гражданском праве. Неотвратимость юридической ответственности не может быть сведена к поимке и наказанию правонарушителя. Она возможна при соблюдении ряда условий.

К ним относятся следующие:

    • юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественных отношений, где совершаются или могут быть совершены правонарушения;
    • юридическая ответственность наступает либо за нарушения прав и законных интересов, либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;
    • практика применения мер юридической ответственности должна быть последовательной и непротиворечивой;
    • санкции должны соответствовать тяжести, характеру совершенного правонарушения, характеру и функции того или иного вида юридической ответственности;
    • недопустимость изъятия, исключения из правил об обязательности юридической ответственности в отношении отдельны категорий субъектов права или отдельных лиц; недопустима обратная сила закона, отягчающего ответственность.

Препятствием нарушения  законности является развитие системы  гарантий законности, под которыми понимается обусловленная закономерностями общественного развития система  условий и средств, посредством  которых, обеспечивается законность.21

В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические и неюридические) гарантии.22

К неюридическим гарантиям  относятся те объективно сложившиеся  в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые оказывают существенное, хотя и опосредованное, влияние на весь процесс формирования, установления и реализации права. Их важность отмечали в своих трудах многие ученые.23

Среди них особо отметить можно экономические, политические, нравственно – духовные и общественные гарантии, а ко второй собственно юридические.

Экономические гарантии – являются одними из основных гарантий законности. Все существенные изменения  в экономической жизни страны неизбежно отражают состояние законности. Кризис в экономической сфере  ведёт к ослаблению законности. И, наоборот, усиление, упрочнение в стране экономических гарантий имеет результатом укрепление законности в стране.

Среди экономических, гарантий выделяют многообразные формы собственности, существование предпринимательства, рынка, конкуренции, многоукладность экономики, рынка товаров, капиталов, труда, а также уровень благосостояния страны, ресурсов, реальные материальные средства обеспечения юридических прав и обязанностей.

Материальное обеспечение  является основной предпосылкой реальности прав и свобод, провозглашённых в законодательстве. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказывается на уровне законности в стране, провоцируя людей на поиски путей незаконного обогащения, обход закона и т. д. Таким образом, прочная законность возможна только в условиях экономической стабильности страны.

Нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового  порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении российской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных проблем федерализма и национальных отношений, прекращение «войны законов», повышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами. Укреплению законности и правопорядка призвано способствовать проведение правовой реформы, которая приблизила бы нас к реализации конституционного положения в России, как демократическом правовом государстве.24

Политические гарантии законности – это вся политическая система, функционирование всей политической организации общества, ведущее место в которой занимает государство. Принципы организации и деятельности всех органов государственной власти обеспечивают, отражают политический режим демократии (в частности, принципы полновластия народа, разделение властей и т.д.). Подлинный демократизм общества, разделение властей, политический плюрализм, гласность, свобода печати являются предпосылками законности. Они, как показал опыт СССР и многих других стран, будут реальными только в условиях функционирования не зависимо от государства гражданского общества, построения подлинно демократического правового государства.25