Законность и порядок
Основные данные о работе
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Черноярский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Законность и правопорядок |
Фамилия студента |
Тимофеев |
Имя студента |
Андрей |
Отчество студента |
Васильевич |
№ контракта |
0452013403704003 |
Содержание
Введение 3 1.Законность и правопорядок 5 1.1 Понятие законности и правопорядка………………………………………5 1.2 Признаки, требования и принципы законности………………………...10 2. Обеспечение и охрана законности и правопорядка ……16 2.1Надзор и контроль за состоянием законности, правопорядка …………..17 3.Гарантии законности 22 3.1Конституционный контроль……………………………………………….26 Заключение 32 Глоссорий 34 Список использованных источников ………………………...…………….36 |
|
Приложение…………………………………………………… |
|
Введение
Введение
Юридическая
наука различает понятия
В советской юридической
науке сложилось и стало
Данное понимание понятия законности предполагает исполнение норм права и обходит вопрос о самом их содержании. И это не случайно, поскольку оценка содержания закона с позиции общепринятого понимания законности в то время, как правило, не допускалась, была рискованной для господствующей партийно-государственной элиты. На первое место при характеристике законности ставился принцип верховенства закона, под которым понималась его высшая юридическая сила в иерархической системе правовых нормативных актов. Законы рассматривались как акты, выражающие возведенную в закон государственную волю, под которой декларировалась воля пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством, либо волю всего народа.
Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.
Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.
Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.
Основная часть
1 Законность и правопорядок
1.1 Понятие законности и правопорядка
Законность - основа нормальной
жизнедеятельности
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
В юридического литературе
существует несколько определений
правовой категории «законности». Борисов
В.В. дает следующее определение: Законность
– демократический принцип
В свое время профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства, т.е. законность распространяется только на деятельность государственного аппарата1.
Законность как раз и состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.
Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не означают, что эти лица выступают в качестве нарушителей законности. В этом случае речь идет о нарушениях правопорядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан от юридической ответственности за любое правонарушение. Граждане могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами закона и, следовательно, законности, способствовать ее обеспечению и упрочению.
В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.
В последние годы предпринимаются попытки по – новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: « Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве». 2, В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов». 3
Данные суждения о понятии законности
являются следствием исследования отдельных
аспектов данной проблемы с применением
конкретных методов познания, это
объясняет происхождения
В данном случае под аспектом понимается
способ отражения существенных особенностей
социально-экономических
В связи с этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний.
Внешние определяют место и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.
Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.
Законность-основа нормальной
жизнедеятельности
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности.
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.4
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Данное требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества.
Правопорядок означает также идею, требование и систему (режим) реально действующего права. Однако в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее.
1. Наличие в обществе
и государстве правового
Главное в содержании правопорядка применительно к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов, направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.
Нарушением правопорядка является принятие ведомственных актов (приказов, инструкций, положений и др.), которые противоречат правовым принципам подзаконного (ведомственного) нормотворчества. К сожалению, в условиях тоталитарного режима такая практика получила широкое распространение. Она была связана с ущемлением интересов и прав граждан в угоду ведомственным интересам. К примеру, в системе МВД СССР и республик нередко издавались ведомственные акты, не соответствующие (как в целом, так и в отдельных частях) Конституции и законам, и даже законы не распространяли своего действия на личный состав органов внутренних дел до тех пор, пока не принимался соответствующим министром внутренних дел приказ о введении закона в действие в подчиненной ему системе подразделений и служб внутренних дел.
Ведомственные акты конкретизировали нормы закона, создавая по существу новые правила поведения как материального, так и процессуального характера. Ведомства не были заинтересованы в инициировании законодательной инициативы. Они восполняли пробелы в нормативном регулировании самостоятельно. Сфера ведомственного регулирования была обширной и имела тенденцию к расширению.
2. Наличие и действие
принципа иерархии по
3. Полное и точное соблюдение, исполнение и использование конституционных положений и норм законов российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Правопорядок включает осуществление, реализацию подзаконных нормативных актов всеми субъектами права — органами всех ветвей государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, должностными лицами, гражданами и другими физическими лицами.
4. Всестороннее обеспечение и эффективную охрану (защиту) действия всего массива подзаконных нормативных актов.
1.2 Признаки, требования и принципы законности:
Данное понимание сущности законности позволяет говорить о ее содержании как системном образовании со сложной элементарной структурой, посредством которой в понятии законности обобщаются предметы – носители признаков описываемого явления. В своем единстве они образуют категорию «законность», а ее анализ позволяет выявить признаки законности.
К элементам категории «законность» относят: а) совокупность идей, взглядов и принципов, составляющие теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, которые осуществляют объединение смысла и значения данной категории в системе правовых явлений; б) системообразующее требование строго и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития; в) цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности - достигается в процессе реализации точного соблюдения действующего законодательства; г) нормативная основа законности – право; д) мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности является связующим звеном во всей теоретической конструкции, так как именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности; е) средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
1. Причинно-следственная
обусловленность законности
Основные требования законности заключаются в следующем:
1. Верховенство закона
по отношению ко всем другим
правовым актам. В правовом
государстве закон обладает
2. Единство понимания
и применения законов на всей
территории их действия. Законы
представляют одинаковые
3. Равная возможность
всех граждан пользоваться
4. Осуществление прав
и свобод человеком не должно
нарушать права и свободы
5. Недопустимость
6. Предотвращение и
эффективная борьба с
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
Решения конституционного суда являются окончательными, к опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.
Исходя из этого, законность
можно определить как политико-правовое
явление, характеризующее процесс
совершенствования
В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятии законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.
В юридической литературе приводится различное количество принципов. Наиболее адекватно суть рассматриваемого явления отражают следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности. 5
Единство законности
– основополагающий принцип. Значение
этого принципа состоит в выравнивании
правового регулирования
Гарантированность основных прав и свобод граждан это принцип не только законности, но и права. Роль данного принципа в повышении уровня законности заключается в значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.
Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение – суть этого принципа заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание.
Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принцип позволяет участникам отношений в соответствии с нормами права принять наиболее правильное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.
Взаимосвязь законности и культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.
2 Обепечение и охрана законности и правопорядка
Различие между «обеспечением»
и «охраной (защитой)» состоит
в том, что обеспечение законности,
правопорядка связано с гарантированием
положительной реализации законов
(юридических норм), с их упрочением,
профилактикой возможных правон
Обеспечение законности, правопорядка. Система обеспечения законности, правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм) как должностными лицами, так и гражданами, на упрочение законности, правопорядка и, наконец, на профилактику нарушений законности, правопорядка, т.е. состоит из трех блоков: а) гарантирование законности, правопорядка, б) упрочение законности, правопорядка, в) профилактика нарушений законности, правопорядка. Такое деление обусловлено характером системы влияющих на функционирование должностного лица и поведение граждан условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания — материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и др.).
Гарантирование и упрочение законности, правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий законности, правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, их должностных лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.
Следует различать общие (экономические, политические и духовно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии. Правовые гарантии как вид специальных гарантий включают: а) меры по совершенствованию законодательства; б) меры выявления правонарушений законности; в) меры защиты; г) меры ответственности; д) меры надзора и контроля за состоянием законности, правопорядка; е) меры профилактики нарушений законности, правопорядка.
2.1Надзор и контроль за состоянием законности, правопорядка
Контроль в системе органов государственной власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.
Профилактика нарушений
Система охраны (защиты) законности, правопорядка включает выявление несоответствий праву (правовым принципам, международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законо(нормо)творчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.
Нарушения законности, правопорядка. Не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного нормативного акта, можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством этого служит ряд положений действующего российского законодательства. Например, не влекут отмену приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-процессуального законодательства6. В Гражданском процессуальном кодексе предусмотрены ситуации, когда нарушение норм процессуального и материального права не является основанием к отмене решения7.
Законность не исключает возможности судебных ошибок, равно как и ошибок в других видах правоприменительной деятельности. Однако в научной литературе вопрос о природе допускаемых правоприменительной практикой ошибок, как правило, не рассматривался и широко не обсуждался (проблема судебных и иных ошибок в правоприменении обычно ставится лишь на страницах периодической печати). В теории права этот вопрос решался так: ошибки недопустимы, и всякая ошибка есть нарушение законности. Тем самым создавалась иллюзия безошибочности «социалистического» судопроизводства8.
- Законность и правопорядк
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и правопорядок
- Законность и ее принципы
- Законность и ее принципы
- Законность и её принципы
- Законность и обоснованность судебного решения
- Законность и обоснованность судебного решения (1)
- Законность и ответственность в РК
- Законность и политический режим