Законность и ответственность в РК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что  необходимым условием укрепления и развития социалистического общества является соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами, организациями. Законность и правопорядок – неотъемлемые элементы демократии.

Цель курсовой работы является определение принципов законности и ответственности в государственном управлении.

Задачи курсовой работы:

  1. Определить сущность ответственности и законности в государственном управлении;
  2. Проанализировать виды ответственности и определить способы обеспечения законности в Казахстане;
  3. Проанализировать законодательную базу Казахстана

      Практическая  значимость курсовой работы состоит  в том, что изучение понятия  законности и ответственности поможет осознать значимость их в государственном управлении страны.

Обеспечение установленных  законом обязанностей, равно как  и осуществление прав, обусловлено, прежде всего, высокой сознательностью  граждан, должностных лиц государственного аппарата. Но пока существует государство и право, необходимо принуждение по отношению к тем, кто не подчиняется закону. Важным инструментом такого принуждения является юридическая ответственность и законность. Неотвратимость ответственности за нарушение норм права – необходимое условие законности, воспитания граждан, должностных лиц в духе подлинного уважения к закону.

Исполнению обязанностей корреспондирует защита и осуществление  субъективных прав, принадлежащих гражданам  и организациям в государстве. В юридической литературе последних лет много внимания уделяется проблемам юридической ответственности. В ряде монографических исследований эти проблемы подверглись глубокой разработке.

Законность - фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

В недалеком прошлом  отечественная наука анализировала  законность преимущественно в аспекте  требования всеобщего уважения к  закону и обязательного его исполнения всеми субъектами.

Требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование, находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось главным образом к  работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей  правовых предписаний и их последующему наказанию.

В курсовой работе законность будет рассматриваться со следующих позиций:

- понятие и содержание  законности;

- основные требования  и принципы законности;

- способы обеспечения  законности в государственном  управлении;

Особая роль в осуществлении  государственной власти принадлежит

государственному аппарату. На него  возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан. Сегодня от качества работы государственного аппарата, компетентности, добросовестности, честности его должностных лиц зависят судьбы миллионов людей.

Преодолеть противоречие между личными интересами должностных  лиц и требованиями должности, предъявляемыми государством и гражданским обществом, способна ответственность в государственном управлении. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона.

Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима  без четко установленных мер  ответственности отдельных ее элементов. В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако, социальная ответственность - это лишь общее название целого комплекса элементов. Наиболее значимыми его блоком является  юридическая ответственность.

В курсовой работе ответственность будет рассматриваться со следующих позиций:

1) Ответственность как общественное понятие;

2) Ответственность в государственном и муниципальном управлении;

3) Анализ юридической ответственности;

Объектом исследования являются государственные процессы управления связанные со становлением и развитием законности и ответственности в Казахстане.

Предмет исследования - системы  взаимоотношений и взаимосвязей, которые складываются и развиваются  в результате формирования, распределения, перераспределения и использования  законов, механизмы  их функционирования и регулирования; виды ответственности, закономерности, тенденции и противоречия, становления и развития ответственности в Казахстане.

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЗАКОННОСТИ  В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

 

    1. Ответственность как общественное понятие

 

Ответственность — явление, включающее в себя экономические, нравственные, культурные, психологические и другие аспекты. Как общественное отношение  она имеет довольно сложную структуру  и раскрывается прежде всего во взаимосвязи, взаимодействии одной личности с другими личностями, личности с коллективом и обществом.

В самом общем виде ответственность представляет собой  отношение, обеспечивающее интересы и  свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом  и государством.

Она формируется на основе последовательного взаимодействия трех составных частей:    

- сознания долга,

- оценки поведения,

- наложения санкций.

 Ведущим элементом  в ответственности выступает  оценка решения, действия гражданина, коллектива, органа или другого  компонента общественной системы с точки зрения признанных и действующих идеалов, принципов, норм и пользы для общественного развития. Результат соответствующей оценки может быть как позитивным, при котором действия того или иного компонента оцениваются положительно и поощряются, ставятся в пример, распространяются, популяризуются, так и негативным, ведущим к тому, что виновник подобных действий претерпевает определенные неблагоприятные последствия (санкции). Ответственность поэтому нельзя сводить только к санкциям в виде взысканий и наказаний. Она - шире и социально более значима.

В отношениях ответственности  можно выделить внутреннее и внешнее  выражения. В первом случае гражданин  самоосознает свои социальные взаимосвязи  и приводит их в соответствие с  общественными интересами. Внешнее отражение ответственности состоит во взвешивании и оценке поступков и действий со стороны других людей, коллективов и общественных институтов. Ответственность влияет на многие человеческие проявления и применять ее можно только по отношению к человеку. Государственно  не способно отвечать, оно управляет  лишь через человека и благодаря его усилиям.

Ответственность влияет на сознание человека, заставляет его  подвергать анализу и внутренней оценке свои мысли, мотивы, установки, поведение и деятельность. Несение ответственности почти всегда создает серьезную психологическую нагрузку.

Ответственность содержит в себе: предпосылки ответственности, ее предмет, содержание и меру.

Предпосылки ответственности  обусловлены потребностями общества (государства), граждан в поддержании определенного уровня и качества общественных отношений, поведения и деятельности людей. Такие потребности находят воплощение и закрепление в нормативных системах общества и главным образом в законодательстве. Важным элементом ответственности выступает ее предмет: отвечать всегда нужно за что-то. Например: юридическая ответственность наступает за совершение правонарушений, политическая — за отклонение от согласованных политических целей, программ и других документов, нравственная — за аморальные проступки. Содержание ответственности раскрывается в действиях, направленных на обеспечение должных и наиболее целесообразных социальных связей.

Мера ответственности  связана с пониманием личностью  социальных последствий своих действий и поступков, ее волевым отношением к ним (вина). Величина меры ответственности зависит от социальной значимости "охраняемых" общественных отношений, оказываемого человеку общественного доверия, уровня развития личности, осознания ею социальной весомости совершенных поступков и действий. В общем ответственность проявляет себя в виде системного социального образования, элементы и стороны которого взаимосвязаны друг  с другом.

В государственном управлении вышеназванные черты отношений  ответственности приобретают особый характер, поскольку в нем очень многие поступки и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы миллионов людей. (7, ст.50)

Для того чтобы существовала искомая полноценность отношений  ответственности, необходимо создание и разумное использование ряда условий:

во-первых, постоянное и  активное совершенствование организации  и функционирования системы государственного управления, особенно форм, методов  и других элементов демократии в  нем;

во-вторых, улучшение  нормативного регулирования разнообразных управленческих взаимосвязей.

в-третьих, значение и  возможности системы стимулирования, которая традиционно недооценивается  как условие формирования отношений  ответственности. Еще вытекает  такой  аспект ответственности в государственном управлении, как его полнота. Участие в управлении — это важнейшее политическое дело, которое могут вести только достойные люди. Поэтому, когда в управлении имеет место сознательное, тем более умышленное, нарушение принципов и норм законов, то отвечать следует сполна — по всем политическим, нравственным, юридическим и другим взаимосвязям. Нужно иметь в виду и следующее: чаще всего ответственность в управлении применяется тогда, когда совершаются неблаговидные или противоправные действия, но довольно редко отношения ответственности возникают при совершении действий, когда не были приняты возможные и необходимые управленческие решения.

Ответственность в управлении имеет свой характер, что и должно отражаться во всех ее проявлениях, в  том числе и в полноте охвата ею специфических аспектов управления.

 

 

    1. Ответственность в государственном и муниципальном управлении

 

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность  своих действий. При сомнениях  в правомерности полученного  для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и  в порядке, установленных законами Республики Казахстан.

Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности. 

Ответственность органов  местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления, контроль над  их деятельностью служат — обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

Так, органы и должностные  лица местного самоуправления несут  ответственность:

а) перед населением;

б) перед государством;

в) перед физическими  и юридическими лицами.

Формы государственного и общественного контроля деятельности местного самоуправления,  обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Первоочередность закрепления  ответственности органов и должностных  лиц муниципального управления перед  населением — основным субъектом властеотношений на территории муниципального образования — основана на сущности местного самоуправления как формы народовластия. Поэтому санкции при реализации этого института ответственности перед населением носят в основном конституционно-правовой характер.

Ответственность органов  и должностных лиц перед населением наступает в результате утраты доверия населения, порядок и условия ответственности определяются уставами муниципальных образований.

Позитивная ответственность  должностных лиц реализуется  в форме регулярных отчетов о  работе перед избирателями (для депутатов и иных-выборных лиц), перед главой, муниципального образования, руководителями структурных подразделений (для муниципальных служащих).

Негативная ответственность  реализуется в виде юридической ответственности должностных лиц местного самоуправления. Характеризуя юридическую ответственность должностных лиц, следует обратить внимание на некоторые различия в порядке привлечения к ответственности выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления. Эти различия касаются в первую очередь уголовной, дисциплинарной и правовой ответственности.

Дисциплинарная ответственность  муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет существенные отличия. В обоих случаях основанием является дисциплинарный проступок — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но характер должного поведения выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления существенно различается. Как следствие этого вводятся и различные виды взысканий.

С точки зрения сохранения единства власти и государственности  такая трактовка безусловно поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции  идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются  законом, принимаемым органом государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности. Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.      

Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованиями и стремятся к “расширению” связей, укрепляющих “государственность”. Поэтому центральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.

 

    1. Законность: понятие и содержание

 

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

О законности написано очень  много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.(13, ст.25)

Как устойчивое явление  общественной жизни, законность возникает  и формируется в условиях цивилизованного  общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия в Казахстане.

Имущественное же неравенство  создается не юридическими законами, а естественными возможностями  каждого человека. Поэтому до тех  пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

В обществе, функционирующем  в режиме прочной законности, реально  существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.

Законность - это строгое  и полное осуществление предписаний  правовых законов и основанных на них юридических актов всеми  субъектами права. Законность - это  общественно-политический режим, состоящий  в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Законность характеризуется  следующими основными признаками:

1. Важнейшей чертой  законности является ее всеобщность.  Требование соблюдать юридические  нормы относится ко всем, кто  находится в пределах действия  права. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая  черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и  к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане - перед государством. Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Всеобщность, как важнейший  признак законности, означает, что  строгое осуществление законодательных  предписаний является основным, общим  принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций, и граждан.

2. Законность неразрывно  связана с правом, юридическими  нормами.

Итак, нормативной основой  законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

3. Понимаемая как метод  государственного регулирования  обществом, законность предполагает, что свои функции государство  осуществляет исключительно правовыми  средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации организационными, правовыми средствами их реализацию и защиту прав.

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации  и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Таким образом, режим  законности в правовом государстве  предполагает наличие следующих  взаимосвязанных факторов:

- совершенного, четко  отработанного законодательства, отвечающего  потребностям общественного прогресса;

- полной  и безусловной реализации  предписаний  законов и  подзаконных   правовых  актов  государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

 

 

  1.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РК

 

    1. Основные требования и принципы законности

 

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая  выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Основные требования законности:

1. Идея законности в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в  регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это не означает ведения  тотальной правовой регламентации  всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые  в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон  и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами.

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве  закон обладает высшей юридической  силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных  условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов  государственной власти, непосредственно  выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается  с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую  силу имеет Конституция - основной закон  государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент  выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и  формы. Это означает, что нормативные  акты должны приниматься в строго установленных законом порядке  и форме. Только тогда они будут  в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед  законом.

Равная возможность  всех граждан пользоваться защитой  закона и их равная обязанность следовать  его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный и эффективный  режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права  должны в полном объеме выполнять  возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

4. Осуществление прав  и свобод человеком не должно  нарушать права и свободы других  лиц. 

В условиях правовой государственности это требование имеет значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

Отличие законности и  целесообразности прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться  в рамках закона. И закон предоставляет  такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного  развития, он должен быть изменен или  заменен в установленном порядке.

Но пока закон действует  во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон.

Законность и ответственность в РК