Законность и её гарантии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 4

ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ 7

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 12

СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 23

РОЛЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 26

ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Проблема  законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось:— широко или узко. ¹

         Появление законности вплетается  в процессы происхождения права  и государства, ее природа напрямую  связана с законотворческой деятельностью.  Под законностью  не следует  понимать законы, их совокупность  и даже управление обществом  с помощью них, хотя последнее  понимание очень тесно соприкасается  с режимом законности. Конечно  же если нет законов, то и  о законности речи быть не  может. Законы являются основой  законности. Управление людьми посредством  издания законов, которые содержат  общие правила поведения, обязательные  для исполнения. Но зачастую в  истории  встречаются такие  моменты, когда издавались законы, а законности как таковой по  существу не было.

       Наиболее  важными остаются вопросы содержания законности, ее субъектов, определения  наиболее продуктивных средств и  мер ее обеспечения и упрочения. В частности, требуется дополнительная аргументация в поддержку современных  научных взглядов на законность, не совпадающих по ряду позиций с  традиционно сложившимися в советской  юриспруденции. Как ни парадоксально, но пока еще отсутствует четкость в самом определении законности, что затрудняет решение насущных задач ее гарантирования в условиях проводимых в России масштабных демократических  преобразований. Видится справедливым мнение ученых, которые констатируют, что сейчас понятие законности размыто  и почти забыто, более того  оно дискредитировано, часто торжествуют не законность, а целесообразность, произвол, субъективизм, самоуправство. Даже сам термин «законность» не упоминается в официальных речах лидеров, государственных деятелей, руководителей правительства.

       В данной работе мы рассмотрим основные понятия законности, правопорядка, их принципы. Познакомимся с конституционной  законностью и судебным конституционным  контролем. Выясним какие есть гарантии законности, каковы сходства и различия между законность и правопорядком, как они взаимодействуют. Увидим какую роль в жизни общества играет законность и правопорядок. 

 
  1. А.Ф. Черданцев

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ

 

       В узком смысле законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов, и для неё необходимы : содержательная сторона - наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов; формальная сторона - выполнение их, т.к. только наличия даже самых совершенных законов недостаточно.

       В широком смысле законность — это:

  • условие жизни государственно-организованного общества;
  • принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;
  • принцип организации и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);
  • принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;
  • метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами — путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;
  • особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

       Таким образом, законность — фундаментальная  категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества.

       Законность  означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.

       Закон занимает особое место в системе  нормативных правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе нормативных правовых актов государства следует преодолеть и признать, что законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам всех ветвей государственной власти, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, так и к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам.

       Профессор М.С. Строгович полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов. Из этого, по его мнению, вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.1

       Сущностное  понимание законности и правопорядка связано еще с одним важным критерием их отграничения друг от друга. Это касается определения субъектов законности и правопорядка.

       В свете традиционного понимания  законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, т.е. здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.

       В свое время профессор Н.Г. Александров  предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства, т.е. законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.2

 
 
 
 
  1. Строгович М.С. Проблемы общей теории права / Избранные труды. Т. 1. М., 1990 г.
  2. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961 г.
 
 
 

       Законность  как раз и состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.

       Принципами  законности являются: единство, оно состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности; верховенство конституции и закона, оно проявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам; гарантированность прав и свобод личности, выражается в конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина; всеобщность и непререкаемость законности состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из-под влияния права; неотвратимость наказания за нарушение законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понесли адекватное содеянному наказание; презумпция невиновности (например, в ч.1 ст.49 Конституции РФ, сказано: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда"); недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности; неразрывная связь законность и культурности заключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства.

       Требованиями  законности являются: своевременное обновление законодательства в соответствии с потребностями развития общества; издание нормативных актов лишь полномочными на то органами и в пределах компетенции; надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических предписаний; пресечение беззаконий и произвола и т.п.

ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ

 

       Для того, чтобы в обществе соблюдалась  законность, необходима система обеспечивающих мер. Такая система получила название гарантий законности.

       Гарантии  законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства ¹.

       Гарантии  делятся на две группы: общие и  специальные. К общим относятся: социально- экономические, политико-идеологические и нравственно-духовные. К специальным  – собственно юридические.

  • социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
  • политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества и т.д.);
  • организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законодательства);
  • общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями закона);
  • идеологические (степень развития правосознания, распространение среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
  • специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К ним, в частности, относятся: специальные принципы (такие как презумпция невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

       Как мы видим, гарантии охватывают все сферы.

 
 
 
  1. Определение взято из учебника Малько А.В., Теория государства и права, М., 2000 г.
 

       Гарантирование и  упрочение законности, правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий законности, правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, их должностных лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и внеее.

       Надзор  и контроль за состоянием законности, правопорядка включают: контроль в  системе органов государственной  власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

       Профилактика  нарушений законности, правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т.д.

       Система охраны (защиты) законности, правопорядка включает выявление несоответствий праву (правовым принципам, международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законо(нормо)творчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.

Нарушения законности, правопорядка. На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако с позиций предлагаемого нами понимания законности ответ этот не может быть столь однозначно положительным, поскольку не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного нормативного акта, можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством этого служит ряд положений действующего российского законодательства. Например, не влекут отмену приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-процессуального законодательства (п. 3 ст. 342 и ст. 345 УПК РСФСР). В Гражданском процессуальном кодексе предусмотрены ситуации, когда нарушение норм процессуального и материального права не является основанием к отмене решения (см. ст. 310 ГПК РСФСР).

       Представляется, далее, что законность не исключает  возможности судебных ошибок, равно как и ошибок в других видах правоприменительной деятельности. Однако в научной литературе вопрос о природе допускаемых правоприменительной практикой ошибок, как правило, не рассматривался и широко не обсуждался (проблема судебных и иных ошибок в правоприменении обычно ставится лишь на страницах периодической печати). В теории права этот вопрос решался так: ошибки недопустимы, и всякая ошибка есть нарушение законности. Тем самым создавалась иллюзия безошибочности «социалистического» судопроизводства.

       На  наш взгляд, нарушением законности следует признавать не просто нарушение  закона, которое может быть ошибкой  в правоприменении, а тенденцию, линию в противозаконном поведении должностного лица. Поэтому, к примеру, определение меры административного взыскания без учета личности правонарушителя (вынесение штрафа в максимальном размере) в конкретном случае не будет составлять нарушение законности, но аналогичные факты, взятые в единстве, могут вскрыть определенную тенденцию, линию поведения должностного лица при определении меры административного взыскания без учета личности правонарушителя. Именно эта закономерность противозаконного поведения должностного лица и явится нарушением с его стороны законности.

       Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам.

       Нарушениями закона и одновременно нарушениями  законности сотрудниками государственных, в том числе правоохранительных, органов, органов местного самоуправления, по нашему мнению, являются: нарушения норм Конституции и других законов (наиболее распространенным видом здесь выступают нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц, незаконное предоставление гражданам и другим лицам льгот и преимуществ, незаконное освобождение граждан и других лиц от несения обязанностей); преступления должностных лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление должностным положением и др.). В то же время отдельные нарушения закона должностными лицами, как представляется, не следует признавать нарушениями законности, а именно: несущественные нарушения норм закона, например, процедурного характера; преступления и другие правонарушения, совершенные должностными лицами вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, т.е. когда они выступают в качестве граждан. Такого рода преступления, к примеру, в практике органов внутренних дел и других правоохранительных органов квалифицируются как чрезвычайные происшествия.

       Также не являются нарушениями законности: нарушения должностными лицами норм, содержащихся в ведомственных актах; нарушения служебной дисциплины, т.е. нарушения правил несения службы и невыполнение приказов начальников; отдельные случаи проявления грубости, нетактичности, невнимания должностных лиц к людям и т.д., т.е. нарушения норм морали, этики должностного поведения и т.п.

       Однако  если подобные явления — грубость, чванство, равнодушие к судьбе человека и т.п. — становятся нормой поведения сотрудника государственного органа либо органа местного самоуправления, то в Российской Федерации это уже является нарушением конституционных обязанностей со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, объединения граждан, их должностных лиц, относится к человеку, его жизни и здоровью, личной неприкосновенности и безопасности, другим правам и свободам, чести и достоинству как к высшей ценности. Согласно действующей Конституции Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»

       Правонарушения  органов, объединений граждан, их должностных лиц, не являющиеся одновременно нарушениями законности, посягают на правопорядок, являются нарушениями правопорядка. Они также недопустимы, как и более тяжкие правонарушения — нарушения законности.

С управленческих позиций организация системы обеспечения и защиты законности, правопорядка означает, во-первых, определение состояния законности, правопорядка в той или иной структуре государственного аппарата, звене местного самоуправления, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику правонарушений, защиту законности, правопорядка и их упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за их выполнением.

       Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев оценки состояния законности, правопорядка, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности государственного аппарата и его отдельных органов, подразделений и служб, звеньев местного самоуправления. Следует знать и уметь пользоваться разнообразными источниками информации о правонарушениях, выявлять их, если они не были учтены официально, к примеру, в статистической отчетности. Для анализа динамики и структуры правонарушений важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, контрольных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.

       Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает также: анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности можно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей.

       Если  быть реалистичным, то надо признать, что  отраслевая система управления в целом, как и составляющие ее органы и подразделения, не всегда заинтересованы в раскрытии объективной картины состояния законности, тем более — в выявлении ее нарушений, т.е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении законности имеет внешний по отношению к отраслевой системе надзор и контроль, осуществляемый органами государственной власти, прокуратуры, суда и др. В то же время объективная необходимость упрочения отраслевой системы требует, чтобы с нарушениями законности внутри нее велась борьба собственными силами и средствами.

       Особую  роль в этой связи имеют вышестоящие  органы, а также внутриведомственный контроль.

       Система обеспечения и охраны (защиты) правопорядка в целом наряду с системой обеспечения и охраны (защиты) законности должна быть дополнительно сориентирована на граждан и других физических лиц.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ  КОНТРОЛЬ

 

       Конституционная законность (конституционность) есть система реально действующего права, предполагающая наличие правовой конституции, ее полное действие, верховенство, прямое действие на всей территории государства, обеспечение и охрану (защиту).

       Конституционная законность (конституционность) означает следующее:

       1. Правовой характер самой конституции как основного (высшего) закона государства.

       Содержание  конституционной законности составляет не сам по себе факт существования  конституции, а наличие такой  конституции, которая адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

       Иными словами, наличие в обществе и  государстве правовой конституции означает, что действующая конституция адекватно выражает идеальное право, правовые принципы, общечеловеческие ценности, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства. Отсюда конституционную законность здесь точнее было бы определить как правоконституционность.

       Правоконституционность  наряду с прочим означает соответствие конституции принципам и нормам международного права, международным стандартам, прежде всего неотчуждаемым и неотъемлемым правам человека.

       В ряду основ конституционного строя  Российской Федерации и конституционных принципов организации и функционирования правового государства положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, первенством. Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции РФ (см. ст. 6 (ч. 2), 17 (ч. 1 и 2), 18, 55 и др.). Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения законодательства. Все остальные конституционные принципы — равноправия и самоопределения народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства и др. — могут рассматриваться как однопорядковые, но подчиненные конституционному принципу признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

       Из  конституционного принципа признания  человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты.

       Права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от человека, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, на что указывает ст. 18 Конституции РФ. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеет приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

       2. Верховенство конституции в правовой системе государства. Это означает, что в системе правовых норм и актов Конституция имеет высшую юридическую силу. Верховенство Конституции диктует требование непротиворечивости законов и подзаконных актов содержанию Конституции.

       Все законы и иные акты органов государственной  власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие Конституции, не должны применяться судами и другими правоприменителями.

       Часть 1 ст. 15 Конституции РФ, закрепляя  высшую юридическую силу Конституции РФ, устанавливает, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

       Согласно  ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе в Российской Федерации»1 суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Это положение находит свое развитие в ч. 3 ст. 5 указанного Закона: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации,

 
  1. СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу». В конечном счете Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации являются решающими юридическими критериями определения правомерности решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, поведения граждан и их объединений.

Законность и её гарантии