Законность в правовом государстве. 2

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Юридический факультет

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Тема  ЗАКОННОСТЬ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

 

 

 

Студентка   Холодова Наталья Ивановна      

(Ф.И.О.)                                                      (подпись)

 

Курс, группа       3 курс; Юз 302 – 02   

    

Научный руководитель     Орлов Д.В., к.ю.н.                        

  (Ф.И.О., учетная степень, звание)                           (подпись)

 

 

 

 

Оценка  по результатам защиты  ___________________

 

Научный руководитель ____________________                                                                                   (подпись)

«___» _______________  2010 г

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород – 2010 г

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ…………………………………………..8

Глава 2. ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ  ЗАКОННОСТИ

2.1 . Принципы законности…………………………………………………..…12

2.2 . Требования законности…………………………………………………….16

Глава 3.  ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ.  ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ. ПРИЧИНЫ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ

3.1. Гарантии законности………………………………………………………..19

3.2. Проблемы укрепления  законности ………………………………………  21

2.4 . Причины кризисного состояния законности………………………..……22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  источников и литературы………………………………………………26

 

Введение

 

Становление российского правового государства  предполагает последовательное проведение в жизнь принципов законности, выступающих в качестве важнейшей  предпосылки осуществления демократических  реформ, утверждения идеалов гуманизма, справедливости, формирования высокой  политической и правовой культуры граждан, создания условий для надежной защиты и реализации прав и свобод личности.

Строгий режим законности способен приостановить  действующие в стране разрушительные тенденции разгула преступности и правового нигилизма.

Законность – эффективный инструмент проводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти и демократии. Особую роль она должна сыграть в условиях перехода к рынку, налаживания хозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике.

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Укрепление  законности – одно из главных направлений  формирования будущего правового государства, самая актуальная проблема в современных  условиях развития жизни.

Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Именно эта сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

 

В данной курсовой работе была поставлена задача охарактеризовать следующие вопросы:

  • определить понятие законности, описать ее роль и место в правовой системе;
  • проанализировать основные принципы законности;
  • описать современное состояние законности в России.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

При написании работы будут использованы нормативно-правовые акты,  учебная и научная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ

 

 

Законность является политико-юридическим  принципом деятельности

государства. Строжайшее соблюдение законов – таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной  власти, органам

местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и  их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит

свое прямое выражение  в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации  установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов  деятельности государства, его органов  и должностных лиц. Укрепление правовой основы государственной

и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка,

улучшение работы всей системы  правоохранительных органов являются непременным условием деятельности государства. Государство по своей  сути и характеру является организацией, действующей в рамках прочной  правовой законности.

Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов

возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует  режим

правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные  обстоятельства, при

которых соблюдение законов  государства, осуществление юридических  прав

и обязанностей являются принципом  деятельности всех органов государственной  власти, должностных лиц, граждан  и их объединений.1

Законность - основа нормальной жизнедеятельности  цивилизованного общества, всех звеньев  его политической системы. Охватывая  своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную  и публичную), законность вносит в  него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов  людей.2

О законности написано большое количество работ. Существует и множество различных определений этого явления.

Законность  как принцип представляет собой  совокупность идей и взглядов, посредством  которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных  поступков. В характеристиках законности как метода государственного руководства  обществом, как режима, состояния  и т.д. фактически речь идет о строгом  и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем  в последние годы в отечественной  теории государства и права предпринимаются  попытки по-новому сформулировать определение  законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность  означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права  в законах государства, в самом  законотворчестве, в подзаконном  нормотворчестве», В.Н. Кудрявцев: «Законность  – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания  и неуклонного осуществления  законов и других правовых актов»3.

Так, П.Е. Недбайло определяет: «законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом всех государственно-правовых актов»; «есть свойство общественной жизни»; «прочный правовой режим».

И.С. Самощенко: «законность – это общественный режим, характеризующийся господством закона в системе общественных отношений».

А.Ф. Гранин: «под законностью следует понимать отвечающий интересам социалистического строительства правовой режим неуклонного осуществления требований законов, иных основанных на законе нормативных правовых актов государства как в сфере правотворчества, так и в сфере реализации правовых норм».

Е.А. Лукашева: «четкое функционирование системы правового регулирования создает в обществе определенный правовой режим – режим законности. Законность выступает в качестве объективированного результата действия всех элементов системы правового регулирования: правосознания, системы правовых норм, различных способов их реализации».

Таким образом, законность рассматривается и как принцип, и как метод, и как режим формирования правового государства и гражданского общества, в основе которых лежит точное исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных актов всеми государственными органами, общественными организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.4

В соответствии с этой дефиницией законность состоит  из двух элементов: законотворчества (издание  законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативных  актов. Однако ряду ученых представлялось весьма спорным включение в понятие  законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого  вида деятельности соответствующих  органов, призванных устанавливать  новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что  законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства.5

Режим законности неразрывно связан с демократией, в  условиях которой признаются и реализуются  в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия  для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

В условиях режима законности становятся реальными  демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной  практике.

«Законность, – отмечает В.Н.Кудрявцев,– не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя»6

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые  соответствуют интересам общества и государства; другие развиваются  в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются  нежелательные, запрещенные законом  деяния. Закрепленное в законах и  других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Именно правопорядок является главной  целью правового регулирования  общественных отношений, именно для  его достижения издаются нормативные  акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

Основные принципы законности рассмотрим в следующей главе.

Глава 2. ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ

 

2.1 Принципы законности

 

 

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности.

Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования - то, чего «требует»  законность, т.е. сформулированные в  общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.7                                    

Алексеев С.С. выделяет следующие  принципы законности:

    • единство законности;
    • всеобщность законности;
    • целесообразность законности. 

 

Рассмотрим каждый из принципов  поподробнее.

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных -особенностях законность дрлжна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство  законности, однако, не означает шаблона  в применении правовых актов, ущемления  самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений  от общих прав, чтобы учет своеобразия  местных условий не был направлен  на обход закона.

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных  лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для  общества и личности. Не случайно большинство  требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим  законности безусловно нарушается. Поэтому  нет оснований исключать граждан  из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении  не сравнима с такой же ролью государственных  органов.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность  законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное  позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь  диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний  независимо от субъективного отношения  субъектов реализации права к  его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных  лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает  от ее требований, устаревает. Законы могут  быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки  случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний  может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет  ущерб обществу и правопорядку.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового  регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как  принцип, основа законности.

Несколько иначе целесообразность проявляется  в процессе правоприменения, где  учет пользы, эффективности, последствий  принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное  на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать  фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая — выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют «связь законности с культурностью», «единство  законности и справедливости» и  т.д. Не отрицая подобного единства, подчеркнем, что связи законности с иными явлениями не могут  выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

Здесь же важно отметить, что благодаря  своим принципам законность выступает  как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к  нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности  правового регулирования в целом.

Нужно различать  законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в  той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления  от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.8

 

2.2 Требования законности

 

Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.9

Воплощение идеи господства права  в жизни общества, государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Сказанное ни в коей мере не означает призыва  к введению тотальной правовой регламентации  всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые  в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным  с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим  произвольного либо противоречивого  толкования и применения, не иметь  пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса. Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и  право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при  тоталитарных режимах, деспотических  формах правления, абсолютных монархиях  сами законы выступают выражением произвола. Но при «беззаконном режиме не может  быть законных действий», а «законы  против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами».

Законность  требует, чтобы при всеобщности  регламентации общественных отношений  содержание закона, подзаконных нормативных  актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение (это требование законности определяют также термином «правозаконность»). Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе  общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма  и справедливости, и обеспечивается режим законности.

Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законом. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция  — основной закон государства. А  потому в содержании законности как  важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство  закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные  акты должны приниматься в строго установленных законом порядке  и форме.

Только  тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и эффективное  применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права — деятельность компетентных государст венных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

Недопустимость произвола в  деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ.  ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ. ПРИЧИНЫ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ

 

 

3.1  Гарантии законности

 

 

Принципы  и требования законности, предполагающие точное и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующего законодательства, не реализуются сами по себе. Даже самый совершенный закон не претворяется в практику автоматически, а требует создания необходимых и достаточных условий, обеспечивающих его осуществление, т.е. гарантий.

Гарантии законности представляют собой совокупность объективных и субъективных условий, а также специальных юридических средств и способов, с помощью которых обеспечивается режим законности. С точки зрения характера воздействия этих факторов на создание режима законности их можно условно разделить на две группы: общие условия и специальные юридические средства.

Общие условия влияют на формирование законосообразности поведения личности косвенно, создавая предпосылки для укрепления режима законности. В разряд общих включаются следующие условия:

• экономические (состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования, устойчивая денежная система и т.д.);

• политические (состояние государственной власти, ее легальность и легитимность, способность реагировать на потребности населения, а также демократическая политическая культура и зрелость институтов гражданского общества — партийная система, наличие оппозиции, свободная пресса и т.д.);

• духовные (уровень духовной и правовой культуры, система правовых ценностных ориентации, организация правовой пропаганды и воспитания, характер идеологии, состояние нравственного сознания);

• социальные (уровень жизни населения, степень их социальной защищенности);

• правовые (совершенное и полное законодательство, адекватно отражающее тенденции общественной эволюции, эффективный механизм реализации правовых норм, средства правового регулирования).

Следует заметить, что общие условия имеют не только положительную направленность. Они могут и негативно влиять на состояние правомерности общественных отношений. Так, увеличение безработицы, падение уровня жизни, разрыв в доходах различных групп населения порождают социальные антагонизмы, конфликты, способствуют росту преступности. Следовательно, общие условия могут воздействовать на состояние законности как положительно, так и отрицательно. К тому же они имеют опосредованное влияние на поведение личности, преломляясь через индивидуальное сознание и культуру. Однако они обусловливают выбор специальных средств, составляющих юридические гарантии.

Законность в правовом государстве. 2