Законность в правовом государстве

      ВВЕДЕНИЕ 

      Изучение  проблем законности их однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.

    «Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан»1.

    Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот  эта-то сторона права, связанная  с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

    В недалеком прошлом отечественная  наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и  обязательного его исполнения всеми  субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан  и их организации, органы, непосредственно  реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих  и правоприменительных), находится  вне ее содержания.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что укрепление законности остается главной задачей, ибо это - центральная  категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации  в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.

    Объектом  исследования являются вопросы законности и ее гарантий в деятельности милиции  в период формирования в России правового государства.

    Предметом исследования выступают общие условия  и специальные средства, гарантирующие  обеспечение и соблюдение законности в правовом государстве.

    Целью работы является рассмотрение взаимодействия законности и правового государства. Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

    - понятие, содержание и признаки  законности;

    - основные требования и принципы  законности;

    - система гарантий законности;

    - взаимодействие законности и  правового государства;

    -выявить  основные пути укрепления законности  в правовом    государстве.

      Проблема  законности – одна из центральных  в общей теории государства и  права. Актуальность ее очевидна как  в теоретическом, так и в практическом плане. Формирование правового государства  неразрывно связано с возвышением  роли закона и строгом его соблюдении всеми субъектами права.

     Формирование  правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает  необходимым условием возрождения  экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов  и становления подлинного народовластия. В заявлениях официальных лиц  и прессы подчеркивается: «Приоритет - правовой порядок», необходим порядок  в работе власти, в нормотворчестве  и других сферах государственной  жизни. Только при таком положении  гарантируется реальность прав и  свобод граждан, законных интересов  последних и выполнение всеми  субъектами возложенных на них обязанностей, реализаций ответственности за свое поведение, а, следовательно, демократическое общество.

      С позиции осуществляемых сегодня  процессов необходимы новые глубокие научные разработки, связанные с  теоретическим обоснованием и практической реализацией законности и правопорядка. В силу этого очевидна необходимость  новых исследований на основе тех  возможностей, которые открываются  в условиях демократизации нашего общества и государства.

     Тематика  законности и ее гарантий, как в целом, так и с акцентомв тех или иных аспектах рассматривалась в общей теории и истории права и государства, а также концептуально на отраслевом уровне в трудах С. С. Алексеева, Н.Н. Арзамаскина , С. Н. Братуся, В.М. Ведяхина, А.Б. Венерова, П.Ф. Гришанина, Ю. П. Еременко, В.М. Корельскова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, А. Б. Лисюткина, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, П. М. Рабиновича, В. И. Ремнева, В. П. Сальникова, И. С. Самощенко, М. С. Строговича, Ю. А. Тихомирова, Р. О. Халфиной, Б. С. Эбзеева, А.С. Шабурова др.

      Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим  строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками  общественных отношений (государством, его органами, общественными и  иными организациями, трудовыми  коллективами, должностными лицами, гражданами — всеми без исключения). При  этом принцип выступает, как идеальная  форма законности — соблюдать  нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы  и не всеми субъектами соблюдаются  и исполняются, имеет место немало нарушений законности. 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ 

1.1. Понятие и содержание  законности

     О законности написано очень много  работ. «Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени»2.

     Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной  собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в  сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково  выгодные условия - главная задача закона правового государства, коим провозгласила  Россию Конституция Российской Федерации.

     Имущественное же неравенство создается не юридическими законами создается не юридическими законами, а естественными возможностями  каждого человека. Поэтому до тех  пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед  законом, а, следовательно, и о законности.

     В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

     Законность - это строгое и полное осуществление  предписаний правовых законов и  основанных на них юридических актов  всеми субъектами права. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права  и закона в общественной жизни, неукоснительном  осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с  правонарушениями и произволом в  деятельности должностных лиц, в  обеспечении порядка и организованности в обществе.

     «Законность характеризуется следующими основными признаками:

     1. Важнейшей чертой законности  является ее всеобщность. Требование  соблюдать юридические нормы  относится ко всем, кто находится  в пределах действия права.  Никто не может уклоняться  от выполнения установлений, исходящих  от государства, точно так же, как и государство не может  уклониться от обеспечения и  защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан» 3.

     Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и  к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед  гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются  без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство  посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через  принятие и реализацию законов оно  может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

     Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно  на основе и в рамках действующих  законов. Одновременно оно должно пресекать  любые правонарушения как со стороны  своих органов и должностных  лиц, так и со стороны граждан.

     Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление  законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и  организаций и граждан .

     2. Законность неразрывно связана  с правом, юридическими нормами.

     Оценить состояние законности в стране можно  только на основании того, в какой  мере законы государства отражают объективные  потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих  и индивидуальных интересов всего  населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально  отражают интересы различных слоев  населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о  законности. История изобилует многими  примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась не правовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.

     Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно  отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

     3. Понимаемая как метод государственного  регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

     В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным  и судебным органам.

     В то же время законность есть принцип  деятельности государства. «Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности»4.

       «Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

     - совершенного, четко отработанного  законодательства, отвечающего потребностям  общественного прогресса;

     - полной и безусловной реализации  предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями» 5.

     Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая  правовая атмосфера, которые ограждают  личность от произвола власти, массу  людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

     В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто  ее определяют как режим, принцип, метод  государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного  класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание  законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным  включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы  права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления.

     Нужно отметить, что разногласия в юридической  литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой  предмета, сколько терминологической  неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение  к законам в практической деятельности и повседневной жизни. Еще Н.В. Крыленко в свое время определял революционную законность как общественный уклад, режим, строй, складывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив советского государства. Н.Г. Александров рассматривал законность как "особенный общественный режим, как "обстановку", в которой правонарушения своевременно вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как "устойчивый образ правоотношений". П.Е. Недбайло отмечал, что законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом государственно-правовых актов, "свойство общественной жизни". В определенной мере, синтезируя высказывания многих ученых П.М. «Рабинович считает законность определенным режимом (состоянием) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным актам»6.

     Таким образом, на первый взгляд может показаться, что все различия в определениях являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное - это отграничить законность от близких с ней понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, когда подвергает критике определение законности как неуклонного и точного соблюдения (исполнения) законов. 
 
 
 

1.2. Основные требования  и принципы законности

     Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся  порядок отношений. В таком понимании  она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе  субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть  данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным  ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

     Каковы  основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

     1. Воплощение идеи господства права  в жизни общества, определенных  объективных требований, предъявляемых  всем государства.

     В режиме законности именно праву отводится  основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в  основе социального регулирования.

     Это ни в коей мере не означает ведения  тотальной правовой регламентации  всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые  в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным  с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим  произвольного толкования и применения, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса.

     Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают  выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами.

     2. Верховенство закона по отношению  ко всем другим правовым актам. 

     В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает  главным, основополагающим регулятором  общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий  должны находиться в сфере правового  воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют  лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в  строгом соответствии с законом  и на основе закона.

     Закон - акт высших органов государственной  власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается  с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и  точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

     Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший  компонент выделяется конституционная  законность.

     Верховенство  закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные  акты должны приниматься в строго установленных законом порядке  и форме. Только тогда они будут  в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и  принципы права, обеспечивать режим  подлинной законности.

     3. Равенство всех перед законом.

     Равная  возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность  следовать его предписаниям (равенство  всех перед законом и судом).

     Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом  и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять  возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия  для осуществления их законных прав и интересов.

     4. Осуществление прав и свобод  человеком не должно нарушать  права и свободы других лиц. 

     В условиях правовой государственности  это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована  в ущерб свободе другого. Закон  не допускает ущемления прав одних  за счет прав других граждан государства.

     5. Недопустимость противопоставления  законности и целесообразности.

     Почему  нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

     Законность  предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие  возможности. Например, при определении  уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

     Следовательно, целесообразность в правовом государстве  реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном  случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься  та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного  случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все  многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

     Если  же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в  установленном порядке. Но пока закон  действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания  в равной мере обязательны для  всех. «Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон»7.

     6. Предотвращение и эффективная  борьба с правонарушениями. Правовое  государство создает необходимые  материальные, политические, социальные  и другие предпосылки для предотвращения  и пресечения правонарушений. Благоприятные  материальные условия жизни, социальная  защищенность населения, политическая  стабильность в стране, наличие  справедливых правоохранительных  законов составляют реальную  основу режима законности.

     Непосредственная  защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

     Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим  законности, принадлежит судам, которые  осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных  органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью  осуществляется конституционным судом.

     7. Недопустимость произвола в деятельности  должностных лиц.

     «Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях»8. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

     Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер. Рассмотрим кратко эти принципы.

     1. Единство понимания и применения  законов на всей территории  их действия (единство законности).

     При всем многообразии действующих законов  и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание  и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы  попытки создания, скажем, в каждом субъекте Федерации (а тем более  на каком-либо предприятии, организации) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип  не всегда проводится в жизнь, отдельные  регионы принимают нормативные  акты, противоречащие федеральным законам  и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового  регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

     Единство  законности, однако, не означает шаблона  в применении правовых актов, ущемлении  самостоятельности и инициативы мест.

     Законы  предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся  в сфере их временного и пространственного  действия. Законы федеративного государства  имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного  содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных  лиц. Она соответствует действительному  смыслу закона и проводит в жизнь  заложенные в нем регулятивные функции.

     2. Всеобщность законности.

     Данный  принцип характеризует действие законности по кругу лиц. действия (единство законности).Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

     Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как  последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных  органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает  саму основу законности, их последствия  весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству  и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим  законности, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

Законность в правовом государстве