Законность в правовом государстве
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблем законности их однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
«Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан»1.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.
В
недалеком прошлом
Актуальность
темы курсовой работы обусловлена тем,
что укрепление законности остается
главной задачей, ибо это - центральная
категория правового
Объектом исследования являются вопросы законности и ее гарантий в деятельности милиции в период формирования в России правового государства.
Предметом исследования выступают общие условия и специальные средства, гарантирующие обеспечение и соблюдение законности в правовом государстве.
Целью работы является рассмотрение взаимодействия законности и правового государства. Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
-
понятие, содержание и
-
основные требования и
- система гарантий законности;
- взаимодействие законности и правового государства;
-выявить
основные пути укрепления
Проблема законности – одна из центральных в общей теории государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. Формирование правового государства неразрывно связано с возвышением роли закона и строгом его соблюдении всеми субъектами права.
Формирование
правового государства и
С позиции осуществляемых сегодня процессов необходимы новые глубокие научные разработки, связанные с теоретическим обоснованием и практической реализацией законности и правопорядка. В силу этого очевидна необходимость новых исследований на основе тех возможностей, которые открываются в условиях демократизации нашего общества и государства.
Тематика законности и ее гарантий, как в целом, так и с акцентомв тех или иных аспектах рассматривалась в общей теории и истории права и государства, а также концептуально на отраслевом уровне в трудах С. С. Алексеева, Н.Н. Арзамаскина , С. Н. Братуся, В.М. Ведяхина, А.Б. Венерова, П.Ф. Гришанина, Ю. П. Еременко, В.М. Корельскова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, А. Б. Лисюткина, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, П. М. Рабиновича, В. И. Ремнева, В. П. Сальникова, И. С. Самощенко, М. С. Строговича, Ю. А. Тихомирова, Р. О. Халфиной, Б. С. Эбзеева, А.С. Шабурова др.
Таким
образом, законность можно определить
как принцип, метод и режим
строгого, неуклонного соблюдения,
исполнения норм права всеми участниками
общественных отношений (государством,
его органами, общественными и
иными организациями, трудовыми
коллективами, должностными лицами, гражданами
— всеми без исключения). При
этом принцип выступает, как идеальная
форма законности — соблюдать
нормы права должны все. В действительности
же отнюдь не все правовые нормы
и не всеми субъектами соблюдаются
и исполняются, имеет место немало
нарушений законности.
Глава
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАКОННОСТИ
1.1. Понятие и содержание законности
О законности написано очень много работ. «Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени»2.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства, коим провозгласила Россию Конституция Российской Федерации.
Имущественное
же неравенство создается не юридическими
законами создается не юридическими
законами, а естественными возможностями
каждого человека. Поэтому до тех
пор, пока в обществе существует неравное
положение людей в сфере
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?
Законность
- это строгое и полное осуществление
предписаний правовых законов и
основанных на них юридических актов
всеми субъектами права. Законность
- это общественно-политический режим,
состоящий в господстве права
и закона в общественной жизни, неукоснительном
осуществлении предписаний
«Законность характеризуется следующими основными признаками:
1.
Важнейшей чертой законности
является ее всеобщность.
Всеобщность,
как необходимая черта
Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.
Всеобщность,
как важнейший признак
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Оценить
состояние законности в стране можно
только на основании того, в какой
мере законы государства отражают объективные
потребности общественного
Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
3.
Понимаемая как метод
В
таком государстве недопустим произвол
должностных лиц, исключаются принятие
субъективных, волюнтаристских решений,
решение политических вопросов силовыми
методами. Особое место в деятельности
государства отводится
В то же время законность есть принцип деятельности государства. «Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности»4.
«Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:
- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;
-
полной и безусловной
Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.
В
юридической литературе законность
рассматривалась по-разному. Часто
ее определяют как режим, принцип, метод
государственного руководства обществом,
состоящий в издании и
Нужно отметить, что разногласия в юридической литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни. Еще Н.В. Крыленко в свое время определял революционную законность как общественный уклад, режим, строй, складывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив советского государства. Н.Г. Александров рассматривал законность как "особенный общественный режим, как "обстановку", в которой правонарушения своевременно вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как "устойчивый образ правоотношений". П.Е. Недбайло отмечал, что законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом государственно-правовых актов, "свойство общественной жизни". В определенной мере, синтезируя высказывания многих ученых П.М. «Рабинович считает законность определенным режимом (состоянием) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным актам»6.
Таким
образом, на первый взгляд может показаться,
что все различия в определениях являются
чисто словесными, не касаются существа.
Однако главное - это отграничить законность
от близких с ней понятий. П. М. Рабинович,
пожалуй, прав, когда подвергает критике
определение законности как неуклонного
и точного соблюдения (исполнения) законов.
1.2. Основные требования и принципы законности
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?
1.
Воплощение идеи господства
В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.
Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса.
Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами.
2.
Верховенство закона по
В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.
Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.
Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.
Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.
3. Равенство всех перед законом.
Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).
Прочный
и эффективный режим законности
в обществе возможен только в условиях
равенства всех людей перед законом
и судом. С одной стороны, субъекты
права должны в полном объеме выполнять
возложенные на них обязанности,
подчиняться требованиям
4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.
В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.
5.
Недопустимость
Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.
Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.
Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.
Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. «Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон»7.
6.
Предотвращение и эффективная
борьба с правонарушениями. Правовое
государство создает
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
Центральное
место в системе
7.
Недопустимость произвола в
«Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях»8. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер. Рассмотрим кратко эти принципы.
1.
Единство понимания и
При
всем многообразии действующих законов
и нормативных актов, при всех
местных особенностях законность должна
быть одна для всей страны. Понимание
и применение законов должны быть
одинаковы на всей ее территории. Недопустимы
попытки создания, скажем, в каждом
субъекте Федерации (а тем более
на каком-либо предприятии, организации)
своей законности, отличной от общегосударственной.
К сожалению, в России этот принцип
не всегда проводится в жизнь, отдельные
регионы принимают нормативные
акты, противоречащие федеральным законам
и даже Конституции РФ. Подобное
положение нарушает единство законности,
снижает эффективность
Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемлении самостоятельности и инициативы мест.
Законы
предъявляют абсолютно
2. Всеобщность законности.
Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. действия (единство законности).Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.
- Законность в правовом государстве
- Законность и его содержание
- Законность и ее гарантии
- Законность и ее гарантии
- Законность и ее гарантии
- Законность и её гарантии
- Законность и ее принципы
- Закон – нормативно-правовой акт
- Законность
- Законность
- Законность
- Законность
- Законность в государственном управлении
- Законность в правовом государстве