Законность в государственном управлении



Законность в государственном  управлении

Оглавление

Введение                                                                                                                   3

Глава І. Законность как  важнейший принцип  функционирования органов государственного управления                                                                                5

§1. Понятие и содержание законности                                                                  5

§2. Принципы законности                                                                                      9

§3. Гарантии законности                                                                                      15

Глава ІІ. Способы обеспечения законности в сфере 

государственного управления                                                                              20

§1. Понятие и виды способов обеспечения  законности

в сфере государственного управления                                                                20

§2. Государственный контроль                                                                           24

Заключение                                                                                                             33

Список использованной литературы                                                                   35

 

Введение

Законность – один из основополагающих  принципов  государственного руководства  общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения  охраны и развития экономической  базы государства, необходимое условие демократической системы государства.

 Проблема законности  должна рассматриваться, начиная  с самых верхних эшелонов власти  государства, именно поэтому в   данной работе мы затронули  тему рассмотрения обеспечения  законности и дисциплины в органах государственного управления.

Итак, законность является фундаментальной категорией юридической  науки, раскрывающей содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние  годы интерес к этой проблеме в  теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории государства и права таких авторов как, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, нет разделов законности.

Не исключено, что проблема законности “оттеснена” вниманием  к другим острым проблемам переходного периода. Так, например, в нашем законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества.

Объект исследования: государственное управление. Предметом  исследования выступает принцип  законности как элемент кправления государством.

Таким образом, цель данной работы – выявить, что законность является  важнейшим принципом  функционирования органов государственного управления, а также какими способами и методами мы можем достичь законности в органах государственного управления  в современном российском обществе.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи: 

- рассмотреть понятие и содержание законности и дисциплины в правовом обществе,

- раскрыть основные принципы законности

- рассмотреть гарантии  законности

- исследовать понятие  и виды способов обеспечения законности в органах государственного управления.

- раскрыть понятие  государственного контроля.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

Глава I. Законность как важнейший принцип функционирования органов государственного управления

§1. Понятие и содержание законности

В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства  обществом, состоящий в издании  и проведении в жизнь законов  и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом1.

В соответствии с этим определением законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание  законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т. е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства.

Правотворческий процесс— это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего,  как предпосылка и условие ее осуществления2.

Разногласия в юридической  литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни3.

В настоящее время  в отечественном правоведении преобладают  тенденции максимально широкого понимания законности, при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

По другой широкой  трактовке законность означает идею, требование и систему (режим) реального  выражения права в законах  государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Содержание законности составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Законность рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (законность точнее было бы определить в данном случае как правозаконность); во-вторых, полное осуществление реализации Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов4.

Термин "законность" используется и зарубежными правоведами  и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что, например, западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие законность.

Не претендуя на истину в последней инстанции, понимая, что никакое краткое определение не может отразить все стороны предмета, хотелось предложить  следующее понимание законности: это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном  соблюдении, исполнении, использовании  и применении правовых норм, оно  предусматривает, прежде всего, активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.

Законность тесно связана  с государством и обусловлена  такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти.5

Разделение граждан  по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое не только федеральными, но и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства.

Публичная власть - сложное  понятие. Прежде всего, это государственная  власть, основными формами реализации которой являются правотворчество, управление и правосудие; законность заключается в осуществлении всех функций в определенных границах и по определенным правилам.

Законность связана  и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные организации и их органы. В этой связи встает очень интересная проблема соотношения законности и политической системы в целях раскрытия особенностей складывающегося политического режима, т. е. рассмотрение законности как явления политико-правовой жизни, как принципа функционирования политической системы. В настоящее время ведется активный анализ нормативной основы функционирования последней.

Право как регулятор  общественных отношений выполняет  свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения юридических норм общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных отношений.

В западной литературе такое  состояние стали называть правозаконностью, что свойственно обществу с развитыми  гражданскими и демократическими институтами, считая, что соблюдение великих принципов правозаконности ярко свидетельствует об особенностях жизни в свободных странах, отличающихся от стран с авторитарным режимом. Концепция правозаконности сознательно разрабатывалась лишь в либеральную эпоху и стала одним из ее величайших достижений, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации6.

Понятие законности как  режима вытекает из того факта, что  право объективно. Оно порождает  и столь же необходимое явление — законность, которое связано с осуществлением права. Поэтому понятие законности как режима нередко употребляется в качестве синонима понятия "право", что нельзя признать удачным, так как взаимодействие законности и права есть встречное влияние однопорядковых общественно-политических явлений.

Законность оказывает  на право обратное влияние, в нем, как в процессе его формирования, так и реализации, объективируются требования законности.

§2. Принципы законности

Для понимания природы  законности нужно выяснить ее основные принципы. Рассмотрим наиболее важные  из них:

1. Важнейшей чертой законности является её всеобщность.

Требование соблюдать  юридические нормы относится  ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться  от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так  же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования являются граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая  черта  законности,  в  одинаковой мере относится и к государству, и к его  гражданам.  Государство  ответственно перед гражданином, а  гражданин  перед  государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются  без  принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да  и  не  должно.

Однако посредством  законодательной деятельности оно  может и  должно предоставлять  своим гражданам возможность  самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности. Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить  режим законности в общественной жизни.

2. Равная возможность  всех граждан пользоваться защитой   закона и их равная обязанность  следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом).  Прочий  эффективный режим законности  в обществе возможен только в условиях равенства  всех  людей  перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны  в  полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство  должно  создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и  интересов. Права и свободы других лиц. В условиях правовой  государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт  прав  других граждан государства7.

3. Единство законности. Законы представляют абсолютно одинаковые  требования ко всем субъектам, находящимся в сфере временного  и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований,  входящих в состав федерации. Единое понимание сущности  и  конкретного содержания  законов  обеспечивает  законность  правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции8.

4 Верховенство закона. Является свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Функционирование государства  должно осуществляться исключительно  на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде всего, закона) занимать позицию "свободного усмотрения", произвольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам9.

5. Неотвратимость реализации законности. Обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды "мертвые" нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Еще Петр Великий отмечал: "Всуе законы писать, коли их не исполнять". Законность является проводником, реальностью его, это право в действии, реализации его как социальной ценности, как важнейшего инструмент регуляции общественных отношений10.

6. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое "высшими интересами", "требованиями народа", "моральными соображениями" и т. п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно  изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая  также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. "Не зря древние говорили: "Закон суров, но это закон".

В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение.

Но в любых случаях  соображения целесообразности учитывается на основании и в рамках закона.

7. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями. Правовое государство создаёт необходимые материальные, политические, социальные и  другие  предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная  защищённость  населения, политическая стабильность  в  стране,  наличие  справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима  законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на  территории  государства,  осуществляется специальными правоохранительными органами:  судом,  прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное  функционирование  общественных отношений, эти органы в необходимых случаях  применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Законность представляет собой процесс  осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой  порядок,  являющийся целью правового регулирования общественных отношений11.

8. Неразрывная связь законности и культурности. Без культурности не может быть, и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше  и уровень законности.

Единство права к законности вытекает из свойства права  как регулятора общественных отношений. Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше.

Законность, рассматриваемая  как режим государственной и  общественной жизни, включает не только требование законосообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законности, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего, прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным интересам12.

Важным аспектом исследования законности является ее рассмотрение как принципа, как идеологического явления. Согласно принципу законности поведение всех субъектов должно отвечать законам и подзаконным актам. Это одна из идей правосознания, идеологическая предпосылка режима законности.

В то же время ясно, что  нельзя сводить это понятие к  принципу законности. Если определять законность как "совокупность определенных требований", "режим требований", то тогда она сводится к одному из своих идеологических проявлений — к принципу или методу деятельности, воплощенному в требованиях. Требования — это сфера только сознания, а законность этим не ограничивается, поэтому она представляет собой режим общественных отношений, а не режим требований.

В современных условиях в процессе формирования правового государства, перестройки правового сознания нашего общества важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности13:

  1. проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации (как метода государственного руководства обществом, как принципа деятельности социальных субъектов);
  2. изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями (правотворчеством, демократией, правосознанием);
  3. анализ законности в механизме правового регулирования, дающий возможность более четко отграничить ее от близких государственно-правовых явлений, исследовать ее структуру.
  4. Мало исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее сущности и роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основанные функции:

- проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией  права;

- создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права, связь законности с правотворчеством;

- обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.

Научный интерес представляет анализ структуры законности. К элементам, лежащим в ее основе, относится:

а) правоверность субъектного состава участников общественных отношений (определяемая их правоспособностью);

 б) правомерность  положения (социальной позиции)  участников общественной жизни (определяемая содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей);

в) правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемая "материальными" и формальными ее показателями, укрепленными в соответствующих юридических нормах). Суть познания внутренне необходимых связей законности состоит в том, что скрывается механизм конституирования, функционирования и развития общественных отношений14.

§3. Гарантии законности

Под основными средствами обеспечения законности в юридической науке принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности.

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

Под гарантиями понимаются как объективные условия существования  общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономическими (материальными) гарантиями являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая, деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и. т. п.

Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного  сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву  как социальной ценности.

Юридические гарантии выступают  как система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К специальным юридическим  средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых  выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности.

Юридическое требование законности состоит в следующем:

  1. справедливое наказание за неисполнение норм права;
  2. законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
  3. возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка;
  4. Законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры к их устранению.

Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах:

- привлечение к уголовной ответственности;

- поддержание государственного обвинения в суде;

- разрешение жалоб граждан;

- принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций;

- проверка состояния законности в учреждениях и организациях;

- надзор за деятельностью муниципальной и криминальной милиции;

Важной гарантией является судебный контроль, так как "третьей  властью" является вся система  правосудия. Надо полагать, настала пора вообще изменить наше видение правосудия, интерпретацию его назначения лишь как "применителя права". Опыт развитых демократических стран, причем не только англо-американской группы, свидетельствует, что высокий уровень правового развития достигается в обществе, где суд, опираясь на Конституцию, на закон, на общепризнанные права человека, тоже творит право. Поэтому придание решениям высших судебных инстанций функций судебного прецедента представляется делом назревшим, вполне оправданным.

Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые осуществляемый конституционный контроль.

В современных условиях особую важность имеет нормативное закрепление обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.

Большое значение в современных условиях приобретает  комплексная разработка системы  мер и государственно-правовых механизмов, призванных защищать конституционные права и законные интересы граждан, субъектов федерации, предотвращать злоупотребления своими правами со стороны государственных органов, обеспечивать единство правовой системы.