Закон – нормативно-правовой акт

МИНОБРНАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Чувашский государственный  университет им.И.Н.Ульянова»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

 

ДИСЦИПЛИНА «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА»

 

 

 

  

 

Курсовая работа на тему:

«Закон – нормативно-правовой акт»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

группы ЮФ 11-12

ХРИСТОФОРОВА ДАРЬЯ

 

 

Проверила:

Старший преподаватель,

         Малинина  Н.Б

 

 

 

                                                

 

 

 

 

Чебоксары-2012

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………..……………………………………..................4

1.1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………4

1.2УТОЧНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ ………...............................................................................................5

1.3 РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ……………….……………………7

Заключение……………...………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………..……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно  или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях.

 Эти ценности  функционируют таким образом,  что оказывают воздействие на  волю человека. Моральные ценности  не просто провозглашаются, они  всегда провозглашаются еще и  в такой форме, которая указывает  на необходимость их практического  воплощения в действиях. Следование  моральным ценностям воспринимается  человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина  
Актуальность темы связана с тем, что мы-

люди, не знаем,что  такое совесть и есть ли она  у нас.

Целью данной работы является достаточно полно изучить понятие в философии,

как совесть.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

1.дать понятие совести

2.проанализировать виды совести

3.выяснить что же такое свобода совести

4. выявить проблемы, связанные с определением даты вступления закона в силу.

5. обозначить элементы юридической техники, проанализировать действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Объектом исследования является закон как нормативно-правовой акт. Предметом исследования - признаки закона, его классификация, проблемы, связанные со вступлением закона в силу.

Методами исследования являются как общенаучные, так и специальные: общие методы научного познания, методы эмпирического и теоретического исследований, анализ нормативной базы, учебной литературы.

Dura lex sed lex (лат.) - закон суров, но он закон.

 

ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИИ КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

 

Нормативно-правовой акт  является одним из основных источников современного государства. В нем  выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов  и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах  закрепляются нормы, которые учитывают  интересы большинства и меньшинства  в целом, координируют их в зависимости  от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

    1. Особенности нормативно-правовых актов

 В отличие от других  источников (форм) права нормативно-правовой  акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество-это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредование (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество  осуществляется в результате проведения референдумов.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права,то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретные субъекты права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или  источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, их исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все эти сочники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта(закон, указ);наименование органа, принявший акт(парламент, президент, правительство и т.д.).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

   Итак, нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

1.2 Классификация нормативно-правовых  актов

     Классификация нормативно-правовых актов производится по различным   основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все  нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая  сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место  и значимость в обще системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией  и практикой правотворчества  акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов.

Также нормативно-правовые акты классифицируются  по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права. Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру  действия нормативно-правовые акты подразделяются:

-на акты общего действия, охватывающие всю совокупность  отношений определенного вида  на данной территории;

-на акты ограниченного  действия- распространяются только  на часть территории или строго  определенны контингент лиц, находящихся  на данной территории;

-на акты исключительного  (чрезвычайного) действия. Их регулятивные  возможности реализуются лишь  при наступлении исключительных  обстоятельств, на которые рассчитан  акт(военные действия, стихийные  бедствия)

По основным субъектам  государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти(законы);акты исполнительной власти(подзаконные  акты);акты судебной власти(юрисдикционные акты общего характера)1.

                                                                                                                            

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ

Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства.

Понятие «закон» раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий  в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется  как синоним понятия права. Поэтому  еще в 19 веке предлагалось различать  закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном- как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может  приводить к негативным последствиям. Такое произошло в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону»

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и в широком смысле, даже пословицы.

Определение закона можно  сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

2.1 Признаки закона

Из данного определения  вытекают признаки закона как основного  источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:

1. Законы принимаются высшим представительным органом государства или сами народом в результате референдума

2. Законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности.

3. Законы принимаются в особом законодательном порядке,что не присуще подзаконным актам.

4. Законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью.

5. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

2.2. Классификация законов

Существует четкая система  законодательства. Законы подразделяются на:

а) конституцию, конституционные (органические);

б) обыкновенные.

К числу конституционных  законов относится прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией.

Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать конституции. Также обычные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основы начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

В федеративном государстве, каким является наша Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации.

 

Глава 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА.

»ВОЙНА ЗАКОНОВ»

3.1. Юридическая сила закона

В соответствии с федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой  в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен  палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные  законы подлежат официальному опубликованию  в течение семи дней после дня  их подписания Президентом Российской Федерации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные законы, федеральные  законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей  палаты или его заместителем.

"Парламентская  газета" является официальным  периодическим изданием Федерального  Собрания. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы подлежат  обязательному опубликованию в  "Парламентской газете". Обязательному  опубликованию в "Парламентской  газете" подлежат те акты палат  Федерального Собрания, по которым  имеются решения палаты, принявшей  эти акты, об обязательном их  опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные  законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего  сведения (обнародованы) по телевидению  и радио, разосланы государственным  органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в  машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и  иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные  законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня  их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

"Собрание  законодательства Российской Федерации"  является официальным периодическим  изданием, в котором публикуются  федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат  Федерального Собрания, указы и  распоряжения Президента Российской  Федерации, постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации,  решения Конституционного Суда  Российской Федерации о толковании  Конституции Российской Федерации  и о соответствии Конституции  Российской Федерации законов,  нормативных актов Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации  или отдельных положений перечисленных  актов.

Федеральный конституционный закон, федеральный  закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения  или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Таким образом, высшая юридическая сила закона проявляется  в его непререкаемости (никакой  другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить закон), законам должны соответствовать  акты всех государственных органов. Закон занимает главенствующее положение  в системе правовых актов государства; содержащиеся в законах нормы  регулируют обычно основные, наиболее важные общественные отношения; в законах наиболее полно выражается государственная воля правящего класса, его экономические и политические интересы.

3.2 «Война законов»

Современное российское общество характеризуется  множеством различных противоречий, с одной стороны, правовой нигилизм, с другой - правовой идеализм, оба  эти несовместимые явления образуют вместе общую картину юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается  значение силы, способной одним махом  разрешить все наболевшие проблемы. Указанные крайности - следствие  многих причин, без преодоления которых  идея правового государства неосуществима.

Война законов - наиболее разрушительная форма правового нигилизма.

Война законов  приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. Нередко  подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются. В результате возникают острейшие  коллизии.

С другой стороны, имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся  в этом. Вместе с тем имеет место  и перенасыщенная регламентация  отдельных сторон жизни общества. Все это создает правовой беспорядок, неразбериху, войну законов и  властей. Запутанность законодательства дает простор для волюнтаристских  действий должностных лиц, властных структур. Поэтому наше общество нередко  называют обществом, где все можно  и в то же время ничего нельзя.

Война идет в рамках России между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между  федеральными и региональными актами. Большинство госчиновников по-прежнему руководствуются не законами, а инструкциями, многие из которых либо повторяют нормы законов и указов, либо противоречат им, извращают их суть, вводят дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для бюрократического произвола, своеволия, правового нигилизма.

Единое  правовое пространство страны размывается  вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации  над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами  субъектов Российской Федерации, недостаточной  отлаженности государственного управления на различных уровнях. В субъектах  Российской Федерации государственный  орган или должностное лицо может  уклоняться от исполнения решения суда, признавшего закон или иной нормативный  правовой акт неконституционным  или противоречащим федеральному законодательству, может продолжать применять акты, признанные судом недействительными. Кстати, ни в одной стране мира с  федеративным устройством региональные законы не имеют превосходства перед  федеральными. 2

Но существует не только война законов, но и война  с законом. Когда закон подменяется, сводится на нет указами и другими  подзаконными актами, изменяется или  дополняется.

Проблема  в том, что Конституция РФ четко  не разграничивает предметы законотворчества и "указотворчества", не оговаривает  твердо и однозначно, что закон  обладает высшей юридической силой  по сравнению со всеми иными нормативными актами, в том числе и указами, хотя этот основополагающий принцип  является общепризнанным во всем мировом  опыте. В ней лишь говорится о  том, что "указы и распоряжения Президента не могут противоречить  Конституции РФ" (ст. 90), что "Конституция  РФ и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории Российской Федерации"3 (ч. 2 ст. 4).

Таким образом, можно сделать вывод, что «война законов» возникает в результате правового нигилизма с одной  стороны и правового идеализма - с другой. Она приводит к изданию противоречивых или взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

4.1 Законотворчество.

Понятие законо- и правотворчества (правообразования) обычно употребляется в двух смыслах: образование (происхождение) права; образование  отдельного юридического закона или  более широкого нормативного правового  акта. До настоящего времени не имеет  однозначного решения проблема соотношения  права и закона.

Различают три способа правотворчества:

- непосредственная  правоустановительная деятельность  полномочных государственных органов;

- санкционирование  государственными органами норм, которые сложились независимо  от них в виде обычая (делового  обыкновения) или выработаны негосударственными  организациями;

- непосредственное  правотворчество народа, проводимое  в форме всенародного голосования  (референдума).

К принципам  правотворчества относятся: научность, демократизм, непосредственное правотворчество  народа, плановость; обоснованность, целесообразность, объективность, системность.

В каждом государстве круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, определяется на конституционном и  законодательном уровнях. Этот перечень имеет достаточно жесткий ограничительный  характер. В противном случае работа национальных парламентов была бы практически  парализована и носила хаотический  характер от большого количества желающих поучаствовать в этом процессе.

В зависимости  от круга субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, выделяют следующие ее виды: парламентская, правительственная (или главы государства), народная и специальная. В практике российской действительности применяются все  известные международному сообществу методы, в том числе и народной инициативы (право на референдум).

Правотворчество - это процесс, который состоит из определенных стадий:

- законодательная  инициатива со стороны строго  определенных Конституцией субъектов  права;

- решение  компетентного органа о необходимости  издания акта;

- подготовка  концепции и проекта нормативного  акта;

- обсуждение  проекта нормативного акта в  комиссиях, комитетах, палатах,  на сессиях законодательного  органа;

- принятие  нормативного акта в определенном  порядке (например, путем голосования);

- опубликование  нормативного акта.

В Российской Федерации в отличие от других государств определен широкий круг лиц, обладающих правом законодательной  инициативы, отражающих федеративное устройство государства.

Правом  законодательной инициативы в России обладают: Президент России; депутаты Государственной Думы; члены Совета Федерации; Совет Федерации; Правительство  России; федеральные судебные органы - Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд (по вопросам их компетенции); субъекты Федерации (в  лице их законодательных органов).

Все перечисленные  субъекты пользуются правом законодательной  инициативы в полном объеме, т.е. им дано конституционное право вносить  законопроекты по любым вопросам, которые относятся к ведению  Российской Федерации и совместному  ведению Федерации и ее субъектов. Перед тем как внести проект в  Государственную Думу, проводится большая  работа, требующая привлечения различных  учреждений и специалистов. При подготовке законопроекта к рассмотрению необходимо подготовить целый пакет документов: текст законопроекта; обоснование  необходимости его принятия; финансовое и экономическое обоснование, подтверждающее, нужны ли будут затраты на реализацию будущего закона; необходимость разработки новых правовых актов, чтобы будущий  закон мог быть реализован.

Для рассмотрения этих и других вопросов Госдума назначает  ответственный комитет по законопроекту. После его решения законопроект направляется на заключение Правительства, а также соответствующих министерств (на научную экспертизу).

Подготовленный  законопроект направляется в Совет  Думы для рассмотрения. Ежегодно в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносится около 900 законопроектов. Это почти  в два раза превышает реальные возможности их рассмотрения. Каждый второй законопроект разрабатывается  по инициативе депутатов Государственной  Думы. 7% законопроектов поступает от Президента России и 23% - от Правительства  России. Чтобы выйти из создавшегося положения, некоторые специалисты  предлагают право законодательной  инициативы предоставлять только группам  депутатов. Для повышения роли Правительства  России в правотворческом процессе Президент Российской Федерации  своим указом возложил на федеральные  министерства функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в установленных  формах соответствующих сфер. Например4: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. 12 марта.

"Коэффициент  выхода" у правительственных законопроектов  в России и в других государствах  значительно превышает подобный  показатель у подготовленных  депутатами законопроектов. Как  свидетельствует опыт правотворческой  деятельности 69 государств, в 33-х  из них от 90 до 100% законопроектов  вносятся правительствами этих  стран, а еще в 22-х на долю  правительства приходится более  50% законопроектов. Из 60-ти государств  в 42-х национальные парламенты  одобряют от 90 до 100% законопроектов, подготовленных правительством, в  9 - от 80 до 89%, а в 4 - от 70 до 79% законопроектов. В России 27,9% законопроектов, подготовленных  Правительством, становятся законами, а у депутатских - только 9,9%.

В ряде государств предусмотрены определенные ограничения  в депутатских полномочиях правотворческой  деятельности. В Японии Закон о  парламенте предусматривает обязанность  предоставления депутатом законопроекта только при поддержке не менее 20 депутатов в Палате представителей и не менее 10 депутатов в Палате советников. В Швеции правом законодательной инициативы обладают только постоянные комиссии Риксдага, а в Австрии - комитеты Национального Совета. В Венгрии - все комиссии Государственного Совета Венгерской Республики. В Словакии - также комитеты Национального Совета Словацкой Республики. В Чехии - группы депутатов Палаты депутатов и Сената Чешской Республики5.

Закон – нормативно-правовой акт