Законное и незаконное снижение платежей

ВВЕДЕНИЕ

Становление рыночной экономики в России привело к  возникновению самофинансируемых  и самоокупаемых предприятий, главной  целью которых стали максимизация прибыли и минимизация издержек. Стремясь к снижению затрат, предприятия  начали оптимизировать свою деятельность. Одним из направлений повышения  эффективности деятельности организации  является оптимизация налогообложения. Минимизация налоговых платежей позволяет предприятиям не только увеличивать  прибыль и направлять ее на расширение производства, но и быть конкурентоспособными, что становится особенно важно в  условиях рынка. Однако существует опасность  незаконного уменьшения налогов, и  как следствие, снижения поступлений  в бюджет и невыполнения государством своих задач. Исходя из этого, государство  защищает свои финансовые интересы и  борется с уклонением от уплаты налогов. Интересы государства и налогоплательщиков, таким образом, являются противоположными, что приводит к спорным ситуациям. Но наиболее проблемным и конфликтным  в этой сфере является вопрос разграничения  оптимизации и уклонения от уплаты налогов. Данный вопрос не урегулирован законодательно, отсутствует также единая позиция органов государственной власти по существующей проблеме, следовательно, налогоплательщики и налоговые органы самостоятельно определяют, законны ли те или иные действия в области налогообложения. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в условиях становления рыночных механизмов и институтов, а также усложнения взаимоотношений государства и налогоплательщиков, определение границы дозволенного поведения и установление "правил игры" в сфере налогообложения является необходимым и обязательным условием стабильного экономического роста страны.              Несмотря на большое число публикаций по проблеме разграничения налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов, тема в полном объеме не проработана. Авторы, как правило, анализируют сугубо практический аспект проблемы на конкретных примерах правомерных или неправомерных действий налогоплательщиков по минимизации налогов. Существуют также работы, основанные исключительно на теоретических изысканиях и оторванные от практики налоговых отношений.     Целью моей курсовой работы является системный анализ проблемы разграничения налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов, как с теоретической, так и с практической точки зрения, а также разработка системы борьбы с уклонением от уплаты налогов. В рамках намеченной цели были поставлены следующие задачи: " дать определение понятиям "налоговой оптимизации" и "уклонения от уплаты налогов"; " выявить необходимость разграничения законной и незаконной минимизации налогов, а также рассмотреть взгляды различных авторов на указанную проблему; рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросу разграничения оптимизации и уклонения от уплаты налогов, выявить существующие недостатки и внести предложения о соответствующих изменениях в нормативно-правовые акты; проанализировать решения Арбитражных судов РФ с точки зрения отнесения конкретных операций к законной или незаконной минимизации налогов, выявить тенденции принятия судебных решений; внести предложения по разграничению оптимизации и уклонения от уплаты налогов, в том числе с применением налоговых доктрин; предложить концепцию борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе курсовой работы раскрывается содержание понятий "налоговая оптимизация" и "уклонение от уплаты налогов".Особое внимание уделяется обоснованию необходимости разграничения понятий оптимизации и уклонения от уплаты налогов. Вторая глава посвящена анализу нормативно-правового регулирования разграничения оптимизации и уклонения от уплаты налогов. В третьей главе рассматриваются возможности оценки с помощью налоговых доктрин правомерности или неправомерности минимизации налогов, Арбитражная практика судов РФ. В этой же главе предлагаются разработанные автором способы предотвращения и борьбы с уклонением от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОННОГО И НЕЗАКОННОГО СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

1.1 Понятие налоговой  оптимизации и уклонения от  уплаты налогов

 

        Двадцатилетний период становления и развития действующей налоговой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о формировании основополагающих категорий налоговедения. Однако с учетом постоянно меняющейся внешней и внутренней экономической среды иные акценты, а порой и новый смысл приобретают, казалось бы, устойчивые понятия. Особенно такая ситуация характерна для дефиниций, не закрепленных на законодательном уровне. Исходя из этого, обратимся к анализу уже сложившегося в теории и на практике налогообложения, но не имеющего официального статуса термина «налоговое планирование».  За рубежом отношение государства к налоговому планированию реализуется через различные концепции. Принято разграничивать понятие налогового планирования от таких понятий, как «уклонение от налогов» и «обход налогов».           Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) –это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование на-

логовых льгот и т.п. Именно элемент незаконного уменьшения обязательств позволяет разграничить понятия «уклонение от налогов» и «налоговое

планирование».           Обход налогов (tax avoidance) – ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин. По поводу обхода налогов В.Г. Пансков считает, что «указанные действия, исходя из их соответствия закону, следует квалифицировать или как налоговое планирование, или как уклонение от уплаты налога».        Понимание налогового планирования западными специалистами представлено в работе Д.Н. Тихонова и Л.Г. Липника как «приведение стратегии и тактики экономических действий предприятия в соответствие с налоговым режимом, действующим в отношении предприятия, для уменьшения суммы налогов при увеличении прибыли и потоков денежных средств. Планирование является добровольным и инициативным процессом». Здесь важно подчеркнуть, что данное понятие применимо на уровне предприятия и не используется на макроуровне, а целью такого планирования является увеличение прибыли именно экономического субъекта. Российская специфика применения такого однозначного подхода отсутствует, до сих пор нет общепринятой классификации. Профессор В.Г. Пансков использует на макроуровне термины «планирование налогов» и «налоговое планирование» как синонимы. А профессор Е.С. Вылкова считает, что следует различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как понятие более узкое. Но с этим трудно согласиться по крайней мере для применения подобной терминологии на

макроуровне. По мнению авторов, эти не совместимые по своему содержанию и смыслу понятия следует рассматривать как дифференцированное целое в рамках иерархического представления финансового (налогового) менеджмента. Видимо, следует внести в российское законодательство четкое и недвусмысленное определение различий между планированием финансов и налогов на государственном уровне и налоговым планированием на уровне хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим различные подходы к дефиниции «налоговое планирование».

Налоговое планирование –  это деятельность хозяйствующего субъекта для увеличения прибыли и потока денежных средств. Как отмечает один из самых авторитетных специалистов в области теории и практики налогового консультирования А.Н. Медведев, налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех ее уровнях и этапах и должно быть непременным и непосредственным ее элементом. При этом управление налогообложением является частью процесса управления финансами в рамках общей стратегии развития хозяйствующего субъекта. Поэтому все вопросы, связанные с налогами и налогообложением, – это неотъемлемая часть финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.           Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта – это часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках общей стратегии. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот для стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.  В связи с этим возможны различные модели поведения налогоплательщика. С точки зрения налоговой безопасности лучше заниматься официально признаваемым законным налоговым планированием, нежели тем, которое подпадает под действие уголовного законодательства (уклонение от уплаты налогов). Например, авторы работы рассматривают понятие уменьшения налогов, разделяя его на незаконное, или уклонение от уплаты налогов, и законное, или налоговую оптимизацию. Другие, отождествляя понятия налогового планирования и налоговой оптимизации, также противопоставляют их уклонению от уплаты налогов.  Налоговое планирование – законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Сущность его выражается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. В отличие от стандартного метода поведения налогоплательщика, т.е. уплаты налогов в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора наилучшего варианта обложения, налоговое планирование предполагает активные действия субъекта по уменьшению налоговых платежей. Однако надо понимать, что такие действия могут привести к налоговым рискам и негативным последствиям.         Налоговое планирование – это активные и осознанные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей (взносов) с учетом рисков и негативных последствий. Принципиальные различия между понятиями «оптимизация налогов» и «минимизация налогов»  приведены, например, в работе. Управляющий партнер ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры» С.М. Джаарбеков предлагает придерживаться именно принципа оптимизации, а не минимизации налоговых платежей. Ряд авторов также выделяют различия между этими двумя понятиями. Иной подход у ведущего специалиста по налоговым программам международной тренинговой компании Accountancy Tuition Centre International С.С. Молчанова: «Под налоговой оптимизацией понимается деятельность налогоплательщика, направленная на снижение налогов. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговая оптимизация основана на легальных возможностях налогового законодательства». Здесь различий между понятиями оптимизации и минимизации практически нет, и акцент делается на применение лишь законных способов и методов налоговой оптимизации.   Оптимизация – более широкое понятие, которое включает в себя и минимизацию налогов. Оптимизация предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов; в рамках оптимизации могут решаться и другие финансовые задачи, например получение в налоговом периоде значительной прибыли для привлечения кредиторов и акционеров, но с уплатой более высокого налога на прибыль. Причем налоговая оптимизация невозможна без учета налоговых рисков и негативных последствий. Учет налоговых рисков – неотъемлемый атрибут оптимизационного процесса. В принципе, следуя этой логике, представляется, что понятие оптимизации налогов правильнее

трактовать как оптимизацию налогообложения. Поскольку действия хозяйствующего субъекта направлены на увеличение финансового результата не только за счет снижения налогов, и на прибыль оказывают влияние изменения в законодательстве о налогах и сборах, использование современных методов и инструментов в области налогообложения. При этом понятие минимизации налогов целесообразно изменить с учетом минимизации и страховых взносов.       Налоговое планирование – это активные действия налогоплательщика по оптимизации налогообложения с учетом рисков и негативных последствий. Успешное налоговое планирование зависит от последовательного и грамотного применения различных элементов (составляющих) сложной системы, к которой относится система налогообложения. Один из таких элементов – стратегия оптимального управления, ибо наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления, чтобы оптимальной (в том числе и по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.       В определении, предложенном Е.С. Вылковой, сказано: «Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта – это неотъемлемая часть

управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития» . В свою очередь профессор

Л.В. Дуканич обращает внимание на то, что любое финансово-хозяйственное решение (инвестирование средств, увеличение объема производства, реорганизация) должно быть оценено с учетом тяжести налоговой нагрузки как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.   Исходя из рассмотренных подходов, в трактовке налогового планирования целесообразно учесть стратегию и тактику экономического развития субъекта. Налоговое планирование – это часть управленческой деятельности хозяйствующего субъекта в рамках его стратегии и тактики экономического развития.           Подытоживая сказанное, авторы предлагают следующее определение: налоговое планирование – это законные способы оптимизации налогообложения хозяйствующего субъекта с учетом стратегии и тактики его экономического развития. Следует отметить, что в настоящее время при

налоговой оптимизации необходимо использовать как классические методы и приемы, так и нестандартный инструментарий – специализированные интернет-ресурсы и сервисы, ИТ-консалтинг опасных налоговых схем, ИТ-оценка налоговых рисков и налоговой безопасности, ИТ-анализ арбитражной

практики, изучение и анализ онлайн-материалов Федеральной налоговой службы. Поэтому трактовка искомого понятия с учетом технологического аспекта может быть следующей: налоговое планирование –осознанные правомерные решения субъекта по оптимизации налогообложения с учетом налоговых рисков и безопасности на основе применения традиционных инструментов, современных технологий, интернет-ресурсов и сервисов. Кроме того, давая определение налоговому планированию на уровне хозяйствующего субъекта, нельзя игнорировать макроуровень. По мнению авторов, для этого следует использовать термин «планирование налогов (обложения)» и определять его как государственные решения в налоговой сфере на основе применения отчетно-статистических данных, компьютерных финансовых моделей, современных информационных и коммуникационных технологий, интернет-ресурсов и веб-сервисов. Только комплексный подход к категории налогового планирования позволит всем участникам налоговых отношений оптимизировать свои результатные показатели.

 

1.2 Виды уменьшения  налогов 

Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика  по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.

Однако принципиально  все способы можно подразделить на две самостоятельные категории. Данный подход представляется оправданным  также и потому, что, например, в  современном английском и американском налоговом праве данные категории  способов уклонения прямо дифференцируются даже терминологически.

По словам английского  историка и теоретика по вопросам налогообложения Сирила Норткота Паркинсона: "Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система".

Главное же отличие между  этими видами налоговой минимизации - нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с  этим можно выделить: незаконное уклонение  от уплаты налогов и легальное  снижение налоговых выплат, или еще  иначе - правомерное уменьшение налогов.Схематически все способы уменьшения налоговых платежей можно представить в виде следующей схемы.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 │Способы уменьшения налоговых платежей│

                 └─┬───────────────────────┬───────────┘

                   │                       ▼

┌──────────────┐   │               ┌───────┴───┐          ┌─────────────┐

│Уклонение от  ├◄──┘               │Налоговая  ├─────────►┤Перспективная│

│уплаты налогов│                ┌──┤оптимизация├───────┐  └─────────────┘

└────┬─────┬───┘                │  └─────┬──┬──┤       │  ┌───────┐

     │     │                    │        │  │  │       └─►┤Текущая│

     │     └──────┐             │        │  │  └───────┐ └───────┘

     │            │             │        │  └───────┐ └────────┐

     ▼            ▼             ▼        ▼          ▼           ▼

┌────┴─────┐ ┌────┴────┐    ┌───┴─────┐ ┌┴──────┐  ┌─┴───────┐ ┌─┴───────┐

│Криминаль-│ │Некрими- │    │Разработ-│ │Оптими-│ │Специаль-│ │Примене- │

│ное  укло-│ │нальное  │    │ка прика-│ │зация  │ │ные мето-│ │ние льгот│

│нение   от│ │уклонение│    │за     об│ │через  │ │ды  нало-│ │и   осво-│

│уплаты    │ │от уплаты│    │учетной  │ │договор│ │говой оп-│ │бождений,│

│(ст. 194, │ │(гл. 16  │    │налоговой│ └───────┘ │тимизации│ │прямо    │

│198,   199│ │ч. 1   НК│    │политике │           ├┬─┬──┬──┬┘ │предус-  │

│УК РФ     │ │РФ       │    └─────────┘           ││ │ │  │  │мотренных│

└──────────┘ └─────────┘        ┌─────────────────┼┘ │  │  │  │законом  │

                      ┌─────────┼─────────────────┘   │  │  │  └─────────┘

                      │         │           ┌────────┘  │ └───────┐

                      ▼         ▼           ▼           ▼          ▼

                 ┌────┴───┐ ┌───┴───┐  ┌─────┴──┐ ┌──────┴────┐  ┌───┴───┐

                 │Метод   │ │Метод  │ │Метод   │ │Метод  пря-│ │Метод  │

                 │отсрочки│ │замены │ │разделе-│ │мого сокра-│ │оффшора│

                 │налого- │ │отноше-│ │ния  от-│ │щения  объ-│ └───────┘

                 │вого    │ │ний    │ │ношений │ │екта налога│

                 │платежа │ └───────┘ └────────┘ └───────────┘

                 └────────┘

 

 

     Рассмотрим указанные элементы подробнее.

Незаконное уменьшение налогов или уклонение 
от уплаты налогов

 

В эту категорию входят способы, при которых экономический  эффект в виде снижения размера налоговых  платежей достигается с применением  каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее  законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой  оптимизации через термин "уклонение  от уплаты налогов" (ст. 198, 199 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов  представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

В данном случае снижение налоговых  выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем  прямого нарушения налогового законодательства. Действия налогоплательщика при  уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения не бывает.

Эти действия могут быть направлены, как на снижение положенного  размера подлежащих внесению в бюджет суммы налоговых платежей, так  и на полное избежание уплаты налога или налогов.

Иначе говоря, при непосредственном уклонении от уплаты налогов снижение размеров налоговых обязательств достигается  путем нарушения налогового законодательства, в чем состоит главное отличие  ухода от уплаты налогов от налогового оптимизации.

Уход от налогов чаще всего  совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации  учетных данных, непредставлении  или несвоевременном представлении  документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Так как уход от уплаты налогов  достигается противозаконными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством предусмотрены  различные виды ответственности, а  именно: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.

При рассмотрении множества  способов данной категории необходимо отметить, что они, находясь в единой категории, тем не менее, неоднородны. Однако, исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения  от уплаты налогов можно выделить следующие способы.

Некриминальное уклонение  от уплаты налогов - это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых  выплат в бюджет посредством нарушения  законодательства о налогах и  сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых  санкций). Данные действия налогоплательщика  не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной  ответственности.

Исходя из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении уклонения от уплаты налогов некриминальными способами, можно выделить:

- налоговые правонарушения;

- таможенные правонарушения (при уплате налога на таможне).

Некриминальные способы  уклонения применяются в основном через нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства: неправильное отражение операций в  бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, выплата санкций  за несуществующие договорные нарушения, занижение стоимости ввозимых через  таможенную границу товаров, и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т.д.

Криминальное уклонение  от уплаты налогов совершается путем  совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с действующим  законодательством уголовная ответственность  возникает за следующие деяния.

1) За уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  физического лица путем непредставления  налоговой декларации или иных  документов, представление которых  является обязательным, либо путем  включения в налоговую декларацию  или такие документы заведомо  ложных сведений, совершенное в  крупном или особо крупном  размере.

При этом уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100.000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300.000 рублей.

 

Пример 1. Гражданин Иванов, осуществляющий свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя получил налогооблагаемый доход в размере 800.000 руб. и не уплатил с этого дохода НДФЛ. Сумма неуплаченного налога по ставке 13% составила 104.000 руб., что является основание для привлечение его к уголовной ответственности.

 

Пример 2. Если за три года предприниматель Иванов получил налогооблагаемый доход в размере 15.000.000 рублей, а уплатил налог только в сумме 1.760.000 рублей, то оснований для привлечения его к уголовной ответственности не имеется. В данном случае сумма неуплаченного налога составит 190.000 рублей (15.000.000 x 13% = 1.950.000 общая сумма НДФЛ. 1.950.000 x 10% = 195.000), что не превышает 10% от общей суммы налога.

Если сумма неуплаченного  налога составит более 300.000 рублей, то уголовная ответственность наступает  во всех случаях.

Уклонение признается совершенным  в особо крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500.000 рублей, при  условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1.500.000 рублей.

2) За уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  организации путем непредставления  налоговой декларации или иных  документов, представление которых  является обязательным, либо путем  включения в налоговую декларацию  или такие документы заведомо  ложных сведений, совершенное в  крупном или особо крупном размере;

3) За неисполнение в  личных интересах обязанностей  налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов  и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд), совершенное  в крупном или особо крупном  размере.

При этом в последних двух случаях определение крупного и  особо крупного размера недоимки осуществляется в одинаковом порядке.

Так, уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма налогов (сборов), составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд, более 500.000 рублей, при  условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 1.500.000 рублей.

Уклонение признается совершенным  в особо крупном размере, если сумма налогов (сборов), составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд, более 2.500.000 рублей, при  условии, что доля неуплаченных налогов  и (или) сборов превышает 20 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7.500.000 рублей.

 

Пример 1. В ходе налоговой проверки выяснилось, что ЗАО "Парус" в 2006 г. недоплатило в бюджет налогов на сумму 750.000 руб. Всего за этот год фирма должна была заплатить 6.100 000 руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК РФ), потому что сумма недоимки превысила 500 000 руб. и составила более 12 процентов от причитающихся с фирмы налогов (750.000 руб. / 6.100.000 руб. х 100 = 12%).

Если размер недоимки превысит 1.500.000 руб., процентное соотношение  неуплаченных и причитающихся к  уплате налогов не имеет значения.

 

Пример 2. В 2002 г. ООО "Парус" не заплатило налогов на сумму 125.000 руб., в 2003 г. - 155.000 руб., в 2004 г. - 170.000 руб. и в 2005 г. - 150.000 руб. Общая сумма недоимки составляет 620.000 руб. Возбудить уголовное дело сотрудники милиции не могут, потому что сумма недоимки за 3 года подряд (с 2002 по 2004 г. или с 2003 по 2005 г.) меньше 500.000 руб.

4) За сокрытие денежных  средств либо имущества организации  или индивидуального предпринимателя,  за счет которых в порядке,  предусмотренном законодательством  РФ о налогах и сборах, должно  быть произведено взыскание недоимки  по налогам и (или) сборам, совершенное  собственником или руководителем  организации либо иным лицом,  выполняющим управленческие функции  в этой организации, или индивидуальным  предпринимателем в крупном размере.

Однако критерии определения  такого крупного размера применительно  к данной статье УК РФ не установлены.

Криминальными способами  уклонения от уплаты налогов, например, являются (при соблюдении условий, предусмотренных указанными статьями): подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за "наличку"), фиктивный прием на работу "мертвых душ".

 

Законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация

 

В эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается  путем квалифицированной организации  дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает  случаи необоснованной переплаты налогов. По сути, это не уклонение от уплаты налогов, так как от уплаты, как  таковой, налогоплательщик не уклоняется, а оптимизация налогов. (Вообще же образно говоря, проблему "как  не платить налоги" давно необходимо перевести в иную плоскость "как  налоги не переплачивать и как  не платить штрафы").

Иначе, действия по легальному уменьшению налоговых платежей называют минимизацией налогов.

Налоговая оптимизация, минимизация  налогов (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых  обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование  всех предоставленных законодательством  льгот, налоговых освобождений и  других законных приемов и способов.

Иначе говоря, это организация  деятельности предприятия, при которой  налоговые платежи сводятся к  минимуму на законных основаниях, без  нарушения норм налогового и уголовного законодательства. Данные способы с  юридической точки зрения в отличие  от первой категории не предполагают нарушения законных интересов бюджета.

Отсюда вытекает главное  отличие налоговой оптимизации  от уклонения от уплаты налогов. В  данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные  законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или  правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для  налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.

Предположим, предприятие  в силу неопытности бухгалтера осуществляет за счет своей чистой прибыли какие-либо затраты, которые в соответствии с установленным порядком подлежат включению в расходы, учитываемые  при исчислении прибыли, или предприятие  не пользуется предоставленной льготой, использует повышенную ставку налога и т.д. Работа квалифицированных  специалистов, привлеченных предприятием, устраняет вышеуказанные негативные моменты, что естественно приводит к снижению налоговых выплат в бюджет, но основания такого снижения абсолютно законны.

Отличие налоговой оптимизации  от уклонения от уплаты налогов (криминального  и некриминального) можно проиллюстрировать  на следующем примере. Предприятие  по расчетам бухгалтерии уплатило в  бюджет 700 тыс. руб. Аудиторская фирма  установила, что на самом деле, по результатам своей хозяйственной  деятельности предприятие должно было уплатить в бюджет только 500 тыс. руб. и дало клиенту соответствующие  рекомендации (налоговая оптимизация). Однако, если предприятию предоставлена та или иная методология, с помощью которой предприятие "вдруг" начнет платить 100 тыс. руб., то в этом случае мы имеем дело, в зависимости от квалификации, с криминальным, либо некриминальным уклонением от уплаты налогов.

В зависимости от периода  времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно  классифицировать налоговую оптимизацию  на перспективную и текущую.

Законное и незаконное снижение платежей