Законность

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………………………………3-4

Понятие законности………………………………………………………………….…………………………5-7

Принципы  законности………………………………………………………………………………………..8-11

Гарантии  законности……………………………………………………………...............................12-13

Понятие правопорядка. Связь законности с  правопорядком………………………..14-16

Законность  как одно из условий правой государственности…………………………..17-23

Роль  ОВД в обеспечении правопорядка. Законность и дисциплина в

деятельности  органов внутренних дел……………………………………………………………..24-32

Заключение…………………………………………………………………………………………………….….33-34

Список  используемой литературы…………………………………………………………….…..….35

  

Введение

Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует  режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов  государства, осуществление юридических  прав и обязанностей являются принципом  деятельности всех органов государственной  власти, должностных лиц, граждан  и их объединений.

Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной  формы, а его современник Эсхил  писал, что если в государстве  будут соблюдаться законы, то этим сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые  основаны не на законе, а на произволе  правителей. В Великобритании впервые  в истории было официально признано значение законности в осуществлении  государственной власти: Великая  хартия вольностей установила, что  ни один человек (имелся в виду свободный  подданный) не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному  приговору и по закону государства. Хартия ограничивала произвол королевской  власти. В самой идее законности уже в те далекие времена было заложено известное прогрессивное  начало в упорядочении общественных отношений. В период Нового времени  известные французские мыслители  Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо выдвинули  требование законности в противовес абсолютизму и произволу помещиков-дворян. Разрыв с законностью отражал  возникновение непримиримого противоречия между государственной политикой  и правом, между властью и законом.

Законность точно так  же, как и демократия, должна оцениваться  в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего  опыта использования права и  государства в жизни людей.

Целью курсового исследования является законность и правопорядок в государстве. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

Ø  Определить «грани» законности. Понятие законности.

Ø  раскрыть принципы и требования законности;

Ø  дать анализ гарантии законности;

Ø  рассмотреть понятие правопорядка. Связь законности с правопорядком;

Ø  Показать законность как одно из условий правовой государственности;

Ø  Раскрыть роль ОВД в обеспечении правопорядка. Законность и дисциплина в деятельности органов внутренних де

В моей курсовой работе по дисциплине «Теория Государства и права» на тему: «Законность и правопорядок в правовом государстве» были использованы правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс», авторы научных публикаций Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной практике; Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право; Матузов Н. И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы) и многие другие авторы опубликовавшие свои научные труды на темы законности и правопорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие законности

Законность является политико-юридическим  принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов –  таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной  власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и  их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение  в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации  установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов  деятельности государства, его органов  и должностных лиц. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы всей системы правоохранительных органов  являются непременным условием деятельности государства. Государство по своей  сути и характеру является организацией, действующей в рамках прочной  правовой законности.

В каждой стране процесс  становления и развития законности имеет свои особенности, протекает  в своеобразных политических условиях и при определенном уровне правовой культуры, имеет свои достижения.

Упрочение режима правозаконности  составляет одну из объективных закономерностей  правовой организации общества, один из принципов существования государства  и права.

В юридической литературе существуют самые различные подходы  к определению понятия законности. Наиболее значимые из них следующие.

Во-первых, законность –  это есть соблюдение, исполнение правовых норм всеми субъектами права.

Во-вторых, это требование, принцип соблюдения правовых норм.

В-третьих, – метод государственного руководства обществом.

В-четвертых, – особый правовой режим общественной жизни.

Можно сказать, что это  различные стороны законности, характеризующие  этот феномен общественной жизни. Различают  также понятие законности в узком  смысле как соблюдение законов органами государства и должностными лицами.

Различные подходы к пониманию  рассматриваемой юридической категории  обусловлены отсутствием в современной  юридической науке единой концепции  законности. Законность как специфический  социально- правовой феномен рассматривают  в рамках различных типов правопонимания. В большинстве случаев законность в системе управления государством определяется как специальное правомочие, при помощи которого устанавливаются пределы свободы поведения субъектов правоотношений.

Господствовавшая в советской  юриспруденции идея примата государства  над обществом и, следовательно, закона над правом, вплоть до недавнего  времени делала невозможной объективную  оценку места и роли механизма  законности в социально-политическом процессе. Отрицание принципа верховенства закона и, [1]как следствие, неприятие властью самого механизма законности в качестве инструмента правового регулирования социально-политических отношений означало, прежде всего, качественное изменение отношения к традиционным институтам права. Приоритет государства над правом, использование в качестве методов государственного управления противоправных методов административного и судебного произвола, жесткий партийный контроль над деятельностью правоохранительных органов, широкое использование аналогий права и закона во всех отраслях права и т. д. характеризовали, в той или иной степени, советскую правовую систему.

Реформы, начатые в конце 80-х – начале 90-х гг. в социально-политической жизни страны, призваны способствовать эффективному управлению государственно-правовой системой. В ходе формирования гражданского общества и построения правовой государственности, безусловно, актуализируется значение механизма законности в процессе правового регулирования общественных отношений.

Механизм законности –  это система юридических средств, необходимых для установления в  обществе и государстве правопорядка, в основе которого лежат общечеловеческие ценности: свобода, равенство, взаимное уважение и соблюдение прав и свобод личности, выполнение юридических обязанностей; для создания условий нормальной жизнедеятельности людей; для стимулирования позитивной и ограничения негативной гражданской активности. Указанный  подход характеризуется утверждением господства силы права над силой  государства, установлением приоритета прав и свобод личности перед интересами государственного аппарата, несовместимостью существования произвола одновременно с законностью. Законность приобретает  значение всеобщего принципа общественно-политического  строя – категорического по своей  природе требования правомерного поведения  от всех субъектов общественных отношений. В связи с этим представляется правомерным вывод о том, что  механизм правозаконности имманентно присущ только правовому демократическому государству.

Можно говорить о различных  уровнях законности:

· индивидуальный уровень  – законность конкретных актов, решений, документов;

· групповой уровень –  законность в деятельности отдельных  социальных групп – субъектов  общественных отношений;

· региональный уровень –  в том или ином регионе (городе, районе);

· общесоциальный уровень  – общества в целом.

Речь идет о соответствии предписаниям норм права деятельности различных субъектов правоотношений. Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправового характера самих юридических законов. В связи с этим в юридической литературе рассматривают проблему о различении формальной законности и законности реальной. Существует ли законность в тоталитарных режима

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы законности

Принципы правовой законности представляют в определенном аспекте  отражение объективных закономерностей, свойственных становлению и реализации правоотношений, опосредуемых государством и получивших свое материальное воплощение в соответствующих правовых нормах. Генезис демократических принципов  правозаконности связан не только с  особой формой государства, политической демократией, но и со специфической  формой нравственного сознания, которую  характеризуют такие социальные ценности, как гуманизм, справедливость, уважение взаимных интересов и другие, наиболее значимые ценности человеческого  общежития. В связи с этим генезис  основных начал государственной  деятельности в сфере правозаконности  не может быть оторван от глубинной  сущности естественного права, потому что сама правозаконность рассматривается  в качестве одного из методов правового  регулирования.

Последнее означает, что  принципы правозаконности, будучи основными  идеями, имеющими руководящее значение в деятельности соответствующих  органов государственной власти, относятся не только к области  политической идеологии. Эти же начала порождены объективной потребностью общества и государства в праве, а потому относятся, прежде всего, к  сфере правовой идеологии, т. е. духовного  осознания и освоения правовых отношений  в процессе их становления, функционирования, развития и изменения.

К основным принципам  законности относятся:

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное юридическое значение;

· верховенство правового  закона;

· обеспечение соответствия закона праву;

· закрепление основных принципов  права в основном законе государства (конституции);

· единство законодательства;

· равенство всех перед  законом и судом;

· возможность судебной защиты субъективных прав и свобод.

· неотвратимость юридической  ответственности.

Суть принципа верховенства правового закона состоит в том, что государственные решения  должны быть основаны на согласии свободного гражданского общества. Следовательно, они призваны защищать фундаментальные права и свободы граждан, являясь при этом объектами оценки независимых судов. Наряду с этим в правосознании формируется представление о правовой законности как требовании правомерного поведения всех без исключения участников общественных отношений. С точки зрения соотношения личности, общества и государства правовая законность исходит из приоритета прав человека перед интересами государства. Правовой закон при таком подходе рассматривается как одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных. Однако если для гражданина его верховенство определяется формулой «разрешено все, что не запрещено законом», то в отношении государственной власти, подчиняющейся этому же закону, действует другое правило: «разрешено только то, что разрешено законом».

Основная цель и задача правовой законности – охрана конституционных  прав и свобод человека и гражданина. Механизм правозаконности предполагает не только провозглашение необходимости  защиты прав и свобод человека и  гражданина, но и нормативное закрепление  их гарантий. Многие положения теории правозаконности сфокусированы именно на личности – индивид, являясь базовой единицей частной и общественной жизни, имеет неотчуждаемые, фундаментальные права: на гражданство, уважение и защиту чести и личного достоинства, неприкосновенность жилища, правосудие и т. д. Государство обязано не только регулировать процесс реализации этих прав, но и обеспечивать их охрану и защиту.

Право и законность не только закрепляют (юридически, морально) сложившуюся  систему общественных отношений, но и играют значительную роль в удовлетворении духовных потребностей личности –  в образовании, пользовании достижениями культуры, в реализации своего участия  в общественно-политической жизни  страны, использовании личных прав и свобод. Каждому человеку важно  осознание того, что он равен в  правах с другими, может рассчитывать на справедливое решение его дела, на уважительное к себе отношение. Каждый сознательный член общества стремится  активно участвовать в общественной жизни своего предприятия, района, всей страны. Он должен быть уверен в завтрашнем дне. Все эти и другие социальные потребности не могут нормально  удовлетворяться вне правопорядка и без прочной правовой законности, помимо юридического закрепления прав, свобод и обязанностей граждан. Можно  поэтому считать, что у граждан  государства среди иных социальных потребностей есть вполне реальная потребность  в существовании и упрочении  законности, в законодательном закреплении  их прав и возможностей, в праве  обращения за помощью и защитой  в органы правосудия. Право и законность способны юридически гарантировать  члену общества значительный масштаб  свободы его действий и решений, убеждений и устремлений. Это  и свобода от произвола и несправедливости; это и свобода удовлетворения своих материальных и духовных потребностей в творческом труде и самоутверждении, во всестороннем развитии и совершенствовании  своих способностей. Фактическим  источником такой свободы как  непременного качества образа жизни  является экономический, социальный и политический строй, а официально и в общезначимой форме она (свобода) непременно закрепляется в законодательстве и гарантируется режимом правовой законности, правопорядком, которые юридически обеспечивают гражданам доступ ко всевозможным материальным и духовным богатствам общества, а также к самому участию в создании этих богатств. Обладание каждым гражданином государства обширным правовым статусом представляет собой неотъемлемое социальное качество личности.

Не менее важна роль законности в социализации личности. Под социализацией человека понимают усвоение им наиболее важных норм поведения, ценностных ориентиров и соответствующих  форм общения.

Право, заключенное в законодательстве государства, несет богатейшую информацию об эталонах поведения и общения, принятых в данном обществе, а законность требует, чтобы эти эталоны точно  соблюдались. Коль скоро отмеченные ориентиры должны быть восприняты личностью  как собственное убеждение, стать  второй натурой человека, в усвоении таких эталонов решающую роль играют воспитание, убеждение, нравственность, культура. Тем не менее, право и  законность оказываются весьма действенным  средством социального контроля за отклоняющимся поведением личности.

Эффективность такого контроля зависит от состояния законности в стране, от этого же во многом зависит  справедливое наказание преступника  и его возвращение в общество.

Уважение к личности, ее правам и свободам, уважение к закону, добросовестное исполнение юридических  обязанностей и нравственного долга, неприятие произвола и социальной несправедливости, активное реагирование на грубые нарушения правопорядка, понимание необходимости и ценности права, значения правосудия – черты, характерные для демократического общества.

Право и законность оказываются  эталонами поведения членов общества, в какой-то степени юридической  моделью образа жизни в зрелом сообществе. Законность – одна из предпосылок  твердой правовой основы общественной жизни. Право и законность помогают упрочению основ государственной  жизни и ставят преграды для совершения противоправных поступков. Конкретное состояние правомерности поступков  – один из показателей зрелости общественных и государственных  институтов.

Соответственно правомерное  поведение субъектов правоотношений является важным фактором упрочения  законности и правопорядка. 

 

Только в формальном смысле. А реальная законность имеет место, когда в стране действует и  функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает  прямой запрет на существование антиправовых законов.

Законность – это правовой режим общественной жизни, характеризующийся соответствием нормам права деятельности праводееспособных участников общественных отношений. В основе режима правозаконности лежит идеология естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, которые признаются существующими объективно, очерчивают сферу индивидуальной свободы и тем самым ограничивают государственную власть.

           

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Гарантии законности.

 В  правовом государстве существует  целая система гарантий законности  и правопорядка. Под гарантиями  законности и правопорядка понимаются  такие условия общественной жизни  и специальные меры, принимаемые  государством, которые обеспечивают  прочный режим законности и  стабильность правопорядка в  обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные  гарантии законности и правопорядка. К материальным гарантиям относится  такая экономическая структура  общества, в рамках которой устанавливаются  эквивалентные отношения между  производителями и потребителями  материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.  
 
ПОЛИТИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка является все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.  
 
К ЮРИДИЧЕСКИМ ГАРАНТИЯМ относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями и формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.  
 
НРАВСТВЕННЫМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка. Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой гарантий, который органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

4. Понятие правопорядка. Связь законности  с правопорядком

ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ  СУБЪЕКТАМИ ПРАВА. Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень  правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности. Формирование правового порядка участвует все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счёте к установлению правового порядка.  
 
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.  
 
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.  
 
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.  
 
СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии со особенностями их отраслевого содержания. Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.  
 
ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.  
 
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.  
 
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только порядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно-общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.  
 
ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определённые потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать. Поскольку вооружённые силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооружённой борьбы, от содержание её деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.  
 
ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО ТАКАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ВОЕННОГО ПРАВА В РЕЗУЛЬТАТЕ СТРОГО И ТОЧНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ПРЕДПИСАННОЙ ВОЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ.  
 
Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем: ВО-ПЕРВЫХ, воинский правопорядок формулируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства. ВО-ВТОРЫХ, воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовке войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службе, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеет распространения в условиях гражданской жизни. Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющей собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.  
 
Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами, воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строится на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Законность как одно из условий правой государственности

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая  выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной  правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Каковы основные требования (или  как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства  права в жизни общества, определенных  объективных требований, предъявляемых  всем государства.

В режиме законности именно праву  отводится основная роль в регулировании  общественных отношений. Именно оно, а  не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения  тотальной правовой регламентации  всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые  в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным  с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим  произвольного толкования и применения, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса.

Подчеркивая господство закона, следует  помнить, что закон и право  не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают  выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных  норм, являются террористическими законами.

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает  главным, основополагающим регулятором  общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий  должны находиться в сфере правового  воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют  лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в  строгом соответствии с законом  и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной  власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается  с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет  Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется  в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься  в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан  пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его  предписаниям (равенство всех перед  законом и судом).

Прочный и эффективный режим  законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей  перед законом и судом. С одной  стороны, субъекты права должны в  полном объеме выполнять возложенные  на них обязанности, подчиняться  требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все  необходимые условия для осуществления  их законных прав и интересов.

4. Осуществление прав и свобод  человеком не должно нарушать  права и свободы других лиц. 

В условиях правовой государственности  это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована  в ущерб свободе другого. Закон  не допускает ущемления прав одних  за счет прав других граждан государства.

5. Недопустимость противопоставления  законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять  законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные  интересы в полном объеме могут и  должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет  такие возможности. Например, при  определении уголовного наказания  судьи, руководствуясь законом, назначают  ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в  правовом государстве реализуется  на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон  должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая  является наиболее целесообразной для  данного конкретного случая. Закон  обладает высшей целесообразностью, поэтому  он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов  людей.

Законность