Законность в правовом государстве. 3

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Законность и правопорядок в современном обществе

 

1.1 Понятия правового порядка  и правовой законности

 

1.2 Свойства, принцип и  гарантии правовой законности  и правопорядка

 

1.3 Идеи правовой законности  и правопорядка в Конституции  Российской Федерации

 

Глава 2. Механизм правового  регулирования в государстве

 

2.1 Законность как состояние  общественной жизни в правовом  государстве

 

2.2 Правопорядок как цель  и результат правового регулирования  общественных отношений

 

2.3 Законность и свобода,  правопорядок и демократия

 

Заключение

 

Литература

 

 Введение

 

Законность фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики, а ее уровень и состояние  служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

 

Право представляет собой  фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно  находит выражение в формальных нормативно-правовых актах законах, указах, постановлениях, кодексах и  иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

 

Даже самый совершенный  закон жив только тогда, когда  он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение  людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его  действенностью, и характеризуется  понятием законность.

 

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования  охватывается такими юридическими категориями, как реализация права, применение права, правомерное поведение, правоотношение, эффективность права. Все они  сопряжены непосредственно с  действием права, но описывают его  лишь с какой-то одной стороны. Правомерное  поведение определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, правоотношение указывает на правовую связь его  участников, эффективность права  на результативность правового воздействия  и т.д. Законность же комплексная  категория, охватывающая все стороны  жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория законность фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.

 

Законность выражает общий  принцип отношения общества к  праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:

 

- в плане правового  характера общественной жизни;

 

- с позиций требования  всеобщего уважения к закону  и обязательного его исполнения  всеми субъектами;

 

- под углом зрения требования  безусловной защиты и реального  обеспечения прав, интересов граждан  и охраны правопорядка в целом  от любого произвола.

 

Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с  деятельностью государственных  органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

 

В недалеком прошлом отечественная  наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его  субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и  их организации, органы, непосредственно  реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих  и правоприменительных), находится  вне ее содержания.

 

Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую  практику. Обеспечение законности сводилось  главным образом к работе контрольно-надзорных  и правоохранительных органов выявлению  нарушителей правовых предписаний  и их последующему наказанию. Результатом  этого и стал обвинительный уклон  в их деятельности.

 

Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а  не орган правосудия, гарантирующий  защиту прав и свобод граждан и  их объединений.

 

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного  режима, совершенно не обеспечивает нормального  функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового  государства и общества.

 

Подобная трактовка законности есть результат отождествления права  и закона, когда любой нормативный  акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является правом и соответственно требует  неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового  регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что  при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнение норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится  стороной.

 

Рассматриваемая с самых  широких позиций, законность есть комплексное  политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права  и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового  государства носила иное название господства права.

 

 Глава 1. Законность  и правопорядок в современном  обществе

 

1.1 Понятия правового порядка  и правовой законности

 

Правовой порядок (правопорядок) -- это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции.

 

В абстрактно-общей форме  правовой порядок как должный  порядок устанавливается при  правовом регулировании общественных отношений.

 

Под правопорядком в таком  абстрактном значении имеется в  виду предмет правовой регуляции, т.е. статичное состояние права, абстрактно-общие  нормы объективного права, предусматривающие  юридически должный порядок взаимоотношений  людей в той или иной области  правовой регуляции. В этом смысле говорится  о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке  разрешения того или иного правового  дела, об отраслевом правопорядке или  о правопорядке в целом.

 

От такого абстрактно-должного правопорядка следует отличать реальный правопорядок как результат действительного  соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального  действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления  в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических  обязанностей и т.д.

 

Под реальным правопорядком, таким образом, имеется в виду фактически соблюдаемый и реально  функционирующий абстрактно-должный  правопорядок, т.е. надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права.

 

Правовая законность -- это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.

 

Под правовым законом при  этом имеется в виду объективное  право (и, следовательно, предусмотренный  им абстрактно-должный правопорядок), соответствующее принципу формального  равенства. Очевидно, что реальный правопорядок может быть результатом соблюдения требований лишь правового закона и  соответствующей правовой законности. Само же по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить неправовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок.

 

Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются  в виду, конечно, не всякий закон  и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность -- в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.

 

Из истории и теории права и государства хорошо известно, что не все, что именуется «законом», «законностью», «правопорядком» и  т.д., соответствует своей правовой сущности, своей правовой природе. Так, в условиях тоталитарного социализма безудержная апология социалистической законности по сути дела была призвана прикрыть порядки и произвол диктаторского, антиправового строя с присущими ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. При этом социалистическая законность, по существу, сводилась к партийно-политической целесообразности. В данном контексте социалистический правопорядок трактовался как результат социалистической законности, как итог воплощения положений социалистических законов и требований социалистической законности в жизни.

 

Конечно, если право автоматически  отождествляется с законом, то реализация любого закона (в том числе и  произвольного), по логике легистов, автоматически  дает в итоге «правопорядок». Такому правопорядку, как и соответствующему законодательству и законности, не хватает, правда, главного -- правового качества.

 

Подобный порок присущ всему позитивистскому подходу (включая  и старый позитивизм, и неопозитивизм XX в.) к праву, закону, законности, правопорядку и т.д. Недостатки подобного легистского (антиюридического, позитивистского) толкования этих юридических категорий и явлений весьма живучи и в той или иной форме присутствуют и во многих современных трактовках понятий законности и правопорядка, их соотношения и т.д.

 

Так, многие авторы, характеризуя законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов  всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными  организациями и т.д., неизменно  добавляют, что результатом соблюдения требований законности является правопорядок. При этом ясно, что под «правопорядком», по существу, в подобных трактовках на самом деле имеется в виду законопорядок. Но подобно тому, как не всякий закон является правовым законом, точно так же не всякий законопорядок является правовым порядком.

 

Исходной основой для  правовой законности и правового  порядка могут быть не всякие, а  лишь правовые законы. Поэтому с  легистских (позитивистских) позиций, отождествляющих право и закон, в принципе невозможно развить последовательное (внутренне согласованное и непротиворечивое) учение о правовом законе, правовой законности и правовом порядке, как, впрочем, и о правовом государстве. Это возможно лишь с позиций юридического типа правопонимания, опирающегося на ту или иную концепцию различения права и закона (в целом позитивного права).

 

Та или иная концепция  правопонимания (легистская, естественноправовая или либертарно-юридическая) предполагает и включает в себя не только соответствующую концепцию закона, законности и правопорядка, но и определенную концепцию государства (как института публичной власти, законодателя, правоприменителя, публично-властной правозащитной организации, организатора и гаранта режима законности и правопорядка и т.д.).

 

Правовой порядок, согласно либертарно-юридической теории, может быть результатом лишь правовой законности, представляющей собой всеобщее, точное и неуклонное соблюдение и применение требований правового закона в условиях соответствующей правовой организации публичной власти свободных людей (т.е. в условиях исторически достигнутой ступени правовой развитости реально существующего государства). Учет внутреннего правового единства и системных взаимосвязей права, правового государства (в той или иной мере и форме его исторической развитости), правового закона, правовой законности и правопорядка имеет существенное значение как для адекватного теоретического осмысления этих явлений, так и для их прочного утверждения и надлежащего функционирования в реальной действительности.

 

1.2 Свойства, принцип и  гарантии правовой законности  и правопорядка

 

Правовая законность как  особый правовой режим неуклонного  фактического соблюдения всеми субъектами права требований правового закона является необходимой правовой формой, условием и средством практического  утверждения реального правового  порядка в общественной жизни.

 

Режим правовой законности является необходимым правовым свойством (признаком, качеством) и составной частью любого реального правопорядка, поскольку  реальный правопорядок -- это и есть порядок взаимоотношений субъектов права (и в целом порядок действия и реализации норм объективного права) в режиме правовой законности. В свою очередь, правовая законность выступает как правовой режим соблюдения и реализации абстрактно-должного правопорядка, закрепленного в нормах объективного права.

 

Взаимосвязи и внутреннее единство правовой законности и правового  порядка обусловлены тем, что  их исходной основой и предпосылкой является правовой закон. С этим нормативно-правовым единством правовой законности и  правопорядка связаны и другие существенные аспекты их единства. Так, их единство в поведенческом, в субъектном и в целевом плане состоит в том, что и правовая законность, и правопорядок в их объективном внешнем выражении и реальном проявлении и осуществлении (функционировании) -- это фактически одни и те же правомерные действия одних и тех же субъектов права (одного и того же состава субъектов права), направленные на осуществление одной и той же правовой цели -- на надлежащее соблюдение и реализацию норм объективного права (и вместе с тем соответствующих требований абстрактно-должного правопорядка) и пресечение правонарушений.

 

Особо следует подчеркнуть  то принципиальное обстоятельство, что  все субъекты права (не только государственные  органы и должностные лица, но и  все физические и юридические  лица), независимо от различий в их правовом статусе и роли в процессе реализации права, являются формально-равными  субъектами процесса установления и  функционирования правовой законности и правового порядка в общественной жизни. Как справедливо отмечал уже Цицерон, «при защите свободы граждан нет частных лиц» (О государстве, II, XXV, 46).

 

 

Специальные правомочия и  обязанности государственных органов  и должностных лиц в сфере  законности, правопорядка, борьбы с  правонарушениями и т.д., а также  особое значение соблюдения требований законности в их собственной деятельности вовсе не означают, будто только они являются субъектами правовой (правореализационной) деятельности в данной сфере, а все  остальные субъекты права являются лишь пассивными объектами этой их деятельности.

 

Напротив, именно правовая активность граждан, юридических лиц, общественных объединений и гражданского общества в целом, их собственное правомерное  поведение, их постоянная, согласованная  и систематическая борьба за соблюдение требований закона всеми субъектами права, включая государственные  органы, против правонарушений и произвола  являются в конечном счете самым главным фактором и необходимой почвой для формирования и утверждения в стране режима правовой законности и реального правопорядка.

 

В целом положения правового  закона (его нормативные, поведенческие, субъектные и целевые аспекты  и характеристики) определяют основные сущностные свойства правовой законности и правопорядка. Ведь именно соблюдение и реализация положений правового  закона всеми субъектами права составляют сущность, смысл и содержание правовой законности и реального правопорядка. Этим и обусловлено значение верховенства правового закона как принципа правовой законности и реального правопорядка.

 

Понятие «верховенство правового  закона» включает в себя все основные нормативно-регулятивные формы, средства и способы реального проявления верховной (суверенной) юридической  силы и власти норм единой (и единственной) национально-государственной системы действующего позитивного права, общеобязательных для всех субъектов права во всех сферах и на всем пространстве правовой регуляции общественных отношений.

 

Принцип верховенства правового  закона подразумевает (и включает в  себя) целый ряд конкретных требований, характеристик, черт и свойств реально  утвердившегося режима правовой законности и реально функционирующего правопорядка. К числу таких требований и  характеристик правовой законности и реального правопорядка относятся: единство правовой законности и правового  порядка на всем пространстве верховенства правового закона (на всей территории государства); равная для всех субъектов  права общеобязательность принципа, положений и требований правового  закона, правовой законности и правопорядка; правовая активность всех субъектов  права в реализации принципа законности и правопорядка, в борьбе против правонарушений и произвола; безусловное  подчинение всех факторов, мотивов  и соображений неправовой целесообразности принципу и требованиям правовой законности и правопорядка, которые  в адекватной правовой форме выражают подлинный смысл и верховенство правовой целесообразности.

 

Для утверждения принципа верховенства правового закона и  последовательного соблюдения его  требований необходимы определенные объективные  условия, целенаправленные организационные  мероприятия, надлежащие нормативно-правовые и институциональные формы, средства и т.д., которые в своей совокупности выступают как гарантии обеспечения  правовой законности и реального  правопорядка.

 

Эти гарантии делятся на юридические и неюридические.

 

К неюридическим гарантиям  относятся те объективно сложившиеся  в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые  оказывают существенное, хотя и опосредованное, влияние на весь процесс формирования, установления и реализации права.

 

К юридическим гарантиям  относятся условия и факторы  юридического характера, оказывающие  непосредственное воздействие на процесс  установления, упрочения и реального  функционирования режима правовой законности и правопорядка.

 

В систему юридических  гарантий обеспечения правовой законности и реального правопорядка входят: достаточно развитая и постоянно  совершенствуемая система действующего правового законодательства; развитое состояние юридической науки, опирающейся  на идеи и достижения юридической  мысли и юридического правопонимания; развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров; высокий уровень общественного и профессионального юридического правосознания; правовая активность граждан, юридических лиц, общественных организаций и гражданского общества в целом; развитые процессуально-правовые формы реализации норм права; эффективно действующая система защиты действующего права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности; развитые организационно-институциональные формы специального государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципа и требований правовой законности и реального правопорядка (различные формы общегосударственного и общественного контроля, прокурорский надзор, контроль судов общей и конституционно-правовой юрисдикции и т.д.).

 

Лишь совокупное действие всех этих факторов может обеспечить стабильное функционирование режима правовой законности и реального правопорядка.

 

1.3 Идеи правовой законности  и правопорядка в Конституции  Российской Федерации

 

Идеи верховенства правового  закона и требования правовой законности нашли свое закрепление в Конституции  РФ.

 

Принципиальное значение в этом плане имеет то обстоятельство, что официально признанные в Конституции  РФ прирожденные и неотчуждаемые  права и свободы человека -- это  право (исходное и по существу -- естественное право, официально признанное, позитивированное в Конституции и наделенное высшей юридической силой) в его различении с законом (всеми источниками действующего позитивного права, включая и саму Конституцию). Это, по логике присущей Конституции естественноправовой концепции юридического типа правопонимания, означает, что закон (все действующее в России позитивное право, в том числе и сама Конституция) должен соответствовать праву (т.е. естественным прирожденным и неотчуждаемым правам и свободам человека). Такова, следовательно, конституционная концепция права, правового закона, правовой законности и правопорядка.

 

В Конституции РФ, наряду с закреплением неотчуждаемых и  прирожденных прав и свобод человека и их характеристикой в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивается обязанность государства в области  действия и реализации этих прав и  свобод: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека -- обязанность государства» (ст. 2). В Конституции содержится также и ряд других норм, конкретизирующих как общерегулятивное значение прав и свобод человека и гражданина, так и процесс их реального действия, их соблюдения и практической реализации в общественной и государственной жизни.

 

Важное в этом плане  значение имеет ст. 18, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данная статья в позитивной форме содержит требование не только правового закона, правового характера (соответствия праву) деятельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, но и, по существу, правовой законности во всех сферах правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельности государства и органов местного самоуправления.

 

Прямой запрет антиправового (правонарушающего) закона содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Взаимосвязи права и правовой законности отражены в ч. 3 ст. 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

 

С точки зрения конституционной  концепции права и правовой законности важно и то, что помимо общих  положений о государственных  гарантиях прав и свобод человека и гражданина в Конституции указаны  также те институты и должностные  лица, в чьи специальные обязанности  входит обеспечение соблюдения и  реализации прав и свобод человека и гражданина, т.е. обеспечения правового  характера закона (действующего позитивного  права) и утверждения в стране режима правовой законности.

 

Обеспечение законности и  правопорядка по Конституции (ч. 1 ст. 72) находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов.

 

По Конституции (ч. 2 ст. 80) «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». В соответствии с этим Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции). В этих же правозащитных целях Президент вправе отклонить направленный ему для подписания и обнародования федеральный закон (ст. 107 Конституции).

 

Осуществление мер по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью  возложены на Правительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 114 Конституции).

 

В области правозащитной  деятельности (и тем самым в  сфере утверждения правовой законности) важную роль призван сыграть Уполномоченный по правам человека, назначаемый Государственной  Думой (ч. 1 ст. 103).

 

Существенное значение для  утверждения господства правового  закона и состояния правовой законности, наряду с общесудебной защитой правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц в частно-правовых и публично-правовых отношениях, имеют предусмотренные Конституцией формы и процедуры специального судебного контроля за правовым и конституционно-правовым качеством действующих нормативных актов, за конституционностью и правовым характером действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.

 

В Конституции (ч. 2 ст. 46) закреплена такая важная форма судебно-правового  контроля общих судов, как обжалование  в суд решений и действий (или  бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 120), суд  при рассмотрении конкретных дел  проверяет соответствие подзаконных  актов закону, и если при этом будет установлено несоответствие между ними, решение должно быть принято в соответствии с законом. Кроме того, суды по Конституции (ч. 4 ст. 125) вправе обращаться с запросами  в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности  примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, нарушающего  конституционные права и свободы  граждан.

 

Конституция наделяет широким  кругом правомочий в области конституционного контроля за нормативными актами (и, следовательно, в сфере обеспечения правового закона и правовой законности) Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125). В сферу осуществляемого им контроля входят: разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных актов, разрешение споров о компетенции, проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы граждан, толкование Конституции Российской Федерации.

 

Конституционный Суд в  своей деятельности по осуществлению  конституционного контроля -- в силу закрепленных в новой Конституции  положений о правах и свободах человека, имеющих общеправовое значение, а также признания общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части  правовой системы Российской Федерации -- может и вправе, не ограничиваясь  позитивными нормами Конституции, руководствоваться также общеправовыми  принципами и положениями, соответствующими естественноп-равовому характеру прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека. По логике характерного для Конституции правопонимания и правового подхода конституционно-правовой контроль Конституционного Суда -- это по своей сути общеправовой контроль за нормативными актами. Такой характер и смысл функций Конституционного Суда в полной мере соответствуют новой правовой идеологии Конституции, идее господства права, утверждения правовой государственности, правового закона и правовой законности. Не противоречит это и положению Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (от 24 июня 1994 г.), согласно которому «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» (ч. 7 ст. 3), поскольку право по новой Конституции это прежде всего прирожденные и неотчуждаемые основные права и свободы человека, соответствие (или несоответствие) которым как раз и определяет правовой (или неправовой, правонарушающий) характер закона (тех или иных нормативных актов государства, всего действующего позитивного права).

 

Принципиальное значение имеют и международные формы  защиты прав и свобод человека, а следовательно, права в целом и правовой законности. Так, Конституция (ч. 3 ст. 46) признает право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Концепция правового закона и правовой законности, содержащаяся в Конституции, относится к числу  ее несомненных достоинств. Вместе с тем многие прогрессивные положения  Конституции носят пока что декларативный  характер. Существует большой разрыв между соответствующими конституционными положениями и реальным состоянием законности и правопорядка в стране.

 

Строительство нового федеративного  государства в России еще далеко от своего надлежащего завершения, от прочного утверждения единой суверенной государственной власти в Российской Федерации, единого правового пространства, единой законности и правопорядка. Постсоветское государство и  право пока еще не справляются  со своими основными функциями, с  утверждением в стране режима законности и реального правопорядка.

 

Позитивные сдвиги в этом направлении требуют необходимой  корректировки курса социально-экономических  и государственно-правовых преобразований (с учетом накопленного опыта, ошибок и определенных достижений), завершения правовой реформы, надлежащего повышения  роли государства и права в  процессе реформирования общественных отношений, укрепления начал правовой законности и правопорядка на базе действующей Конституции и в  русле ее необходимого дальнейшего  совершенствования.

 

 Глава 2. Механизм правового  регулирования в государстве

 

2.1 Законность как состояние  общественной жизни в правовом  государстве

 

Законность--основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

 

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной  собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в  сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково  выгодные условия--главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

Законность в правовом государстве. 3