Законность и ее гарантии. 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…. 2 – 4

 

2. ЗАКОННОСТЬ: содержание, принципы…………………...….… 5 - 11

 

3. ЗАКОННОСТЬ: требования……………..………………….…… 12 - 14

 

4. ЗАКОННОСТЬ: гарантии……….…………………………....…. 15 – 22

 

5. ЗАКОННОСТЬ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО…………………… 23 – 25

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………. 26 – 28

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………………….29 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Законность — фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики, а ее уровень и состояние  служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

 

В советской юриспруденции  длительное время господствовал  классовый подход в понимании  законности. Считалось, что подлинная  законность может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой законности. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского, социалистическую законность стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства.[1]  Долгое время социалистическую законность рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. были предприняты попытки переосмыслить законность как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания.

 


 

[1] Венгеров А.Б.     Законность, как ее понимал Вышинский // Общественные науки и современность. 1989. №6    

 

 

 

"Напряженность новых  исканий и нового творчества" – так можно охарактеризовать  усилия политиков, ученых, юристов  переосмыслить законность в условиях  с переходного периода.  Однако реальное осуществление таких поисков блокировалось рядом причин: не разработанность стратегии реформирования общества, а, следовательно, и стратегии построения правового государства, приводили к тому, что вместо теоретического, концептуального подхода использовался эмпиризм, метод  проб и ошибок. Прагматизм мышления и действия приобретал приоритетное значение. В результате часто  оставались невостребованными теоретические знания, в должной мере не использовался методологический арсенал научного анализа и конструирования социальных и правовых институтов. Существовал разрыв между положениями действующей Конституции и реалиями правовой практики, т.е. различие между “должным” и “сущим”. Это обнаруживалось в несоответствии действительности законодательства, касающегося прав и свобод человека. Более того, в переходный период ограничение прав и свобод человека стало одним из признаков жизни: набирающая темпы безработица лишала человека свободно использовать право на труд; ухудшалось материальное положение большей части населения; росла преступность. В литературе отмечаются различные причины, которые обусловили  разрыв  между Конституцией и действительностью, среди них: незрелость нашего общества (т.е. неподготовленность общества к функционированию в условиях капиталистических отношений); тенденция к коммерциализации законодательства и перевод законодательной защиты прав человека на второй план; эрозия власти, ее неспособность предотвратить разрушительные процессы в обществе; гипертрофия “указного законодательства” и др.[2]

__________________________________________________________________

[2] Закон в переходный  период: опыт современной России // Государство и право. – 1995. – № 10. – С. 28–61.   

 

 

В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь законности  с демократией, выражающуюся в принципе: нет законности без демократии и нет демократии без законности. Важное изменение в понимании законности  связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. В Конституции РФ сказано, что Российская Федерация “есть демократическое федеративное правовое государство”, и далее, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Здесь же подчеркивается гуманистическая направленность закона, ибо права и свободы человека “определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”[3].

 

Отсюда законность - это  не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов.

 

Рассматриваемая с самых  широких позиций, законность есть комплексное  политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.

 

 

 

 

 

 

 


 

[3] Конституция Российской  Федерации, М., «Юридическая литература», 2005 г. С. 4,10.

 

ЗАКОННОСТЬ: содержание, принципы

 

Юридическая наука рассматривает  законность в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект законности  выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.

 

В современной юриспруденции  законность определяется посредством  различных категорий (как метод, принцип или режим).

 

Законность неотторжима  от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь — требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.

 

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей  законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи общеправовым принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет ее формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

 

Понимаемая как метод  государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами — путем принятия нормативных  актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

 

В таком государстве  недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.

 

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации  и учреждения сами связаны правовыми  нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

 

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.

 

Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной  формы — политики. Гегель также противопоставлял подлинно демократическое государство, где господствуют закон и свобода личности, деспотии-состоянию беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или, вернее, заменяет собой закон».

 

Следовательно, законность — это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая  правовая атмосфера, которые ограждают  личность от произвола власти, массу  людей — от анархии, общество в  целом — от насилия, хаоса, беспорядка.

 

Основные принципы законности.

 

Принципы законности  - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание. Каковы же эти принципы?

Единство законности. При всем многообразии действующих  законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. «Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская",- так писал еще В.И. Ленин в своей работе « О двойном подчинении и законности»[4].

 

 Недопустимы попытки  создания в каждой республике, области, районе (а тем более  на конкретном предприятии) своей  законности, отличной от общегосударственной.  К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

__________________________________________________________________

[4] Ленин В.И.  О «двойном»  подчинении и законности. Полн. собр. соч. Т. 45С. 197-201.

 

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

 

Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

 

Наивысшую юридическую  силу имеет конституция — основной закон государства. "Современные  Конституции содержат не только правила, касающиеся органов и процедуры  законотворчества, но и перечень основных прав человека и индивидуальных свобод... Поэтому Конституция - это не только свод основных процедурных правил, но также и ядро материального права"[5]. Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

 

 

__________________________________________________________________

[5] Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994.С. 58.

 

 

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение  задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

 

Изложенное позволяет  говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта  презумпция в свою очередь диктует  необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

 

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

 

Иначе говоря, с точки  зрения целей правового регулирования  в любой ситуации целесообразно  следовать предписаниям закона, а  отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

 

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий  принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

 

Основанное на принципе законности, право само предоставляет  возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая — выбор целесообразного решения.

 

Здесь же важно отметить, что благодаря своим принципам  законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим  общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом. Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

 

 

ЗАКОННОСТЬ: требования

 

 Как режим общественно-политической  жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений.  В таком понимании она была  бы тождественна правопорядку. Законность  выступает как необходимость,  которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая — к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Рассмотрим названные требования подробнее.

 

Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства  Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

 

Равенство всех перед  законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что под действие закона должны подпадать все. Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

 

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми  субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

 

Обеспечение неукоснительной  реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод.

 

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным  органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права — деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

 

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний  закона своевременно вскрывались, последствия  правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

 

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОННОСТЬ: гарантии

 

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь  автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой.

 

Гарантии законности — это объективные  условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

 

Среди данных гарантий нужно четко  различать общие условия и специальные средства.

 

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия  создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

 

Нередко в литературе общие условия  как гарантии законности трактуются чрезвычайно широко. Под экономическими гарантиями понимается существующая система  хозяйства, форма собственности, под политическими — политическая система, под социальными — классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий нe может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права.

 

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных  условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономический строй, политическая система, господствующая идеология вряд ли могут рассматриваться как факторы, обеспечивающие законность. Проанализируем это положение на примере собственности. Длительное время считалось, что социалистическая собственность (в отличие от частной) сама по себе является условием обеспечения законности. Такой вывод основывался на предположении, что она порождает у человека чувство хозяина, собственника средств производства, способствуя их сохранению, приумножению, защите. Однако, как мы все убедились, социалистическая собственность стала причиной рождения и других, чуждых законности явлений — бесхозяйственности, хищений и т. д.

 

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий  общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности.

 

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими  законность, здесь выступают такие  факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

 

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная  власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная  государственная власть — это  устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

 

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и  общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

 

Необходимый уровень  культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

 

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

 

Правовые условия. Состояние  законности как политико-правового  явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

 

Гарантиями законности являются также соответствующие  субъективные факторы. Среди них  можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции. Например, несомненный ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование таких «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение властей, парламентаризм и т.д. Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов. Проявлениям беззакония и произвола в их деятельности способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования и т.д.

Законность и ее гарантии. 2