Законность и ее принципы. 2

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие законности и ее основные гарантии

    1. Содержание законности
    2. Конституционная законность
    3. Гарантии законности

Глава 2. Принципы законности

Заключение

Список  литературы и нормативно-правовых актов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Формирование  гражданского общества, правового государства  в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности в системе правовой надстройки. Законность неотделима от права, его  реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических исследований.

    Наряду  с постановкой традиционных теоретических  и практических вопросов законности (роль прокуратуры, суда, арбитража, полиции, государственных органов в обеспечении законности  в их нормальной деятельности) неизмеримо возросло значение анализа ее функционирования во всех сферах хозяйственного и культурного строительства. 

      Изучение проблемы законности  в юридической науке исключительно важно, потому что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но в конечном счете обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно, порождает различные взгляды. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.

    Большинство публикаций по данной теме имеют многолетнюю  давность. За это время в обществе и науке произошли значительные сдвиги. В свете этих изменений существующая в литературе интерпретация законности обладает рядом недостатков.

    Во-первых, содержание данной категории не отражает всего многообразия явлений, формирующих  представления о ней. Во-вторых, она  не позволяет определить ее нравственную природу. В-третьих, в ней демонстрирует политико-юридический аспект. В-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, при этом закрывая  практическую сторону проблемы. В этой связи предпринимаемые попытки по-новому переосмыслить понятие законности выглядят вполне оправданными и своеобразными.

    В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить возраст человека, государства и права, все они находятся  между собой в теснейшей причинно-следственной взаимосвязи и взаимообусловленности. Видимо, поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились: одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу (М.Д. Шаргорский, П.М. Рябинович), другие связывают ее возникновение с демократией (В.М. Чкиквадзе, И.С. Самощенко). В общих позициях есть доля истины, поскольку становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представление о необходимости следования конкретным правилам существовала еще в религиозно-мифологических памятниках за долго до этого процесса.

    Цель  данной работы  -  дать определение  понятию законности  и рассмотреть  ее базовые принципы.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    • раскрыть содержание законности;
    • дать определение конституционной законности;
    • охарактеризовать главные гарантии законности;
    • рассмотреть базовые принципы законности ;

Работа  включает в себя  введение, две основные части, заключение, список литературы и нормативно-правовых актов, используемых  при написании курсовой работы. 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие законности и ее основные гарантии.

    1.1 Содержание законности

    Законность  представляет собой многоплановое явление. Многочисленные определения раскрывают различные аспекты законности: принцип деятельности государственных органов, своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, а также строгое требование соблюдения законов. Под законностью условимся понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.

    Законность  означает совокупность требований, за отступление от которых наступает  юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

    В демократическом государстве все  равны перед законом и поэтому  подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

    Законность  в свою очередь служит утверждению  демократии. Она охраняет демократические  права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

    Законность  как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

    В законах всегда воплощалась, воплощается  и будет воплощаться определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала. В интерпретации связей политики, права и законности необходим конкретно-исторический подход.

    При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только закона или также и других нормативных актов? Здесь необходимо помнить, что законодательство понимается в широком (совокупность всех нормативных актов) и в узком смыслах (совокупность только законов). Представляется, что более оптимальным может быть следующий подход к этому понятию. Законодательство России - это совокупность всех нормативных актов. Федеральное законодательство - это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Законодательство субъектов Федерации - это нормативные акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

    Законность  требует исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает подзаконный нормативный акт в соответствии с законом, на его основе, и не выходит за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения в том числе и подзаконного нормативного акта.

    Посредством законов всех вопросов не решить, все  отношения не урегулировать. Правительственные  акты, некоторые приказы и инструкции ведомств сохранят свое позитивное значение, если они не будут подменять закон, обходить его или расходиться с ним. Такое возможно при наведении должного порядка в разработке и принятии подзаконных нормативных актов, контроле над ними со стороны компетентных органов.

    В уяснении режима законности важная роль принадлежит понятиям "субъект законности" и "объект законности". В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные (негосударственные) формирования. Иными словами, это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Но есть и иное мнение.

    По  мнению Н.В. Витрука, "субъектами социалистической законности являлись государственные  органы, общественные организации, должностные лица. Социалистическая законность полностью зависела от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам отводилась другая роль: они могли участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению.

    Законность  связывалась с воплощением принципов  социализма и объективных закономерностей  общественного развития в процессе правотворчества и правореализации. Поэтому не всякое правонарушение являлось нарушением законности. Например, нарушения ведомственных норм, не конкретизирующих норм конституций и других законов, т.е. несущественные нарушения норм материального и процессуального права, содержащихся в ведомственных актах; преступления и другие правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел (равно и другими должностными лицами) вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; нарушения служебной дисциплины; нарушения норм коммунистической морали. Такое ограничение субъектов нарушений было характерно для периода строительства социализма в СССР.

    Основная  роль в процессе обеспечения законности принадлежит государству. Здесь  уместно процитировать слова  президента США Франклина Делано Рузвельта, сказанные им в период выхода страны из великой депрессии (1934 год). "Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли" и будем наступать на них впредь. Но это "мозоли" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага".

    Принцип законности является всеобщим и не должен содержать каких-либо изъятий.

    Объектом  законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц. 

    1.2 Конституционная  законность

    Определяющее  значение в любом государстве  имеет конституционная законность, т.е. строгое соблюдение Конституции. Это обстоятельство определяется четырьмя главными факторами.

    Во-первых, тем, что Конституция является основным законом страны, которому должны соответствовать  все другие законы и подзаконные  акты. Это означает, что деятельность всех правотворческих и иных государственных органов, уполномоченных принимать законы, другие нормативные правовые акты, должна соответствовать Конституции, является правовой базой законности в государстве.

    Во-вторых, в Конституции, являющейся учредительным  документом, указаны все высшие государственные органы власти, их полномочия, порядок формирования и деятельности. Выполнение ими требований Конституции и других законов обусловливает необходимость соблюдения принципа законности и всеми подчиненными им государственными органами и должностными лицами. И наоборот, несоблюдение высшими органами власти принципа законности создает благоприятные условия для незаконных действий других, нижестоящих государственных структур и должностных лиц.

    В-третьих, Конституция – это правовой акт, действие которого распространяется на всю территорию государства. Поэтому она должна в равной степени исполняться всеми органами, организациями и гражданами независимо от того, в какой территориальной части данного государства они находятся. В противном случае Конституция теряет свое значение основного закона страны.

    В-четвертых, в Конституции закреплены основные права, свободы и обязанности  граждан. Реальное их выполнение всеми  государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами обеспечивает соблюдение принципа законности и в этой очень важной сфере общественной жизни.

    Конституционная законность— совокупность требований к властным структурам в процессе создания конституционных предписаний, их выполнения, а равно система мер, направленная на защиту конституционной законности, в том числе и на ее восстановление. Осуществление конкретных конституционных предписаний происходит в трех формах: выполнение (соблюдение и исполнение), использование и применение. В отличие от вертикального среза конституционной законности (федерация, ее субъекты) горизонтальный срез позволяет выделить следующие четыре ее уровня в зависимости от характера негативных последствий.

    Первый  уровень: когда последствия нарушения конституционной законности максимально опасны для общества. Речь идет о совершении государственного переворота, когда незаконным путем вместо старой конституции учреждается качественно новая конституция, причем все это может происходить как без использования силовых структур, так и с их применением.

    Второй  уровень: нарушения конституционной законности не менее опасен, так как незаконно меняется не вся конституция, а отдельные ее нормы, имеющие сущностный характер. Особенностью данного уровня нарушения основного закона является ее прикрытие такими предусмотренными конституцией формами, как внесение изменений в конституцию и его официальное толкование.

    Третий  уровень: нарушения конституционной законности выражается в действиях высших органов государственной власти и их должностных лиц, которые сознательно способствуют конституционному кризису, хотя внешне действуют в рамках конституции. Субъекты нарушения конституционной законности в этих случаях не стремятся создать или изменить конституционные нормы, что характерно для второго уровня. Сами их действия, порой трудно соотносимые с нарушением конкретной конституционной нормы, способствуют расшатыванию конституционной законности.

    Четвертый уровень: конституционной законности требует выполнения субъектами права конкретных конституционных предписаний. Очевидно, что это наиболее массовый и распространенный способ нарушения конституционной законности.

    Конституционная законность призвана сдерживать притязания левого и правого радикализма, обеспечивая обществу уверенность в прочности гарантий свободы и равенства. Конституция не может запретить образ мышления и законную деятельность левых и правых радикалов — это было бы само по себе отказом от демократии, но она может и должна создать такой правовой климат, который послужит барьером для антидемократических переворотов.

    Таким образом, можно сказать, что конституционная  законность является краеугольным камнем для соблюдения принципа законности во всех областях жизни общества.

    1.3 Гарантии законности

    Поддержание режима законности обеспечивается системой гарантий законности. Гарантии и способы  обеспечения законности представляют собой разные социальные явления, но цель их одна: обеспечение твердой  законности в стране. Поэтому они рассматриваются вместе.

    Гарантии  законности представляют собой такие  формы организации государственной  власти, которые сами по себе способствуют соблюдению законности государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

    Способами обеспечения законности являются методы деятельности, прежде всего государственных  органов, а также общественных организации, должностных лиц и граждан  по созданию и эффективному функционированию механизма, обеспечивающего существование  политических, экономических, идеологических, социальных и юридических гарантий законности, их сохранения и развитию, а также по недопущению правонарушений, их пресечению и привлечению к ответственности правонарушителей, восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц.

    Выделяются  политические, экономические, идеологические, социальные и юридические гарантии законности.

    К политическим гарантиям законности относятся  демократические формы  организации государственной власти, а именно: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное закрепление широких прав и свобод граждан; формирование населением основных органов государственной власти на основе свободных демократических выборов; существование и свободная деятельность партий. В том числе оппозиционных; свобода слова, печати; возможность разрешения политических конфликтов в судебном порядке на основе закона; ответственность государственных органов и должностных лиц в случае нарушения ими принципов демократии.

    Экономические гарантии законности выражаются в многоукладности экономики, существовании различных форм собственности, в том числе частной, и их равноправии, свободной предпринимательской деятельности на основе личной инициативы и предприимчивости, позволяющих гражданам законным образом своим трудом обеспечить себе необходимый уровень жизни, запрещение монополизма и любых форм нечестной конкуренции.

    К экономическим гарантиям законности также могут быть отнесены взимания справедливых и равных налогов со всех форм собственности и доходов населения, максимальное обеспечение трудовой занятости населения, оказания материальной помощи безработным, нетрудоспособным, многодетным семьям.

    К идеологическим гарантиям законности относятся: плюрализм существующих в обществе мнений, взглядов и теорий (за исключением опасных для жизни общества, разжигающих вражду и ненависть, и причиняющих вред гражданам), свободная их пропаганда, ведение публичных дискуссий по вопросам деятельности государственных органов, политических партий, общественных и иных организаций, граждан; распространение законными способами знаний, массовой правдивой информации, отсутствие цензуры; свободное существование и деятельность различных концессий, свобода вероисповедания и распространения религиозных убеждений; свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, соответствующих незапрещенных законом взглядам и убеждениям граждан.

    Социальными гарантиями законности являются достаточно высокий уровень грамотности  населения вообще и в сферах права, в частности возможность получения гражданами необходимого им уровня образования, существование механизма роста культуры, воспитанности населения, умения действовать в соответствии с требованиями закона, уважением прав других людей, исполнением взятых на себя добровольно и возложенных законом обязанностей.

    К юридическим гарантиям законности относятся существование совершенного и полного законодательства, регулирующего:

    • все подлежащие правовому регулированию политические, экономические, идеологические и социальные общественные отношения; в праве не должно быть пробелов;
    • систему судебной власти и структуру независимых судов, порядок рассмотрения ими споров, имеющих юридическое значение, и правонарушений, обеспечивающий равноправие и состязательность сторон, всестороннее и полное исследование обстоятельств, имеющих отношение к рассматриваемому делу;
    • деятельность региональных и центральных правоохранительных органов – милиции, полиции, прокуратуры, их права, обязанности  и ответственность в случае невыполнения своих функций или незаконной деятельности;
    • деятельность органов, обеспечивающих исполнение судебных решений и приговоров, их права, обязанности и ответственность;
    • деятельность независимой квалифицированной адвокатуры, других правозащитных органов и организации, их права, обязанности и ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;

    ответственность юридических и физических лиц  в случае невыполнения договорных и  иных обязательств, а также совершения правонарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Принципы законности.

    Основные  принципы законности – это наиболее характерные черты и свойства, выражающие законность как социальное явление.

    Выделяют  следующие основные принципы и характерные  черты законности:

    • верховенство закона
    • единство или всеобщность законности
    • целесообразность законности
    • реальность законности, ее справедливость
    • связь с правотворческой и государственной дисциплиной

    Принцип верховенства закона означает главенство законодательных актов, и в первую очередь Конституции. Среди всех других нормативных правовых актов и актов применения права. При этом должна соблюдаться определенная иерархия соответствия нижестоящего акта  вышестоящим. Так, обычные законы должны соответствовать Конституции и конституционным законам, указы Президента соответственно Конституции, конституционным и обычным законам, постановления Правительства Конституции, конституционным и обычным законам, а также указам Президента и т.д. Этот принцип законности обеспечивает законность нормативных правовых актов и актов применения права.

    Принцип верховенства закона распространяется и на форму нормативных правовых актов. Важное значение имеет форма  принимаемых ими актов, поскольку  она определяет их место в общей  системе законодательства. Несоблюдение этого требования может привести к нарушению законности. Так, например, принятие министром своих решений в форме указов не будет соответствовать их реальной юридической силе и грубо нарушит иерархию нормативных правовых актов.

    Принцип единства или всеобщности законности представляет собой  единое понимание и исполнение законов всеми субъектами права на всей территории действия данного нормативного правового акта. Конституция РФ и федеральные законы действуют на территории  всей Российской Федерации, а законы субъектов Федерации, действующие только в пределах их территории, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законом, т.к. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст.3 Конституции РФ).

    Единство  законности следует связывать с компетенцией центра в лице его законодательных и исполнительных органов и компетенцией республик и регионов в лице своих соответствующих органов. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам федерации.

    Закон теряет юридическую силу, если он издан  в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных,  республиканских и центральных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их  акты. Далее идут законы республики, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключительному ведению республик, нет акта более высокой юридической силы, чем закон республик. Общее правило таково, что акты органов управления – правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти – являются подзаконными и уступают парламентским актам.

    К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и  ведомства бесцеремонно игнорировали права республик  и компетенцию их высших органов государственной власти. Это соответствовало общей тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство республик актам центральных органов.

    Должна  быть разработана система мер  и государственно-правовых механизмов для защиты прав республик и для  предотвращения случаев злоупотребления  данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты конституционных прав и законных интересов граждан.

    Следить за единством законности в правотворческой  деятельности призваны Конституционный  суд и прокуратура в порядке  осуществления функций общего надзора.

    Единство  законности в сфере реализации права призваны обеспечить суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.

    В разное время в том или ином государстве, в особенности в  периоды ломки существующих общественных отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. И это понятно. Законотворчество не  успевает за коренными изменениями в общественных отношениях. Законы оказываются вдруг пробельными, несовершенными. А главное – они перестают удовлетворять новые общественные силы, начинают отягощать новую политику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников и литературы

1) Конституция РФ

2) Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций. М.,1993.

3) Крыленко Н.В. О социалистической законности // Советское государство и право. 1965. №6.

4) Ленин В.И. О «двойном» подчинении и законности // Полное собранние сочинений. Т. 45.

5) Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993 . №5.

6) Недбайло П.Е. Правовые гарантии законности в СССР // Светское государство и право. 1963. №9.

7) Рабинович П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. // Правоведение. 1981. №5.

Законность и ее принципы. 2