Законность и его содержание

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

       УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 

Челябинский институт (филиал) 

Кафедра теории права и уголовно-правовых дисциплин 
 

                                                                                                            Оценка_______________

                                                                                            Подпись______________

    преподавателя

                                                                                             «____»___________20__г. 
 
 
 
 

ЗАКОННОСТЬ  И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

по  Теории государства и права 
 

       Поляковой Елены Александровны

                                                                            Студента курса         3         группы        Ю-31             

         Специальность 030501.65 «Юриспруденция» 
 

Руководитель: Рукавишникова Т.А.

кандидат  юридических наук, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Челябинск

          2009 

Оглавление:

С.

Введение………………………………………………………….…………….…3

Глава 1. Сущность и содержание законности…………………………….…5

    1. Содержание и основные принципы законности………………….…..5
    2. Гарантии законности…………………………………………………...11

Глава 2. Пути обеспечения  и охрана законности…………………………...15

         2.1 Основные пути укрепления законности………………………………15

         2.2 Обеспечение и охрана законности…………………………………….17

Глава 3. Конституционная  законность и судебный конституционный  контроль……………………………………………………………………….….20

    3.1 Конституционная  законность: понятие и структура………………...20

    3.2 Конституционный  контроль…………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….…28

Список  использованных источников и литературы …………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

      Изучение  проблем законности, его однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.

      Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

      Даже  самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

      В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания1.

      Обеспечение законности сводилось главным образом  к работе контрольно-надзорных и  правоохранительных органов - выявлению  нарушителей правовых предписаний  и их последующему наказанию.

      Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

      Проблема  законности – одна из центральных в общей теории государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. Формирование правового государства неразрывно связано с возвышением роли закона и строгом его соблюдении всеми субъектами права.

      Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами — всеми без исключения). При этом принцип выступает, как идеальная форма законности — соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности2.

      В работе рассматриваются такие вопросы, как: законность его понятие, содержание и признаки, основные требования и  принципы законности, юридические гарантии законности и их виды, охрана законности и ее обеспечение в правовом государстве, что очень актуально в настоящее время для России.

      С позиции осуществляемых сегодня  процессов необходимы новые глубокие научные разработки, связанные с  теоретическим обоснованием и практической реализацией законности и правопорядка. В силу этого очевидна необходимость новых исследований на основе тех возможностей, которые открываются в условиях демократизации нашего общества и государства.

      При написании работы использованы нормативные  материалы, книги и статьи, учтено мнение ряда авторов. 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность и содержание законности 

1.1 Содержание и основные принципы законности  

     Законность  – это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит  в господстве права и закона в  общественной жизни, неукоснительном  осуществлении предписаний правовых норм всеми участками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц3.

     Законность  рассматривают как принцип и  метод функционирования правового  государства, особый режим общественно-политической жизни, общеправовой принцип, принцип деятельности государственных органов, принцип государственной службы, отраслевой принцип, межотраслевой принцип и принцип отдельных правовых институтов, что подчеркивает фундаментальность и многофункциональность категории. В современной теории права законность признается фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества и граждан.

     Законность  выступает в качестве основополагающего принципа организации и функционирования общества и государства.

     В демократическом государстве все  равны перед законом и поэтому  подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также  и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа4.

     Законность, в свою очередь, служит утверждению  демократии. Она охраняет демократические  права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

     Законность  как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

     В законах всегда воплощалась, воплощается  и будет воплощаться определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала. В интерпретации связей политики, права и законности необходим конкретно-исторический подход5.

     Законность  требует исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает  подзаконный нормативный акт  в соответствии с законом, на его  основе, и не выходит за рамки  законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком  положении дел законность требует соблюдения и исполнения, в том числе и подзаконного нормативного акта.

     Объектом  законности (как совокупности соответствующих  требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных  лиц.

     Следовательно, законность — это принцип, режим и метод функционирования общества и государства, в основе которых лежит точное исполнение законов и иных нормативных правовых актов государством, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами6.  
 

     Основными принципами законности в современной  России признаются:

единство  законности; верховенство Конституции, верховенство закона; неотвратимость ответственности; равенство всех перед  законом.

           Единство законности.  При всем многообразии действующих в Российской Федерации законов и подзаконных нормативных правовых актов понимание и исполнение законов на всей территории страны должно быть одинаковым, т.е. в этом аспекте единство законности рассматривается в зависимости от территориального признака7. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип далеко не всегда приводится в жизнь. Отдельные субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, дезорганизует общественные отношения8

     Единству  законности способствует отсутствие  коллизий, пробелов в действующем законодательстве, четкость и ясность самих правовых норм.

       Верховенство Конституции, верховенство  закона. Закон – акт высших  органов государственной власти, непосредственно выражающий волю  народа, интересы гражданского общества. Верховенство Конституции РФ на всей территории России означает обязательность ее соблюдения всеми субъектами права, в том числе и субъектами РФ. Конституция обеспечивает законность и непротиворечивость всей системы нормативных правовых актов, существующих в Российской Федерации; обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем законам и подзаконным актам, и является юридическим выражением суверенитета Российской Федерации.

     Верховенство  Конституции предполагает, что не только законодательная деятельность федеральных и региональных государственных органов, но и правоприменительная практика всех государственных органов должна соответственность Конституции, а должностные лица обязаны нести ответственность в случае нарушения ими конституционных норм.

     Сводить законность к требованию соблюдения только законов – значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний9.    

       Принцип верховенства закона логично дополняет принцип верховенства Конституции, одновременно конкретизируя его.

     Неотвратимость  ответственности. Прежде всего, неотвратимость ответственности проявляется в самом ее закреплении, т.е. за деяния общественно опасные необходимо и неизбежно должна устанавливаться юридическая ответственность. Иными словами юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественной жизни, где возможно совершение правонарушений. Таким образом, неотвратимость ответственности воплощает неразрывное, целостное единство регулирующих и охраняющих функций, единство ответственности, как за соблюдение нормы, так и за каждое нарушение.

     Принцип неотвратимости невозможно понять без  взаимной ответственности субъектов  общественных отношений. «Само государство  находится в рамках правоотношений и в качестве их участника несет перед своими контрагентами (обществом, гражданами) соответствующие обязанности и ответственность»10, а неотвратимость должна распространять свое действие не только на граждан, но и на само государство, его органы и должностных лиц.

     Равенство всех перед законом. У всех субъектов должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права (коллективных образований, государственных органов, должностных лиц) и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально-экономических условиях.

     В юридической литературе выделяют и другие принципы законности. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Этот принцип связан с необходимостью реализации прав. Он обращен не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компонентным органам государства.  Важно создавать условия, обеспечивающие реальное осуществление прав граждан. Конституция РФ закрепила весьма широкий круг прав и свобод граждан. Однако одни из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. В результате они остаются фактически не реализованными.

     Последовательная  борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления  от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Одна из функций юридической ответственности – правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавливаются нарушенные права, следовательно, режим законности11.

     Целесообразность  законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

     Целесообразность  законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

     В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

     Несколько иначе целесообразность проявляется  в процессе правоприменения, где  учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности12.

     Основанное  на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать  фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая — выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

     Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

     Нужно различать законность как систему  формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в  той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления  от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе. 

     1.3  Гарантии законности 

     Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов, т.е. необходимы гарантии законности.

     Под гарантиями законности понимаются как объективные условия существования общества,  так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм  права всеми субъектами13.

     Гарантии  законности классифицируются на две большие группы: общие и специальные.

     Общие условия – суть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Одни из условий способствуют эффективности права, его реализации, другие – затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые определяются как гарантии законности, т.е. как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение. Чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов14.

     К общим условиям (гарантиям) относятся экономические, политические, социальные, духовные и правовые.

     Экономическими  гарантиям законности являются материальные условия жизни общества, основу которых  составляют социально-экономическое  устройство общества, разнообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность субъектов, развитая система малых и средних предприятий и т.д. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, росту правонарушений, т.е. к снижению законности15.

       Политические гарантии состоят в демократическом устройстве государственного и общественного строя, отражаемого в функционировании политической системы в целом. Основным политическим условием законности выступает сильная государственная власть, определяющая не численностью государственных чиновников, а способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения всей страны и пользующаяся поддержкой и уважением населения, установившего ее на основе демократических принципов. Именно в условиях демократического режима (а не тоталитарного или авторитарного) возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация16.

     Социальные  гарантии. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся – необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обхода закона, порождают национальные и социальные конфликты17.

     Духовные  гарантии. Любое государство будет  сильным при наличии высокого патриотизма обыкновенных граждан  и государственных служащих, высокой  общей и правовой культуры в обществе. Нравственность, культура, патриотизм обладают функциональным первенством по отношению к экономике и политике – это необходимые условия законности18.  

     Правовые  гарантии. Состояние законности как  политико-правового явления обусловлено  состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. Для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства.

     Законодательство  только тогда может быть базой  законности, когда оно является подлинно правовым, когда в нем находят  отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответствует основным принципам международного права19.

     Второй  группой гарантий законности являются специально-юридические.  

     Специально-юридические  гарантии законности – это система  закрепленных в законодательстве средств  и основанная на правовых нормах деятельность специализированных органов, направленных на ее поддержание и укрепление.

     К специальным юридическим гарантиям  следует отнести: все нормы права, в которых выражены требования законности; четкую нормативных отношений, которые  нуждаются в правовой регламентации. Совершенствование законодательства; его динамизм; взаимосвязь и взаимообеспеченность правовых предписаний и другие.

     Нормы права содержат самые разнообразные  требования, создающие гарантии законности:

     во-первых, требование справедливого наказания  за совершение правонарушение, которое действительно соответствует характеру и степени общественной опасности и личности самого правонарушителя;

     во-вторых, законодательное закрепление верховенства Конституции, закона и определение  способов их охраны (ст.4, ст. 125);

     в-третьих, возложение на специализированные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушение, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов;

     в-четвертых, законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права и запрещение использовать их в ущерб другим лицам;

     в-пятых, конституционное закрепление запрета  обратной силы действия закона, устанавливающего или отягчающего ответственность  и придание обратной силы закону, устраняющему или смягчающему ответственность20.

       Важной гарантией законности выступает совершенствование законодательства и его динамизм. Законодательство должно учитывать реалии общественной жизни, т.е. отвечать потребностям жизнедеятельности общества, прогрессивным целям и одновременно не быть декларативным.

     Следующей гарантией законности выступает  деятельность уполномоченных органов, пресекающих правонарушения и осуществляющих контроль за соблюдением законов  и иных нормативных правовых актов. Органы, чья деятельность непосредственно  направлена на контроль за соблюдением законов, пресечение и предупреждение правонарушений . сюда относятся: прокуратура, органы внутренних дел, суд, органы федеральной службы безопасности, налоговая инспекция и др. органы, которые предупредительную и контролирующую функцию выполняют попутно, при осуществлении иных полномочий. К ним относятся: Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и т.д. 
 

Законность и его содержание