Законность и её принципы

Тема курсовой работы: «Законность и её принципы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План курсовой работы.

Введение

Глава 1. Понятие законности

    1. Проблемы определения понятия и понимания законности

1.2 Гарантии и формы  законности

Глава 2. Принципы законности

2.1 Понятие принципа законности

2.2 Характеристика принципов законности

Глава 3. Реализация принципов законности

3.1 Предпосылки формирования правопорядка  в России

3.2 Проблемы законности в Российской  Федерации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие российского правового государства предполагает последовательную реализацию принципов законности, выступающих в качестве предпосылки осуществления демократических реформ, закрепления идеалов гуманизма, справедливости, формирования высокой правовой и политической культуры граждан, создания условий для надежной реализации и защиты прав и свобод личности.

Строгий режим законности может приостановить действующий в стране правовой нигилизм и разрушительные тенденции разгула преступности. Законность– эффективный инструмент проводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти и демократии. Особую роль законность должна сыграть в условиях налаживания хозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике, перехода к рынку.

В курсовой работе поставлена задача охарактеризовать следующие вопросы:

1) Дать определение законности;

2) Описать роль и место законности  в правовой системе;

3) Проанализировать основные принципы законности;

4) Описать современное состояние законности в РФ, наметить основные проблемы законности и вывести пути решения этих проблем.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие законности.

Важно не только соблюдать законы, но и создавать правовые, т.е. справедливые законы. Справедливые законы должны быть нормативной основой законности. Законность является не исполнением во имя исполнения, не самоцелью. Назначение законности  -  соблюдение законов во имя торжества справедливости и свободы. Законность - явление быстро развивающееся и призванное содействовать общественному развитию. В нашей истории есть немало случаев, когда граждане следовали законам, а законность нарушалась, когда «суровое исполнение» в действительности означало «суровое нарушение».

Законность  -  это социально-правовое явление, характеризующее деятельность и организацию государства и общества на правовых началах.

Законность обычно характеризуется единством двух признаков:

1)Формального или внешнего - обязанность исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов должностными лицами, государственными органами, гражданами и различными объединениями;

2)Сущностного или внутреннего - наличие научно подтвержденных и соответствующих праву законов.

Объектом пристального внимания ученых-юристов является законность и её принципы. В теории государства и права относительно их соотношения создана методологическая аксиома: принципы – это содержание, а законность – форма их выражения. Опираясь на этот метод, и ведутся научные исследования разных аспектов исследуемого феномена. В конечном результате чего в правоведении сформировалась самостоятельная теория законности, в рамках которой существуют различные определения этого явления.

В монографической и учебной литературе нет единого мнения и трактовки этой правовой категории. Например, В.В. Борисов дает следующее определение: «Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, предприятиям, учреждениям, общественным организациям, гражданам и должностным лицам предъявлено требование строжайшего соблюдения советских законов. Провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы обеспечиваются, и гарантируется выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности; точное и неуклонное исполнение актов реализации и нормативных актов права обеспечивается общественными и государственными мерами».

В других источниках трактуется похожее, по сути, определение законности как принципа. На мой взгляд, законность как принцип представляет собой комплекс взглядов и идей, с помощью которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя необходимость в совершении правомерных поступков. В оценках законности как метода государственного руководства обществом  фактически речь идет о суровом и неуклонном исполнении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. В последние годы в отечественной теории государства и права предпринимаются попытки

по-новому сформулировать определение законности.

 

 

 

 

 

1.1 Проблемы определения понятия и понимания законности

Машинальное соблюдение закона невозможно. Для его существования большое значение имеет механизм обеспечения его реализации, достижения имеющейся в нем цели.

Гарантия законности - это не только исполнение требований законодательства, но и создание через правоприменительную практику предпосылок для эволюции общества на приоритетных началах правового регулирования, для роста правосознания субъектов правоотношений. Это особенно важно для общества с низким правосознанием граждан, где протяженное время правил бал диктат власти, а не утверждалось верховенство права.

Учёными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства. Но в условиях системного кризиса переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности и правопорядка. Их укрепление - один из путей преодоления правового беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности.

Проблема законности — одна из центральных и наиболее дискуссионных в юриспруденции. Существующие определения законности отражают ее многоаспектность и многогранность.

Высшая государственная и общественная целесообразность состоит в том, чтобы законы полностью осуществлялись и точно применялись. Конечно, нормативно-правовые акты могут устаревать или быть недостаточно удачными. Но нельзя допускать, чтобы каждый произвольно решал, надо или не надо применять закон. Пока закон не отменен или не изменен в установленном порядке компетентным органом, он должен неукоснительно соблюдаться. Вместе с тем любая юридическая норма, в том числе и норма закона, подлежит целесообразному применению, с учетом конкретных обстоятельств дела, местных условий, личности правонарушителя и т. п. Но эта целесообразность (применения норм права) предполагает выбор решения в строгих рамках, которые предоставляет законодательство, т. е. в рамках самой законности. Никакие ссылки на целесообразность («местную», «ведомственную», «хозяйственную») не могут снять ответственность за нарушение закона, потому что не может быть целесообразного нарушения законности и правопорядка вообще.

Точка зрения, допускающая обход закона по мотивам «целесообразности», глубоко ошибочна и практически вредна хотя бы потому, что не учитывает общегосударственной значимости законности, исходит лишь из оценки какого-то одного случая или дела. Признавая целесообразность применения любой нормы права, надо исходить из возможностей решения, которые предоставляются законодательством, а не искать какую-то целесообразность за рамками действующего права.

Таким образом, соотношение законности и целесообразности имеет в общем два аспекта: признание целесообразности режима законности и целесообразное (в рамках законности) применение норм права в каждом отдельном случае. То и другое исключает любое противопоставление целесообразности принципу законности.

Нарушения законности в деятельности государственного управления и правоохранительных органов мешают эффективному осуществлению функций государства, десинхронизируют работу его органов. Следовательно, они опасны для самого государства. Более того, нарушения законности со стороны должностных лиц, помимо прямого вреда, подчас связанного и с ущемлением прав граждан, снижают общий престиж закона и власти в глазах населения, отрицательно сказываются на правосознании народа, создают ложное впечатление о безответственности и тем самым ослабляют борьбу с любыми правонарушениями за прочный правопорядок. Каждое должностное лицо должно понимать, что допущенное им нарушение законности способно принести вред обществу, государству и его гражданам. Обстановка безответственности в работе тех или иных государственных органов, нарушения законности в свою очередь создают атмосферу попустительства этим чуждым проявлениям. Напротив, само по себе укрепление законности становится одним из средств решительного предотвращения любых антисоциальных проявлений, помогает борьбе с отрицательными сторонами работы госаппарата. Государство, его законодательство призваны выражать п защищать интересы личности, задача административного аппарата состоит в организации практического осуществления законов, заинтересованности в укреплении законности и правопорядка. Вот почему столь нетерпимы нарушения законности в государственном управлении, а упрочение правовой основы государственной деятельности оказывается органически связанным с развертыванием демократии как главным направлением развития политической системы общества.

 

 

 

1.2 Гарантии и  формы законности

 

Гарантии законности представляют собой комплекс организационных, политических, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства.

Существуют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся политические, экономические, идеологические, социальные и общественные условия.

Экономические условия представляют собой обеспечение равноправного наличия различных форм собственности, утверждение и охрану частной собственности, устойчивую денежную систему и налоговую политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, ритмичную работу всего хозяйственного механизма и т. д.

К политическим условиям относятся развитие и совершенствование демократических устоев общества, разделение властей и их сотрудничество между собой, формирование правового государства, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, гласность, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, внедрение идей парламентаризма и т. д.

Идеологические условия подразумевают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни.

Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально не защищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности.

Общественные условия представляют собой активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить закон.

Специальные юридические гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают:

1) улучшение качества законодательства, его совершенствование;

2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации;

3) эффективную и четкую деятельность правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, контрольно-надзорную деятельность специальных органов – КС, судебных, прокурорских и следственных органов;

4) контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций;

5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел;

6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы законности

 
Законность — строгое соблюдение Конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. 
Подобное определение законности логически вытекает из ч. 1 ст. 15 Конституции России, где говорится об обязанности соблюдения Конституции и законов органами местного самоопределения, должностными лицами, гражданами и их объединениями. 
Важнейшее направление осуществления законности — обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам. 
С этим тесно связан важный принцип Российской Федерации — единого экономического и правового пространства. 
В Преамбулу Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) включено положение о необходимости того, «чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения...», констатируется, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». 
Конституции России и федеральному законодательству должны соответствовать правовые акты субъектов Федерации, изданные по вопросам их исключительного ведения. 
Следует подчеркнуть, что верховенство федерального права обеспечивается и тем, что гражданские, уголовные, финансовые, коллизионные и другие наиболее важные сферы законодательства в силу ст.71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Это позволяет формировать на федеральном уровне основы правовой системы. 
Провозглашение рядом конституций и уставов субъектов Федерации верховенства их законодательства не соответствует Конституции России. 
Верховенство права является важнейшим принципом правового государства. 
Единство (единообразие) законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всех граждан, органов и организаций государства нормативно-правовых актов; единстве юридической основы законности. Под единством законности следует понимать, что все законы государства имеют одинаковую силу на всей его территории. Широко известны слова В. И. Ленина: «Законность не может быть Калужская и Казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей Федерации Советских республик»

 

2.1 Понятие принципа законности

 

Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1) единство законности;

2) верховенство законности;

3) связь законности с культурой;

4) связь законности с целесообразностью;

5) всеобщность законности;

6) гарантирование прав и свобод личности;

7) неотвратимость наказания за нарушение закона.

Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.

Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.

Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

 

2.2  Характеристика  принципов законности

 

1) Принцип единства законности.

Принцип единства законности состоит в единообразном понимании ее принципов на всей территории Российской Федерации.

Проблема единства законности приобретает большую политическую остроту в связи с растущим движением во многих субъектах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом ее субъекте.

Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице органов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только свои законы, но и законы субъектов Федерации, и к органам субъектов Федерации. И те, и другие призваны соблюдать не только собственные законы.

Закон теряет юридическую силу, если он издан в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут законы субъектов Федерации, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов Федерации, нет акта более высокой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, что акты органов управления– правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти– являются подзаконными и уступают парламентским актам.

К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компетенцию их высших органов государственной власти. Это соответствовало общей тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации законодательству центральных органов.

Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для предотвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.

 

2) Принцип верховенства  закона.

Принцип верховенства закона– важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации дoлжнocтными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства– правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам– исполнителям норм права (прежде всего закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

Система права, формирующаяся и функционирующая в любой стране, во многих отношениях определяется устройством самой власти, в основе которого конституционный принцип разделения властей делится на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10 Конституции Российской Федерации). Состояние законности и сам ее режим во многих отношениях зависят от согласованных действий ветвей власти при их независимости друг от друга.

Принцип конституционного регулирования основ федеративного устройства Российской Федерации обусловлен государственным устройством России. Его источником служит часть 1 статьи 1 Федеральной Конституции, устанавливающая, что «Российская Федерация– Россия, есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». В соответствии с этим принципом любое изменение федеративной природы Российской Федерации является предметом конституционного законодательства и не может быть осуществлено актом иной юридической силы. В частности, часть 2 статьи 65 федеральной Конституции гласит, что «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

Принцип двухуровневого законодательства предполагает наличие, помимо федерального, законодательства субъектов Федерации. Законодательство субъектов Федерации состоит из конституций республик в составе Российской Федерации и уставов других субъектов, а также принимаемых на их основе законов субъектов Российской Федерации.

Всеобщность законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

 

3) Гарантированность прав  и свобод личности.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.

Употребление термина «основные права и свободы» не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:

а) основные (конституционные) права и свободы перечислены в Конституции– нормативном правовом акте, обладающем высшей юридической силой на территории Российской Федерации;

б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину;

в) основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности;

г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;

д) реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении;

е) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

Перечислим основные виды прав и свобод:

1. Право на жизнь– важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права.

2. Право на охрану государством достоинства личности.

Наиболее важные гарантии, обеспечивающие охрану человеческого достоинства, закреплены в Конституции Российской Федерации:

а) никто не может подвергаться пыткам

б) никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;

в) каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, включая право требовать по суду материальной компенсации причиненных физических и нравственных страданий

3. Право на свободу и личную неприкосновенность.

4. Право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, тайну переписки, телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений.

5. Неприкосновенность жилища.

6. Право определять и  указывать свою национальную  принадлежность, пользоваться родным  языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.

7. Право на свободу  передвижения.

8. Свобода совести, свобода  вероисповедания.

9. Свобода мысли и слова.

Конституция России, международно-правовые акты закрепляют также возможность свободного выражения мысли– свободу слова. Однако здесь существует важное ограничение: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Формы защиты прав и свобод человека и гражданина различны:

1. Право на самозащиту. Каждый вправе сам защищать  свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Одним из таких способов является необходимая оборона от нападения, допускающая причинение вреда нападающему, вплоть до лишения его жизни.

2. Судебная защита прав  и свобод. В настоящее время  это самый распространенный способ  защиты прав и свобод человека  и гражданина. Российская судебная  система нередко не справляется  с потоком исков и жалоб  граждан, в результате чего рассмотрение  дел растягивается на месяцы  и даже годы.

3. Право на подачу жалобы  Уполномоченному по правам человека  в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной зашиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

4. Международная защита  прав и свобод человека и  гражданина.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 46), каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

4) Принцип неотвратимости  наказания за нарушение законности.

Уголовный кодекс непосредственно закрепил принципы уголовного права: законности, равенства граждан перед законом и неотвратимости наказания за его нарушение, вины, справедливости, гуманизма.

Истоки принципа неотвратимости наказания можно отыскать ещё у древнегреческих философов Платона и Аристотеля. В законченной форме он был обнаружен в книге выдающегося итальянского просветителя и гуманиста XVIII века Чезаре Беккариа. В своём знаменитом трактате «Рассуждение о преступлениях и наказаниях» пишет: «Вернейшее обуздание преступлений есть не строгость наказания, а уверенность быть точно наказанным. Известность умеренного наказания всегда сделает гораздо больше впечатления, нежели страх жесточайшей казни, соединённой избавиться от неё. Как бы легко не было наказание, но оно устрашает людей если неизбежно...»

Законность и её принципы