Законность. 2



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

              Введение

1.      Понятие законности и ее сущностные признаки

2.      Принципы законности.

3.      Гарантии законности.

4.      Содержание законности.

5.      Требования законности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах - законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей - граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путей заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как «реализация права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» - на результативность правового воздействия и т. д. Законность же - комплексная категория, охватывающая все стороны жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием властной воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах: в плане «правового» характера общественной жизни; с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами. Это по своей сути правильное понимание, «однако» оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Подобная трактовка законности есть результат отождествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является «правом» и соответственно требует неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнении норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.

Рассматриваемая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового государства носила иное название - «господства права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие законности и ее сущностные признаки

С возникновения еще самых первых государств на заре человечества, каждое государство сталкивалось с необходимостью создания законов, но основная проблема возникала сразу вслед за этим необходимость их соблюдения. Создавались властные структуры, призванные обеспечивать неукоснительное исполнение законов, т. е. принуждать население к соблюдению законности. На мой взгляд любое государство вовремя не осознавшее, что издание законов, инструкций и тип, отнюдь не гарантирует само по себе того, что граждане тут же бросятся их исполнять просто нежизнеспособно. Наоборот часто возникают ситуации, когда принятие законов (особенно налоговых) приводит чуть ли не к единодушному саботажу. Поэтому немедленно должна быть отработана система контроля за их исполнением. Так все-таки что такое законность?

Вместе с появлением государства и его законов по является и законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов государства. В условиях, когда нормы права сосредоточены в законодательстве, осуществление таких норм, их практическая реализация возможны только тогда, когда в стране действует режим законности. Если законность-это прежде всего требование соблюдения всех законов, то режим законности это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, беспрепятственное осуществление юридических прав и добросовестное исполнение юридических обязанностей являются принципом деятельности всех государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций, отдельных граждан. На философском языке законность -это область долженствования. Понятие законность характеризует правовые вопросы под углом зрения реального, практического осуществления права, его связи с политическим режимом, с демократией, идейно-духовными, нравственными основами правовой системы. В юридическом аспекте законность оказывается связующим звеном между юридическими нормами и правоотношениями. В политическом плане законность при соответствующих исторических условиях оказывается воплощением связи между правом и государством, зависит от характера власти и сама влияет на форму государства. Демократические формы государства и законность оказываются началами такой организации жизни людей, которые ограждают в той или иной форме и степени личность от произвола власти, массу от анархии личностей, общество в целом от насилия со стороны меньшинства. Требование власти соблюдать ее законы превращается в политическое требование населения исполнять законы и самим представителям власти, в требование связанности государственных органов действующим правом. Кроме вышеперечисленных признаков и особенностей законность обладает также и следующими: Во-первых, в законности выражается реалистическое отношение к праву, его общеобязательности, его силе и ценности. Основывается она на реальном действии права, на его фактических возможностях, действительной ценности при решении социальных задач.  Во-вторых, законность выражает связь правовых вопросов с социальным строем, с политическим режимом, существующем в обществе. Характеристика законности как режима общественно-политической жизни позволяет увидеть связь законности с самой природой данного социального строя, особенностями свойственных стране способов и методов осуществления политической власти, раскрыть ее значение как составной части, элемента классово определенной демократии.

В-третьих, состояние законности в обществе прямо связано с идейно-духовными, нравственными основами правовой системы началами гуманизма, социальной справедливости, подлинного равенства, положением личности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные принципы законности.

 

Реальная, а не формальная законность должна строиться на основополагающих принципах, исходных началах, определяющих её содержание и место в общественной жизни. Принципы законность-это основные идеи, начала, раскрывающие содержание законности под углом зрения практического осуществления права. К числу основных принципов законности следует отнести: верховенство Конституции и федерального закона, всеобщая законность, единство законности, гарантированность прав и свобод личности, неотвратимость наказания за нарушение предписаний законно, недопустимость отступления от предписаний законов по мотивам целесообразности.

Верховенство Конституции и федерального закона(ст.4,15,ч.1) – принцип без которого невозможно единое правовое пространство и единообразное действие законности. В юридической литературе в этом аспекте используется термин «конституционность» определяют «как соответствие общественных отношений, актов и действий органов государства, должностных лиц  Основному закону страны, имеющему высшую юридическую силу»[1].

Конституционность обусловлена такими качествами Основного закона, как верховенство, демократизм, выражение воли народа, реальность и др.

Заметим, верховенство закона понимает в юридической литературе как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права. Конституция, как основной закон государства, обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми другими нормативами правовых актами. Соответственно ,ни один из не может противоречить Конституции, должен ей соответствовать.

Законы как акты высших представительных органов государства обладают после конституции более высокой юридической силой, чем акты других органов. Так,ст.90 Конституции Российской Федерации закрепляет: указы и распоряжения Президента России должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Статья 115 Конституции также устанавливает, что постановления Правительства должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральный законам и указам Президента Российского Федерации.

Следовательно, закон занимает особое место в системе нормативных правовых актов. Это акт представительных органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народ, интересы гражданского общества. В этой связи под верховенством, закона понимается его высшая юридическая сила в иерархической системе нормативных правовых актов, соответствие подзаконных актов закону. Всякое издание подзаконных нормативных правовых актов, противоречащих закону, есть нарушение законности.

Верховенство закона – понятие сложное, включающее не только отмеченные момента. Далее возникает вопрос: над кем и чем должен главенствовать закон? В первую очередь – над государством и его мощным аппаратом воздействия на личность. Государство не только может использовать право как инструмент власти, но и само должно подчиняться закону. Имеется в виду то, что государственная власть должна быть «связана» правом, подчиняться требованиям законности. Закон, обладает высшей юридической силой, не должен обесцениваться посредством «разъясняющих и конкретизирующих» инструкций. Реальность в современной России такова, что иногда допускается нивелирование закона в системе нормативных правовых актов государства. Имеется в виду то, что закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. Такая ситуация, в частности, складывается в связи со специальными распоряжения должностных лиц, разъясняющими порядок применения отдельных статей законодательных актов. Этим и, разумеется, другими факторами, например, проявлением сепаратизма в регионах, предопределена необходимость укрепления « вертикали власти » в современной России.

Всеобщность законности означает, что в процессе реализации законов все в равной степени должны соблюдать их требования и в равной степени законом все должны быть равны. Этот принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

Стержневым моментом этого принципа является то, что никакое должностное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к тому или иному общественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к тому или иному общественно – политическому движению и т.д. не освобождает от соблюдения законов.

Примечательно то, что этот принцип обосновывали мыслители прошлых эпох. В частности, римский политический деятель, оратор и писатель Цицерон утверждал, что «под действие закона должны подпадать все».[2]

Приходится, однако, отмечать явную недооценку такой исключительно значимой роли принципа всеобщности в современной российской действительности. Это препятствует прогрессивному развитию государственности и формированию гражданского общества. Назовем в этой связи также следующие негативные факторы: привилегии многих должностных лиц, факты коррумпированности отдельных структур образование сомнительной неофициальной структурной  инстанции в виде «семьи», «семейного клана» и др.

Единство законности. Наличие в нашем обществе многообразия действующих законов и иных нормативных правовых актов, специфичных регионов и местных условий означает, что этот принцип имеет особую значимость. Он требует единообразного понимания законов на всей территории страны. Особенно актуален этот принцип в том смысле, что существуют несоответствия и противоречия законодательства субъектов  федерации системе российского права и, прежде всего, Конституция РФ.

В дореформенный период принцип единства законности  служил укреплению административно- командной системы. В настоящее время политико- правовая ситуация изменилась: возросла роль территориальных регионов в принятии принципиально важных государственных решений, осуществлена приватизация крупных промышленных предприятий и др. Как видно, республики, области, края, проявляя инициативу, допускают отступления от Конституции РФ, иных федеральных законов, ссылаясь на своеобразие местных условий. В этой связи проблема единства законности приобрела политическую остроту. Разумеется, единство законности шаблона в применении правовых актов на местах, ущемление самостоятельности мест. Вместе с тем, если видеть в законности особый правовой режим, основанный на точном соблюдении законов, то их применение  должно быть одинаковым на территории страны. Недопустимы попытки сознания в отдельных республиках, краях, областях, районах или предприятия своей законности.

Единство законности связано и с четким определением компетенции центра в лице его законодательных и исполнительных органов, и компетенции республик и регионов в лице соответствующих органов. С этой точки зрения, требования законности едины и к центральным органам,  обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам федерации.

Следовательно, единство законности опирается на единообразное понимание законов и подзаконных актов на всей территории страны и во всех областях жизни. Вместе с тем, единство законности не исключает определенной независимости региональных органов власти, основывающейся на местных условиях. Все дело в том, чтобы при учете местных особенностей не допускались отступления от общего для всех федерального законодательства и др. В настоящее время для Российской Федерации это приобретает особо важное значение, в связи с ранее названным факторами.

Гарантированность прав и свобод личности. Россия, провозгласив построение демократического правового государства, утверждает права и свободы человека, его честь и достоинство, рассматривает личность как высшую социальную ценность. Показательна в этом плане глава 2 Примечательно, что в Основной законе страны утверждается: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствии с настоящей Конституцией»(ч.1ст.17).

По-видимому, в этой связи, в статьях 45 и 46 Конституции содержатся формулы: «государственная защита прав и свобод человека и гражданина», «судебная защита прав и свободы».Уместно назвать и конституционное положение о том, что каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи(ч.1ст.48 Конституция РФ).

Как видим, рассматриваемый принцип, прежде всего, обращен к копитентным государственным органам. Смысл конструкции рассматриваемого принципа понятен, ибо таким путем и законодатели, и правоприменители ставятся в достаточно жесткие правовые рамки.

Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. В буквальном смысле неотвратимость- это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием того или иного следствия. Юридическая природа законности рассказывается, в частности, в следующим: если за то или иное деяние должны последовать меры юридической ответственности, то без законных оснований никто не может быть от этого освобожден. Этот принцип оказывает серьезное воздействие на правосознание граждан и должностных лиц. Эффективная работа правоохранительных органов, высокая раскрываемость преступлений могут способствовать внедрению в общественное сознание представления о неизбежной связи правонарушения и наказания.

Санкции закона должны работать .Если совершено правонарушение, а управомоченные органы не реагируют, ответственность не наступает, то это подрывает идею законности, наносит авторитету правоохранительных органов. Неотвратимое наказание любого из субъектов права за неисполнение или недолжное исполнение юридических обязанностей - важные основы формирования демократического правового государства.

Недопустимость отступления от требований законов по мотивам целесообразности. Этот принцип заключается в том, что требованию целесообразности не должно противоречить требованию законности.

Заметим, слово «целесообразный»  означает «соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный»[3].

В правовой сфере различают целесообразность законов, иных нормативных правовых актов и целесообразность их правоприменения.

Вопрос о целесообразности в первом аспекте решается с учетом того,что законы- результат правотворчества ,могут быть несовершенными с момента принятия или по истечении определенного периода времени.В такой ситуации отдельные субъекты, осуществляющие правоприменительную деятельность, полагают, что такой «целесообразный» закон можно обойти. Юридические вопросы надо решать, исходя из жизненных потребностей, собственного понимания справедливости.

Законность и целесообразность в правоприменении - понятия не противоположные, но и не тождественные. Не всякое, законное решение всегда выступает как наиболее целесообразное (избрание в отношении организаторов крупных преступных групп такой меры пресечения, как залог).

Итак, целесообразность в применения правовых норм – это такая их реализация, при которой достигаются цели закона. Таким образом, целесообразность законности означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности предписаниями закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Гарантии законность

 

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой. Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

 

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Нередко в литературе общие условия как гарантии законности трактуются чрезвычайно широко. Под экономическими гарантиями понимается существующая система хозяйства, форма собственности, под политическими - политическая система, под социальными - классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономический строй, политическая система, господствующая идеология вряд ли могут рассматриваться как факторы, обеспечивающие законность. Проанализируем это положение на примере собственности. Длительное время считалось, что социалистическая собственность (в отличие от частной) сама по себе является условием обеспечения законности. Такой вывод основывался на предположении, что она порождает у человека чувство хозяина, собственника средств производства, способствуя их сохранению, приумножению, защите. Однако, как мы все убедились, социалистическая собственность стала причиной рождения и других, чуждых законности явлений - бесхозяйственности, хищений и т. д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции. Например, несомненный ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование таких «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение властей, парламентаризм и т.д. Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов. Проявлениям беззакония и произвола в их деятельности способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования и т.д.

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

Специальные средства обеспечения законности-это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Законность. 2