Законы Ману как источник права Древней Индии

 Оглавление

 Введение……………………………………………………………………….2

 Глава 1. Законы Ману как источник права Древней  Индии………………..5

    1. Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5

1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9

Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14

2.1 Понятие преступления  и виды преступлений по Законам Ману……...14

2.2 Наказание,  его виды и особенности согласно Законам Ману…………19

Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23

3.1 Судебные органы  В Древней Индии…………………………………….23

3.2 Характеристика  судебного процесса по Законам Ману………………..24

Заключение…………………………….………………………………………30

Библиографический список…………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

    Древняя Индия, как и другие  раннеклассовые цивилизации, характеризуется   более ранним появлением обычаев,  религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот  почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.

 Изучение  шастр позволяет заметить, как  по мере преобразования первобытно-общинных отношений в рабовладельческие, нравственные и религиозные начала в них сужаются, укрепляется нормативность  права, расширяется сфера правового регулирования, правовые нормы формулируются все более категорично, усиливается применение принудительных средств государства, совершенствуется техника изложения юридических норм.

 В настоящее  время, под правом понимается совокупность обязательных правил поведения, установленных или санкционированных высшим законодательным органом власти в целях регулирования общественных отношений. Для понимания же права древней Индии необходимо прояснить понятие дхармы.

   Дхарма- понятие сложное, многогранное, его нельзя перевести как закон или право. В широком смысле слова, дхарма обозначает совокупность законов, правил поведения, которым должны следовать боги, страна, варны, кулы (семьи) и т.д. (ЗМ, I,118). В применении ко вселенной дхарма означает вечный, всеобщий, нерушимый закон, поддерживающий космический порядок и управляющий сочетанием вещей и явлений. В применении к индивиду - это нравственный долг, благочестие, моральный кодекс, т.е. совокупность нравственно- этических норм поведения. Дхарма – это также закон, которым руководствуется царь, комплекс различных обязанностей, связанных с верованиями, которые следует исполнять. Индийская традиция считает, что предусмотренные шастрами возможности поведения предопределены богами. 

 Боги, царь, страна, варна, отдельные семьи – все обязаны следовать своей дхарме. Дхарма могла стать общей лишь в исключительных случаях (ЗМ,I,116).

   Главной целью дхарма, как свод религиозно-этических норм, ставила  регулирование поведения индуса - указание  ему наилучшего пути достижения великой цели, открытие смысла бытия и помощь в обретении “истинной” и “абсолютной свободы”.

   Соблюдение установленных норм  поведения обеспечивалось как  моральными, религиозными и юридическими  карами, так и нравственным убеждением, поощрением должного поведения,  обещаниями прижизненных и загробных благ. Нарушение дхармы влекло изменение правового статуса, следовательно, и вида наказания. Основу дхармы составляют, согласно индийской традиции, шрути    (священное предание, внушенное богами), срити (священное предание, передаваемое из поколение в поколение), поведение добродетельных (т.е. брахманов и дваждырожденных, мнение которых, есть сам закон) и самоудовлетворение( активное исполнение предписанных свыше правил)

   Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Создавались эти сборники определенными брахманским школами, претендовавшими на общеиндийскую значимость. Подобные сочинения входят в разряд смрит и иногда их обозначают этим термином. Традиция называет разное число сборников-дхармашастр - 18,19, 21, иногда 36. Дхармашастры были своего рода кодексами, сборниками поучений и предписаний для членов различных социальных групп. Вместе с тем указанные тексты содержат и правовые нормы (в том числе в области уголовного и гражданского права), сложившееся в результате длительной практики  государственного управления.

   Дхармашастры заметно различаются  по размеру и времени составления, однако можно выделить относительное сходство между ними, взаимовлияние, совпадение текстов, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались. В таких сборниках, одним из важнейших, которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), " правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.".1 Излагается текст Законов от имени легендарного прародителя человечества. По легенде, всевышний бог Брахма послал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Следовательно, Ману имеет божественное происхождение.

   По своей форме Законы Ману  выступают как сборник религиозно- моральных наставлений, священных текстов, норм обычного права.

 Для написания своей курсовой работы я выбрала тему " Преступление и наказание, судебный процесс по Законам Ману", т.к. изучение древних источников права, одним из которых и являются Законы Ману, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Законы Ману являются фактически самыми первыми законами в Древней Индии, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы (в частности уголовного права) и наказания по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.

 Целью проведенного исследования является характеристика и анализ особенностей уголовного права  и судебного процесса согласно Законам  Ману. В рамках достижения поставленной в курсовой работе цели были решены  следующие задачи:

  • Анализировать Законы Ману в качестве источника права Древней Индии
  • Изучить теоретические аспекты и выявить природу понятий "преступление" и "наказание" согласно Законам Ману
  • Выявить и дать  подробную характеристику судебному процессу в Древней Индии, согласно Законам Ману.

 При исследовании данной темы были применены  следующие методы: аналитический, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических  публикаций и статей, конкретно- исторический, обобщения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Законы Ману как  источник права Древней  Индии

    1. Общая характеристика и структура Законов Ману

 Законы  Ману – один из самых известных  памятников древнеиндийского права  и наиболее часто используемое специалистами-индологами произведение древнеиндийской литературы. Полное название -  Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия  пр.). Поэтому часто данный памятник именуется  “Откровения царевича Ману”. Название дает нам шанс четко проследить  связь права и религии, характерная для всех древневосточных государств, в том числе и древнеиндийского общества, ввиду чего Законы  Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга.

 Законы  Ману состоят из 12 глав, в которых  содержится 2685 стихов-шлок, ритмической прозой, с целью облегчить их запоминание. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.

 Законы  Ману были переведены с санскрита  в конце XVIII в., тем самым раскрыв многие непонятные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. "Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами".2 В главах Законов, посвященных собственно праву (главным образом VIII и IX главы), делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или "поводы для судебного разбирательства".

 "Появление  Законов Ману знаменовало качественно  новый этап развития правовой  мысли в Древней Индии, которая  все больше стала  испытывать                светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения".3

   Содержание Законов Ману включает  нормативные установления о политике, морали, религиозных предписаниях, помимо правовых норм Содержание  Законов определяется основополагающим брахманским учением, которое изложено в первой главе и обосновывает сословно-варновое деление.

 "На процесс образования 4 сословий воздействовали многие обстоятельства- особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус".4 Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы - от КАви(Бхригу), кшатрии- от Ангираса, вайшьи- от Пуластьи, шудры- от Васиштхи.

 Огромную  роль в древней индии играли стоявшие на вершине иерархической лестнице брахманы (brahmana- «знающий священное учение»). Они оказывали большое влияние на все стороны  общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.

 Вторым  господствующим классом были кшатрии (ksatia-«наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.

 Третье  место в системе варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник). Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.

 Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших  прежний гражданский статус.  Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения – "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дваждырожденными" (двиджати). Шудры являлись "единождырожденными". В Законах Ману сказано: "Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дваждырожденных, четвертые же – шудры- рожденные один раз; пятой же нет".

 Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры жили ремеслами, актерством , могли иметь только одну жену .  В целом эта варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.

        Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение человека в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

 Законы  Ману  пользовались большим авторитетом у индийцев  как в древности, так и в средние века. Они часто цитировались в средневековых сборниках обычного права - нибандхах, представляющих собой не просто свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, но и их юридический разбор".Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Однако  то обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления Законов Ману многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их деятельность".5 При толковании отдельных стихов сборника, мнения комментаторов редко бывают схожими. Однако работы средневековых индийских комментаторов (в частности Медхатитхи и Куллюкабаты) имеют огромное значение – без них многие стихи Законов Ману оказались бы совершенно непонятными.

   "Ману-смрити " написаны на санскрите, содержат 2684 шлок, которые разбиты на 12 глав:

  • I глава излагает сведения о мироздании и его Творце, о происхождении основных 4 варн,главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
  • II-повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, также говориться о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также "запомненной священной мудрости" дхармашастр;
  • III-IV- содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку(анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков( пратилома) и требован Иях  к соответствующим  обрядам.;
  • V-VI- содержат сведения о способах сакрализации повседневной  жизни: распорядок дня, перечисление запретных поступков, описане ритуалов очищения и образа жизни;
  • VII-наставления о функциях царя ,принципах его политики и государственном управлении
  • VIII-наставления о судопроизводстве и юридической практике;
  • IX-X-посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
  • XI-посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых(каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных  межварновых  браков, нарушивших дхарму)
  • XII-дает предписания относительно культа , ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом;

 Датировка ведийских сочинений - задача чрезвычайно сложная. Абсолютная  хронология, как правило, не установлена. Отдельные сочинения не представляют собой однородного целого: они складывались в течении длительного периода, в разной этнической среде, устно передавались из поколения в поколение, подвергались редактированию и обработке, т.е. вобрали в себя различные по времени тексты. К  тому же существует огромный временной разрыв между оформлением устных  собраний и их записью.

 Немалые трудности сопряжены с необходимостью адекватного понимания смысла текстов. Комментарии, выполненные в рамках той же ведийской традиции, далеко не всегда способствуют его уяснению. Чрезвычайно архаичен древний язык ведийских сочинений, что также составляет значительные сложности.

 В науке  утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. - II веке н. э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II—VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н. э. до I века н. э. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150—120 годы до н. э. Поэтому едва ли допустимо определять хронологические границы всего памятника, правильней говорить о датировке его частей.

 Таким образом, анализируя данный параграф, можно подвести определенный итог:  Законы Ману  (санскр. Манавадхар-машастра) - древнеиндийский это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, по форме же Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде, по мнению многих ученых, Законы Ману были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э, однако выделяют более "древние" и более "молодые" главы. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на их наследственно-профессиональный  характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью же Законов Ману является религиозный характер всех его положений.

    1. Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману

 Ввиду того,  что  общественные  отношения  образуют, в силу их специфики,   особые системы связи между юридическими нормами, возникает потребность группировки правовых норм в определенную отрасль права. Весьма актуальным это разделение является для современного общества, однако и для Законов Ману характерно выделение отраслей права. Не только уголовное, но и право собственности, обязательственное и наследственное право получили свое развитие  в Законах Ману.

Право собственности. Именно эта отрасль права в Древней Индии была достаточно разработана.  Необходимыми элементами права собственности древние индийцы считали три компонента: владение (бхукти), пользование (бхага) и распоряжение(свамья).

"Предписания  Законов Ману направлены на  всемерную охрану права собственности на различные виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь".6

 Выделяются, следуя традиционной семизначной манере, следующие 7 способов приобретения собственности: приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений) 7-й способ приобретения предусматривался только для жрецов-брахманов).Универсальный способ приобретения права на вещь - по давности владения.

 Земля могла стать собственностью по истечении жизни трех поколений( от 30 до 60 лет), при условии, что это владение было добросовестным, что доказывалось с помощью праманов: человеческих( свидетели, документы) и божественных(ордалии).

 Недвижимое  имущество также могло выступать в роли собственности. "Земельный фонд в Древней Индии делился на несколько категорий: государственная, царская, общинная и частная. Государственной собственностью признавались леса, необработанные земли, рудники, пустоши. В царский личный фонд включались царские хозяйства, полновластным собственником которых выступал непосредственно правитель. Общинные земли - пастбища, луга и т.д".7 В компетенцию общины входил контроль над землевладением - преимущественное право выкупа участка предоставлялось соседям и родственникам, ограничивалась продажа лицам, не являющимся членами общины.

 Существовали  некоторые общегосударственные  ограничения, например, если собственник  бросал свой участок во время  сева или жатвы, он подвергался  штрафу, таким же было наказание и за нарушение правил купли - продажи.

 "В  древнеиндийском государстве закреплялась  собственность на рабов, они  могли принадлежать государству,  общине, частным лицам. Однако, самую  грязную и тяжелую работу выполняли  не рабы, а низшие касты свободных.  По Артхашастре, некоторые категории рабов могли иметь некоторое имущество (по Законам Ману такого права рабы не имели)".8

 Обязательственное право. Основанием для возникновения обязательства служили неосновательное обогащение, причиненный ущерб. В Законах Мну договор рассматривался как добровольное соглашение двух сторон. Законы Ману перечисляют несколько видов договоров, их общие принципиальные положения и возникающие отношения. Так, договор возникает только в силу добровольного, сознательного соглашения сторон; не порождал обязательств договор, заключенный пьяным, безумным, ребенком, в силу обмана или принуждения, а также рабом, если только соглашение не было выгодно хозяину. На договорное право оказало огромное влияние варно-кастовая система.

"Наиболее  разработан договор займа. В нормах права нашли отражение формировавшиеся на протяжении веков обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, так максимальный размер процентов (2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры), к тому же должник фактически находился в полной зависимости от кредитора. Допускались такие формы получения долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и т.д. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой на кредитора,  подвергался штрафу". 9 Предусматривалось, в случае смерти должника, что обязанность уплаты переходила на сына и даже на других родственников. Из-за такого тяжелого положения и высоких кредитных ставок был довольно распространен институт долгового рабства.

 Особое  место в системе права занимал договор личного найма. В Законах Ману права рабы и рабочие зачастую упоминаются вместе,  в некоторых случаях положение рабов было даже лучше, т.к. он имел хотя бы гарантированное пропитание. Права наемных работников всячески нарушались, так, редко, когда получал он полностью полагающуюся ему плату, зато штрафы налагались на него по всякому поводу. Тяжелое положение вынуждало отказываться от личной свободы за содержание. Высшими кастами наемный труд презирался, и в Законах Ману брахманам рекомендуется всячески его избегать.

 Договор купли-продажи не был так детально проработан из-за слаборазвитых денежных отношений. Широко распространен был институт торговли людьми, хотя торговля рабами считалась самым недостойным занятием, самопродажа и продажа родственников влекла изгнание из касты(XI, 60, 62).

 Нестабильность  договора влекла возможность его  расторжения в течении 10 дней и  без указания причины(VIII, 222). При заключении сделок имело значение деление вещей на движимое и недвижимое имущество. Движимое покупалось и продавалось свободно, а при сделках с недвижимостью соблюдался определенный порядок. В более позднюю эпоху стали употребляться специальные грамоты для регистрации сделок с землей.

 Брачно-семейные отношения. Эта отрасль права нашла свое отражение  в гл. IX Законов Ману. В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье. Она всю жизнь была обязана подчиняться отцу, мужу, сыну. При их отсутствии царь назначал опекуна. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи, особое положение занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой же почтительностью, с какой и к отцу. Было признано многоженство.

 В Законах  Ману специально оговаривается, что отец не должен брать вознаграждение за дочь, но реально брак являлся неприкрытой продажей. Брачный возраст был очень низок, что зачастую приводило к большой разнице в возрасте супругов. Достигшими совершеннолетия считались мужчины в 16 лет, женщины – в 12.

 Запрещались браки между кровными родственниками( до 7 колена), установлено, что младший  брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и "чистоты потомства", которая  является обязанностью мужа (ЗМ,IX, 6, 7).

 "Широко  проявились в брачно-семейных  отношениях кастовые ограничения. Законом не одобрялись межкастовые браки. Допускалась анулома - мужчина принадлежит к более высокой варне, чем жена, при этом жены в семье мужа занимали положение, согласно их кастовому происхождению. Грубым нарушением считалась пратилома - мужчина принадлежит более низкой касте, чем жена". 10

 Для дваждырожденных, благородных развод не допускался. В Индии был распространен  обычай(сати), когда в случае смерти мужа, жена была обязана взойти на погребальный костер своего супруга. Смерть мужа обычно рассматривалась как грех жены, поэтому ей полагалось естьгрубую пищу, изнурять себя. Положение вдов было настолько унизительным и тяжелым, что они сами предпочитали сжечь себя на костре.

 Муж мог оставить жену, если в семье  не было детей. Правда, покинутая или  проданная жена не освобождалась  от мужа, только если он являлся "вредным  для государства человеком". После  смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена - никогда.

 Наследственное право. Традиционно в Древней Индии сложилось правило:   "не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца". Жена Наследовала лишь имущество своего бездетного сына. Ее стридхану (приданое) получали дочери, при их отсутствии- сыновья. Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и т.д.

 Законы  Ману установили такой порядок наследования. Перед разделом наследства из него исключалось все подаренное, а  также брачный дар. Затем, в первую очередь наследовали родные сыновья, при их отсутствии- сыновья , рожденные по поручению дочерью. При отсутствии таковых наследовали подаренные сыновья.  В последнюю очередь наследовал покинутый сын и принятый в дом. При отсутствии перечисленных сыновей наследство переходило к гуру- домашнему жрецу. А если не было гуру, то  тогда наследовала дочь. При отсутствии дочерей имущество поступало в казну царя.

 Рассмотрев  основные отрасли древнеиндийского права, согласно Законам Ману, можно подвести следующий итог: правовые нормы в Законах не отделены от других социальных норм, но если их выделить и распределить по отраслям и институтам права, как это принято в современной юриспруденции, то увидим, что вопросы права в законах Ману разработаны более полно по сравнению с другими древневосточными кодификациями права.

 В период создания Законов Ману в Индии  уже хорошо понимали разницу между  собственностью и владением, значительное внимание уделялось охране частной  собственности. Законы Ману указывают 7 возможных способов возникновения  права собственности. Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно только у законного собственника. Выделяются следующие виды форм собственности: государственная (царская), жреческая, общинная, частная.