Законы Ману. 4

 

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Происхождение Законов Ману 4

1.1.Место школы Законов Ману в системе древнеиндийского права 4

1.2. Общие положения 7

1.3.Группы населения Индии по  Законам Ману 8

2.Право собственности 10

2.1.Обязательственное право по Законам Ману 10

2.2.Виды договоров 11

Глава 3.Обязательства 12

3.1.Обязательственные отношения по Законам Ману 12

Глава 4. Брачно-семейные отношения 15

4.1. Наследственное право по Законам Ману 15

4.2.Вещное право по Законам Ману 17

Глава 5. Уголовное право 18

5.1.Понятие уголовного права 18

5.2.Публичное право по Законам Ману 20

6. Судебный процесс 21

Глава 7. Законы Ману в Новое Время 22

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Введение

 

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный памятник  древнеиндийской литературы и  исторический источник.

Во всех просмотренных  источниках создание этого сборника законов у индийцев в древности  и в средние века, приписывается  мифическому прародителю людей  Ману.

На самом деле Законы Ману имеют свое начало в 4-5 вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, где постепенно возникали крупные рабовладельческие  государства.

Обычное право и традиции оговаривались только устно, письменных источников, закрепляющих какие либо права еще не существовало, что  уже на то время, время возникновения  государств не могло удовлетворить  потребности общин.

Возникли дхармасутры - основанные на Веде сборники фиксированных письменных правовых норм, их составляли богословские школы, это были сборники рекомендаций. "Законы Ману" в средние века не единожды переписывали и комментировали, что показывает их большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Комментаторы, люди, которые время от времени вносили изменения в "Законы Ману", даже разные эпохи, с разными общественными условиями и воззрениями, наложило свои отпечатки на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника  мнения комментаторов редко бывают единодушными..

"Законы Ману" содержат 12 глав и 2685 статей, которы написаны  написанных в форме двустиший.  Как право здесь рассматриваются  именно 8 и 9 главы, все остальные  главы рассказывают о варно-кастовом  делении общества.

Целью курсовой работы является полное раскрытие “Законов Ману” для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Законы Ману их возникновение;
  2. Определить варно-кастовый строй Индии;
  3. Определить права и обязательства категорий граждан;
  4. Рассмотреть как по категориям людей определялось наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Происхождение Законов  Ману

1.1.Место школы Законов  Ману в системе древнеиндийского  права

 

Законам Ману принадлежит  особое место  среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и  другие формы эксплуатации. Непосредственно  право здесь рассматриваются  именно в 8 и 9 главах, все остальные  главы рассказывают о варно-кастовом делении общества.

Нормы права начинают систематизироваться. В законах Ману выступает варно-кастовое деление общество, которое является основой для прав и обязанностей. Варны согласно религиозному учению, происходят и определяют на наследственно-профессиональный характер. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество(самым главным движимым имуществом являются рабы), в них  рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и другие.

В законах  Ману нет деления  норм права, их  нельзя отделить от религиозной  и моральной нормы.

В основе социального деления  Древней  Индии лежала варно-кастовая система. Все  население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые- деление общества на узкие профессии. Количество каст не подсчитывалось, так как каста это отношение человека к профессии.

Основным критерием, лежавшем в основе варно-кастовой системы  было знание Вед:

  • брахманы должны были изучать веды с 8 лет (через 8 лет наступало совершеннолетие);
  • кшатрии должны были изучать с 11 лет (совершеннолетие наступало через 11 лет);
  • вайшия изучали веды с 12 лет (совершеннолетие наступало через 12 лет).

Помимо варн было и более  точное деление, учитывавшее положение  человека в зависимости от родителей, так как со временем появилось  много детей от смешанных браков. Всего таких групп было 24.

Главой государства являлся  царь – раджа. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования – еще при жизни царь назначал одного из сыновей наследником престола. Царь являлся  главой государственного аппарата и имел верховную власть во всех областях – был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал  эдикты, назначал чиновников. Важное место  при дворе занимал царский  жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

При царе существовал Совет (паришад), в который входили 7-8 министров.

Деятельность местной  администрации явно и тайно контролировалась инспекторами из центра. Однако чиновники  из центра в основном решали финансовые и землеустроительные вопросы. Основная масса вопросов на местах решалась на основе принципов самоуправления.

Общественному строю Индии  характерна общинная система, так как  государство очень медленно развивается. Другая характерная черта – деление  общества на 4 варны – сословия (страты, замкнутые социальные группы, касты), возникшие в период разложения крепостного  строя:

Брахманы- самые влаственные  члены, они имели монопольное  право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы активно участвовали  в управлении государства. Брахман мог потребовать  от членов других варн все, что он желал. Брахман, являлся неприкосновенной личностью, остальные члены общества обязаны были ему помогать, содействовать.

Кшатрии —вторая варна - возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману наложили на  кшатриев обязанности  охраны подданных, приношение жертвоприношения и изучение веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев самая  многочисленная, так как все свободные  общинники, которые не попали в первые 2 варны. Это варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих  все необходимое для пропитания себе и другим. Члены варны вайшье обязаны были хорошо разбираться  в стоимости товаров, пасти скот, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны  платить государству высокие  налоги.

Шудры – самое низшее сословие среди варн – представители  покоренных армиями племен. Формально  они не рабы, но они были обязанны обслуживать высшие варны. Шудры  не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли  иметь семьи и приобретать  имущество.

Еще ниже шудр были только «неприкасаемые», рожденные от смешенных  браков.

Рабский труд в Индии  не является основой производства, покупка либо продажа рабов не одобрялась и считалась унизительной для высших каст. В законах  Ману нет деления норм права, их  нельзя отделить от религиозной и моральной  нормы.

В основе социального деления  Древней  Индии лежала варно-кастовая система. Все  население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые- деление общества на узкие профессии. Количество каст не подсчитывалось, так как каста это отношение человека к профессии.

Основным критерием, лежавшем в основе варно-кастовой системы  было знание Вед: брахманы изучали веды с 8 лет (через 8 лет наступало совершеннолетие), кшатрии изучали веды с 11 лет (совершеннолетие  наступало через 11 лет), вайшия изучали  веды с 12 лет (совершеннолетие наступало  через 12 лет).

1.2. Общие положения

 

Обычай в Индии являлся  самым древнейшим источником права. Царские законы, указы приобретают  все большее значение. На законы древней индии особое влияние  оказывала религия.

Одним из положений религии  брахманизма было положение о  перевоплощении душ в живой природе, согласно которой душа человека будет  блуждать в поисках нового тела и  если человек совершал при жизни  хорошие поступки, то его душа вселится в тело, которое будет на высшей ступени  касты, а если совершал плохие, то попадет в касту низшего  сословия или станет растением. Каждая варна имела свою дхарму, которые  объединялись в сборники дхармасутры  или дхармашастры. Наиболее известная  дхармашастра — Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) – представляет собой  объемный свод религиозных, этических  и юридических норм. Используя  представления о переселении  душ после смерти, Артхашастра  содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.

Первое упоминание о  законах  Ману относится к 9-му веку до н.э., однако настоящим исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э. Законы Ману содержат 12 глав и 2685 статей, которы написаны написанных в форме двустиший. Как право  здесь рассматриваются именно 8 и 9 главы, все остальные главы рассказывают о варно-кастовом делении общества.

 Если пословно перевести  полное название закона, то данный  памятник именуется «Откровения  царевича Ману». Из такого названия  очевидно прослеживается глубинная  связь права и религии, особенно  характерная для древнеиндийского  общества, а также о их создателе.  Раслоение классов  привело  к появлению дхармашастр –  сборников религиозно-правовых предписаний,  необходимость в них появилась  в связи с появлением права  собственности. Обычное право  и традиции оговаривались только  устно, письменных источников, закрепляющих  какие либо права еще не  существовало, что уже на то  время, время возникновения государств  не могло удовлетворить потребности  общин. 

"Законы Ману" содержат 12 глав и 2685 статей, которы написаны  написанных в форме двустиший.  Как право здесь рассматриваются  именно 8 и 9 главы, все остальные  главы рассказывают о варно-кастовом  делении общества.

1.3.Группы населения Индии  по  Законам Ману

 

Индийское общество традиционно  было построено на варно-кастовой системе. Слово каста происходит от латинского, а не от индийского.

«Варна» означает в переводе с санскрита цвет, внешний облик  или качество.

Общественному строю Индии  характерна общинная система, так как  государство очень медленно развивается. Другая характерная черта – деление  общества на 4 варны – сословия (страты, замкнутые социальные группы, касты), возникшие в период разложения крепостного  строя:

Брахманы- самые влаственные  члены, они имели монопольное  право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы активно участвовали  в управлении государства. Брахман мог потребовать  от членов других варн все, что он желал. Брахман, являлся неприкосновенной личностью, остальные члены общества обязаны были ему помогать, содействовать.

Кшатрии - вторая варна - возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману наложили на  кшатриев обязанности охраны подданных, приношение жертвоприношения и изучение веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев самая  многочисленная, так как все свободные  общинники, которые не попали в первые 2 варны. Это варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих  все необходимое для пропитания себе и другим. Члены варны вайшье обязаны были хорошо разбираться  в стоимости товаров, пасти скот, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны  платить государству высокие  налоги.

Шудры – самое низшее сословие среди варн – представители  покоренных армиями племен. Формально  они не рабы, но они были обязанны обслуживать высшие варны. Шудры  не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли  иметь семьи и приобретать  имущество.

Еще ниже шудр были только «неприкасаемые», рожденные от смешенных  браков.

Земледелие, скотоводство и торговля — таковы обязанности  вайшьи. Область служения есть долг шудры, рожденный его собственной  природой".

В то же время Шри Кришна делает акцент на собственной дхарме человека, как определяющей его место  в мире и род деятельности

"Лучше исполнять свою  собственную дхарму, чем хорошо  выполнить дхарму другого. Тот,  кто выполняет карму, созданную  своей собственной природой, не  навлекает на себя греха".

В тот период когда были созданы Законы Ману в Индии стали  хорошо понимать разницу между собственностью и владением, и охране частной  собственности уделяется значительное внимание.

Право собственности возникает  и приобретается следующими способами: наследование, покупка, завоевание, ростовщичество, получение в виде дара или находки, исполнение работы, а также получение  милостыни.

Среди основных видов собственности  Законы называют землю. Земли царские, общинные и частных лиц и составляли земельный фонд страны.

 Частное хозяйство  общинника, его надел, его поле  и сад или пруд не могут  быть произвольно отобраны силой  или запугиванием (VII, 264).

Государство в лице царя могло выступать в качестве верховного собственника всей земли, но оно не мешало сельской общине, как и входившим  в нее хозяйствам, продавать и  покупать землю, дарить и обменивать ее.

2.Право собственности

2.1.Обязательственное право  по Законам Ману

 

В основном в законах  говорится  об обязательствах из договоров.

Общие положения о договоре:

• недействительность договора возникает если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также неуполномоченным лицом (глава 8, ст. 163), также если они заключены рабами, так как раб не человек, он вещь;

• должны быть добровольное согласие сторон при заключении договора (при обмане или насилии договор считается недействительным);

• должник высшей варны имел право «отдавать постепенно», т.е. ему предоставлялась отсрочка. Долги можно было отрабатывать, если не было возможности заплатить долг.

2.2.Виды договоров

 

На то время варно-кастовая система только появилась, начались возникать права, и подводя итог договоры между людьми.  Долговые обязательства последствия сделки. Долги можно было отрабатывать, если не было возможности заплатить долг, должникам высшей варны давалось право «отдавать постепенно», т.е. ему предоставлялась отсрочка. Получение  долга обратно было возможно с  помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В  случае смерти должника долг мог перейти  на сына и других родственников умершего.

Договор аренды земли. Начались строится собственнические, имущественные  отношения, в общине начался процесс  имущественной дифференциации. Разорившиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены  арендовать ее.

Договор купли-продажи также  упоминается в законах Ману. В  качестве продавца мог выступать  только собственник вещи договор  считался заключенным  и действительным, только если совершался в присутствии  свидетелей, при чем запрещалось  продавать товар плохого качества или недостаточного по весу(давалось 10 дней на расторжение договора без  объяснения каких-либо причин). Особенностью Индии было то, что запрещалась  торговля людьми, так как покупка  их унижала достоинства высших каст.

Условия договора личного  найма были крайне тяжелы, они зависели от работодателя. Наемник, не выполнивший  работу, подвергался штрафу. Нормы  оплаты были установлены (1/10 урожая), но наемник, как правило, становился рабом за содержание и отказывался от личной свободы.

Глава 3.Обязательства

3.1.Обязательственные отношения  по Законам Ману

 

В тот период когда были созданы Законы Ману в Индии стали  хорошо понимать разницу между собственностью и владением, и охране частной  собственности уделяется значительное внимание.

Законы свидетельствуют  о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений  в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами  частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь.

Собственность и владение уже во времена законов Ману имели  существенную разницу. Законы Ману говорят  о 8  возможных способов возникновения  и приобретения права собственности: покупка, наследование, давность владения, получение в виде дара или находка, ростовщичество, завоевание, исполнение работы и получение милостыни, Охрана частной собственности, особенно на землю имеет огромное значение. Только собственник имел право продавать  свою вещь и только человеку Если у  добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, то она  возвращалась собственнику.

Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц.

Законы Ману охраняют также  движимое имущество, как рабы, скот, инвентарь. К частной собственности  относились рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. На то время только появилась  варно-кастовая система, начались возникать права, и подводя итог договоры между людьми.  Долговые обязательства последствия сделки. Долги можно было отрабатывать, если не было возможности заплатить долг, должникам высшей варны давалось право «отдавать постепенно», т.е. ему предоставлялась отсрочка. Получение долга обратно было возможно с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Начались строится собственнические, имущественные отношения, в общине начался процесс имущественной  дифференциации. Разорившиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

 Межевые споры между  деревнями, а также споры   между отдельными крестьянами  рассматриваются в 8 главе.

Всего существовало 7 законных способов приобретения  имущества  (гл.10, ст.115): наследование, покупка, завоевание, получение в дар или находка, ростовщичество, исполнение работы, получение  приношений. Все способы приобретения  имущества были возможны только для  различных каст.    Суровое  наказание ждало человека, который  незаконно присвоил чужое имущество, совершил воровство, уничтожил или  повредил вещь.

В  Законах Maнy довольно тщательно были рассмотрены обязательственные  отношения. На то время варно-кастовая система только появилась, начались возникать права, и подводя итог договоры между людьми.  Долговые обязательства последствия сделки. Долги можно было отрабатывать, если не было возможности заплатить долг, должникам высшей варны давалось право «отдавать постепенно», т.е. ему предоставлялась отсрочка. Получение  долга обратно было возможно с  помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В  случае смерти должника долг мог перейти  на сына и других родственников умершего.

Договор аренды земли. Начались строится собственнические, имущественные  отношения, в общине начался процесс  имущественной дифференциации. Разорившиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены  арендовать ее.

Договор купли-продажи также  упоминается в законах Ману. В  качестве продавца мог выступать  только собственник вещи договор  считался заключенным  и действительным, только если совершался в присутствии  свидетелей, при чем запрещалось  продавать товар плохого качества или недостаточного по весу(давалось 10 дней на расторжение договора без  объяснения каких-либо причин). Особенностью Индии было то, что запрещалась  торговля людьми, так как покупка  их унижала достоинства высших каст.

Договор  займа занимает огромное внимание в Законах  Ману. Максимальный размер займа разнился от принадлежности к касте так  процентная ставка для брахмана 2% в  месяц, для кшатрия 3 % , для вайшьи 4 %   и 5 %  для шудры. Средствами обеспечения обязательства были залог либо поручительство.

Договор аренды земли начал  развиваться  в связи с проникновением в общину процесса имущественной  дифференциации. Чащ всего арендовать землю приходилось разорившимся общинникам.

Договор купли-продажи считался действительным, если совершался в  присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Запрещалось продавать товар  плохого качества и недостаточного по весу. После  совершения купли-продажи  сделку можно было отменить только в течении  10 дней, без каких-либо уважительных причин. Особенность этого  договора для Индии заключалась  в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и  торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст.

Вместе с тем государство  сохранило за собой верховный  надзор за тем, как продаются недвижимости, и в случаях, когда продавец получал  более положенного, изымало излишек  в свою пользу; если при спорах между  селениями обе стороны делали ложные заявления, поля переходили государству. Последнему же принадлежали пустоши, леса, найденные в земле клады, не говоря уже об обширном царском домене.

Глава 4. Брачно-семейные отношения

4.1. Наследственное право  по Законам Ману

 

Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела  полной правоспособности. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться  своему отцу, в молодости – своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях:

• бесплодия супругов;

• прелюбодеяния;

• постыдного поведения;

• безвестного отсутствия;

• дурного обращения.

Мужчины могли вступать в брак с 24 лет, женщины с 8. В том  случае если в семье имелось несколько  жен, жена из высшей касты обладала верховной властью над остальными.

Также всего существовало 7 законных способов приобретения  имущества (гл.10, ст.115): наследование, покупка, завоевание, получение в дар или находка, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Все способы приобретения  имущества были возможны только для различных каст.    Суровое наказание ждало человека, который незаконно присвоил чужое имущество, совершил воровство, уничтожил или повредил вещь.

Существовало наследование по закону и по завещанию. Все имущество  семьи  управлялось мужем, отцом. Наследования как такового не существовало и после смерти родителей  либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который  становился главой над жившими в доме. Дочери могли рассчитывать только на  1/4 доли для приданого.

Умерший  мог завещать часть имущества сыну дочери- внуку. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.

В Древней Индии семья  могла быть только патриархальная, а это означает что глава семьи  — муж. Жена- как женщина полностью  зависела от своего супруга и сыновей. Брак являлся имущественной сделкой, таким образом жена почти приравнивалась к рабыне и становилась собственностью мужа.

Законы Ману определяют положение  женщины следующим  образом: в  детстве женщина находится  под властью  отца, в молодости  под властью мужа, вследствие  смерти мужа находится под властью  сыновей. Жена обязана почитать своего мужа по Законам Ману каким бы он ни был.

Муж  мог иметь несколько  жен, развестись с женой( она не могла  покинуть семью, даже если муж ее продал и  оставил, она продолжала быть его  женой), хотя законы Ману считали  высшей дхармой «взаимную верность до смерти». За измену муж сам решал какую  кару должна понести его супруга, вплоть до смертной казни. Муж и жена должны были относится к одной  варне(мужчина мог взять в жены женщину из низшей варны, женщина  нет). Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи  управлялось мужем, отцом. Наследования как такового не существовало и после  смерти родителей  либо делилось между  сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который  становился главой над жившими в доме. Дочери могли рассчитывать только на  1/4 доли для приданого.

4.2.Вещное право по Законам  Ману

 

Собственность и владение уже во времена законов Ману имели  существенную разницу. Законы Ману говорят  о 8  возможных способов возникновения  и приобретения права собственности: покупка, наследование, давность владения, получение в виде дара или находка, ростовщичество, завоевание, исполнение работы и получение милостыни, Охрана частной собственности, особенно на землю имеет огромное значение. Только собственник имел право продавать  свою вещь и только человеку Если у  добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, то она  возвращалась собственнику.

Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц.

Законы Ману охраняют также  движимое имущество, как рабы, скот, инвентарь. К частной собственности  относились рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. На то время только появилась  варно-кастовая система, начались возникать  права, и подводя итог договоры между  людьми.  Долговые обязательства  последствия сделки. Долги можно  было отрабатывать, если не было возможности  заплатить долг, должникам высшей варны давалось право «отдавать  постепенно», т.е. ему предоставлялась  отсрочка. Получение долга обратно  было возможно с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга  с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Начались строится собственнические, имущественные отношения, в общине начался процесс имущественной  дифференциации. Разорившиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

 Межевые споры между  деревнями, а также споры   между отдельными крестьянами  рассматриваются в 8 главе.

Всего существовало 7 законных способов приобретения  имущества  (гл.10, ст.115): наследование, покупка, завоевание, получение в дар или находка, ростовщичество, исполнение работы, получение  приношений. Все способы приобретения  имущества были возможны только для  различных каст.    Суровое  наказание ждало человека, который  незаконно присвоил чужое имущество, совершил воровство, уничтожил или  повредил вещь.

Глава 5. Уголовное право

5.1.Понятие уголовного  права

 

Уголовное право по Законам  Ману имело формы вины(умысел и  неосторожность);  знало что такое  рецидив; учитывало формы соучастия; тяжесть преступления(средняя, тяжкие преступления) в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне, что дает уже очень неплохой уровень для назначения наказания  на то время. В то время еще существовал  принцип талиона ("мера за меру"), принцип ордалии (суд богов) и  принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен, что говорит еще о пережитках старого.

Законы Ману. 4