«Законы Ману» - памятник права Древней Индии

 

Контрольная работа


 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

 

Кафедра теории права и гражданско-правовых дисциплин

 

 

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

 

 

«Законы Ману» - памятник права Древней Индии

 

 

 

Выполнил: студент группы 13Б5ЮР-11

_____________В.А. Абасова

(подпись  студента)

«__» ______________ 201_ г.

 

Руководитель

к.ю.н., доцент Лайтман В. И.  

     (должность, ученая степень, звание, ФИО)

__________________________________________(подпись)

«__» ______________201_ г.

 

Контрольная работа защищена с оценкой ______________________

 

 


Ярославль 2012


 

Содержание



Введенеие.....................................................................................................................3

 

  1. История создания законов Ману..…………………………...…………….5

 

2. Законы Ману – кодекс правил…..…………………………………………...6

2.1 Социальное устройство древнеиндийского общества……………..….....6

2.2 Имущественные отношения………………………………………...…......7

2.3 Семейное и наследственное право………….……………………..………9

2.4 Уголовное  право и судебный процесс…………………………………...10

 

Заключение……..……………………………………………..…………..….........12

 

Список  использованной литературы……………………………..……………14

 

Ведение

 

Тему «Законы Ману» – памятник права Древней Индии» я выбрала не случайно, а по причине того, что хотела более подробно ознакомиться с зарождением права, морали в Древней Индии – стране, которая выделяется своей духовностью, культурой, архитектурой, мировоззрением, учениями.

«Законы Ману» (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.1 Особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм). Но, к сожалению, не установлено ни полного количества дхармашастр, написанных и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов - веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Считаю, что данная тема, на сегодняшний день, является актуальной для работников юридической сферы, поскольку понимание современного права не может быть достаточно сформировано без изучения древнейших правовых источников.  А так как Индия - одна из самых древних цивилизаций в мире, я поставила перед собой следующую цель - анализ правового зарождения и правового регулирования в этой стране на примере памятника «Законов Ману», которые среди других дхармашастр занимают особое место.

В памятнике можно найти предписания, касающиеся всех сторон человеческой жизни и людского общежития Древней Индии, правила и законы рождения и смерти, брака и семьи, рода и племени, сословий (варн) и общественного управления.

Этот  сборник пользовался большим  авторитетом у индийцев в древности  и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

Для достижения поставленной мною цели я выявил следующие задачи:

- изучить  историю создания «Законов Ману»;

- проанализировать  социальное устройство общества  Древней Индии;

- выявить  основные области правового регулирования  согласно «Законам Ману».

Право Древней  Индии было теснейшим образом  связано с религией и религиозной  моралью. Характерно, что в самом  языке этого времени не было специального слова для обозначения права  в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском  праве основаны главным образом  на Ведах (религиозных книгах) и так  называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.

Правовые  нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для этих законов  является сочетание правовой санкции  с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний  придавало законам Ману особую силу воздействия.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры).  

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет  еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. 

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог  или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует  о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

 

 

  1. История создания законов Ману

 

Для того, чтобы более подробно говорить о зарождении права в Древней Индии, необходимо иметь представление о становлении этой страны как государства. Основными периодами в истории государства Древней Индии можно считать следующие:

1) разложение  первобытнообщинного строя и  образование рабовладельческих  государств (вторая половина II тыся-челетия до н.э.);

2) рабовладельческие  государства в долинах Инда и Ганга (II тысячелетие до н.э. - IV в. до н.э.);

3) централизованное  государство Маурьев (IV-II вв. до н.э.);

4) кризис  индийского рабовла-дельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э. - IV в. н.э.).2

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются «Законы Ману». Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

Имя Ману упоминают древнейшие памятники  индийской словесности и религии: Веды, Пураны, Махабхарата и Рамаяна. В Ведах Ману, сын Вивасвата (света), - брат Ямы. Яма - первый человек, который умер, и царь духов предков. А Ману - первый человек среди живых людей и царь живущих в этом мире.

Авторами  законов являлись брахманы (жрецы), которые дали им имя Ману мифического  покровителя древних индусов. Написаны законы в форме двустиший (шлок), что облегчало их запоминание.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали  крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности

государства. Возникли дхармасутры-основанные на "священном  откровении"

(на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль - лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармащастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами.

«Законы Ману» состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав).

Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

 

 

  1. Законы Ману – кодекс правил

 

    1. Социальное устройство древнеиндийского общества

 

Правовые  памятники дают яркую картину  сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело  здесь наиболее законченные формы. Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Социальное  расслоение в Древней Индии привело  не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению  особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг).3 Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

Из всех варн некое структурное единство составляют только брахманы, сохранившие  определенный, поддающийся учету  состав.4 Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия - кшатрии начала складываться в процессе завоевания армиями речных долин СевернойИндии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев'', т. е. кшатриев по обету, а не по рождению.

Название  третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

С формированием  самой многочисленной и эксплуатируемой  варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах  Ману указаны семь разрядов рабов (а  соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный  плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии.

Законы  Ману закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг - привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг.

 

 

    1. Имущественные отношения

 

В период создания законов Ману в Индии  уже хорошо понимали разницу между  собственностью и владением. При  этом охране частной собственности  уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни. Если первые три способа  были доступны для всех каст, то четвертый  – только для кшатриев, пятый  и шестой – для вайшьев, а седьмой  рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Древней Индии был известен и такой  способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При  этом подчеркивалось, что только при  законном подтверждении человек  из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой  на добросовестное владение. Если у  добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, она  возвращалась прежнему собственнику (ст.147 гл.VIII).

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела  почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу. Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли.5

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В  законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения получили в законах  Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится  об обязательствах из договоров. Договор  не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом  или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также  лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные рабами. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, от такого договора не следовало отказываться (ст. 167).

Законы  Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Так как  широко применялся труд свободных наемных  работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

В Древней  Индии был известен и договор  аренды земли. Этот договор получил  распространение в связи с  проникновением в общину процесса имущественной  дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается  в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в  присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать  товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи  сделку можно было расторгнуть без  каких-либо уважительных причин. Особенность  этого договора для Индии заключалась  в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и  торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Упоминается в законах Ману договор дарения.

Законам Ману известны были и обязательства  из причинения вреда. В качестве основания  для возникновения такого обязательства  указывались порча имущества (потрава  посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причинный  движением повозки по городу. При  этом виновный должен возместить причиненный  ущерб и уплатить штраф царю.

 

 

2.3 Семейное  и наследственное право

 

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них  выделяется восемь форм брака, которые  были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид - пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между  различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно законам Ману должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца - в детстве, мужа - в молодости, сына - в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными - через 10 лет, если рожала только девочек - через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жены, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

 

 

2.4 Уголовное  право и судебный процесс

 

Великими  грехами (махапатака) согласно законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

От наказания  освобождался убийца, если он защищал  себя при охране жертвенных даров  и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был  ли убит гуру, ребёнок, престарелый  или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель - сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота не являлись преступлением. Похищение родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней наказывалось смертной казнью, воровство коров - отсечением половины ноги.

Царю  предписывается использование следующих  видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Судебное  дело считалось законченным после  выдачи судьей решения, которое он не мог изменить. Решение суда о смертной казни и членовредительных наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.6

 

Заключение

 

Таким образом, Законы Ману знаменовали  собой качественно новый этап развития правовой мысли в Древней  Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться  к нуждам практического применения. В Законах Ману, по сравнению с  ранними дхармашастрами, больше внимания стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушения.

Наибольший  интерес представляют те статьи, в  которых говорится о положении  различных групп населения. Все  свободные жители древней Индии  делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических  предписаний для членов каждой варны  назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные  из уст бога.

Только  они могли изучать и проповедовать  религию, толковать священное писание  и законы, совершать обряды и давать советы представителям других варн. Брахманы освобождались от всех налогов, повинностей  и телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари, которые должны были "доставлять ему удовольствия и ценные вещи". Брахман должен был говорить правду или молчать, показывать пример в  безупречном поведении, избегать эмоций, пустой болтовни, гнева, жадности... и  не общаться с отверженными и шудрами. Если к нему прикасался шудра, то брахман  должен был немедленно совершить  обряд очищения. Личность брахмана была неприкосновенна.

Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы  из рук бога. Их обязанность охранять других. К этой варне принадлежали цари, чиновники и военная знать. Первые две варны являлись привилегированными, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий: "Брахманы и кшатрии, объединившись, процветают и в этом и в ином мире".

Вайшьи  появились, якобы, из бедер бога. Эта  категория жителей, наиболее многочисленная, должна была заниматься торговлей, земледелием, ремеслом.

По законам  Ману однорожденные шудры сотворены из ступней бога. К ним относились наемные работники, слуги. Их главная обязанность смиренное служение дваждырожденным. Законы Ману запрещали браки между людьми разных варн. На самой низшей ступени среди свободных людей стояли "неприкасаемые", рожденные от смешанных браков. Законодатель в Индии утверждал, что от смешения варн может погибнуть государство и царю рекомендовалось применять насилие с тем, чтобы "низшие не захватили бы мест высших". Система варн оказывала значительное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений.

Древнеиндийскому  праву были известны семь правомерных  способов приобретения собственности: получение наследства; находка; покупка; добыча; ссуда под проценты; исполнение работы; получение подарков. Первые три способа являлись законными для всех варн, четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, седьмой только для брахманов. Много внимания уделяют законы Ману договорному праву. Был установлен, в частности, максимальный размер процентов по займам (2 % в месяц для брахмана, 3 % для кшатрия, 4 % для вайшьи и 5 % для шудры). При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность в уплате долга прежде всего следовало расплатиться с государством и брахманом. Должник равной или низшей варны, чем кредитор, обязан был отработать долг, должник высшей варны мог выплачивать долг постепенно. При наследовании имущества решающее значение имела принадлежность матери сыновей к той или иной варне. Например, если брахман имел детей от жен, принадлежащих к разным варнам, то в этом случае сын брахманки получал 4 доли, сын кшатрийки 3 доли, сын женщинывайшьи 2 доли и сын шудрянки 1 долю.

«Законы Ману» - памятник права Древней Индии