Законы Ману. 3

Введение

закон манну индия преступление

Актуальность темы «Законы  Ману» заключается в том, что  Законы Ману являются ценный источник для изучения социально-экономической  и правовой истории и культуры Древней Индии, опыт которой всегда необходимо учитывать следующим  поколениям.

Целью работы является рассмотрение «Законов Ману» в разрезе отдельных  видов прав, присущие древнеиндийскому государству.

Задачи работы определяются поставленной целью, основными из которых  являются: рассмотрение особенностей общественного и государственного строя государства, охарактеризовать «Законам Ману» как памятник древнего права, раскрыть основы семейного права, уголовного, особенности наследования, защиты прав собственности, а также  судебного процесса в Древней  Индии.

 

Древняя Индия. Особенности  общественного и государственного строя

 

Цивилизация Древней Индии  является одной из самых древних  цивилизаций в мире. Она сложилась  более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро.

Название Индия - «земля на Инде» дали этой стране греки.

Древняя Индия имела отличный от соседних государств социокультурный  мир.

Согласно данным археологических  раскопок на территории Индийского государства  уже в III в. до н.э. существовали крупные  города, являющиеся центром ремесленнического  производства, было хорошо развито  земледелие, торговля имущественное  расслоение населения.

Однако, по этому историческому  периоду Древней Индии имеются  весьма скудные сведения.

В исторических свидетельствах более полно представлен ведический период (вторая половина II - первая половина I тысячелетия до н.э.). В этот период углублялось социальное расслоение общества, складывалась государственность. Этому способствовало волнообразное  проникновение на территорию Индии  с севера-запада индо-арийских племён. Этнические общности мундов и дравидов, которые заселяли долину Ганга до начала проникновений, были оттеснены  на юг или ассимилированы ариями. В  результате проникновений арийских племен были созданы новые царства  и распространены священные гимны  и песнопения ариев под названием  Веды.

Историю древнеиндийской  цивилизации в литературе условно  принято разделяется на четыре этапа:

1)ранний ведический (XIII-X вв. до н. э.). В этот период происходило  расселение племен ариев в  Северной Индии;

2)поздний ведический (IX-VI вв. до н. э.), который отмечен  усилением социальной и политической  дифференциации, формированием варнового  строя как основы цивилизации  Древней Индии, образованием первых  государств главным образом в  долине Ганга;

3)послеведический или  буддийский период (V-III вв. до н.  э.) представляет собой время распространения  буддийской религии, оказавшей  огромное влияние на формирование  индийской цивилизации с доминирующей  и ныне религией индуизма и  ее традиционной соционормативной  культурой. Социально-экономическая  и политическая история этого  периода отмечалась с началом  урбанизации и появлением первых  крупных государств (например, создание  общеиндийской державы Маурьев  (322/314-187/185 гг. до н. э.));

4)период с II в. до  н. э. по V в. н. э. - классическая  эпоха древнеиндийской цивилизации,  время становления наиболее характерных  черт социально-кастовой организации  и культуры Южной Азии.

Древнеиндийское государство  возникло как рабовладельческое, однако его общественный и государственный  строй существенно отличался  от рабовладельческих стран Древнего Востока.

К таким отличаем относятся:

)экономические особенности:  институт государственной собственности  на землю не развит, рабовладение  не является ведущим укладом  жизни общества, рабский труд  не играл решающей роли в  значимых отраслях экономики;

)индия является страной  многонациональной и многоязычной, разное общественное развитие  народов Древней Инди;

)индуистская и буддийская  религии оказывают огромное влияние  на общественное и правовое  сознание. Жизнь понималась как  цепь перерождений (сансара), которые  определялись накопленной кармой. Это на длительный период обезопасило  Индию от социальных потрясений;

)характерной чертой древнеиндийского  общества является гуманность, в  Древней Индии практически не  было варварских уничтожений  городов, истязаний мирного населения,  массовых убийств;

5)в общественном строе  на равне с кланами и сословиями  имелись варны: брахманы <#"justify">В  течение времени система варн  видоизменялась, происходило дробление  на более узкие профессиональнее  и имущественные группы, появились  касты.

Основным принципом системы  каст заключался в том, что члены  одной касты обладали общим генетическим признаком, который делал их выше или ниже представителей другой касты.

Складывание кастовой системы  было обусловлено необходимостью адаптации  к социальному неравенству, обеспечивая  групповую взаимопомощь на строго отделённых друг от друга иерархических лестницах.

Самобытные нормы социальной жизни, строгие религиозные устои, кастовый строй индусской общины обладали несокрушимой силой. Многочисленные захватчики не могли одолеть эту  силу и потому их потомки попросту ассимилировали с местным населением.

Перемены в системе  власти обуславливались изменением системы общественных отношений.

На основе отдельных племен или союза племен в форме племенных  государств в I тысячелетии до н.э. на территории древнеиндийской цивилизации  складывались примитивные государственные  образования. Они представляли собой  небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали  в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых  политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой  кшатриев.

Первоначально правитель - раджа  рассматривался как «первый среди  равных». Он выполнял простейшие функции  управления, обеспечивал внешнюю  безопасность, вершил суд, распоряжался фондом земель, наделяя храмы и  знать землей.

Со временем начали избирать царей, с расцветом царской власти утвердился наследственный принцип  получения царственности. В период выборных монархах вся полнота правления  сосредотачивалась в руках совета старейшин. С укреплением власти правителя и формированием административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при  монархе - паришад.

Власть строилась на основе религии. Однако древнеиндийская монархия не была теократической, монархи называли себя не богами, а «угодными богам».

Черты восточной деспотии государственный строй Индии  приобрел во времена империи Маурьев. Власть царя в этот период обожествлялась, но не была абсолютной, её ограничивали доминирующее положение наследственной знати и традиции. Так, например, правитель не располагал неограниченными  законодательными полномочиями

В период империи сформировалась концепция единого правителя, был  образован разветвлённый аппарат: помощники царя (придворный жрец, военный  начальник, казначей, сборщик налогов), совещательные органы - паришад (царские  сановники, вельможи, чиновники высших рангов) и раджасабха (государственные  чиновники, представители провинций, городов, старосты селений).

В древнеиндийском государстве  в период империи была сформирована двухуровневая система власти: центральная  и местная. Центральная власть состояла из ведомств (военное, финансовое, налоговое, судебное). Органы местной власти возглавлялись, как правило, родственниками царя.

В состав империи входили  такие административные образования  как наместничества (их было всего  пять), в состав которых входили  провинции, области, округа. Все административные образования имели разный статус.

Во времена империи  Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, государство  переходило к централизованной монархии. Однако во II веке до н.э. держава Маурьев  распалась на небольшие княжества.

 

Законы Ману как правовой кодекс и свод моральных правил Древней  Индии. Общая характеристика Законов  Ману

 

Право Древнего Востока вообще и Древней Индии в частности  неразрывно связано с религией и  религиозной моралью. Правовая норма, за редким исключением, имела религиозное  обоснование. Правонарушение считалось  одновременно нарушение норм религии  и морали.

В Древней Индии права  как совокупности самостоятельных  норм не существовало. В повседневной жизни индийцы руководствовались  этическими нормами, но не правовыми. Однако развитие общественного, государственного и экономического строя привело  к тому, что руководство устными  традициями уже не могло удовлетворить  общество. Начали формироваться сборники норм - дхармасутры - основанные на "священном  откровении" (на Веде). Это были сборники не действующего законодательства, а  поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение  отличалось бессистемностью, дхармасутры  не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

Следующим шагом в развитии правовой системы стало создание дхармашастров. Это были правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные  для изучения, а для лучшего  запоминания написанные стихами.

Наиболее известной дхармашастрой  являются Законы Ману. Предположительный  период их создания II в. до н.э. - II в. н. э. Законы пользовались большим авторитетом  у индийцев в древности и в  средние века.

Их составление приписывалось  мифическому прародителю людей  Ману. По легенде, Ману был послан на землю для наведения порядка  и законности.

Законы Ману состоят из двенадцати глав, которые включают в себя 2685 статей, написанных в форме  двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание, прочие содержат религиозные  и моральные установления.

Структура Законов выглядит следующим образом:

I глава - Учение о происхождении  общества, обоснование господствующего  положения брахманов и других (119 статей).

II глава - Правила жизни  человека в период ученичества  (249 статей).

III-V главы - Правила повседневной  жизни в свете религиозно-нравственных  и других предписаний. Рекомендации  для вступающих в брак, формы  бракосочетания (715 статей).

VI глава - Религиозно-нравственные  правила жизни отшельников (97 статей).

VII глава - О божественном  происхождении царской власти  и правилах должностного управления  государством (226 статей).

VIII глава - О судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях  и уголовном праве (420 статей).

IX глава - Положения о  брачно-семейных отношениях, наследовании  имущества и борьбе с воровством (336 старей).

X глава - О потомстве  от браков между представителями  разных варн. Условия приобретения  собственности (131 статья).

XI-XII главы - О покаянии  во искупление совершенных грехов. Описание посмертных воздаяний  за другие дела в земной  жизни (392 статьи).

Основополагающим в Законах  Ману является сословно - варновое деление  общества. В законах указываются  наследственно-профессиональный характер варн, даётся назначение каждой варны, приводятся их привилегии.

В изложении материалов есть логика, но нет выделения отдельных  отраслей права, отсутствуют различия между правовыми и религиозными нормами.

Далее будут рассмотрены  отдельно некоторые отросли права, закреплённые в Законах.

 

Право собственности и  обязательное право

 

В Древней Индии очень  строго сохранялись общинные, кастовые, патриархальные и большесемейные связи, однако наблюдалось и имущественное  расслоение. В древнеиндийском обществе получила значительное развитие частная  собственность. К объектам частной  собственности относились рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Хотя частная  собственность на землю не получила широкое распространение, в Законах  сохранились свидетельства об имущественной  дифференциации в общине и появлении  индивидуальных земельных владений (например, в главе VIII говорится о  межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между  отдельными крестьянами).

В древней Индии уже  существовало различие между собственностью и владением, при этом в Законах  Ману охране частной собственности  уделялось особое внимание.

В статье 115 главы X перечислены  семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение  в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений.

Следует отметить, что первые три способа были доступны для  всех каст, четвертый - только для кшатриев, пятый и шестой - для вайшьев, а  седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Ещё существовал такой  способ как давность владения. Срок владения должен был составлять 10 лет. При подтверждении законного  приобретения вещи у собственника владелец становился собственником. При этом был установлен запрет на доказательство собственности ссылкой на добросовестное владение. В случаях обнаружения  у добросовестного приобретателя  украденной вещи, то эта вещь возвращалась прежнему собственнику.

Законами Ману установлен запрет на вмешательство в дела собственников. В законах указано, что если человек  засеет чужое поле своими семенами, то он не имеет право собирать полученный урожай. Только собственник может  распоряжаться своей землёй: он может  её сдать в аренду, продать, подарить, заложить.

Однако полномочия собственника, одновременно с вышеизложенным, были ограничены. Он не мог свободно продать  землю, забросить и не обрабатывать земельный участок. Например, при  продаже преимущественное право на покупку имели родственники и соседи. Эти ограничения были установлены в целях упрочнения общинных связей.

К наихудшим из пороков  относили покушение на собственность. В первую очередь законом охранялось имущество царя и храмов. Хищения  такого радо карались «казнью без  промедления».

Для лиц, загрязняющих водоём или разрушающих платины, предусмотрено  наказание в виде утопления, если виновный не сможет всё восстановить.

В Законах строго охранялись границы земельных наделов. Виновного  в уничтожении межевых знаков обезображивали посредством телесного  наказания.

Важное место в Законах  Ману занимают вопросы относительно норм, касающихся обязательств и договоров.

Рассматриваются следующие  виды договоров: договор займа; договор  найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор  дарения, перевозка.

В Законах Ману также приведены  общие положения о договоре:

·в статье 163 главы VIII указано, что «договор, заключенный пьяным, безумным, страдающим (от болезни и  т. д.), рабом, ребенком, старым, а также  неуполномоченным - недействителен»;

·договоры недействительны, если заключены рабами, однако этот договор заключен в пользу хозяина  раба, то от такого договора не следовало  отказываться;

·необходимо добровольное согласие сторон при заключении договора. В  случае заключения договора под давлением, насилием или обманом, это соглашение считается недействительным.

Наиболее подробно в Законах  описывается договор займа - это  один из древнейших видов договоров. Законом устанавливается нерушимость  и преемственность долговых обязательств:

·в статье 166 главы VIII сказано  «Если должник умер, а расход произведен для его семьи, долг должен быть уплачен  родственниками, даже разделившимися, из принадлежащей им собственности»;

·статьёй 177 главы VIII установлено: «Должнику полагается исполнить  для кредитора равное долгу даже работой, если он равного или низшего  происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно».

Наравне с этим допускалось  получение долга с помощью  силы, хитрости и принуждения.

В связи с применением  труда свободных наемных работников (карма-каров) в Законах Ману уделяется  большое внимание договору найма  рабочей силы. Условия, на которых  заключались эти договора, зависели от работодателей.

В основном к наемным работниками  относились шудры, однако, в их число  могли входить и разорившиеся свободные общинники, ремесленники (вайшьям).

Неисполнение условий  договора влекло штраф, а виновному  не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье  даже через долгое время.

Договор аренды земли получил  развитие в Древней Индии ввиду  проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю  были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Согласно с Законами Ману договор купли-продажи должен был  совершаться в присутствии свидетелей, в роли продавца мог выступать  только собственник вещи. Только при  соблюдении этих правил договор считался действительным.

Законом были установлены  требования к качеству товара, также  запрещалось продавать товары недостаточные  по весу.

В связи со слабым товарно-денежным оборотом в Древней Индии наблюдалась  некоторая нестабильность договора купли-продажи. Договора могли расторгаться в любое время, однако Законами Ману был установлен срок в течение  которого договор мог быть расторгнут - 10 дней.

Помимо обязательств, возникающих  из приведённых выше договоров, в  Законах Ману рассматриваются также  обязательства из-за причинения вреда. Основанием для возникновения такого обязательства являлись порча имущества, вред, причиненный движением повозки  по городу. Виновный в этих деяниях  должен был возместить причиненный  ущерб и уплатить штраф царю.

 

Семейное и наследственное право

 

Брачно-семейных отношения  и отношения о наследстве раскрыты в главе III и IX Законов Ману.

Положение женщины всегда подчинённое, однако в статье 57 главы III сказано «Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они не печалятся, всегда процветает». Таким образом, не смотря на то, что власть главы семьи  была безгранична, он мог отдать в  залог младших членов семей, наказывать жену и детей, Законами чётко обозначалось необходимость уважительного отношения  к женщинам.

В Древней Индии брак представлял  собой имущественную сделку, в  результате которой муж покупал  себе жену, и она становилась его  собственностью.

В законах Ману утверждены 8 форм брака: брахм, дайва, арша, праджапатья, асура, гандхарва, ракшаса и пайщача. Практически все они сводятся к покупке невесты.

В статьях 27-34 главы III раскрыты эти формы браков:

«…27. Вручение дочери, наряженной и наделенной драгоценностями, жениху ученому и доброго поведения, которого отец сам приглашает, называется дхармой брахма.

. Вручение наряженной  дочери жрецу, надлежаще занятому  в жертвоприношении, когда он  исполняет обряд, они называют  дхармой дайва.

. Когда отец, получив от  жениха в соответствии с дхармой  быка и корову или две пары, выдает дочь по правилам, такая  дхарма называется арша.

. Вручение дочери ее  отцом после произнесения слов: "Исполняйте оба вместе дхарму", - и оказания почестей жениху  называется обрядом праджапатья.

. Выдача дочери, когда  жених дает добро родственникам  и невесте столько, сколько  может и добровольно, называется  дхармой асура.

. Добровольный союз девушки  и жениха, любострастный, происходящий  из желания, называется гандхарва.

. Похищение из дома  кричащей и плачущей девушки  силой, сопровождаемое убийствами, ранениями и разрушениями, называется  обрядом ракшаса.

. Когда кто-либо тайком  овладевает спящей, опьяненной или  безумной, это - наихудший из видов  брака, восьмой, известный, как  пайщача.»

Как отмечалось ранее главой семьи был муж, а от жены требовалось  подчинения. Зависимость женщины  он мужчин денно и нощно отражено в статьях 2-3 главы IX Законов Ману (отца - в детстве, мужа - в молодости, сына - в старости).

За неверность женщина  подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В индийской семье от жены требовалось послушание и уважение мужа.

В статье 81 главы IX записано: «Если жена не рождает детей, может  быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает только девочек - на одиннадцатом, но если говорит грубо - немедленно».

Если первая жена была ласковой, то вторая бралась с её согласия.

В случаях, если женщина не принимала другую жену и уходила  из дома мужа, то её надо было немедленно заточить или изгнать.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более  низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Законы Ману являются одними из наиболее древний образцом наследственного  права.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество  после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у  старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших  братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для  приданого по одной четверти своей  доли.

 

Уголовное право

 

В связи с тесной связью права с религией и моралью  отсутствовала четкая дифференциация преступлений и грехов. По Законам  Ману их разграничение видно не по самим правонарушениям, а по наказаниям за них (штраф, телесное наказание или  искупление).

Великие грехи выделены отдельно в статье 55 главы XI: «Убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с  женой гуру и даже сообщество с  такими преступниками объявили великими грехами». В тоже время в статьях 235 и 236 главы XI эти же преступления уже  отнесены к разряду деликтов: «235. Убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру - они все вместе и каждый в отдельности должны считаться  людьми, совершившими великий грех. 236. Для этих четырех, не совершивших  искупление, надо определить законное наказание - телесное и денежное». Однако соучастники не были отнесены к числу  преступников.

В связи с выделением таких  понятий как формы вины, рецидив, соучастие и тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне, уголовное право по Законам  Ману можно отнести к высокоразвитым для своего времени. Однако в Законах  сохранены и пережитки старены. Этому свидетельствует такие  понятия как принцип талиона ("мера за меру"), ордалии (суд богов), принцип  ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Законами Ману выделяются следующие виды преступлений:

·государственные преступления;

·преступления против собственности;

·преступления против личности;

·преступления, посягающие на семейные отношения.

Самыми серьёзными из них  были государственные преступления. К ним относились: служба врагам царя, поломка городской стены, городских  ворот.

Особое место уделяется  преступлениям против собственности  и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества  и грабеж, совершаемый в присутствии  потерпевшего и с насилием к нему. Кроме того отдельно отмечается укрывательство вора и недонесение о виденной краже. Укрывателя наказывали, так же как и вора.

Меры наказания для  вора различались.

Если вор был пойман с краденным и воровским инструментом, то его надо было немедленно казнить: «Пусть справедливый царь не велит  казнить вора, если у него не найдено  краденого; пойманного с краденым и  с воровским инструментом пусть  велит казнить не колеблясь».

Для совершающих кражи  ночью, статьёй 276 главы IX предусмотрена  иная мера наказания: «Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые  совершают кражу ночью, сделав пролом в стене дома».

Количество совершённых  краж тоже имело значение: «При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку и  ногу, при третьей он заслуживает  смертной казни».

К насилию над личностью  Законы Ману относили и убийство, и  телесные повреждения. Насильник считался худшим злодеем, чем ругатель, вор  и ударивший палкой.

Законы Ману знают также  понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. А за умышленное убийство полагалась смертная казнь.

Многие статьи направлены на укрепление семейных отношений. Преступники, которые посягали на семейные отношения, сурово наказывались. К этим преступлениям  относятся прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Например:

·«352. Людей, домогающихся чужих  жен, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет»;

·«356. Кто любезничает с  чужой женой в уединенных местах - где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек, - должен считаться  виновным в прелюбодеянии.

357. Услужливость, заигрывание,  прикосновение к украшениям и  одеждам, а также совместное  сидение на ложе - все это считается  прелюбодеянием.

. Если кто прикасается  к женщине не в надлежащем  месте или разрешает ей прикасаться  к себе, - все, совершенное по  обоюдному согласию, считается прелюбодеянием.

. Небрахман, виновный в  прелюбодеянии, заслуживает смертной  казни: жены всех четырех вари  всегда должны быть охраняемы».

Существовало множество  видов наказаний, в том числе:

·смертная казнь в различных  вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками);

·для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

·членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

·штрафы;

·изгнание;

·тюремное заключение.

Самыми щадящими наказаниями  можно считать замечания, покаяния, выговоры.

Тюрьмы располагали около  главной улицы, чтобы все могли  видеть страдающих и обезображенных преступников. Таким образом достигался принцип устрашения.

Нормы уголовного законодательства защищали систему варн. Человек низшей варны посмевший занять место  рядом с человеком более высшей варны подлежал членовредительскому  наказанию. Человек, который защитил  брахмана при этом, убив нападающего, считался невиновным.

 

Судебный процесс

 

В Древней Индии существовали две системы судов: царские и  внутриобщинные (кастовые). Отделения  суда от администрации царя не существовало. Суды рассматривали дела, следуя порядку  варн. Верховный суд вершил царь с брахманами. Высшей инстанцией являлся  царский суд, на котором царь присутствовал  лично и его судебной коллегии (сабха), если царь не присутствует лично, то вместо него учёный брахман, назначенный  царём, в окружении трех судий (статьи 9 и 10 главы VIII).

Четкого различия между гражданским  и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными  лицами. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в  том числе:

Законы Ману. 3