Анализ воспитательной работы Лицея №33 города Иваново

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики

Анализ воспитательной работы Лицея №33 города Иваново

Выполнила: студентка 5 курса 2 группы

Биолого-химического ф-та

специальность «Биология»

Блюдова А.А.

Иваново, 2010

Анализ воспитательной работы.

При первом знакомстве с классом меня удивило то, что ученики спокойно отнеслись ко мне в качестве учителя, потому что я думала, что ученики отреагируют бурно, и будут относиться ко мне не как к учителю. Чтобы лучше их узнать я первые дни посещала с классом все уроки. Просила учителей и классного руководителя не рассказывать о том, что я буду у них вести биологию.

Я считаю, что отношения с учащимися сложились. Ситуаций, с потребностью в неофициальном общении с учениками, не возникало. Особых затруднений при проведении воспитательной работы, которые мог бы вызвать сам класс, у меня также не возникло. Класс попался очень спокойный, учащиеся относились ко мне с пониманием.

Анализируя проведенную работу, я могла бы хорошо оценить свои способности как школьного учителя. Работать с детьми мне очень понравилось. Наблюдался заметный рост качества проведения уроков от начала практики и до её окончания.

В 8б классе учится на данный момент 24 ученика, из которых 12 мальчиков и 12 девочек 13-14 лет. Классный руководитель, Вера Анатольевна, учитель химии и классный руководитель с 8го класса, говорит, что коллектив образовался в первом классе, состав менялся, но постепенно. Проведенные беседы с учителями истории, алгебры и геометрии, физики, географии, русского и иностранного языков помогли сделать общую оценку успеваемости и сплоченности исследуемого коллектива. Учителя считают класс не очень дружным, дети редко стоят друг за друга. С другой стороны, если учителям удается заинтересовать ребят, то они с удовольствием работают на уроке, очень активны. Конфликты с учителями бывают только у отдельных учеников.

В процессе наблюдений за классом на уроках литературы, физики, истории, краеведения, обществознания, географии можно выявить такие качества ребят, как умение вести дискуссии, анализировать различного рода учебный материал, но есть недостаток внимания к мелким, но оказывающимся важными, фактам, деталям, отчего страдает доказательная сторона выводов. Беседы с учителями еще раз подтвердили правильность сделанных наблюдений.

Результаты бесед показали, что ученики не считают себя дружным классом, некоторые ученики очень часто вспоминают о тех ребятах, которые покинули класс.

Общественно-психологические особенности классного коллектива

В процессе работы со школьниками была проведена беседа, включающая в себя элементы тестирования и анкетирования, которая позволила выяснить общественно-психологические особенности класса по следующим пунктам:

Отношение к внутриполитическим проблемам и международным событиям.

Из 24 учеников практически никто не интересуется внутриполитическими проблемами и международными событиями; не смотрят новости, не читают соответствующие хроники в газетах также немногие, ответили, что знают, о происходящем в стране и в мире, но не испытывают особого интереса к политическим и иным событиям. На вопрос «Пошли бы вы на выборы президента?» положительных ответов было также немного, что, в общем, подтверждает политическую пассивность класса.

Отношение к молодежным общественным объединениям, партиям, религии.

На вопрос о политических партиях и молодежных и иных общественных движениях прозвучали лишь названия партий: «Единая Россия» и ЛДПР.

На вопрос «Верите ли вы в Бога?» большинство ответили положительно, семеро затруднились с ответом на данный вопрос, но при этом ни один из учеников церковь регулярно не посещает.

Отношение к изучаемым предметам, общественно-полезному труду, к физкультуре и спорту, к профессиональному самоопределению. Как ни странно, в профильном биолого-химическом классе биология не получила ранг «самого любимого» предмета, оказавшись в одном ряду с математикой, английским языком и географией. Возможно, это связано с личностями учителей и их методами преподавания (на мой взгляд, не совсем удачными). Невысокая заинтересованность в биологии проявляется в скучном и однообразном преподнесении материала и проведении уроков.

Что касается уроков физической культуры, большинство ответили, что им нравится посещать уроки физкультуры в школе (возможно, это связано с тем, что большинство ребят очень активны и энергичны). При этом из 24 учеников больше половины занимаются спортом вне школы (плавание, футбол, баскетбол, теннис, рукопашный бой, фитнес, легкая атлетика).

Если говорить об общественно-полезном труде, то из бесед с учениками выяснилось, что они не слишком любят заниматься общественной работой в школе, пусть даже таковой практически нет.

Профессиональное самоопределение почему-то не играет большой роли в жизни восьмиклассников: большинство не знает, куда потом хотели бы поступать.

Культурный уровень школьников. Кино. Предпочтения отдаются зарубежным фильмам (наше, особенно старое, «не модно»). Самые популярные жанры: комедия, боевик, ужасы, триллер; также упоминались мелодрамы, экшн, фантастика и современные мультфильмы. Практически все любят ходить в кино, когда есть свободное время. Театр практически никто не посещает. Изобразительным искусством интересуется только один человек, т.к. занимается в художественной школе, также иногда посещает выставки. Музыка вызывает больший интерес. При этом присутствуют различные направления от популярной музыки до г'nb, госк, rар и т.д.. На вопрос «Как вы относитесь к классической музыке?» все считают данную музыку слушать «не модно». Художественная литература. Художественной литературой не увлекаются, предпочитают читать журналы и смотреть фильмы.

Индивидуальные увлечения и досуг школьников. Ученики любят на досуге сходить в кино, погулять с друзьями, посидеть в Интернете и пообщаться в социальных сетях, таких как сайт Вконтакте. Также они любят организовывать массовые выходы в спорткомплекс «Олимпия», чтоб покататься на коньках. Классный руководитель практически никогда не участвует в подобных мероприятиях. Остальное же время многие отдают своим индивидуальным увлечениям. Среди названных увлечений были: компьютер, спорт, музыка, общение, Интернет. О большом разнообразии увлечений и хобби учеников данного класса говорить не приходится.

Неофициальная структура коллектива

Проанализировав беседы с учениками и наблюдая за ними на уроках и переменах, можно привести следующие результаты: общая оценка идейного, морального и психологического единства коллектива не очень высокая

.

Можно выделить следующие группировки:

1. «Пятиугольник». Состав: Голубев Дмитрий, Дроздов Дима, Карапетян Карина, Пономарев Илья, Седов Саша. Причины образования: Голубев Дмитрий и Пономарев Илья дружат со второго класса, с Сашей - с 5го класса. Дима и Илья в этой компании с 7го класса. Направленность и особенности морали: очень активные, энергичные, спортивные и веселые мальчики и девочка, считаются «звездами» не только в классе, но и в школе и ведут себя соответственно. Вместе с тем их успеваемость по школьным предметам невысока, за исключением Пономарева Ильи. Группа замкнута не только на собственных интересах, но и принимает участие в жизни класса - они первые, когда надо помочь в подготовке какого-либо мероприятия или участвовать в соревнованиях. В свой круг стараются никого не пускать. Особое место занимает в группе Карина, так как является единственной представительницей женского пола и оказывает влияние на мальчиков

2. «Отличники». Состав: Кострова Настя, Сорокин Данил, Маршинова Лиза, Синицын Ваня. Причины образования: Ваня и Данил раньше были в предыдущей группе, но по причине разногласий покинули ее; Настя (в связи с общностью интересов) и Лиза (которая пришла как раз в восьмом классе из школы №23) присоединились к ним в 8м классе; тогда же случались конфликты с «Пятигугольником» (называется так в связи с популярностью членов группировки), которые пытались диктовать свою волю всему классу. Вместе проводят свободное время. Направленность и групповая мораль: юноши и девушки стараются хорошо учиться, они всегда поддерживают класс, помогают другим ребятам, но в основном этим занимается Лиза, потому что большинство ребят обращается за помощью по учебе к Лизе. Также Лиза и Ваня имеют влияние в подготовке внеклассных мероприятий и участии в различных конкурсах и предметных олимпиадах. Таким образом, группа тоже оказывает влияние на класс.

Взаимоотношения между группировками ровные, конфликты возникают очень редко (были в прошлом, когда Ваня и Данил вышли из-под влияния «Пятиугольника» и подружились с Лизой), большинство ребят учатся вместе с первого класса, во многом уже «притерлись» друг к другу. Референтной группировкой является первая, как имеющая, хотя и в лице отдельных представителей, наибольшее количество выборов.

Девочки в классе оказались на удивление недружными, группировок не образуют, являются лишь отдельные общающиеся пары.

Лидеры у класса в разных сферах деятельности разные. Абсолютный лидер класса в общении, учебе, отдыхе и внеклассной деятельности является Голубев Дмитрий (который считается «самым активным, деятельным и общительным», хотя и немного испорчен, из своей группы). Индивидуальные особенности Димы: ум, организованность, общительность, оптимистичность, добродушие, веселость, активность, разговорчивость, открытость. Причины выдвижения: активный участник не только в жизни класса, но и школы. В учебной деятельности также лидируют Маршинова Лиза и Абакумова Алина (одна из самых неконфликтных людей в классе, натянутые отношения только с Твороговой Леной из-за личных разногласий). Отношения между всеми тремя лидерами ровные, конфликтных ситуаций не возникает.

Отвергаемые и изолированные ученики - это Мокеева Настя, Терентьева Алена и Коликова Аня. Мокеева Настя (хорошая успеваемость по литературе и русскому языку) и Терентьева Алена вместе с первого класса и так просто получилось, что с остальными ребятами они не общаются. Отношение к ним негативное и внутренне и внешне - с ними никто старается не общаться, только по каким-то серьезным вопросам класса и школы. Что касается Коликовой Ани, то по наблюдениям отношение к ней нейтральное, она просто не очень общительна.

Также следует упомянуть о Романове Кирилле, который перевелся в 8м классе из школы №4. Не являясь лидером ни в учебе, ни внеклассной работе, но он получил достаточное количество положительных выборов, в том числе взаимных. Он инстинктивно тянется к двум юношам из первой группировки, которые вызывают наименьшее отторжение у основного коллектива.

Психологический климат и групповая мораль

Работая с коллективом (на уроках, во время классных часов, общаясь с ними на переменах, факультативных занятиях и в неофициальной обстановке), можно заметить, что в классе царит доброжелательная атмосфера, ребята в принципе дружелюбны по отношению друг к другу и к преподавателям, но только к тем, которых они уважают. Но все же многие стараются держать друг друга на расстоянии, не стараются вникнуть в личные проблемы каждого. Чуткость в отношениях присутствует скорее в тесном кругу неофициальных группировок. Принятые эталоны в поведении: в отношении учебы эталоном считается средняя успеваемость на «четыре», хотя на отдельных предметах (русский, литература, право, история, обществознание, информатика) принято стараться на «отлично». Эталон общепринятого поведения - быть солидарным с классом во всем. В силу возраста ребят клички среди них отсутствуют, в процессе общения можно только слышать видоизмененные под современное время краткие имена. В процессе наблюдений и бесед особенного жаргона незамечено, только общешкольный (класснуха, заколоть, скатать и т.д.). Стиль одежды - в школе принят официальный, но многие идут вразрез с правилами и одеваются, кто как хочет. Из бесед с ребятами была выявлена одна традиция – каждый субботний вечер ходить в спорткомплекс «Олимпия» кататься на коньках, а в теплое время года выбираться на природу.

Если говорить о взаимоотношениях юношей и девушек, то нужно отметить, что в классе пока не наблюдается ни одной романтической связи, хотя намеки на это вроде бы и есть. В основном же если у кого-то из ребят есть друг или подруга, то они не из класса. Несмотря на то, что специфика возраста подразумевает развитие более романтичных отношений внутри такого тесного коллектива, межличностные отношения не выходят за рамки дружеских. По-видимому, на такое положение вещей влияет давнее знакомство членов коллектива между собой и популярность юношей среди девушек всей школы. Девушки этим не очень довольны.

Из наблюдений за поведением ребят на уроках можно сделать следующие замечания: в целом, ребята ведут себя спокойно во время урока, активно работают, делают ценные замечания, если тема их заинтересовала.

Во время перемены ученики спокойно стоят в коридоре и разговаривают о своих насущных проблемах или меняются впечатлениями между собой о каком-либо событии.

Из наблюдений и бесед с ребятами выяснилось, что классный руководитель, работающий с коллективом с восьмого класса, не очень ровно относится к своим подопечным. Выделяя для себя только хорошо успевающих учеников, она не особо обращает внимание на остальных. Вера Анатольевна пытается устраивать классные часы, но дети на них не ходят, говоря, что «там скучно» и что они «теряют время», притом, что очень многое сейчас можно найти в Интернете. Она не организовывает поездки и очень редко планирует праздники внутри класса, а если и пытается это делать, то перекладывает достаточно большую часть работы на учеников и их родителей (собрать деньги, купить билеты, написать сценарий и т.д.). Именно поэтому, большинство учеников и недолюбливают ее.

Как уже отмечалось конфликты между коллективом и классным руководителем, между группировками практически отсутствуют. Случаются межличностные конфликты, но они редко влияют на класс в целом. С остальными учителями конфликты редки. По свидетельствам классного руководителя случаев антиобщественного поведения не случалось.

Внеучебное мероприятие

В качестве внеучебного мероприятия была организована экскурсия в музей кафедры анатомии Ивановской государственной медицинской академии - "Общий обзор организма человека".

Было поставлено несколько задач:

Обучающие

Сформировать представление об устройстве организма

Развивающие

Развить у учащихся представление о трехмерном расположении органов в организме.

Воспитательные

Развить осознание уникальности и сложности устройства человеческого организма.

Данные задачи были достигнуты, поскольку учащиеся с интересом слушали рассказ экскурсовода, после экскурсии не утихали восторженные рассказы о впечатлениях, учащиеся очень активно общались между собой, обсуждая экскурсию, что показывает небольшой скачок роста уровня сплоченности класса.

Общие выводы и рекомендации по работе с данным классным коллективом

Обобщая полученные сведения, можно сделать следующие выводы.

Положительные стороны: большое разнообразие личностей и индивидуальностей, достаточно дружелюбная, доброжелательная, веселая атмосфера в коллективе, устоявшиеся традиции, практически полное отсутствие конфликтов внутри класса и во взаимоотношении с классным руководителем и другими учителями, хорошо и крепко налаженные контакты между «старожилами» класса (совместный досуг, взаимоуважение).

Отрицательные стороны: почти полное безразличие к политической и культурной жизни страны и мира, уход в сторону популяризированной культуры, «культуры масс», а также замена вербального общения на общение в сети Интернет, вульгарность, порой небрежность во взаимоотношениях между собой и с преподавателями (относится, в основном, к первой группировке и некоторым мальчикам), шумливость на уроках, равнодушие и холодность по отношению к некоторым ученикам (отвергнутым), бездейственность в налаживании взаимоотношений в коллективе и изменении сложившейся ситуации.

Классному руководителю хотелось бы сделать следующие рекомендации: обратить внимание на культурный уровень и политическую сознательность учеников (проводить классные часы на данную тему, вывозить детей на экскурсии, на выставки, в театр). Обратить внимание на отстраненность и изолированность некоторых членов коллектива (вовлекать их в жизнь класса, давать задания, которые позволят им общаться с другими учениками, например, организовать проверку дневников группами по четыре человека, в которую будет входить один из «отвергнутых»). Организовывать совместный досуг всего класса, когда новички и изолированные смогут ближе познакомиться с одноклассниками. Также, чтобы сблизить учеников, можно предложить следующую деятельность: проводить различные психологические тренинги и игры, направленные на сплочение и доверие, в которых каждый сможет кратко рассказать о себе, о своих увлечениях, о своих любимых и не любимых вещах, предметах, явлениях, людях и т.д. Больше интересоваться жизнью класса и увлечениями учеников, в соответствии, с чем и стараться выстраивать внеклассную работу.

Учителям, на случай конфликтной ситуации, хотелось бы порекомендовать взять ровную, спокойную, уверенную линию поведения, полностью исключить агрессию, поскольку класс ответит тем же, давать детям возможность чаще высказывать свое мнение, приводить примеры, рассуждать и даже дискуссировать, т.к. некоторые ребята умеют хорошо анализировать те или иные явления и приводить доказательные примеры, факты и аргументы.