Анализ деятельности автотранспортного предприятия Речицкое межраенное АТП

Содержание

1 Общая характеристика предприятия

2 Структурная схема управления на предприятии

3 Оснащённость предприятия машинами

4 Обеспечения предприятия тепловой энергией водой и электроэнергией

5 Состояния на предприятии охраны труда

5.1 Общие требования по охране труда

5.2 Требования по охране труда перед началом работы

5.3 Требования по охране труда во время работы

5.4 Требования по охране труда по окончанию работы

5.5 Требования по охране труда в аварийных ситуациях

5.6 Требования по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям мастерских

6 Организация на предприятии охраны окружающей среды

6.1 Организация обращения и учёта отходов

6.2 Сбор отходов

6.3 Образование отходов

7 Требования пожарной безопасности

7.1 Общие положения пожарной безопасности

7.2 Содержание территории и помещений

8 Должностная инструкция руководителей технических служб

8.1 Должностная инструкция мастера

8.2 Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей 4-го Разряда

8.2.1. Основные положения

8.2.2 Профессиональные обязанности

8.2.3 Право

8.2.4 Ответственность

9 Планировка отделения ремонтного подразделения

1 Общая характеристика предприятия

Предприятие ведет свое начало с 1961 года когда при Речицкой Сельхозтехнике было создано гаражное хозяйство. В 1994 году 1 апреля в связи с тяжелым экономическим положением от Речицкой Сельхозтехники был отделен гаражный цех и на его базе создано новое предприятие, получившее название «Речицкое межраенное АТП»

1 декабря 1996 года «Речицкое межраенное АТП» было преобразовано в Открытое Акционерное Общество «Речицкий межрайавтотранспорт» коим и является поныне.

Основной акционер общества, Гомельский областной исполнительный комитет, имеющий 90,8% акций предприятия.

С момента своего образования и по настоящее время основным видом деятельности общества являются автомобильные грузовые перевозки на территории Республики Беларусь и стран СНГ.

В распоряжении предприятия имеется специализированный транспорт для перевозки скота, молока, а так же рефрижераторы, фургоны, самосвалы, бортовые и тентованные грузовые автомобили, прицепы, и полуприцепы грузоподъемностью от 3,5 до 27 тонн.

В список постоянных клиентов нашей организации входят СОАО «Речицапиво», КДУП «Речицкий винодельческий завод», ОАО «Гомельский мясокомбинат» и многие другие предприятия Республики Беларусь.

2 Структурная схема управления на предприятии

3 Оснащённость предприятия машинами

п/п

Марка,

модель, модиф.

Государственный

регистрац.знак

Год

выпуска

Грузоподъемность,(т)

№ шасси

1

Маз-54322

04-95 ЕВ

1982

8,0

8363

2

Маз-54329

99-18 ЕА

1997

8,0

YЗМ543290V008417

3

Маз-54323

54-52 ЕМ

1997

8,0

YЗМ543230V0024924

4

Камаз-5410

23-08 ГСЛ

1984

8,0

119349

5

МАЗ 543203222

АА 8323-3

2007

8,0

YЗМ54320370006300

6

МАЗ 543203222

АА 8324-3

2007

8,0

YЗМ54320370006302

7

МАЗ 543203222

АА 8325-3

2007

8,0

YЗМ54320370006301

8

МАЗ 543203222

АВ 3600-3

2008

8,0

Y3M5432A380000303

9

МАЗ 543203222

АВ 3601-3

2008

8,0

Y3M5432A380000302

10

МАЗ 543203222

АВ 3602-3

2008

8,0

Y3M5432A380000301

11

МАЗ533603-220Р

АА 9295-3

2007

7,8

YЗН53360370005731

12

МАЗ533603-220Р

АА 9296-3

2007

7,8

YЗН53360370005746

13

МАЗ533603-220Р

АА 9297-3

2007

7,8

YЗН53360370005716

14

Газ 27855f (Багем)

АЕ 42-73-3

2004

4,0

33090050867658

15

Газ 27855f (Багем)

АЕ 42-74-3

2004

4,0

33090050867389

16

ГАЗ 3307КГ53Т

АА 9212-3

1999

4,0

330700Х0000969

17

ГАЗ 3307

АА- 9238-3

2001

4,0

33070010815591

18

ГАЗ 3307

АА-9237-3

2001

4,0

33070010815607

1920

ГАЗ 3307

АВ 1407-3

1999

4,0

б/н

21

МАЗ 5551424227 РБ

39-43 АА-3

2006

10,0

YЗМ55514260000660

22

МАЗ 5551424227 РБ

39-44 АА-3

2006

10,0

YЗМ55514260000631

23

МАЗ 5551424227 РБ

39-45 АА-3

2006

10,0

YЗМ55514260000658

24

МАЗ 5551424227 РБ

39-46 АА-3

2006

10,0

YЗМ55514260000635

25

МАЗ 5551424227 РБ

39-47 АА-3

2006

10,0

YЗМ55514260000651

26

МАЗ5551424229РБ

АА 9291-3

2007

10,0

YЗН55514270001719

27

МАЗ5551424229РБ

АА 9288-3

2007

10,0

YЗН55514270001704

28

МАЗ5551424229РБ

АА 9290-3

2007

10,0

YЗН55514270001718

29

МАЗ5551424229РБ

АА 9294-3

2007

10,0

YЗН55514270001726

30

МАЗ5551424229РБ

АА 9289-3

2007

10,0

YЗН55514270001733

31

Газ-3110

18-93 АС-3

2000

3110040301461

32

ГАЗ 31105

74-70 АК0-3

2005

31105050084385

33

Н-13Х

11-10 АЕ

1990

12,0

2475

34

ОДАЗ 9772

11-11 АЕ

1988

12,0

001241

35

ОДАЗ 9772

11-35 АЕ

1988

12,0

1537

36

Маз 9330

10-91 АЕ

1995

20,0

190

37

МТМ 9332

10-44ЕМ

1996

20,0

001

38

МАЗ 9758303012

1813 АА-3

2008

19,5

Y3M97583080003424

39

МАЗ 9758303012

1814 АА-3

2008

19,5

Y3M97583080003443

40

МАЗ 9758303018

А 5033 А-3

2011

25,0

Y3M975830B0004422

41

МАЗ 9758303018

А 5032 А-3

2011

25,0

Y3M975830B0004381

42

МАЗ 9758303018

А 5034 А-3

2011

25,0

Y3M975830B0004439

43

МАЗ857100-4022РБ

1869 ЕЕ

2006

10,0

YЗМ85710060002173

44

МАЗ857100-4022РБ

1870 ЕЕ

2006

10,0

YЗМ85710060002154

45

МАЗ857100-4022РБ

1871 ЕЕ

2006

10,0

YЗМ85710060002135

46

МАЗ857100-4022РБ

1872 ЕЕ

2006

10,0

YЗМ85710060002155

47

МАЗ857100-4022РБ

1873 ЕЕ

2006

10,0

YЗМ85710060002165

48

АЦПТ 11

04-04ЕВ

1989

11,0

209178

49

Одаз 9370

07-77ГС

1989

12,0

224171

50

Д55

43-02ГС

1986

5,0

34776

51

ГКБ 8350

76-55ГС

1988

8,0

238002

52

ГКБ 8326

15-41ГТ

1990

8,0

278022

53

ОДАЗ 9370

44-17ГС

1987

12,0

б/н

54

МАЗ 8571004022Р

0714 АА-3

2007

10,0

YЗН85710070003445

55

МАЗ 8571004022Р

0712 АА-3

2007

10,0

YЗН85710070003506

56

МАЗ 8571004022Р

0715 АА-3

2007

10,0

YЗН85710070003566

57

МАЗ 8571004022Р

0716 АА-3

2007

10,0

YЗН85710070003576

58

МАЗ 8571004022Р

0713 АА-3

2007

10,0

YЗН85710070003558

59

Одаз 9958

37-77ГТ

1990

9,0

00082205

60

Одаз 9958

А 3454 А-3

1990

10,0

174425

61

Одаз 9958

39-06ГТ

1990

9,0

2640

4 Обеспечения предприятия тепловой энергией водой и электроэнергией

Любой технологический процесс требует определенного расхода топлива, электрической и тепловой энергии, поэтому промышленные предприятия являются крупнейшими потребителями различных видов топлива и энергии. В промышленности расходуется примерно половина всего топлива и две трети энергии. В качестве топлива предприятия используют уголь, кокс, мазут, дрова и древесные отходы, природный газ, диоксид углерода (например, для сварочного производства). С развитием научно-технического прогресса и ростом производства потребление энергии систематически растет. Доля энергозатрат в себестоимости продукции доходит до 40%- 45 %.

Энергетическое хозяйство промышленного предприятия — это совокупность энергетических установок и вспомогательных устройств с целью обеспечения бесперебойного снабжения предприятия различными видами энергии и энергоносителей, таких, как натуральное топливо (газ, мазут и др.), электрический ток, сжатый воздух, горячая вода, конденсат.

К основным видам промышленной энергии относятся: тепловая и химическая энергия топлива, тепловая энергия пара и горячей воды, механическая энергия и электроэнергия.

Основными задачами энергетического хозяйства являются надежное и бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии установленных параметров при минимальных затратах.

Энергообеспечение предприятия имеет специфические особенности, обусловленные особенностями производства и потребления энергии:

- производство энергии, как правило, должно осуществляться в момент потребления;

- энергия должна доставляться на рабочие места бесперебойно ив необходимом количестве. Перебои в снабжении энергией вызывают прекращение процесса производства, нарушение технологии;

- энергия потребляется неравномерно в течение суток и года. Это вызвано природными условиями (летние и зимние периоды, день, ночь)и организацией производства;

- мощность установок по производству энергии должна обеспечивать максимум потребления.

По характеру использования энергия бывает: технологической, двигательной (силовой), отопительной, осветительной и санитарно-вентиляционной. Для промышленных предприятий наибольшее значение имеет потребление энергии на двигательные и технологические цели. В качестве двигательной силы технологического и подъемно-транспортного оборудования используются главным образом электроэнергия и в небольшом количестве пар и сжатый воздух.

Различные виды энергии и энергоносителей применяются на всех стадиях технологии производства изделия. При этом единство и взаимообусловленность технологии и энергетики — наиболее характерная черта большинства производственных процессов промышленного предприятия. В число потребителей электроэнергии необходимо отнести и такие участки производства, как слаботочные средства связи: телефоны, радио, диспетчерская связь.

На всех предприятиях-энергопотребителях должен быть составлен энергетический паспорт, который является нормативно-хозяйственным документом, утвержденным по единой государственной форме. В таком паспорте отражаются все основные сведения об энергохозяйстве предприятия и производится оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов по объектам предприятия.

производство охлажденной воды или льда (натурального из воды) для

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) атомными электростанциями

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) прочими электростанциями и промышленными блок-станциями

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными

Производство охлажденной воды или льда (натурального из воды) для охлаждения

Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)

Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

Эта группировка включает:

- распределение пара и горячей воды по тепловым сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.)

- деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению технологическими процессами в тепловых сетях

Деятельность по обеспечению работоспособности котельных

Эта группировка включает:

- монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание теплотехнического и другого технологического оборудования, аппаратуры и средств защиты котельных

Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей

Эта группировка включает:

- монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание теплотехнического и другого технологического оборудования, аппаратуры и средств защиты тепловых сетей

СБОР, ОЧИСТКА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДЫ

Сбор, очистка и распределение воды

Сбор, очистка и распределение воды

Сбор и очистка воды

Эта группировка включает:

- сбор и очистку как питьевой, так и не питьевой воды

Эта группировка также включает:

- опреснение морской воды для производства пресной воды в качестве основного продукта

Эта группировка не включает:

- очистку сточных вод в целях предотвращения загрязнения

окружающей среды.

Распределение воды

Эта группировка включает:

- распределение воды среди различных потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.)

5 Состояния на предприятии охраны труда

5.1 Общие требования по охране труда

1.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию техники допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, а также прошедшие проверку знаний по электробезопасности и управлению грузоподъемными механизмами.

1.2 Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охра­не труда и соответствующую ежегодную проверку знаний, не должен прис­тупать к работе.

1.3.Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудо­ванием, обращению с которыми слесарь не обучен.

1.4.Слесарь обязан соблюдать правила пожарной безопасности, а также правила внутреннего распорядка, утвержденные на предприятии. Курить разрешается только в специально отведенных местах. Употреблять спиртные напитки и наркотические средства перед и в процессе работы за­прещается.

1.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производст­венными факторами, действующими на слесарей при техническом обслужива­нии и ремонте транспортных средств являются:

-техника, ее узлы и детали;

- оборудование, инструмент и приспособления;

-электрический ток;

-этилированный бензин;

-освещенность рабочего места.

1.5.1. Техника, ее узлы и детали, в процессе производства возможно падение вывешенного технического средства или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

1.5.2. Гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления, применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию.

Электрический ток, несоблюдение требований нормативно-технических документов может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм, электроударов.

Этилированный бензин, действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадания его с пищей или питьевой водой.

Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата, плохая или недостаточная освещенность рабочего места, обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.

1.6.Слесарь должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи
рабочим и служащим спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

1.7.1. При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, пе­реноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

-костюм вискозно-лавсановый;

-фартук резиновый;

-сапоги резиновые;

-перчатки резиновые;

1.7.2. При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслужи­ванию техники и агрегатов:

-костюм вискозно-лавсановый;

-рукавицы комбинированные.

-при работе с этилированным бензином дополнительно:

-фартук прорезиненный;

-перчатки резиновые.

1.7.3. На наружных роботах зимой дополнительно:
-куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

-брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

1.8. Слесарь должен выполнять только работу, порученную ему непосредственным руководителем. Во время работы он должен быть внимательным не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

1.9. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмен­та и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений.

Слесарь должен уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему, в соответствии с правилами по оказанию первой помощи пострадавшим.

При каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь
должен немедленно пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение, сообщить администрации предприятия.

Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения и сообщить об этом администрации предприятия.

Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталя­ми автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно мыть руки керосином.

1.13. Для питья необходимо пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

5.2 Требования по охране труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы слесарь должен

2.1.1. Надеть и заправить спецодежду, застегнуть манжеты рукавов,

2.1.2. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя. Не выполнять работу без получения задания и по просьбе водителей, или других лиц. 2.1.3. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

2.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, а именно: гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок, не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны; раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, ударную поверхность, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно закреплены на рукоятках путем расклинивания клиньями; рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность; зубила, бородки, керны и др. не дол­жны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 15 мм; напильник, стамеска и прочий инструмент не должен иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплен на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней; электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих час­тей и надежное заземление.

2.1.5. проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли

или посыпали опилками, или сделать это самому.

2.1.6. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.

2.1.7. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на нем защитные стекла, исправны ли шнур и изоляционная резиновая труб­ка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжени­ем не выше 42 В.

5.3 Требования по охране труда во время работы.

3.1. Во время работы слесарь должен:

3.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта техники на террито­рии мастерских выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

3.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту техники только когда она будет очищена от грязи, снега и вымыта.

3.1.3. После постановки техники на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможена ли она стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в технике с дизель­ным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера), в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральные венти­ли, подложены ли специальные упоры (башмаки) не менее двух под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать — работают люди». На технике, имеющей дублирующее устройство для пуска двигателя, необходимо повесить табличку у этого устройства.

3.1.4. После подъема техники подъемником на пульте управления подъем­ником повесить табличку «Не трогать — работают люди!», а при подъеме гид­равлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник от произвольного опускания. Ремонт техники снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъем­ника производить только на лежаке.

Снимать или ставить колесо вместе с тормозным, барабаном при по­
мощи специальной тележки. Если снятие ступиц, затруднено, применять для их снятия специальные съемники, при -этом соблюдая технику безопасности;

3.1.6. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту техники произ­водить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология про­ведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специ­альных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

Для пуска двигателя обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру
или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач
(контроллера) находится в нейтральном положении и что под техникой и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

3.1.10. Осмотр техники снизу производить только при неработающем двигателе.

3.1.11. Перед началом работ, связанных с проворачиванием карданного вала,
проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя — отсутст­вие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное

положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых
работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособ­ления.

3.1.12. Снимать двигатель с техники и устанавливать на нее только тогда,
когда она находится на колесах или на специальных подставках — козелках с использованием специальных приспособлений, подъемных механизмов.

3.1.13. При выполнении работ, связанных со снятием колес, подставить под
вывешенную часть техники козелки соответствующей грузоподъемности и
опустить на них вывешенную часть, а под не поднимаемые колеса установить
специальные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

3.1.14. Для перегонки техники на стоянку и проверки тормозов на ходу вы­звать дежурного или основного водителя. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требую­щих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. Трудно снимающиеся гайки при необходимости предварительно смачивать ке­росином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т. п.).

Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в
его полной исправности и проверить наличие на нем трафарета с указани­ем регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующего испытания
(проверок), а на съемных грузозахватных приспособлениях наличие бирок,
удостоверяющих их грузоподъемность (масса поднимаемого груза).

снятия и установки узлов и агрегатов весом15 кг и более поль­зоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспо­соблениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания,
охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из
них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару. Приступать к техническому обслуживанию или ремонту узлов и агрегатов только после их остывания.

3.1.18. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.

3.1.20. Перед снятием рессор, пружин осязательно разгрузить их от веса техники путем поднятия соответствующей части техники с последующей ус­тановкой ее на козелки. Пружины снимают и устанавливают при помощи специальных съемников, щипцов, стяжных болтов или приспособлении, а в отдельных случаях делают ограждения во избежание их срыва.

3.1.21.При работе на поворотном стенде надежно укрепить технику, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.1.22. При ремонте и обслуживании техники с высокими кузовами, пользоваться только лестницами-стремянками.

3.1.23. Перед началом работ под поднятым кузовом техники и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов обязательно ставить дополнительный металлический упор. При проведении ремонтных работ под поднятым кузовом техники предварительно освободить его от груза;

3.1.24. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникла необходимость тянуться за ним.

3.1.25. Правильно подбирать размер гаечного ключа. При работе гаечными ключами запрещается устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек, болтов и наращивать их трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа. Преимущественно пользоваться накидными и торцовыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

3.1.26. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком, не использовать гайки и болты со смятыми гранями.

3.1.27. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими осколками;

3.1.28.Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.

3.1.29. Снятые с техники узлы и агрегаты складывать на специальные ус­тойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

3.1.30. Проверять соосность отверстий только с помощью конусной оправки, а не пальцем руки.

3.1.31. При работе с инструментом и оборудованием, имеющим вращающиеся части, быть особо внимательным, работать в рукавицах, тщательно заправлять концы одежды, убрать волосы под головной убор.

При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в
тиски или специальные приспособления. Не следует держать мелкие детали
руками.

Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.

При работе на заточном станке стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом пользоваться защитными очками или экра­ном. 3.1.35. При работе электроинструментом от напряжения более 42 В обязательно пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинстру­ментом. 3.1.36.Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправ­ною штепсельного разъема.

3.1.37. Перед началом работы пневмо или электроинструментом ознакомить­ся с инструкцией по обращению с ним.

3.1.38. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или деталей металлическим крючком.

3.1.39. Использованный обтирочный материал убирать в специально установ­ленные для этих целей металлические ящики.

3.1.40. Если на руки и спецодежду попал бензин или другая легковоспламе­няющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.

3.1.41. При работе с этилированным бензином или деталями машин ра­ботающих на этилированном бензине, соблюдать следующие меры безопасности

-работать только в спецодежде;

-обезвредить детали керосином;

- немедленно удалить пролитый бензин, а это место обезвредить раствором хлорной извести (запрещается применять сухую хлорную известь),

-после окончания работы, а также перед приемом пищи или курением обязательно мыть руки сначала керосином, а затем теплой водой с мылом;.

-для переливания этилированного бензина пользоваться специальным приспособлением.

3.1.42. Для перемещения тяжелых узлов и агрегатов пользоваться лько исправными тележками, предназначенными для этой цели.

3.1.43. При перемещении деталей вручную соблюдать особую осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения;

3. 1.44. Вывешенные узлы и агрегаты перемещать с помощью крюков. Не следует толкать или тянуть их руками.

3.1.45. Снятие и монтаж цепей, ремней, звездочек двигателя и других узлов техники выполнять только при помощи специального оборудования и приспо­соблений, а не случайными средствами. Для разборки и сборки узлов, нахо­дящихся выше роста работающего, пользоваться подставками или специаль­ными подвесными площадками.

Соблюдать меры предосторожности при пользовании приспособления-
ми для снятия и установки гусениц трактора.

При снятии зерновых элеваторов, шнеков и других крупногабаритных узлов техники пользоваться специальными подставками. Узлы, расположенные внутри техники, снимать вдвоем. При отсоединении громоздких узлов
(у комбайнов—грохот, соломотряс, молотильный барабан и др.) предусматри­вать подстраховку от случайного их падения.

Режущий барабан силосоуборочного комбайна устанавливать и снимать с помощью грузоподъемных средств. Режущий барабан удерживают
стропами на конце вала. Перемещать стропы цепные или тросовые с хорошо заделанными концами в крюках и с кольцами.

При выполнении работ на верстаках в тисках и специальных монтажных столах и стендах необходимо надежно устанавливать детали и поль­зоваться только рекомендуемым инструментом.

При запрессовке втулок, подшипников и т. п. на прессах необходимо подбирать наставки соответствующего диаметра и устанавливать так, чтобы ось штока пресса, наставки и отверстие детали находились на одной прямой.

Слесарю запрещается:

-выполнить работы под техникой или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме (кроме стационарных подъемников) без подставки козелков,

-поднимать агрегаты при косом натяжении или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.;

-выполнять какие - либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под
давлением;

-пользоваться приставными лестницами;

-снимать и устанавливать прижимы без специальных приспособлений;

-снимать и устанавливать крупногабаритные и режущие узлы без грузоподъемных средств и специальных приспособлений;

-устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек (болтов), а также наращивать гаечные ключи трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа;

-сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;

-хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и легко воспламеняющие
жидкости;

-применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т, д.;

-засасывать бензин ртом через шланг;

-выносить спецодежду, загрязненную этилированным бензином, из предприятия, а также входит в ней в столовую, комнату отдыха, и служебные помещения.

5.4 Требования по охране труда по окончанию работы.

4.1. По окончании работы слесарь должен:

4.1.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить вентиляцию,

4.1.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.

4.1.3. Если техника остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность ее установки. Запрещается оставлять технику, агрегат, вывешенным только подъемным механизмом,

Снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для нее место. Своевременно сдавать
спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт,

Выполнить правила личной гигиены.

Доложить руководителю работ о всех недостатках, замеченных в процессе работы, и о завершении работы.

5.5 Требования по охране труда при аварийных ситуациях.

5.1. Действия при возникновении аварийных ситуаций и оказание медицинской помощи;

5.1.1. При возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям,

остановить работу, вывести людей из опасной зоны и сообщить о возникшей ситуации мастеру.

Вынести из опасной зоны легковоспламеняющиеся материалы, отключить электроэнергию.

При возникновении пожара необходимо подать сигнал пожарной тревоги и приступить к тушению.

При возникновении аварии, приведшей к травмированию работников, принять меры по оказанию пострадавшему доврачебной помощи и поставить в известность мастера (бригадира). Правила по оказанию первой помощи пострадавшим.

5.6 Требования по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям мастерских

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при передвижении транспортных средств и работников на всей территории мастерских и ее соблюдение обязательно для всех работающих,

1.2. Передвижение транспортных средств и пешеходов должно осу­ществляться, в соответствии с установленными дорожными знаками и по определенным маршрутам, указанным на схеме, вывешиваемой при въезде (входе) на территорию мастерских.

1.3. При передвижении по территории и производственным помещениям мастерских работающий должен знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

-выезде транспортных средств из ворот мастерских и въезде в них;

-нарушении правил маневрирования и движения транспортных средств в стесненных условиях (узкие проезды, проезды между рядов транспортных средств);

-переноске (перевозке) предметов, отвлекающих внимание работающих пли ограничивающих обзор пути движения;

-передвижении работающих по скользкому покрытию (гололед, грязь и т. д.);

-переходе через смотровую канаву;

-превышении установленной скорости движения транспортных средств по территории мастерских и внутри помещения.

2. Меры предосторожности:

2.1. Управлять транспортными средствами на территории мастерских разрешается только лицам, назначенным приказом по мастерским и имеющим удостоверение на право управления транспортными средствами. Это правило распространяется на все случаи управления, в том числе и на опробование после ремонта и регулировок.

2.2. Перед началом движения водитель должен:

-убедиться в отсутствии людей на пути движения, а также помех для его движения;

-предупредить находящихся вблизи транспортного средства людей, в каком направлении будет он двигаться;

-в темное время суток включить освещение транспортного средства (габаритные огни и ближний свет фар).

2. 3. Перед выездом из ворот (въезде), перемещения задним ходом водитель должен убедиться, что на пути движения нет людей и других помех, или обратиться к бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха) с просьбой назначить помощника (регулировщика), который руководил бы выездом.

2.4. Водитель не должен осуществлять движение на транспортных средствах с неисправной тормозной системой и рулевым управлением, а также в случае, когда другие неисправности транспортных средств угрожают безопасности движения.

2.5. При движении в производственных помещениях, а также по территории мастерских водитель не должен превышать установленного ограничения скорости:

-по территории мастерской скорость движения устанавливается приказом по мастерским с учетом местных условий и обеспечения безопасности движения;

-в помещениях — не более 5 км-ч.

2.6. Испытание и опробование тормозов на ходу разрешается производить только в специально отведенном для этой цели месте.

2.7. Водитель должен соблюдать особую осторожность при:

-выезде из ворот (въезде) и объезде производственных помещений;

-движении в стесненных условиях (между рядами транспортных средств и т. п.);

-движении по производственным участкам, где могут работать люди.

2.8. При движении транспортного средства по территории и в производственных помещениях запрещается нахождение людей на подножках и крыльях транспортного средства.

2.9 Водителю транспортных средств запрещается без разрешения руководителя участка (мастера) пользоваться подсобным транспортным средством, автопогрузчиком и другими движущимися механизмами для буксировки.

2.10. Перед выходом из кабины водитель должен убедиться в том, что стояночный тормоз затянут до отказа.

2.11. Работники мастерских должны:

-соблюдать особую осторожность при движении транспортных средств, особенно при наличии объектов, ограничивающих обзорность. При выходе из-за стоящих транспортных средств, из-за углов зданий, из ворот необходимо остановиться осмотреть путь дальнейшего движения, чтобы убедиться в отсутствии и транспортного средства;

-пропустить движущийся транспорт соблюдать особую осторожность при переноске (перевозке) предметов , ограничивающих обзор пути при движения и окружающий обстановке, а также при движении по скользкому покрытию и в темное время суток. С особой осторожностью передвигаться в узких проходах между транспортными средствами (особенно с работающим двигателем). При передвижении в производственных помещениях для перехода через смотровые канавы пользоваться только переходными мостиками.

2.12. Помощник (регулировщик), оказывающий помощь водителю при маневрировании транспортным средством на ограниченной площади, должен выбирать позицию , гарантирующую ему личную безопасность.

6 Организация на предприятии охраны окружающей среды

6.1 Организация обращения и учёта отходов

Приказом директора ОАО "Речицкий межрайавтотранспорт" назначается ответственное должностное лицо по координации обращения учета отходов на предприятия, ведению статистической отчетности, и ответственные должностные лица по организации обращения, учет отходов производства в структурных подразделениях.

Ответственным должностным лицом по координации работы по обращению учету отходов на предприятии является эколог ОАО "Речицкий межрайавтотранспорт".

Ответственными должностными лицами за организацию обращения и учет отходов производства в структурных подразделениях являются:

-по гаражу - зам. гл. инженера;

-по ремонтной мастерской - начальник рем. мастерской;

-по административному зданию гл. бухгалтер.

Обязанности ответственного должностного лица по координации обращения и учета отходов:

- осуществлять координацию деятельности, связанной с обращением и учетом отходов производства;

- организовывать соблюдение законодательства об отходах при обращении с отходами производства (в том числе соблюдение правил пожарной безопасности, экологических, технологических, санитарно-гигиенических норм и правил при обращении с отходами);

- осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства об отходах на предприятии;

- организовывать разработку нормативов образования отходов;

- проведение организации отходов производства совместно с другими должностными лицами, ответственными за организацию обращения и учета отходов производства в структурных подразделениях;

- разработку паспортов опасности отходов в соответствии с «Перечнем отходов, подлежащих паспортизации», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

- получение заключения о степени опасности отхода и класса опасности опасных отходов с привлечением необходимых специалистов, а также материальных и иных ресурсов;

- ведение журналов единого и первичного учета отходов производства;

- ведение «Сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

- регистрировать паспорта опасности отходов в учреждении «БелНИЦ-экология»;

- участвовать в разработке природоохранных мероприятий в области обращения с отходами производства;

- согласовывать условия сбора отходов в структурных подразделениях;

требований законодательства об отходах. Собираемые отходы производства должны разделятся по видам, классам опасности. Способ сбора и временного хранения отходов определяется их физическим состоянием, химическим составом и классом опасности.

Правила сбора конкретных видов отходов в структурных подразделениях предприятия с учетом требований природоохранного, санитарного, противопожарного законодательства излагаются в производственно- технической инструкции по обращению с отходами производства в соответствующем подразделении.

Порядок сбора отходов производства на ОАО "Речицкий межрайавтотранспорт".

Все отходы предприятия, делятся на отходы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го
класса опасности и неопасные. К ним относятся:

1 -ый класс опасности - свинцовые аккумуляторы, люминесцентные

трубки, аккумуляторные кислоты.

2-ой класс опасности - на предприятии отходы с таким классом
опасности отсутствуют.

3-ий класс опасности - отходы нефтепродуктов.

4-ый класс опасности - промасленная ветошь, изношенные шины отработанные масляные фильтры, опилки древесные промасленные.

неопасные - промышленно- бытовой мусор.

Люминесцентные трубки отработанные упаковываются в футляры гофрокартона и укладываются в металлический ящик, установленный на бетонном полу. По мере накопления не более 120 шт. трубки передаются на демеркуризацию. Все работы, проводимые с ртутьсодержащими лампами осуществляются согласно «Положения о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов», утвержденного Минздравом РБ от 29.09.1998 г. №263 .

Свинцовые аккумуляторы ответственным лицом по организации обращения, учета отходов собираются на деревянном поддоне размерами 1,0* 1,0м, установленным на бетонном полу в помещении гаража. После накопления не более 0,09т (одна транспортная единица) сдаются на переработку подразделению РПУП «Белцветмет». Обращение со свинцовыми аккумуляторами должно соответствовать Порядку учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов.

Изношенные шины хранятся в штабеле на открытой асфальтовой площадке, размерами 3*3м. После накопления не более 0.4т (одна транспортная единица) сдаются на переработку в специализированную организацию.

Промасленная ветошь собирается в 2 металлические бочки объемом по 200 л каждая, которые установлены на бетонном полу в гараже, где хранится до накопления не более 0.072т (одна транспортная единица).

Опилки древесные промасленные собираются в металлические бочки объемом по 200 л каждая, которые установлены на бетонном полу до накопления не более 0.15т (одна транспортная единица).

Разработанные паспорта опасности отходов согласовываются и регистрируется в учреждении «БелНИЦэкология».

Подлинники паспортов опасности отходов хранятся у ответственного должностного лица по координации обращения, учета отходов.

Нормативы образования отходов разрабатываются для всех видов отходов, образующихся на предприятии, кроме тех, для которых, согласно законодательства об отходах, нормативы не разрабатываются. Нормативы образования отходов производства разрабатываются на основании данных материального баланса, технологических инструкций отчета 2-ОС (отходы) и иных нормативных документов. Нормативы образования отходов определяются следующими методами:

- расчетно-аналитическим;

- по утвержденным среднеотраслевым нормативам;

- по утвержденным на предприятии технологическим нормам;

- среднестатистическим;

Нормативы образования отходов утверждаются директором ОАО "Речицкий межрайавтотранспорт" и согласовываются с Речицкой горрайинспекцией ПР и ООС в составе заявки на размещение отходов производства.

Нормативы образования отходов определяются в натуральных единицах или в процентах от используемого сырья, материалов или от производимой продукции в зависимости от технологических особенностей производства.

Удельные нормативы образования отходов на ОАО "Речицкий межрайавтотранспорт" и расчет плановых объемов образования отходов производства на 2004г., выполненный на основании удельных нормативов образования отходов.

Производственный контроль за соблюдением нормативов образования отходов осуществляется в рамках общего производственного контроля за обращением с отходами и заключается в их сопоставлении с фактическими удельными показателями образования отходов и выяснении причин превышения, если они имеют место.

Контроль за соблюдением нормативов образования отходов на предприятии осуществляет ответственное лицо по координации обращения, учета отходов на предприятии.

6.2 Сбор отходов

Сбор отходов производства осуществляется по месту образования отходов. Сбор отходов производства производится в порядке, установленном ответственным должностным лицом по организации обращения, учета отходов в структурном подразделении, по согласованию с ответственным должностным лицом по координации обращения, учета отходов. Разработанный порядок сбора отходов производства не должны противоречить законодательству об отходах.

Сбор каждого вида отходов производства обеспечивается с соблюдением природоохранных, санитарных, противопожарных и иных

- систематический контроль непосредственно в местах образования, хранения и размещения за правильностью и своевременностью документирования операций по движению отходов;

- установление четкой системы документооборота по движению отходов.

По результатам производственного контроля в структурных подразделениях разрабатывается «План мероприятий по устранению нарушений» с указанием сроков их исполнения.

6.3 Образование отходов

Объем образовавшихся отходов на предприятии определяется путем взвешивания, замера и подсчета. Объем образующихся отходов ответственные должностные лица за организацию обращения и учета отходов производства в структурных подразделениях указывают в книгах первичного учета.

Отходам, образующимся на предприятии:

- присваивается код в соответствии с Классификатором отходов образующихся в РБ;

- устанавливается класс опасности;

- на опасные отходы составляются паспорта опасности отходов;

- разрабатываются нормативы образования отходов;

- производится регистрация отходов.

Установление степени опасности и класса опасности опасных отходов.

Осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке определения степени опасности и установления класса опасности опасных отходов. Организация получения заключения о степени опасности отхода и класса опасности опасных отходов возложена на ответственное должностное лицо по координации обращения, учета отходов на предприятии.

Классы опасности отходов указываются во всех отчетных, технических, технологических и иных документах ОАО "Речицкий межрайавтотранспорт", а также при заключении договоров для отчуждения отходов.

Подлинники заключений о степени опасности отхода и класса опасности опасных отходов хранятся у лица, ответственного за координацию обращения и учета отходов.

Паспорт опасности отходов - основной документ, достоверно свидетельствующий о степени и виде опасности, основных ресурсных и сырьевых характеристиках отходов. Паспорт опасности разрабатывается согласно межгосударственному ГОСТу 17.9.05.-2001. Он является обязательной составной частью технической документации на отходы.

Организовывает составление паспортов опасности отходов производства ответственное должностное лицо по координации обращения, учета отходов на предприятии с привлечением необходимых специалистов. Паспорта опасности подписывает директор.

7 Требования пожарной безопасности

7.1 Общие положения пожарной безопасности.

Ответственность за противопожарное состояние и выполнение правил пожарной безопасности в отдельных производственных участках (постах сварки, шиноремонтного участка, складах, токарного отделения и других) возлагается на лиц, возглавляющих данные участки (лиц, их заменяющих).

Территория и производственные площади предприятия должны ежедневно очи­щаться от горючего мусора и отходов. Хранение на территории предприятия горючих отхо­дов открытым способом не допускается. Для их сбора должны быть установлены металли­ческие ящики с крышками на расстоянии не более 100 м друг от друга. Отходы должны сис­тематически вывозиться. В летнее время на площадках, прилегающих к зданиям и сооружениям, и в противо­пожарных разрывах должна периодически выкашиваться трава. Сушить и скирдовать скошенную траву на территории предприятия запрещается (за исключением специально отве­денных мест). Для озеленения территорий не допускается применять древесные насаждения, выде­ляющие при цветении хлопья, волокнистые вещества и опушенные семена, а также выса­живать их в противопожарных разрывах.

Работники предприятия обязаны:

- знать и соблюдать инструкции предприятий-изготовителей по правилам эксплуатации оборудования;

- знать свои обязанности на случай возникновения пожара, аварии;

- уметь пользоваться техническими средствами противопожарной защиты;

- контролировать состояние и не допускать работы на неисправном оборудовании, своевременно выявлять дефекты в работе механизмов и немедленно устранять неисправнос­ти, способствующие возникновению пожара;

- проводить регулярную очистку оборудования и уборку рабочего места в соответ­ствии с установленным графиком уборки;

- строго выполнять графики планово-предупредительного ремонта оборудования.

7.2 Содержание территории и помещений.

Все производственные помещения должны постоянно содержаться в чистоте и не пе­регружаться материалами, используемыми в технологическом процессе, и оборудованием, их количество должно быть не более сменной потребности.

Хранение веществ и материалов должно осуществляться с учетом совместимости их хранения, а также однородности средств тушения в соответствии с приложением 3 к Общим правилам пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ Республики Беларусь 1.01-94.

В воздушной среде производственных помещений содержание горючих веществ не должно превышать нижнего концентрационного предела взрываемости.

На наружной стороне дверей производственных и складских помещений необходимо размещать указатель категории по взрывопожарной и пожарной опасности по нормам по­жарной безопасности Республики Беларусь «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 5-2000» (далее — НПБ 5) и класса зоны по ПУЭ, а также информационную карточку мер пожарной безопас­ности в соответствии с приложениями 4 и 5 к Общим правилам пожарной безопасности Рес­публики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ Республики Беларусь 1.01-94.

Не допускается использование технических этажей, технических подполий, венти­ляционных камер, машинных помещений лифтов, чердачных и иных технических поме­щений не по прямому назначению (под склады, архивы и другие подобные помещения), а также хранить в них сгораемые материалы. Двери указанных помещений должны запи­раться на замки, ключи от которых должны храниться в установленном, доступном для по­лучения в любое время суток месте (помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, пожарные посты и другие аналогичные помещения).

-Деревянные конструкции здания РММ должны обрабатываться огнезащитными составами. Периодичность обработки должна определяться нормативной документацией на составы.

Планировочные решения помещений должны соответствовать проектной документации на здание РММ.

Использованные расходные материалы, отходы производства, промасленная ветошь и другие горючие материалы должны своевременно убираться.

Курение разрешается только в специально отведенных местах.

В помещениях с наличием горючих материалов, товаров в горючей упаковке элек­трические светильники допускается устанавливать на расстоянии не менее 0,2 м от строи­тельных конструкций, выполненных из горючих материалов, и не менее 0,5 м от горючих товаров и тары, находящихся в складских и подсобных помещениях. Пускорегулирующая аппаратура освещения и линий энергообеспечения компьютеров должна устанавливаться вне кладовых и складских помещений.

Электроустановки, в том числе распределительные электрощиты и пускорегулирующие аппараты, должны периодически очищаться от горючей пыли и отложений не реже двух раз в месяц. Подступы к электрощитам, электродвигателям и другим аппаратам дол­жны содержаться свободными.

После окончания работы все электроустановки в помещениях, за исключением спе­циального назначения, необходимо отключать

В производственных помещениях запрещается:

- производить перепланировку помещений без предварительной

разработки проекта, утверждённого в установленном порядке;

- устанавливать на путях эвакуации оборудование, мебель и т.д.;

убирать помещения с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

-применять для целей отопления помещений электронагревательные приборы непромышленного (кустарного) изготовления;

- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

-производить электрогазосварочные работы без предварительной очистки места сварки от горючих материалов и без обеспечения места производства сварочных работ первичными средствами пожаротушения. Проведение электрогазосварочных работ (и других огневых работ) должно производиться с разрешения лиц, ответственных за эксплуатацию зданий и помещений. После завершения сварочных (огневых) работ необходимо тщательно проверить прилегающие к месту их проведения конструкции и предметы, чтобы исключить возможность их загорания;

- использовать помещения не по прямому назначению.

- оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы и аппаратуру (за исключением разрешенных к эксплуатации согласно паспортам предприятий-изготови­телей);

-прокладывать электрические провода и кабели по воздуховодам, трубопроводам и другим инженерным коммуникациям;

-производить непосредственное соединение электрических линий из разнородных металлов.

-устанавливать автотранспортные средства в количестве, превышающем норму, на­рушать способ их расстановки, уменьшать расстояние между ними;

-оставлять на местах ремонта автотранспортные средства с открытыми горловина­ми топливных баков или при наличии течи топлива из системы питания;

-хранить топливо (бензин, дизельное топливо, баллоны с газом).

-оставлять для стоянки или производить ремонт груженых автотранспортных средств;

-заправлять автотехнику ГСМ, а также сливать ГСМ из заправочных емкостей;

- хранить емкости из-под ЛВЖ и ГЖ;

- ремонтировать топливные системы при наличии в них топлива;

-использовать открытый огонь и работать с применением переносных горнов, па­яльных ламп и переносных сварочных аппаратов для подогрева двигателей, а также ку­рить;

-производить подзарядку аккумуляторных батарей (в помещениях, за исключени­ем специально оборудованных);

- использовать для мытья или протирки кузовов, деталей или агрегатов, а также рук и одежды ЛВЖ и ГЖ;

- загромождать выездные ворота и проезды;

- оставлять в автотранспортных средствах, помещениях промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы;

- оставлять автотранспортные средства с включенным зажиганием;

- поручать техническое обслуживание и управление автотранспортными средства­ми людям, не имеющим соответствующей квалификации.

- загромождать проезды для автотранспорта предметами и оборудованием, которые могут препятствовать их эвакуа­ции в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций.

- дозаправка автотранспортных средств ГСМ перед постановкой их в зону ТО и ТР.

- пребывание посторонних лиц.

Места расстановки автотранспортных средств должны быть обеспечены буксировоч­ными тросами и жесткими буксирами из расчета один трос (буксир) на 10 единиц автотран­спортных средств.

Кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревоотделочные работы должны производиться только в специально оборудованных цехах и участках предприятия.

Все автотранспортные средства, находящиеся в зоне ТО и ТР, перед началом и окон­чанием работы с должны быть проверены старшим мастером РММ или его заместителем на предмет отсутствия подтекания ГСМ, отключения аккумуляторных батарей, а также наличия и исправности первич­ных средств пожаротушения.

Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки. ЛВЖ и ГЖ, должны размещаться в отдельном здании или на открытой площадке.

8 Должностная инструкция руководителей технических служб

8.1 Должностная инструкция мастера

1.1. Мастер осуществляет непосредственное руководство

производством работ по техническому обслуживанию и ремонту

подвижного состава, осуществляет работу участков и отделений

ремонтно-механической мастерской.

1.2. В своей деятельности мастер руководствуется:

  • Распоряжениями старшего мастера;
  • Постановлениями;
  • Приказами вышестоящих организаций;
  • Приказами и указаниями директора и гл.инженера предприятия;
  • Действующими типовыми положениями, правилами, инструкциями и др.нормативными документами по организации ТО и ТР подвижного состава;
  • Настоящей должностной инструкцией.
    1. Мастер является руководителем, воспитателем коллектива рабочих РМ и осуществляет свою работу в соответствии с планами-графиками работ по проведению технического обслуживания и ремонта подвижного состава предприятия.
    2. Мастер непосредственно подчиняется старшему мастеру.

Назначается и смещается приказом директора автопредприятия по

представлению старшего мастера.

    1. Мастером назначается лицо, имеющее средне-специальное

техническое образование и стаж работы в отрасли не менне 2-х лет.

  1. ФУНКЦИИ

На мастера возлагаются следующие функции:
2.1. Осуществление эффективного труда ремонтных рабочих,

способствующая снижению материальных и трудовых затрат на

ремонт при высоком качестве ремонтных работ.

    1. Совершенствование организации производства, технологии,

механизации и автоматизации производственных процессов,

предупреждение брака и повышение качества ремонта. 2.3. Внедрение мероприятий по организации труда, использование

передового опыта организации производства и эксплуатации

оборудования, развитие рационализации и изобретательства.

  1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Мастер обязан:

    1. Осуществлять непосредственное руководство производством работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, ремонту агрегатов, узлов и систем автомобилей, составных частей автомобилей; изготовлению и восстановлению деталей и запасных частей.
    2. Осуществлять руководство ремонтными рабочими, обеспечивать выполнение ими всех установленных показателей работы при наименьших трудовых и материальных затратах.
    3. Обеспечивать безопасную эксплуатацию производственных и вспомогательных помещений, оборудования, механизмов, приспособлений, инструмента, инвентаря, транспортных и грузоподъёмных средств.
    4. Обеспечивать при производстве всех видов технического обслуживания и ремонта подвижного состава качественное выполнение работ в полном объёме.
    5. Соблюдать нормативные сроки производства ремонтных работ.
    6. Осуществлять контроль за ходом производственных процессов, рационального использования запасных частей, агрегатов, узлов и деталей.
    7. Осуществлять оперативное руководство подчинённым персоналом. Проводить постоянную воспитательную работу в коллективе ремонтных рабочих.
    8. Контролировать соблюдение подчинёнными рабочими трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка предприятия.
    9. Постоянно проверять состояние оборудования, механизмов, станков, приспособлений и инструмента на всех рабочих местах; исправность ограждений, блокировок, устройств сигнализации, вентиляции и т.п. Обеспечивать устранение выявленных недостатков.
    10. Следить за правильной эксплуатацией оборудования, механизмов, станков, приспособлений; наличием, исправностью и использованием рабочими защитных и предохранительных устройств, приспособлений на оборудовании; средств защиты работающих. Обеспечивать наличие знаков безопасности и предупредительных надписей. Не допускать к оборудованию рабочих, не знающих правил его эксплуатации.
    11. Не допускать к эксплуатации неисправное оборудование и инструмент; на неисправном оборудовании вывешивать предупреждающие таблички.
    12. Обеспечивать правильное, в соответствии с требованиями, ведение технологических процессов при ТО и ТР подвижного состава.
    13. Обеспечивать выполнение работ при ТО и ТР подвижного состава в соответствии с технологическим процессом и правилами безопасности. Соблюдать технологическую дисциплину при производстве ТО и ТР подвижного состава.
    14. Проводить работу по совершенствованию технологии производства ТО и ТР подвижного состава, механизации производственных процессов, повышению производительности труда.
    15. Принимать участие в работе по внедрению достижений, направленных на повышение технической готовности автопарка, сокращению простоев автомобилей при ТО и ремонтах, повышению их качества и снижение затрат.
    16. Содействовать внедрению рационализаторских предложений направленных на улучшение условий труда ремонтных рабочих, повышение уровня механизации и безопасности труда.
    17. Обеспечивать нормативно-технической документацией зоны ремонта и обслуживания подвижного состава.
    18. Соблюдать при организации и проведении работ по ТО и ТР подвижного состава «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
    19. Осуществлять контроль за полнотой и качеством выполнения непосредственными исполнителями требований охраны труда и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.
    20. Контролировать личное соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности при:
  • подготовке исполнителями своих рабочих мест;
  • подготовке подвижного состава для ТО и ТР;
  • установке подвижного состава на посты ТО и ТР снятии с постов;
  • организации и проведении работ;
  • уборке рабочих мест.
    1. Обеспечивать безопасное состояние рабочих мест. Организовывать безопасное проведение работ на рабочих местах.
    2. Убедиться лично, что при постановке автомобилей на посты ТО и ТР выполнены следующие мероприятия:
  • автомобили поданы чистыми и в сухом состоянии;
  • автомобили, установленные на напольные посты ТО и ТР надёжно закреплены путём установки не менее двух упоров под колёса в распор, заторможены стояночным тормозом; при этом рычаг коробки перемены передач установлен в нейтральное положение; на автомобилях с бензиновыми двигателями выключено зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыта подача топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо автомобиля и у дублирующего устройства для пуска двигателя повешены таблички с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!»;
  • вывешенная часть автомобиля с помощью любого подъёмного механизма установлена на козелок или подставку, изготовленную в соответствии с конструкторской документацией. Производить пуск двигателя и трогание автомобиля с места только при условии обеспечения безопасности работающих с данным автомобилем, а также лиц, работающих вблизи него.
    1. Следить за правильной организацией работ, применением безопасных приёмов труда.
    2. Осуществлять особый контроль за ремонтом деталей, узлов и систем автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения.
    3. Не допускать производства различных работ в цехах, отделениях и зонах ТО и ТР подвижного состава в нерабочее время.
    4. Организовывать безопасное хранение и применение ядовитых, едких, взрывопожароопасных веществ, используемых в РМ.
    5. Осуществлять контроль за соблюдением ремонтными рабочими норм, правил, инструкций, приказов и указаний по охране труда и пожарной безопасности.
    6. Проводить инструктажи по безопасному ведению работ с непосредственно подчинёнными рабочими в установленные сроки.
    7. Не допускать рабочих к самостоятельной работе без предварительного инструктажа, обучения и проверки знаний по безопасным приёмам выполнения данной работы. Закреплять новых рабочих для стажировки за высококвалифицированными специалистами, контролировать качество её проведения.
    8. Обеспечивать рабочих исправным инструментом, а также производить выбраковку инструмента не реже одного раза в месяц.
    9. Обеспечивать подчинённых рабочих средствами индивидуальной защиты и бесперебойное функционирование средств коллективной защиты (вентиляции, блокировки, ограждения и т.п.)
    10. Обеспечивать подчинённых рабочих смывающими, обезжиривающими веществами, спецпитанием. Контролировать их применение.
    11. Контролировать своевременность проведения стирки и ремонта спецодежды работающих. Следить за ношением подчинёнными рабочими выданной спецодежды, спецобуви.
    12. Принимать участие в разработке и пересмотре инструкций по охране труда для подчинённых работников.
    13. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, изучать причины, вызвавшие эти случаи, принимать меры для их предупреждения.
    14. При получении письменного разрешения (наряд-допуска) или других специальных разрешений на работы, которые требуют их оформления, организовывать их выполнение. Не допускать выполнения этих работ без оформления требуемых разрешений. Руководить выполнением сложных работ и работ повышенной опасности в соответствии с инструкциями по их проведению. Обеспечивать непосредственное руководство работами по предупреждению или ликвидации аварий.
    15. Проверять соответствие сроков освидетельствования грузоподъёмных механизмов, грузозахватных приспособлений, предохранительных и диэлектрических приспособлений, других защитных средств и приборов.
    16. При поспуплении в ремонтную зону водителя с письменным направлением от начальника гаража (механика), - для проведения ремонта или ТО автомобиля, - давать ему инструктаж на рабочем месте с росписью инструктирующего и инструктируемого на бланке-направлении или в специальном журнале.
    17. Обеспечивать соблюдение на производственных участках, зонах ТО и ТР подвижного состава нормальных санитарно-гигиенических условий труда.
    18. Требовать от исполнителей работ поддержания во время работы должного санитарного состояния, своевременной уборки рабочих мест.
    19. Организовывать каждую пятницу проведение санитарного дня в ремонтных мастерских.
    20. Обеспечивать поддержание в постоянной работоспособности первичных средств пожаротушения в отделениях и участках ремонтных мастерских.
    21. Принимать оперативные меры к выполнению предписаний, указаний, предложений по устранению недостатков в работе, выявленных в результате проверок вышестоящих организаций, органов надзора и общественного контроля.
    22. Участвовать в работе по аттестации рабочих мест и повышению квалификации ремонтных рабочих.
    23. Оказывать помощь молодым рабочим в повышении их квалификации.
    24. Осуществлять ежедневное планирование работы бригад по ТО и ТР подвижного состава.
    25. Составлять заявки на запасные части и материалы для ремонта и обслуживания подвижного состава.
    26. Информировать старшего мастера о состоянии условий труда в отделениях и участках ремонтной мастерской.
    27. Осуществлять своевременное и правильное ведение установленной документации.
    28. Лично брать от подчинённых объяснительные при нарушении ими правил эксплуатации оборудования, электроустановок, правил и инструкций по охране труда, нарушении противопожарных правил, порче инструмента, имущества предприятия.
    29. Контролировать подчинённых рабочих на наличие алкогольного опъянения. При наличии у рабочего признаков опъянения, немедленно отстранить его от работы, направить в СМП или медицинское учреждение для освидетельстования или составить акт в присутствии свидетелей.
    30. При несчастном случае на производстве:
  • обеспечивать незамедлённое оказание потерпевшему доврачебной помощи, вызов медицинских работников на место происшествия, доставку его в лечебно-профилактическое учреждение;
  • принимать меры по обеспечению безопасности, предотвращению воздействия травмирующих факторов на других лиц, развития аварийной ситуации;
  • сохранять до начала расследования обстановку на месте несчастного случая, если это не угрожает жизни и здоровью работников и других лиц и не приведёт к аварии;
  • сообщить о происшедшем руководителю подразделения.
    1. Организовывать немедленный вызов:
  • пожарной охраны при загорании - 101;
  • газоспасательной службы при внезапном выходе газов - 104;
  • скорой мед.помощи при тяжёлых травмах, ожогах, отравлениях - 103.

Поставить в известность о случившемся руководство предприятия (ответственного). Возглавить руководство работами на месте происшествия, спасением людей, имущества, техники, до прибытия руководителей предприятия.

  1. ПРАВА

Мастер имеет право:

    1. Вносить предложения об изменениях технологических процессов ремонта подвижного состава если это ведёт к повышению производительности труда и качества выполняемых работ.
    2. Приостанавливать ремонтные работы, выполняемые с нарушением технологии производства работ и технических условий.
    3. Вносить предложения о привлечении к ответственности рабочих за некачественное выполнение ТО и ТР подвижного состава, нарушение технологии производства работ, за брак в работе, порчу оборудования, за нарушение трудовой, производственной дисциплины, нарушение инструкции по охране труда и пожарной безопасности.
    4. Ходатайствовать о поощрении и о наложении взысканий на непосредственно подчинённых работников.
    5. Обращаться в отделы и подразделения предприятия за необходимыми сведениями.
    6. Вносить предложения о поощрении рабочих за активное участие в мероприятиях, направленных на повышение безопасности производственных процессов, улучшение условий труда, повышение культуры производства.
  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мастер несёт ответственность:

    1. За не соблюдение технологической дисциплины при производстве ТО и ТР подвижного состава, качество и объём выполненных работ.
    2. За не выполнение заданий по производству технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
    3. За не соблюдение нормативных сроков производства ТО и ремонта подвижного состава.
    4. За не качество выполненных работ по ремонту деталей, узлов, агрегатов и систем автомобилей.
    5. За несоблюдение «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
    6. За состояние трудовой и производственной дисциплины, постоянное её укрепление, соблюдение ремонтными рабочими правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности согласно

КзоТ РБ.

    1. За не создание безопасных и здоровых условий труда, повышение культуры производства.
    2. За не правильность постановки подвижного состава на посты ТО и ТР.
    3. За правильную, безопасную эксплуатацию помещений, оборудования, механизмов, станков и приспособлений; использование подчинёнными рабочими защитных устройств и средств индивидуальной защиты.
    4. За безопасное ведение производственных процессов, безопасное состояние рабочих мест, безопасное проведение работ на рабочих местах.
    5. За состояние проделанной работы по предупреждению и недопущению травматизма работников.
    6. За нарушение своими действиями или распоряжениями требований законодательства о труде, правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.
    7. За несоблюдение «Положения о расследовании и учёте несчастных случаев на производстве».
    8. За несчастные случаи, происшедшие в подчинённом подразделении.
    9. За допуск к работе лиц, своевременно не прошедших инструктаж по охране труда.
    10. За невыполнение в установленные сроки указаний, предписаний контролирующих органов, а также указаний общественных инспекторов и комиссии по охране труда профсоюзного комитета.
    11. За не правильное использование и экономное расходование ремонтных материалов, запасных частей, электроэнергии, теплоэнергии.
    12. За не соблюдение санитарно-гигиенических условий труда в цехах, отделениях и участках мастерских.
    13. За неудовлетворительную уборку рабочих мест.

Мастер несёт ответственность за полноту и качество выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.

8.2 Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей 4-го

Разряда

8.2.1 Основные положения

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда является рабочим автотранспортного участка и подчиняется непосредственно начальнику участка.

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда оформляется на работу на основании заключенного с ним контракта (трудового договора) и увольняется с работы приказом генерального директора.

На работу в качестве слесаря по ремонту автомобилей 4-го разряда принимается лицо без требований к специальному образованию и стажу, имеющему соответствующий документ о профессиональной подготовке.

В своей деятельности слесарь по ремонту автомобилей руководствуется;

- методическими материалами, касающимися соответствующих рабочих вопросов;

  • законодательными и нормативными документами по управлению качеством продукции;
  • действующими в отрасли и в организации стандартами, техническими условиями, нормативами качественных показателей, технологическими инструкциями;
  • Уставом предприятия;
  • правилами трудового распорядка, иными локальными актами;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • приказами и распоряжениями генерального директора, начальника цеха;

- настоящей рабочей инструкцией.

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда должен знать:

Устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов;

- электрические и монтажные схемы электрооборудования автомобилей;

  • технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов;
  • методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов;
  • правила и режим испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов;
  • назначение и правила применения сложных испытательных установок;
  • устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов;
  • конструкцию универсальных и специальных приспособлений;
  • периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей;
  • систему допусков и посадок;
  • квалитетов и параметров шероховатости.

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда должен знать и уметь то, что знает и умеет слесарь по ремонту автомобилей 1-го, 2-го и 3-го разряда

  • основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;
  • назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительных инструментов;
  • наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов;
  • основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов, порядок сборки простых узлов;
  • приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;
  • основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначения;
  • способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;
  • назначения и правила приема наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно- измерительных инструментов;
  • основные механические свойства обрабатываемых материалов;
  • назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
  • правила применения пневмо- и электроинструмента;
  • основные сведения о допусках и посадках;
  • квалитеты и параметры шероховатости;
  • основы электротехники и технологии металлов;
  • устройство и назначения узлов, агрегатов и приборов средней сложности;
  • правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов;
  • основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
  • регулировочные и крепежные работы;
  • типичные неисправности системы электрооборудования;
  • основные свойства металлов;
  • назначение термообработки деталей;
  • устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
  • допуски и посадки;
  • квалитеты и параметры шероховатости.

Технологический процесс выполняемой работы, технологические карты и иные локальные стандарты, регламентирующие выполнение работ, входящих в профессиональные обязанности;

- рациональную организацию труда;

- правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом;

- методы рационального использования материальных ресурсов;

- требования, предъявляемые к качеству работ, в том числе по смежным операциям или процессам;

  • виды брака, причины его порождающие, способы его предупреждения и устранения.

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда должен уметь выполнять все виды работ, включенные в раздел «Профессиональные обязанности» данной инструкции.

8.2.2.Профессиональные обязанности:

На слесаря по ремонту автомобилей 4-го разряда возлагаются следующие профессиональные обязанности

ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов;

- разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании;

- обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стендах;

- выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов;

  • разбраковка деталей после разборки и мойки;
  • слесарная обработка деталей по 7–10-му квалитетам с применением универсальных приспособлений;
  • статистическая и динамическая, балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей;
  • проходить инструктаж и соблюдать правила и нормы по охране труда и пожарной безопасности при ремонте и эксплуатации автотранспортных средств.

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда обязан:

- соблюдать правила охраны труда и пожарной безопасности, правила внутреннего трудового распорядка;

- периодически проходить инструктаж по охране труда.

При приемке смены до начала работы слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда должен получить задание, ознакомиться с заданием, надеть спецодежду, получить необходимый инструмент, включить освещение, вентиляции.

2.4. По окончании смены слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда сдать выполненное задание, убрать рабочее место, выключить освещение, вентиляции, снять спецодежду, осмотреть и закрыть помещение.

8.2.3.Права

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда имеет право:

Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности.

Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты, спецодежду и требовать от администрации обеспечения ими.

Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и иными локальными нормативными актами предприятия, относящимся к его работе.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

8.2.4.Ответсвенность

Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда несет ответственность:

  • за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;
  • за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь;
  • за причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

9 Планировка отделения ремонтного подразделения

D:\Yk6-rRuPvPw.jpg

Условные обозначения:

▲- переносной огнетушитель;

∩- расположение пожарного оборудования;

← - запасной путь эвакуации;

1-столярная мастерская;

2- Склад запасных частей;

3- Моторное отделение;

4- Склад агрегатов;

5- Шиноремонтный участок;

6- Склад шин требующий ремонт;

7- Склад агрегатов;

8- Склад агрегатов;

9- Склад агрегатов;
10- Склад агрегатов;
11- Склад агрегатов;

12- Подсобное помещение токарного отделения;

13- Токарное отделение;
14- Место мастера РММ;

15- Смотровая яма текущего ремонта;

16- Смотровая яма текущего ремонта;

17- Вход в подвал;

18- Смотровая яма ТО-1, ТО-2;

19- Участок текущего ремонта.