Административная деятельность органов внутренних дел

Содержание  

Введение 3 

Глава 1. Административная деятельность органов внутренних дел 4

     1.1. Понятие, основные черты и формы  административной 

     деятельности  органов внутренних дел 4

     1.2. Принципы Административной деятельности  органов 

     внутренних  дел 12

     1.3. Виды методов административной деятельности милиции 23

Глава 2. Метод убеждения в административной деятельности

милиции 28

Глава 3. Метод принуждения в административной деятельности

милиции 34

     3.1. Меры административного предупреждения, применяемые 

     милицией 37

     3.2. Меры административного пресечения, применяемые милицией…41

     3.3. Меры обеспечения производства  по делу, применяемые 

     милицией 45

     3.4. Меры административного наказания 52 

Заключение 55

Список  используемой литературы 56 
 
 
 
 

Введение 

     Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требуют повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, её прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушителями. От её эффективности во многом зависит состояние правопорядка.

     Административная  деятельность милиции осуществляется посредством целенаправленного  воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей  и их способность совершать целенаправленные действия. Приемы, средства и способы, которыми осуществляется воздействие, именуются методами административной деятельности. Административная деятельность милиции осуществляется посредством различных методов. Множество методов обусловлено сложностью процессов административной деятельности. Методы дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации общих целей административной деятельности. Правильное понимание единства и взаимной связи методов административной деятельности, их классификация важны для познания их сущности и условий более эффективного их применения.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что именно методы административной деятельности милиции призваны обеспечить высокую эффективность деятельности работников милиции, их слаженную работу, способствовать развитию творческой инициативы каждого сотрудника. 

Глава 1. Административная деятельность органов  внутренних дел

1.1. Понятие, основные черты и формы административной деятельности органов внутренних дел 

     Важнейшее место по объему и многообразию решаемых органами внутренних дел задач занимает административная деятельность. Являясь органами управления, органы внутренних дел выполняют исполнительные и распорядительные функции, их деятельность по осуществлению этих функций регулируется преимущественно нормами административного права. Они выступают в качестве субъектов административно-правовых отношений.

     Административная  деятельность органов внутренних дел  — это целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел.

     Административной  по своей сущности является деятельность многих аппаратов и служб милиции, которая, в частности, включает в  себя охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы, административного надзора, деятельность участковых инспекторов милиции, функционирование службы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специальных учреждений милиции и др. Административно-правовые средства находят широкое применение в охране частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

     Административная  деятельность органов внутренних дел  составляет одно из важнейших направлений  обеспечения общественного порядка  и безопасности,  обстановки спокойствия  в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

     Содержание  деятельности, направленной на охрану общественного порядка, составляют административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспечения общественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневной непосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности.

     В первом случае речь идет об определении  штатов, о подборе, расстановке и  обучении кадров, выработке решений по охране общественного порядка и об организации практического выполнения этих решений, осуществлении функций контроля и о внутриорганизационных отношениях (внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел).

     Во  втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в связи с охраной общественного порядка, скажем, отношения, возникающие в связи с совершением гражданином административного правонарушения, посягающего на общественный порядок; отношения, возникающие в связи с обращением в органы внутренних дел предприятия, организации за разрешением на открытие оружейно-ремонтной мастерской и т.д. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органов внутренних дел могут быть граждане, органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел в служебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней административной деятельности органов внутренних дел, которая выражается в непосредственном обеспечении соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение к ответственности правонарушителей.

     При этом внутриорганизационная и внешняя  деятельность органов внутренних дел взаимосвязаны и имеют главной задачей создание наиболее благоприятных условий для граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, удовлетворения различных потребностей, реализации прав и законных интересов.

     Характерными  чертами административной деятельности органов внутренних дел являются:

     - государственно-властный и организационный характер;

     - подчиненность и подконтрольность в процессе ее осуществления соответствующим государственным органам исполнительной власти;

     - сочетание элементов централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением;

     -  подзаконность;

     - профилактическая направленность.

     Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел находит свое выражение в осуществлении этими органами возложенных на них административно-правовых полномочий от имени государства в рамках компетенции, строго определенной законом.

     Сотрудники органов внутренних дел, выполняя административные функции, выступают как субъекты управления (представители власти), наделенные правом давать обязательные для исполнения указания, применять в необходимых случаях меры принудительного воздействия. Поэтому по отношению к объектам управления исполнительная деятельность органов внутренних дел является вместе с тем и распорядительной. В распорядительных полномочиях проявляется присущая административной деятельности властность.

     Административная  деятельность органов внутренних дел  — непосредственно организующая деятельность. Организационная сущность административной деятельности выражается в том, что в процессе ее осуществления организуется совместная целенаправленная деятельность людей по решению задач в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка. В этих целях решаются вопросы, связанные с функционированием системы управления внутренними делами, координируется деятельность участников общественных отношений в сфере внутренних дел, организуется совместная работа, осуществляются контроль и надзор за ходом ее выполнения.

     Подчиненность и подконтрольность административной деятельности органов внутренних дел соответствующим федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления. Это повышает роль указанных органов в организации борьбы с правонарушениями, усиливает ответственность милиции, пожарной охраны, государственной автомобильной инспекции и других органов за выполнение возложенных на них задач, обеспечивает эффективность контроля за их работой, способствует координации деятельности  различных правоохранительных  органов  и общественных формирований.

          Государственные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления несут ответственность за состояние правопорядка на своей территории. Они призваны самым активным образом влиять на деятельность подведомственных им органов внутренних дел, создавать условия для повышения эффективности административной деятельности.

     Административная  деятельность органов внутренних дел характеризуется сочетанием централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного (непосредственного) управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объектом управления.

     Административная  деятельность органов внутренних дел  подзаконна. Это означает, что закон  определяет ее направление и главные  средства достижения целей. Рассматриваемая  черта административной деятельности очень важна, так как ее сфера чрезвычайно широка. Она осуществляется постоянно в общении с гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами. Любое отступление от закона может причинить существенный ущерб правам и законным интересам граждан, органам, предприятиям, учреждениям, организациям. Подзаконность административной деятельности имеет большое значение и в силу того, что в процессе этой деятельности прежде всего исполняются предписания закона. Нормы закона применяются органами внутренних дел в связи с конкретными жизненными ситуациями и обстоятельствами. При этом органы внутренних дел (их должностные лица) могут давать непосредственные предписания (скажем, издать приказ о поощрении работника) либо совершают действия, содержание которых составляет исполнение прямых предписаний закона (например, пресечение правонарушения).

     В процессе осуществления административной деятельности уполномоченные органы внутренних дел разрабатывают и издают ведомственные  нормативные акты. Содержащиеся в  них нормы, правила поведения носят подзаконный характер, поскольку принимаются эти акты в целях исполнения требований закона, их детализации и конкретизации.

     Органы  внутренних дел (должностные лица) в  соответствии с законодательством  вправе самостоятельно осуществлять деятельность по привлечению к юридической ответственности правонарушителей, применять к ним меры административного и уголовно-процессуального воздействия. Разумеется, эта деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями закона.

     Профилактическая  направленность административной деятельности органов внутренних дел обеспечивается прежде всего такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил, средств, которая создавала бы максимальные условия для развития цивилизованных отношений в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности, для строгого соблюдения установленного в этих и иных сферах внутренних дел законодательства, для предупреждения его нарушений. Успех в этой работе достигается только при глубоком, всестороннем изучении состояния общественного порядка, общественной безопасности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, действенной, обоснованной расстановке сил и средств, а также высокопрофессиональной службой каждого работника.

     Правовая характеристика административной деятельности органов внутренних дел складывается из административно-правового регулирования и административно-правовых отношений, в которые вступают органы внутренних дел (как и их полномочные представители) с гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.

     В процессе административной деятельности органы внутренних дел вступают повседневно в многочисленные отношения с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с вышестоящими, подчиненными и иными органами внутри своей системы. Эти отношения регулируются нормами административного права и являются в этой связи административно-правовыми. В зависимости от того, где складываются отношения, где они возникают и развиваются (вне органов внутренних дел или внутри их системы), различаются нормы, регулирующие как эти отношения, так и содержание, формы, способы реализации отношений.

     Внутренняя  административная деятельность органов регулируется, например, нормами административного законодательства о  службе в органах внутренних дел.  Эти нормы составляют правовую основу при перемещении работников, присвоении им специальных званий, поощрений, дисциплинарной ответственности и др. Отношения в подобных случаях возникают между органами внутренних дел и работником, причем содержание отношений в значительной мере определяется соподчиненностью участников отношений (субъектов).

     Внешняя административная деятельность характеризуется обязательностью указаний (распоряжений) органа внутренних дел (или его полномочного представителя) для другой стороны данного правоотношения. Таковы, например, указания инспектора государственной противопожарной службы об устранении нарушений правил пожарной безопасности, требования инспектора разрешительной системы о предоставлении необходимых документов при выдаче разрешений на приобретение и хранение огнестрельного оружия и других объектов, подпадающих под разрешительную систему, требование работника милиции о прекращении правонарушения и т.п.

     Сказанное ни в коей мере не дает оснований для утверждения, что все отношения, участниками которых являются органы внутренних дел, строятся по принципу «власть-подчинение». Профилактический характер внешней административной деятельности органов и их сотрудников обусловливает необходимость в целях достижения наибольшего результата вступления в отношения, характеризующиеся равенством сторон, сотрудничеством.

     В целях более полной характеристики административной деятельности отдельных  аппаратов, служб органов внутренних дел следует иметь в виду, что каждая из них наряду с общими имеет свои конкретные задачи, охватывающие определенную сторону охраны общественного порядка. Например, конкретные задачи милиции определены в специальном законе. Выполнение конкретных  задач  осуществляется  в специфических  формах: например, обеспечение порядка на улицах, в парках и т.п. достигается путем несения службы патрульно-постовыми нарядами милиции и патрулирования членов добровольных народных дружин. Возникающие в процессе выполнения этих задач отношения регулируются соответствующим законодательством.

     Таким образом, специфика общественных отношений, складывающихся в том или ином конкретном направлении административной деятельности, обусловливает, с одной стороны, наличие специальных правовых актов, с другой — особые формы действий в ходе внедрения этих актов в жизнь.

     Решение однородных задач административно-правовыми средствами осуществляется путем совершения однотипных действий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений. Совокупность такого рода действий составляет вид административной деятельности.

     Форма административной деятельности органов  внутренних дел — это организационно-правовое внешнее выражение конкретных однородных действий, совершаемых в целях практического осуществления стоящих перед ними задач. Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц, которые осуществляют административную деятельность. При этом форма, раскрывая содержание деятельности, показывает вместе с тем конкретные пути ее осуществления.

     Административная  деятельность органов внутренних дел осуществляется в следующих формах:

     1. правотворческая – издание уставов, положений, приказов;

     2. правоприменительная, которая в свою очередь подразделяется на:

     - регулятивную – направляющую, вносящую порядок, планомерность во что-либо – издание приказа начальника органа внутренних дел о назначении на должность того или иного сотрудника;

     - правоохранительную – охрана общественного порядка,  по  плану при проведении массовых мероприятий;

     3. проведение организационных мероприятий (инструктирование);

     4. совершение материально-технических действий, операций – являясь необходимой предпосылкой для правотворческой, правоприменительной и организационной деятельности, выражается в подготовке и обработке информационных материалов, справок, отчетов, осуществлении учетно-статистической работы, делопроизводства. 

    1.2. Принципы Административной деятельности органов внутренних дел 

     Принципы  административной деятельности органов  внутренних дел - это система основных, исходных положений, которые служат основой правового регулирования, организации и функционирования органов внутренних дел.

     Понятие принципов отражает и включает в  себя три основных момента:

     1) принципы - это идеи, отражающие обобщение  опыта и выражающие отношение  к административной деятельности  органов внутренних дел; 

     2) принципы - это требования, предъявляемые  к организационному построению  и правовому обеспечению административной деятельности;

     3) принципы - это система (режим)  регулятивного воздействия на  общественные отношения, возникающие  при осуществлении административной  деятельности.

     Идеи, требования и режим составляют субъективную характеристику принципов административной деятельности органов внутренних дел так как они формируются людьми и отражают социальные ценности.

     Принципы  отражают также законы общественного  развития и закономерности управления, которые являются одним из источников административной деятельности и носят объективный характер.

     Принципы  можно подразделить на социально-правовые и организационные. К социально-правовым принципам относятся: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, демократизм, сочетание  гласности и профессиональной тайны, научность. К организационным принципам относятся: принципы построения аппаратов (отраслевой, функциональный, территориальный, двойного подчинения) и принципы их деятельности (рационального распределения полномочий, ответственности за результаты работы, сочетания единоначалия и коллегиальности).

     Уважение  прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип отражает одно из главных  положений Конституции Российской Федерации - человек, его права и  свободы являются высшей ценностью  и занимает ведущее место в иерархии принципов административной деятельности органов внутренних дел. Органы внутренних дел, осуществляя административную деятельность, обязаны: во-первых, признавать права и свободы человека и гражданина, которые принадлежат каждому от рождения и являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими на всей территории Российской Федерации. Пренебрежение, презрение прав и свобод человека и гражданина, их игнорирование являются проявлением деформации правосознания сотрудников и самой системы органов внутренних дел в целом.

     Во-вторых, органы внутренних дел обязаны соблюдать  права и свободы человека и  гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

     В-третьих, осуществляя административную деятельность органы внутренних дел защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Для этого они наделяются правом применения мер принуждения (предупреждения, пресечения, процессуального обеспечения, взыскания), которые связаны с определенными ограничениями морального, материального и физического характера.

     Всякое  ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основании  и в порядке, прямо предусмотренных  федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

     Во  всех случаях ограничения прав и  свобод гражданина сотрудники органов внутренних дел обязаны разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности и предоставить необходимую помощь. При этом разрешение правового спора должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени опасности правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

     Признание, соблюдение и защита как основные элементы уважения прав и свобод человека и гражданина обеспечиваются соответствующими механизмами надзора, контроля за административной деятельностью органов внутренних дел и ответственности их сотрудников.

     Законность  как принцип административной деятельности органов внутренних дел находит  свое выражение в ее подзаконном  характере и предполагает такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

     Подзаконность административной деятельности органов  внутренних дел означает то, что  она осуществляется на основании и во исполнении законов, в пределах и порядке, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, составляющем ее правовую основу.

     Верховенство  закона состоит в том, что:

     1) Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы внутренних дел, осуществляя административную деятельность, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

     2) законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации не должны противоречить  федеральным законам, принятым  по вопросам организации и  деятельности органов внутренних  дел. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, издаваемым в Российской Федерации, действует федеральный закон;

     3) общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации,  являясь составной частью правовой системы Российской Федерации и одобренные Российским государством, имеют приоритет по отношению к российскому законодательству. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Единство  законности означает:

     1) единство правового регулирования,  то есть упорядочение общественных  отношений, возникающих при осуществлении  административной деятельности  органов внутренних дел в процессе  нормотворческой и правоприменительной деятельности, предполагающее верховенство федерального законодательства, единство в понимании, толковании, исполнении и применении законов и иных нормативных правовых актов;

     2) единство организации административной  деятельности, включающее единство системы органов внутренних дел, одинаковость в понимании целей, задач, поставленных перед службами и подразделениями органов внутренних дел, сочетание "жестких" (иерархических) и "гибких" (в зависимости от особенностей среды функционирования) структур, единство основных требований, предъявляемых к службе в органах внутренних дел; 3) единство форм и методов, обеспечивающих административную деятельность, раскрывающих механизм реализации полномочий органов внутренних дел и способы соблюдения законности в органах внутренних дел (контроль и проверка исполнения решений, административный надзор, обжалование незаконных действий сотрудников органов внутренних дел и др.).

Административная деятельность органов внутренних дел