Административная ответственность. 7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный  технологический университет»

Институт экономики и права, Юридический факультет

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»

 

Допущен к защите:   

Заведующий кафедрой  

_____к.т.н., доцент Ж..Б.Доржиев

«______»________________2005г

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Д.2512.03.0.17.326

На тему: Административная ответственность

Исполнитель: студент очной формы  обучения группы 570-3 Цыренжапова Светлана Дабаевна/_______________

Руководитель работы: _________________/Старший  преподаватель Т.Г.Серебренникова

Нормоконтроль_____________/к.т.н., доцент Ж.Б.Доржиев

Рецензент______________/Старший преподаватель  Е.О.Мадаев

 

 

 

Улан-Удэ 2005

 

АННОТАЦИЯ

Цыренжапова С.Д. Административная ответственность

                               Выпускная квалификационная работа. Юридический       факультет ВСГТУ, 2005.85с., 43 источника

Целью дипломного исследования является осуществление комплексного анализа  института административной ответственности, как реализации административно-правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Для разрешения данной темы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотрение административной ответственности  как вид юридической ответственности ; 2) Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов; 3) Проанализировать особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов.

Актуальность настоящего исследования заключается в углубленном  изучении анализа проблем административной ответственности, выработка научно обоснованных рекомендаций по совершению административного законодательства к анализируемой проблеме в настоящее время исключительно актуальны, как в научном так и практическом плане, т.к административная ответственность является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин . Во-первых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулирующая административно- правовыми нормами. Во- вторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок применения мер административной ответственности и т. д.    

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свобода  является высшей ценностью. Поэтому  современное отечественное законодательство подвергается изменениям и постоянно  совершенствуется.

Проблема юридической  ответственности и обеспечения  ее неотвратимости обусловлена потребностями развития российского общества и государства в современных условиях, особенностями правовой ситуации в России, логикой развития научного познания.

Дальнейшее развитие демократических основ российского  общества, ускорение правовой реформы, всемерное укрепление правопорядка, усиление охраны прав и интересов граждан и других участников общественных отношений имеют определяющее значение для обеспечения неотвратимости юридической ответственности, в том числе и административной.

Административная ответственность  является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин.

Во-первых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно- правовыми нормами. Меры административной ответственности в сфере административно- пресекательными, административно-восстановительными мерами, мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Уяснение юридической  природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно- правового принуждения  является важнейшей задачей административного  права, административно- правовой науки и юридической практики.

Во-вторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок применения мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности.

Познание института  административной ответственности  в равной мере необходимо при осуществлении  государственного контроля (надзора) в  сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасности пожарной безопасности и т. д.

В-третьих, законодательство об административных  правонарушениях претерпело конструктивные изменения в связи с принятием и вступлением в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях. Новый кодекс провел разделение федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях, признал в качестве субъектов института административной ответственности юридических лиц, закрепил ряд правовых принципов, презумпций и дефиниций, призванных обеспечить единообразие правоприменения по делам об административных правонарушениях, предоставил исключительные полномочия по назначению административных наказаний, ограничивающих конституционные права и свободы судьям.

В-четвертых, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется совместными усилиями органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судьями.

Данное производство имеет место наряду с уголовным, арбитражным и гражданским процессами, что объективно требует всестороннего изучения особенностей производства по делам об административных правонарушениях, позволяющий отграничить его от иных процессуальных действий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления с точки зрения законности и единообразия.

В теории административного  права административной ответственности уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых - правоверов. Благодаря разработчикам таких ученых, как А.П.Алехин, Ю.М.Козлов, А.А.Кармолицкий, Д. Н. Бахрах, Э.Л.Манохин, в административно- правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте административной ответственности.

Наиболее полное изучение проблем административной ответственности и наказания было проверено Б. В. Россинским, П. И. Кононовым, В. А. Юсуповым, А. В. Симухиным и др.

Таким образом, углубленный  теоретический анализ проблем административной ответственности, выработка научно- обоснованных рекомендаций по совершенствованию административного законодательства к анализируемой проблеме в настоящее время исключительно актуальны как в научном, так и в практическом плане.

Целью дипломной работы является осуществление комплексного анализа института административной ответственности, как реализации административно- правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим работы правонарушение.

Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть административную ответственность как вид юридической ответственности
  2. Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов
  3. Проанализировать особенности привлечения к административных категорий субъектов

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в сфере административной ответственности и наказания, а также практика применения в современный период.

В связи с этим определен  и предмет исследования – совокупность юридических норм, определяющих особенности административной ответственности и наказания, отличающихся от других видов юридической ответственности.

Методологической основой дипломной работы является диалектический подход к научному познанию социально- правовой действительности, позволяющей всесторонне изучить объект и предмет исследования. При проведении использовались формально- логический, историко-юридический, системный, сравнительно- правовой, социологический и другие научные методы исследования

Нормативной основой дипломной работы послужили действующее административное Законодательство РФ, Законодательство иных отраслей права, руководящие Постановления Пленума Верховного Суда РФ, относящиеся к теме исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

1.1 Понятие  и основные  черты административной ответственности.

В настоящее время  весьма актуальной и требующего дополнительного научного исследования представляется проблематика такого вида ответственности, как административная ответственность.       Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания и преобразуется в действительное административное наказание.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность – это реализация административно- правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом  административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.1 Однако, определение административной ответственности трактуется авторами по- разному, например: Козлов Ю.М. считает, что административная ответственность – выражается в применение полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно – правовых санкций к физическим лицам и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения.2

Бахрах Д.И. дает свое определение административной ответственности  – это особый вид юридической  ответственности, которой присущи  все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением), с другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляемого в рамках внеслужебного подчинения и др.)3

Из всех выше перечисленных  определений, можно сделать вывод: что административная ответственность – это административные правоотношения, складывающиеся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности, и лицом, на которое возлагается обязанность претерпеть соответствующие лишения и ограничения за нарушение административно – правовой нормы.

Для административной ответственности  характерны следующие признаки, общие  для всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.                                                                                                                                                                                           Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных   форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.                             

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По своему содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничение прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишения или ограничения морального (предупреждения), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах  административной ответственности  содержится  итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства именно административное наказание представляет собой окончательную, последнюю инстанцию в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасности совершенного подвергается административному наказанию. Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственно в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая  ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности долга. Каковые же основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права?

1. Административная ответственность  можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства является отношение в сфере государственного управления, а так же некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательство на таможенные, налоговые отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д. Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указания на административную ответственность.

 2.  Административная ответственной используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушения – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершается гораздо чаще. Однако их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но в значительной распространенности.

3. Административная ответственность  отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности является как физические, так и юридические лица – предприятия, учреждения, организации.

 4.  По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к  закону и правопорядку, а так же предупреждение совершения новых правонарушений, как лицами, так и другими гражданами.

5. Нарушение административно правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются последствие, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу применяются в результате привлечения к административной ответственности.

 6. Административная ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. С учетом положений ст.11 КоАП РФ это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы РФ и субъектов РФ.

 В новом КоАП предусматривается установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных  правонарушениях. При этом к ведению РФ отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно – правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Административная ответственность за правонарушение, носящие  региональный характер (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), находящиеся вне предметов ведения РФ, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих,  таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.


 7. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

В новом КоАп теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения  к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других  административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации,  административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ.

 8. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

9. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения его с работы.

10. Административную ответственность  характеризует порядок ее реализации  своей относительной простотой, оперативностью, и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.

 11. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

 12.  Важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е материально - деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации административной ответственности материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения в порядке так называемого усеченного процесса ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения

1.2 Основания возникновения административной ответственности, состав административного правонарушения.

 Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.  К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, привила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, и т.д. Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им  и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.  Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей,  приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

 Все названые и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также органами исполнительной  власти, действующими в пределах компетенции. В качестве примера можно назвать федеральные законы «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г.*(1).  Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ);*(2). Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 26.09.2000г.*(3).

 Правила могут устанавливаться отдельными органами исполнительной власти. Одна из существенных особенностей обязательных  правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируются в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

 Главные  признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В Кодексе (ст.2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом  или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е действие и бездействие, во – вторых, общественно опасное, в – третьих, противоправное, в- четвертых, наказуемое деяние. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического или психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Административное правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющего поведения, которое принимает форму действие или бездействия. Действие – это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящегося в состоянии алкогольного опьянения). Бездействия – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации  о доходах).*(1)

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной  опасность. Государство, закрепляя  в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает   ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии  правонарушения.

 Любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд) и в создании условий для наступления вреда.  Законодатель при определении ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.

 Однако их вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание названного кодекса.

 Тем не менее,  дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, в юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь     «вредностью». С нашей точки зрения административным правонарушениям присуща не просто вредность, как материальный признак любого правонарушения. Правом определять наличие или отсутствие общественной опасности административного правонарушения (деяния) обладают в рамках «административного усмотрения» и правоприменители. Так, ст. 2.9 КоАП устанавливает, что при малозначительности, а значит и отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

 Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Российское государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение, противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенной нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. 

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного  права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой  нормой с обязательным наступлением вредных последствий.  Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административное правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных  деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям.