Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 6

1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности 6

1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности 13

1.3. Составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 24

ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ 29

2.1. Административные правонарушения в сфере налогообложения и ответственность за их совершение 29

2.2. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений 40

2.3. Предупреждение правонарушений законодательства о налогах и сборах 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

ЛИТЕРАТУРА 58

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С точки зрения исторического развития государства  и общества взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства на любой стадии его развития, а также совершенствования и развития общества. Налоговая политика всегда занимала значительное место в деятельности государства, а формы и методы этой политики тесно взаимосвязаны с социально-экономическим развитием общества.

По мере становления  рыночной экономики налоги во многом из формального инструмента, присущего советскому периоду нашей истории, превращается в мощный рычаг экономической политики государства. Налоги и сборы постепенно стали не только главным источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечение социальных гарантий, создание материальной основы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Несмотря  на принимаемые меры как по совершенствованию  налогового, уголовного и иного законодательства, так и усилению роли правоохранительных органов в выявлении и предупреждении налоговых правонарушений и преступлений, проблемы, связанные со сбором налогов, остаются весьма актуальными. Количество возбуждаемых уголовных дел по налоговым преступлениям и количество обвинительных приговоров в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Проблема уклонения от уплаты налогов характерна и для других государств, в том числе имеющих значительный опыт налогообложения и стабильную законодательную базу. По мнению многих специалистов, уровень сбора налогов во многих странах нередко колеблется в пределах 30% - 50%. В настоящее время способы уклонения от уплаты налогов стали более сложными и замаскированными, одними лишь гласными способами налогового контроля выявить или предупредить их становится затруднительным.

Для выработки  единой практики раскрытия и расследования  налоговых преступлений, выявления  правонарушений в сфере налогообложения  практическим работникам налоговой системы, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных аппаратов, судебной системы необходимы соответствующие знания и научно-методические разработки в области проведения налоговых расследований.

Государство вынуждено ввести жесткий контроль за уплатой налогов.

Переход к  рыночной экономике повлек за собой  глубокие перемены во всех сферах жизни  российского общества. Закономерно  в этой связи и изменение налоговой политики государства. Однако пятилетний опыт существования российской налоговой системы показал, что этот процесс проходит сложно, противоречиво. Неоправданно сложна система налогообложения. Уровень законотворчества в этой области остается низким.

Из-за нестабильности налогового законодательства страдают добросовестные налогоплательщики, не успевающие отслеживать его изменения, а недобросовестные используют это для уклонения от налогообложения.

Отмеченные  обстоятельства оказывают негативное влияние и на деятельность налоговых и правоохранительных органов, не могущих своевременно привлечь виновных к ответственности. В результате бюджет недополучает огромные суммы.

Проблема  создания эффективной налоговой  системы и контроля за уплатой налогов является актуальной для большинства стран мира. Даже несмотря на достигнутые в западноевропейских странах и США за последние десятилетия успехи в совершенствовании налогового законодательства и финансового контроля, масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными. По оценкам финансовых экспертов в конце 80-х годов в ряде стран Западной Европы потери от недоплаты налогов составляли до 20% от общей суммы бюджетных доходов. В США этот показатель равен 15%.

Еще в большей  степени эта проблема характерна для формирующейся рыночной экономики  России, где по различным оценкам  в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате налогов.

Названные факторы  обусловливают постановку и решение  двуединой задачи. С одной стороны, необходимо совершенствование налогового законодательства и воспитание сознательного отношения налогоплательщиков к своим обязательствам перед государством. С другой - качественное исполнение законов могут обеспечить высококвалифицированные, компетентные сотрудники налоговых и правоохранительных органов, что предполагает их обучение, переподготовку, повышение квалификации. Наряду с этим требуется улучшение взаимодействия всех звеньев системы, обеспечивающих экономическую безопасность государства, в первую очередь Государственной налоговой службы, федеральных органов налоговой полиции и органов внутренних дел.

В настоящее  время имеется уже достаточно обширная литература, посвященная разъяснению налогового законодательства, деятельности налоговой службы, налоговой полиции, органов внутренних дел. Однако в изданиях, как правило, отражаются лишь отдельные, хотя и важные, стороны рассматриваемой проблемы.

Целью данной работы является изучение системы ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и выработка конкретных предложений по совершенствованию системы ответственности и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и  заключения, списка использованной литературы.

В первой главе  рассматриваются составы налоговых  правонарушений и ответственность  за их совершение. Во второй рассмотрены административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также вопросы предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.

ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности

Правовое  регулирование ответственности  за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Учитывая  систему финансового права и  вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая  ответственность - разновидность финансово-правовой.

Понятие налоговой  ответственности - одна из основных категорий  налогового права; ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.

Правовая  природа ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности.

Современное состояние науки финансового  права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности (ответственности за нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - «снизу вверх», поскольку, например, более детальную разработку получает налоговая ответственность и существенные перспективы развития имеет ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушения законодательства о  налогах и сборах характеризуется  всеми признаками, свойственными  финансово-правовой ответственности:

- основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

- наступает  за совершение виновного противоправного  деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

- субъектами  ответственности за нарушения  законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

- для правонарушителя  налоговая ответственность выражается  в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

- налоговая  ответственность реализуется в  процессуальной форме.

Вместе с  тем налоговая ответственность  имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением НК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

Непосредственное  влияние на исходные начала налоговой  ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.

Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся следующие.

Законность, означающая недопустимость привлечения  к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).

Основным  элементом принципа законности является положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает следующее.

Во-первых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением  считается только такое деяние, признаки которого предусмотрены НК РФ. Закрепление признаков налогового правонарушения только таким образом исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии, т. е. применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не предусмотренных.

Во-вторых, это  означает верховенство НК РФ, который является единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какое-либо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Федеральным Собранием и только в форме федерального закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается НК РФ.

В-третьих, противоправность и наказуемость деяния определяется налоговым законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.

В состав принципа законности привлечения к налоговой  ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем данное положение играет самостоятельную роль и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой и других видов ответственности.

Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен  повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной НК РФ.

Соотношение налоговой ответственности с  другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права - в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.

Привлечение организации к ответственности  за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц - при наличии соответствующих оснований - от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Разграничение налоговой санкции и налоговой  обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает  собой уплату налога и пени. Взыскание  с налогоплательщика или налогового агента в качестве мер налоговой ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.

Презумпция  невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).

Факт содеянного конкретным лицом может быть констатирован только судом. Вынесенное налоговым органом решение о привлечении к налоговой ответственности не является неопровержимым доказательством, однако не ограничивает привлекаемое лицо в праве добровольно уплатить сумму штрафа. Вместе с тем добровольное исполнение лицом решения налогового органа о применении санкции не означает, что лицо признано виновным, поскольку его вина не была предметом судебного разбирательства.

Принцип презумпции невиновности является исходным и определяющим для процессуальных отношений привлечения к ответственности. Вне налогового процесса презумпция невиновности существовать не может. Эта презумпция и налоговый процесс тесно взаимосвязаны, и механизм их взаимодействия представляет соотношение материальных и процессуальных норм.

Установленный в результате процессуальной деятельности факт признания субъекта виновным служит одним из обязательных условий для государственного принуждения правонарушителя. Суд признает налогоплательщика или иного фискально обязанного лица правонарушителем в силу совершения им налогового правонарушения. Правонарушитель становится виновным именно с момента содеянного, а не в момент оглашения судебного решения. В налоговых охранительных правоотношениях вопрос о виновности решается уже на стадии рассмотрения дела налоговым органом, поскольку на этой стадии устанавливаются элементы и признаки состава конкретного налогового правонарушения, в том числе и вина определенного субъекта. Вместе с тем добровольная уплата налоговой санкции по решению налогового органа не порождает правовых последствий, наступающих только при государственном осуждении в форме решения суда.

Гарантией применения мер государственного принуждения  в строгом соответствии с законом  выступает положение п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут опровергнуть презумпцию невиновности. К таким документам относятся акт налоговой проверки, показания свидетелей, результаты осмотра, выемки и экспертизы, заключения специалиста.

Отсутствие  у лица, привлекаемого к налоговой  ответственности, обязанности по доказыванию собственной невиновности, не означает лишение его права на защиту. Презумпция невиновности выступает одной из гарантий защиты нарушенных прав и в этом аспекте означает невозможность со стороны каких-либо властных органов принуждать лицо к даче объяснений. Более того, наличие в налоговом процессе презумпции невиновности обязывает налоговые органы в ходе судебного разбирательства доказывать не только достоверность собственных выводов, но и необоснованность возражений привлекаемого лица.

Однако презумпция невиновности в части отсутствия у привлекаемого обязанности  доказывать свою непричастность к налоговому правонарушению имеет некоторые пределы. Так, на основании ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставлять налоговым органам необходимые финансово-хозяйственные документы, которые впоследствии могут послужить основанием для привлечения его к ответственности.

Составным элементом  принципа презумпции невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правоты  налогоплательщика. Эта презумпция означает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Какие-либо обстоятельства совершения налогового деликта считаются неустранимыми сомнениями в тех случаях, когда собранные доказательства не позволяют сделать однозначный категоричный вывод о виновности лица и при этом допускаемые НК РФ средства и способы собирания доказательств исчерпаны.

В налоговом  праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или иное фискально обязанное лицо отказалось добровольно уплатить сумму штрафа.

Согласно  п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку улучшает положение налогоплательщиков и, таким образом, распространяется на налоговые правонарушения, совершенные до вступления НК РФ в действие (до 1 января 1999 г.), но по каким-либо причинам рассматриваемые налоговыми органами или судом после названной даты.

Необходимо  учитывать, что презумпция невиновности распространяется только на привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение. К процедуре доначисления налога (налоговой недоимке) данный принцип не применяется.

Наличие в  НК РФ специальной статьи, закрепляющей принципы налоговой ответственности, способствует правильному пониманию современной финансовой политики государства и правильной ориентации субъектов налоговых отношений в сфере налогово-правового регулирования.

Законодательное установление принципов налоговой  ответственности обеспечивает правильное практическое применение законодательства о налогах и сборах, способствует стабильности финансовой политики государства, соблюдению прав и имущественных интересов всех субъектов налоговых отношений. Нормы-принципы оказывают значительное воздействие и на правотворческий процесс, поскольку при реформировании налоговых отношений законодатель должен руководствоваться не только имущественными интересами государственной казны, но и интересами налогоплательщиков, а также иными социально-правовыми идеями, отраженными в принципах налоговой ответственности.

Принципами  налоговой ответственности часто  руководствуется Конституционный Суд РФ.

В механизме  правового регулирования налоговых  отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительные функции.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны  и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности

Согласно  ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением  признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Действовавший до принятия Кодекса Закон РФ «Об основах налоговой системы» не содержал нормативного определения налогового правонарушения, что в правоприменительной практике влекло применение финансовых санкций только на основании установления самого факта нарушения налогового законодательства. Пробел законодательства восполнялся постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции». Исследуя положения налогового законодательства, Конституционный Суд РФ определил налоговое правонарушение как предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности.

Названное постановление  играло важную роль не только в условиях отсутствия законодательного определения налогового правонарушения, но и явилось основой для ст. 106 НК РФ.

Законодательное определение налогового правонарушения является обобщающей (собирательной) категорией, отражающей объективную реальность негативных процессов в налоговой сфере. Данное определение (как и определение любого иного правонарушения или преступления) содержит минимальное, но достаточное количество существенных признаков налоговых правонарушений. Вводя в профессиональный юридический оборот категорию «налоговое правонарушение», законодатель не мог включить в нее исчерпывающий перечень признаков, особенностей всех правонарушений, совершаемых в налоговой сфере, поскольку определение должно быть применимым в практической деятельности. Реализация поставленной цели возможна только в том случае, если вводимое определение будет достаточно емким и унифицированным по содержанию, понятным не только профессиональным юристам, но и всем участникам налоговых отношений.

Данное определение  содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правонарушения.

1) противоправность  деяния - налоговое правонарушение  представляет собой деяние, нарушающее  нормы законодательства о налогах  и сборах. Противоправность является  юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонарушением считается только деяние, предусмотренное законодательством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные гл. 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налоговых органов на территорию налогоплательщика; отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т. д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц);

2) виновность - налоговое правонарушение совершается  виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное  НК РФ психическое отношение  лица в форме умысла или  неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений. Большинство составов налоговых правонарушений, установленных НК РФ, предполагают наличие неосторожной формы вины.

Относительно  налоговых правонарушений волевые  признаки виновного психического отношения выражаются в желании наступления, в сознательном допущении последствий в расчете на их предотвращение. При отсутствии у правонарушителя волеизъявления совершить налоговое правонарушение он несет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

3) наказуемость  деяния - совершение налогового деликта  влечет для нарушителя негативные  последствия в виде налоговых  санкций. Наказуемость является формальным признаком, поскольку налоговым правонарушением признается противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена НК РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только НК РФ является императивной нормой; никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность  наказуемости как формального признака налогового правонарушения заключается в угрозе применить наказание к виновным лицам при нарушении ими запрета на какие-либо деяния, юридические признаки которых закреплены гл. 16 и 18 НКРФ.

Определение уполномоченными органами в поведении  лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих состав налогового правонарушения. Состав налогового правонарушения - это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Состав образуют четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств - это фискальная компетенция государства и его законные интересы, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового законодательства препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопослушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля, а в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, - отношения в процессе контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона налоговых правонарушений представляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками законодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки  противоправности деяний можно подразделить на обязательные и факультативные. Обязательными признаками объективной стороны следует считать: само противоправное деяние и его результат, наличие причинной связи между деянием и результатом (последствиями). Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах