Административная ответственность. 2

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современных условиях роль административной ответственности, направленной на обеспечение законности и правопорядка в сфере административно-правового регулирования, постоянно возрастает.

Административная ответственность  за совершение правонарушений в сфере  налогов и сборов установлена  Кодексом об Административных правонарушениях  РФ (далее — КоАП РФ). Привлечение  к административной ответственности (так же как и к налоговой) допустимо только при наличии вины в форме умысла и неосторожности. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости или физическим лицом, находящимся в состоянии невменяемости, исключают возможность привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов является важным правовым средством регулирования экономических отношений. Налоговая политика страны влияет на поступление средств в бюджет, а это, в свою очередь — на нормальное функционирование государства. Однако в настоящее время, очевидно, что административная ответственность, являясь важнейшим инструментом реагирования на административные правонарушения, не выполняет в полной мере присущие ей задачи. 

Степень изученности  проблемы. В российской науке административного права на сегодняшний день сформировались и развиваются определенные взгляды на роль, содержание, принципы административной ответственности. Вопросы ее применения, осуществление производства по делам об административных правонарушениях конкретными субъектами административной юрисдикции всегда являлись предметом научных исследований.

Необходимость изучения авторами теоретических вопросов, связанных  с понятием и признаками административной ответственности, обусловлена тем, что Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) не содержит четкого определения административной ответственности, ее признаков, да и в целом само понятие административная ответственность является сравнительно новым для отечественной административно-правовой науки. Однако практика правоприменения, достаточно активная в сфере административной деятельности, объективно требует конкретизации хотя бы ключевых категориальных понятий.

Современный период знаменателен трудами по административной ответственности А.Б. Агапова1, В.А. Власова2, Т.В. Ворошиловой, В.В. Денисенко, A.C. Дугенца, JI.A. Калининой, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Г.А. Кузьмичевой, Б.М. Лазарева, М.Я. Масленникова, Н.П. Мышляева, М.И. Никулина, JI.JI. Попова3, Б.Ф. Российского, Ю.П. Соловья, Ю.Н. Старилова, A.A. Стахова, М.С. Студеникиной, В.Г. Татаряна, Ю.А. Тихомирова4, А.П. Шергина5, А.Ю. Якимова6, О.М. Якубы и ряда других ученых.

В  своей статье «О понятии и видах ответственности  за налоговые правонарушение».7 А.А.  Кирилловых рассматривает  понятия налоговой ответственности, как «правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах». Возникновение налоговой ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения.

В статье также даются определение понятия «налоговая ответственность», «Фактическое основание налоговой ответственности», «налоговая санкция». Данные определения в рамках представленной работы весьма актуальны. 

Рассмотрен вопрос о сущности и природе санкций, а также их классификации в научной литературе  с позиции  авторов Т.В. Архипенко, А.В. Макарова8.

 Развитие  института административной ответственности,  отмечается,  что авторами  Г.А.  Кузьмичевой и Л.А. Калининой  выделяется ряд проблем, а именно: нерешенность многих проблем административной ответственности в связи с  неразработанностью понятийного аппарата. Это касается в первую очередь понятий "финансовая ответственность", "налоговая ответственность" и "налоговое правонарушение"9.

Представлено 4 точки  зрения на проблемы правовой природы налоговой ответственности.

Рассмотрев трактовки  понятия «налоговая ответственность» с юридической, правовой и финансовой точки зрения,  автором сделан вывод, что существующая структура  российского законодательства оставляет  открытым вопрос о правовой природе налоговой ответственности.10

В статье «Административная ответственность юридических лиц за налоговые правонарушения» А.А. Хомутовым исследуются административно-правовые нормы, обеспечивающие привлечение юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.11

Помимо юридических  лиц субъектами административной ответственности  за совершение налоговых правонарушений могут быть и иные лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном порядке.

Представлен перечень должностных  лиц организации, а также порядок  привлечения должностных лиц за нарушение в области налогов, который  установлен КоАП РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ правонарушения выявляются в результате проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

А.А. Хомутовым сделан вывод, что «Субъектами налоговой ответственности наряду с юридическими лицами являются также должностные лица предприятий, учреждений, организаций (руководитель и главный бухгалтер), которые могут быть одновременно привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения. Административные штрафы за нарушение налогового законодательства могут быть применены и по отношению к иностранным гражданам, руководителям представительств иностранных юридических лиц и полностью принадлежащих иностранным инвесторам предприятий, действующих на территории РФ».12

Ивачев О.В., Корзун С.Ю. в своей статье пишут о том, что основанием административной ответственности является административное правонарушение.13 Сравниваются определения различных авторов об административной ответственности, относительно института ответственности за налоговые правонарушения. Даны сравнительные характеристики налогового правонарушения и административного правонарушения.  Проведен анализ высказываний о приведенных понятиях таких авторов как, Н.В.Дудина, В.Д. Сорокин, Е.В. Овчарова, Д.В. Винницкий, Л.В. Тернова, М.Ю. Орлов, Н.Ю. Хаманева, Р.С. Юрмашев. Представлены и выдержки их Определений Конституционного суда РФ.

О налоговой ответственности налогоплательщиков представлены высказывания  авторов:  А.В. Иванова, Д.Ю. Чарухина, В.А. Мачехина,  В.В. Шекшин и др.14

В статье В. А. Кинсбурской  «О возможности установления административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах законами субъектов Российской Федерации»15 анализируются проблемы распределения полномочий федерального и регионального законодателя в части установления административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, что имеет особое значение в рамках данного исследования16.

В статье приводится множество различных мнений и  определений  понятий административной ответственности, правовой основе применения данной ответственности к налогоплательщикам.

Автором сделан вывод: что «возможность установления административной ответственности  за нарушение законодательства о  налогах и сборах законами субъектов  Российской Федерации на сегодняшний  день сведена к минимуму. Теоретически такие полномочия региональный законодатель имеет только в части ответственности за нарушения норм и правил, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации».

В принципе, по мнению В.А. Кинсбурской и я соглашусь с ее точкой зрения, в настоящее время возможность установления административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах на региональном уровне практически исключена. Во всяком случае, это категорически недопустимо в отношении правил и норм, установленных актом федерального законодательства.

Однако, по ее мнению, с учетом специфики сферы налогообложения даже в случае явных пробелов в законодательстве об административных правонарушениях по налоговой тематике (например, применительно к ситуации отсутствия в KoAП РФ аналога правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ) нормативное регулирование следует осуществлять все же на федеральном уровне, т.е. в KoAП РФ.17

О.О. Журавлева рассматривает принцип правовой определенности исходя из формальной и материальной определенности норм,  с правовой позиции Конституционного Суда РФ, законодательства о налогах и сборах, положений АПК РФ в части возможности пересмотра ВАС РФ вступивших в законную силу актов арбитражных судов в связи с изменением толкования норм права по гражданскому делу.   В работе  поставлен вопрос о  проблеме судебной ошибки и ее исправления.18

С.Eремин в статье «Судебный прецедент в финансовом праве»19 рассмотрены проблемы, связанные с судебным прецедентом в финансовом праве. Проанализированы основные подходы отечественных правоведов к пониманию судебного прецедента в финансовом праве.

В современной юридической литературе мнения авторов, посвященные судебному прецеденту, иногда прямо противоположны. Если одни авторы (В.П. Божьев, Н.И. Ветров, А.Ф. Истомин, Н.Н. Ковтун, З.А. Незнамова и др.) признают источником отраслевого права только закон, отрицая возможность существования в нем судебного прецедента, другие (Н.М. Кропачев, В.В. Кулыгин, В.М. Лебедев, М.Н. Марченко, А.В. Наумов, Р.З. Лившиц и др.) расширяют круг источников и признают в праве наряду с законом существование судебного прецедента. Третьи авторы (Э.П. Григонис, В.Н. Kудрявцев, Б.В. Яцеленко и др.), отрицая идею судебного прецедента, отмечают важность, в том числе обязательность, применения судами руководящих разъяснений и решений Верховного Суда РФ.20

На взгляд С.Eремина, отсутствие в отечественной юриспруденции единого мнения о правовой природе судебного прецедента является одним из существенных недостатков в теории права, что негативно сказывается на правотворческой и правоприменительной деятельности.

В монографии Л.В. Власенко21 осветила  следующие вопросы и проблемы: эффективная реализация налоговых правовых норм - одно из важнейших условий стабильного и последовательного развития современного российского общества, его экономическая и социальная основы. Особенно это важно в условиях, когда поставлена задача модернизации общественных и экономических институтов. Применение налоговых юридических правил различными субъектами - важнейшая составляющая налоговой право реализации, в системе которой доминирующее значение имеет применение налоговых правовых норм судами. Это позволяет ставить вопрос о необходимости специализированных судов, рассматривающих споры, возникающие из налоговых правоотношений. Формирующаяся в этой сфере практика - необходимый атрибут судебной и иной налоговой правоприменительной деятельности, развитие которой во многом зависит от эффективности реализации налоговых правовых предписаний судебными инстанциями. Динамика юридической налоговой практики во многом предопределяется качеством налоговых правовых позиций судов и иных судебных и несудебных органов. Налоговые правовые позиции, в том числе судов, - активно развивающийся феномен современной юридической практики, неоднозначно оцениваемый специалистами и учеными-правоведами, и мы не можем с ними не согласиться, в частности представителями финансового и налогового права. Между тем, как судебные налоговые правовые позиции, так и налоговые правовые позиции вообще специальному изучению пока не подвергались. В большинстве случаев такие исследования проводились относительно отдельных сфер выработки и действия правовых позиций судов.

Различные аспекты правового  регулирования ответственности  за совершение налоговых правонарушений были и ранее предметом анализа  в налоговом, административном и  уголовном праве. Тем не менее, вне  поля зрения ученых остались вопросы комплексного исследования проблемы мер ответственности, установленных Налоговым кодексом РФ за нарушение законодательства о налогах и сборах. Вопросы о понятии и сущности налогового администрирования, о правовой природе налоговой ответственности, о конструкции налоговой ответственности в условиях налогового администрирования, о соотношении налоговой ответственности и добросовестного заблуждения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), о нормативно-правовом регулировании малозначительности совершенного деяния при привлечении к налоговой ответственности не стали предметом исследования в правовой науке.

В представленной работе  проанализированы работы О.О. Журавлевой22, Л.Ю. Исмаиловой, О.В.Ивачева, С.Ю.Корзуна23, А.А. Кирилловых24, В.А. Кинсбурской25, Н.В. Макарейко26, А.А.Хомутова о понимании налогового правонарушения в административном праве, о вопросах применения административной ответственности, о проблемах правового регулирования административной ответственности и др.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение налогового законодательства.

Предметом выпускной квалификационной работы  являются нормы права, регламентирующие административную ответственность за нарушения в сфере налоговых правонарушений.

Целью настоящей работы является анализ института административной ответственности за нарушение налогового законодательства.

 Указанная цель  достигалась решением следующих задач:

- определить сущность  административной ответственности;

- охарактеризовать  основные  виды виды налоговых правонарушений  и административные  санкции   за нарушение налогового законодательства;

- проанализировать  состав  административного правонарушения;

- раскрыть содержание  порядка  рассмотрения  дел  об административных правонарушениях;

- проанлизировать судебную практику по разрешению, споров  связанных с применением норм KoAП РФ за нарушение налогового законодательства.

В работе использовались следующая  методологическая база:

- метод теоретической интерпретации нормативных источников и литературы по теме исследования. Теоретическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

- анализ и синтез полученной информации. Под анализом понимается процесс исследования систем, основанный на их декомпозиции с последующим определением статических и динамических характеристик элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами систем и окружающей средой. Цели анализа проявляются в стремлении повысить эффективность функционирования системы, а также в определении наилучшего варианта среди всех альтернативных.

Синтез (агрегирование) является центральным звеном создания систем, его суть состоит в соединении (мысленном или реальном) простых  составляющих объекта в единое целое.

В процессе системного анализа осуществляется не только системное формулирование проблем, но и установление между ними причинно-следственных связей и определение наиболее значимых среди них, для того чтобы затем сформулировать цель и определить способы ее достижения. При этом часто логический анализ сопровождается математическими, статистическими вычислениями и вербальными оценками, как проблем, так и целей и вариантов их достижения.

- метод обобщения, которое является очень ответственным моментом в анализе. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности.

- метод системного подхода, который предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез. Cистемный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта. Главные особенности системного подхода - динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена.

Нормативной базой послужили  законодательные акты Российской Федерации, отдельные подзаконные акты, действующие на территории РФ, также использованы постановления Oпределения Bерховного Cуда РФ.

Kонституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина; обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты); отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения; является базой для текущего законодательства.

В соответствии со статьей 57 Kонституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.27

Налоги являются основным источником наполнения бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов, что является необходимым условием выполнения социальных, оборонных, образовательных и других функций государства и обеспечения поступательного развития общества.

Обращаясь к ст.71 Конституции РФ, следует обратить внимание, что она устанавливает предметы ведения собственно Российской Федерации. Следует иметь в виду, что под предметами ведения понимаются сферы общественной жизни, отрасли народнохозяйственной деятельности, а также объекты имущества, которые регулируются органами федеральной государственной власти или совместно с органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия же определяют установленные законом пределы воздействия органов государственной власти на предметы ведения. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов установлены в следующей ст.72. Отсюда следует, что федеральные органы государственной власти правомочны действовать как по предметам ведения, отнесенным собственно к Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов. 28

Статья 73 определяет полномочия собственно субъектов Российской Федерации.  Статьи 71, 72 и 73 должны рассматриваться в неразрывной связи друг с другом. При анализе, кроме того, следует учитывать и положения других статей Конституции Российской Федерации, в которых определяются полномочия федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено все то, что, исходя из объективных условий существования нашего государства, не может решаться только Федерацией без участия ее субъектов.29

Налоговым кодексом  РФ определены принципы налогообложения, обязанность по уплате конкретных видов налогов и сборов, а также по представлению налоговой отчетности, права налогоплательщиков. Сам же налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) — это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). 

В соответствии  с HK РФ налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах должны обладать всеми признаками юридической ответственности.30

Нарушения налогового законодательства причиняют ущерб стабильности и устойчивости финансовой системы государства. Юридическая ответственность за подобные деяния является наиболее действенным средством укрепления налоговой законности, которая, в свою очередь признается определяющим фактором стабильности налоговой системы.

За нарушения  налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния виновные лица могут привлекаться к налоговой, административной, материальной или уголовной ответственности.

Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется  в тексте HK РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо налоговых правонарушений, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.

Hалоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с HKРФ.

Все имеющиеся  составы налоговых правонарушений перечислены в главе 16 НК РФ. В главе 18 HK РФ указаны виды нарушений обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и установленных в отношении банков.31

По своему характеру  и направленности все налоговые  правонарушения могут быть условно  подразделены на несколько обособленных групп:

- нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  в связи учетом в налоговых  органах (ст. 116-118 HK РФ)32;

- нарушения, связанные с несоблюдением  порядка ведения учёта объектов  налогообложения, доходов и расходов  и представлением в налоговые  органы налоговых деклараций (ст. 119-120 HK РФ)33;

- нарушения, связанные с неисполнением  обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 HK РФ)34;

- нарушения, связанные с воспрепятствованием  законной деятельности органов  налогового администрирования (ст. 125-126, 128-129 HK РФ)35.

В ст. 10 HK РФ установлено, что производство по делам о правонарушениях, предусмотренным НК РФ, ведется по правилам, закрепленным в главах 14 и 15 HK РФ. 36

Производство по делам  о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки правонарушений, ответственность за которые установлена  Koдексом oб aдминистрaтивных прaвонарушениях или УК РФ, ведется по правилам, закрепленным в законодательстве об административных правонарушениях и уголовно - процессуальном законодательстве.

В п.4 ст. 108 НК РФ предусмотрено, что привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.37

Законодатель разделил юридическую ответственность, которая применяется в отношении правонарушителей - организаций и других обязанных лиц на налоговую и административную, которая применяется в отношении руководителей и других должностных лиц. Поэтому, при изучении вопросов ответственности в налоговом праве России необходимо отграничивать налоговую ответственность от административной и четко уяснить, что они имеют различные фактические, юридические и процессуальные основания. 38

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с его положениями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. КоАП РФ ориентирован на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности независимо от ее форм, условий нормальной жизнедеятельности россиян. Его роль в охране правопорядка трудно переоценить.

Во-первых, КоАП РФ берет под правовую защиту широчайший круг общественных отношений – права и свободы человека и гражданина, собственность, общественную безопасность, экономические интересы физических и юридических лиц и др.

Во-вторых, он адресован практически  всем гражданам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, организациям, правомерное поведение которых связывается с соблюдением установленных в КоАП РФ запретов.

В-третьих, КоАП РФ определяет рамки  законной деятельности органов, должностных  лиц по применению норм административной ответственности, демократическую процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В КоАП РФ сосредоточены и общие  принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, и  составы конкретных административных правонарушений, за которые установлена  ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подсудность (подведомственность), и порядок исполнения постановлений о наложении административного наказания. Сделано это в целях удобства пользования данным правовым актом должностными лицами органов государственного контроля (надзора), не являющимися юристами-профессионалами.

По своему содержанию КоАП РФ является комплексным нормативным правовым актом: в нем кодифицированы материальные нормы, определяющие основания и пределы административной ответственности; нормы, закрепляющие систему и полномочия органов, должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях; процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по делам об этих правонарушениях.

КоАП РФ основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) — единственный кодификационный  акт административно-правового значения. В нем приведен в определенную систему нормативный правовой материал, составляющий институт административной ответственности.

В связи с  принятием и введением в действие нового КоАП РФ существенно изменились правовые основания и порядок  привлечения к административной ответственности за нарушения актов  законодательства о налогах и  сборах. Ее фактическим основанием признается юридический факт – совершение административного правонарушения, юридические составы которых содержатся в главах 15, 19 и других главах кодекса.39

Следует помнить, что никто  не может быть привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (пункт 1 статьи 108 НК РФ).40

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ устанавливает ответственность.41

Для признания  нарушения нормы, закрепленной в  акте законодательства о налогах  и сборах, налоговым правонарушением  необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки:

- нарушение  норм, закрепленных актами законодательства  о налогах и сборах, в чем  выражается противоправный характер  нарушения;

- виновность  деяния;

- налоговое  правонарушение является основанием  реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

Теоретически  налоговое правонарушение является разновидностью административных нарушений. Такой вывод можно сделать исходя из того, что налоговые правоотношения в том виде, в котором они рассматриваются НК РФ, входят в число административных.

Административная ответственность. 2