Административная ответственность

 

Введение

Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура

1.1. Понятие административной  ответственности. Отличие административной  ответственности от других видов  юридической ответственности

1.2 Сущность административной  ответственности и ее признаки

1.3. Законодательство об  административной ответственности

1.4. Освобождение от административной  ответственности и ее исключение  по действующему российскому  законодательству

Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности

2.1. Понятие административного  правонарушения

2.2. Признаки административного  правонарушения

2.3. Юридический состав  правонарушения

Глава 3. Административная ответственность  должностных лиц как разновидность  административной ответственности

3.1.Понятие должностного  лица

3.2.Виды ответственности  должностных лиц

3.3. Административная ответственность  должностных лиц как разновидность  административной ответственности

Глава 4. Административная ответственность  физических лиц

4.1. Физические  лица, подлежащие административной  ответственности

4.2 Виды  административных наказаний

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административная ответственность, безусловно, важная тема. Этот институт административного права представляет интерес с различных сторон и прежде всего необходимо выяснить научно-теоретическую основу ее функционирования. Административные правоотношения пронизывают всю нашу жизнь, мы постоянно находимся как бы в их паутине. Поэтому практическое значение этой темы достаточно велико.

Надо сказать, что не только данный институт представляет большой  интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».

В рамках административной ответственности реальнее достигается (по сравнению например с уголовной) такая цель как, восстановление социальной справедливости. Кроме того, данная тема является смежной для многих других институтов административного права, а в некоторых случаях даже для институтов других отраслей права (Гражданское, Семейное, Земельное  и т.д. ).

Административная ответственность  представляет интерес не только для  юристов, но и для обывателей. Одной  из целей является обобщение различных  точек зрения и приведение их к  общему знаменателю. В работе поднимаются вопросы о понятии сущности, признаков и видов административной ответственности.

В административно-правовой литературе имеются различные понятия административной ответственности, так, например Бахрах Д.Н.выделяет ее как:

" особый вид юридической  ответственности, (она наступает  на основе норм права, за  нарушение правовых норм, конкретизируется  юрисдикционными актами компетентных органов, а так же тесно связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами".1

Алехин А.П. Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., считают, что «Административная ответственность вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу совершившему правонарушение».2

Административная ответственность  обладает признаками, свойственными  юридической ответственности вообще".

Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями  власти установленных государством мер административного воздействия  к гражданам, а в соответствующих  случаях - и к организациям за нарушение  законности, и государственной дисциплины.

Нормы административного  права предусматривают разнообразные  виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, собственно административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме  того, на основе норм административного  права могут применяться меры общественного воздействия и  иные меры.

Основными нормативными актами, которыми определяются виды, основания  ответственности и меры наказания, а также порядок их применения, являются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, уставы и положения о дисциплине и прохождении службы и т.д.

В нашем государстве действует  большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила паспортной системы, дорожного движения, санитарно - эпидемиологические правила, противопожарные, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей Среды, правила воинского учета, пограничного режима, режимы чрезвычайного положения и другие.

Нарушения таких правил могут  повлечь уголовную ответственность  виновных лиц согласно Уголовному кодексу. Но в большинстве случае наступает административная ответственность, которая представляет собой применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами

Государственные служащие несут  административную ответственность  по общим правилам, наравне с остальными гражданами Российской Федерации.

Административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, и общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности.

Во-первых, устанавливать  административную ответственность  могут не только органы законодательной  власти, а в пределах своей компетенции  и органы исполнительной власти.

Во-вторых, если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается.

Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в  некоторых случаях судами (судьями).

В-третьих, большинство составов административных проступков можно  назвать "формальными": административная ответственность наступает, как  правило, независимо от того, есть ли непосредственное отрицательные последствия от данного  нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

В-четвертых, Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Эта ответственность  наступает в том случае, если  конкретное нарушение по своему  характеру не влечет за собой  в соответствии с законодательством  уголовной ответственности.

Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок  к тому представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Тема представляется нам достаточно разработанной, что позволяет глубже в нее погрузиться и легче усвоить и уяснить. Мы считаем, что административную ответственность необходимо изучать не только юристам, поскольку практически каждый человек ежедневно может неоднократно столкнуться с ее практической реализацией. И если честно, то хотелось бы вернуть древнеримское положение о том, что мужчинам не прощается незнание права, а поскольку последние века женщины стремятся к равноправию, то и женщинам не прощать незнание права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура

 

1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности

На наш взгляд, начиная с рассмотрения вопроса о понятии административной ответственности, в первую очередь нужно обратить и можно сказать заострить свое внимание на вопросе о понятии юридической ответственности, так как административная ответственность является особым видом юридической ответственности.

Большинство современных  ученых-правоведов понимают юридическую  ответственность как форму социальной ответственности, рассматривают ее в позитивном и негативном значении.

В позитивном смысле юридическая  ответственность, в том числе  административная, означает ответственное отношение человека к своим обязанностям, ответственность за правильное выполнение физическим или юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей. И выражается она в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности, в требованиях, предъявляемых к лицу обществом и государством, в системе мер, которыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обязанностей.

Если же обязанность не выполняется, то тогда наступает ответственность в другом ее значении негативном, то есть, как необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Под юридической ответственностью в теории права понимают "возникшее  из правонарушений правовое отношение  между государством в лице его  специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность  претерпевать соответствующие лишения  и неблагоприятные последствия  за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права"3

Являясь властно-принудительным способом воздействия на субъектов  правоотношений, административная ответственность  состоит в наказании за нарушение  административно-правовых норм. Фактическим же ее основанием применения является состав правонарушения, предусматривающий определенный вид санкций.

Административная ответственность  может наступить только за виновный противоправный проступок. И нужно иметь в виду, что необходимым субъективным основанием применения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности.

Административная ответственность  всегда сопряжена с ограничением или лишением прав лица, нарушившего  административно-правовую норму, в  порядке реализации санкций, указанных  в нормативных правовых актах.

Административная ответственность  это один из наиболее распространенных видов юридической ответственности и является одним из важных ее видов - наступает как за нарушение правил дорожного движения, так и за совершение мелкого хищения или за сокрытие товара от таможенного контроля и во многих других случаях.

Административная ответственность это, можно сказать, разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности как упоминалось выше, выражается он в применении уполномоченными государственными органами или должностными лицами наказаний, установленных материальными нормами административного права, к лицам, совершившим административное правонарушение.

Способом воздействия  государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать  противоправные деяния, выступает юридическая  ответственность.

Главным образом применение именно государственного принуждения виновному лицу за совершенное им правонарушение понимается под этим термином в современном праве. Таким образом, юридическая ответственность это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

В современной юридической литературе в настоящее время есть различные подходы и точки зрения к пониманию юридической ответственности, принадлежащие таким авторам, например как: Р.О. Халфиной, Ю. А. Тихомирову, Б. П., Назарову, В. П. Казимирчуку, , Ю. А. Тихомирову С. Н. Братусю, Г. В. Мальцеву, и многим другим авторам.

Виды юридической ответственности  не столь многообразны, как можно  было бы себе представить. Подведем итог, специальные виды юридической ответственности  выработали лишь несколько отраслей российской системы права: уголовное (уголовная ответственность), гражданское (гражданско-правовая ответственность), трудовое (дисциплинарная ответственность) и административное (административная ответственность).

Хотелось бы согласиться  с группой авторов одного из учебников  по административному праву и провести различия между административной ответственностью и другими видами юридической ответственности, так как эти понятия не идентичны, их необходимо различать.

Во-первых, административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе законов субъектов Российской Федерации. Иные федеральные источники административного права не могут содержать нормы об административной ответственности.

До принятия первого Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, институт административной ответственности не имел собственного кодифицированного источника. Нормы об административной ответственности закреплялись в различных законах и подзаконных актах, вследствие чего наблюдалась неразбериха в условиях привлечения и освобождения от ответственности, и в процедуре привлечения к ответственности, и в подходах к статусу субъекта административного правонарушения.

 Однако, когда произошло становление нового государственного режима, и естественно возникновение новых видов общественных отношений, изменились подходы к личности и степени важности ее участия в общественной (в частности, экономической) жизни, а так же появление норм об ответственности в других источниках административного права. Ныне действующий КоАП РФ упразднил существовавшее многообразие источников норм об административной ответственности на федеральном уровне, сформировав не только общую часть всего института, но и определив исчерпывающий перечень составов административных правонарушений федерального значения.

 Во-вторых, Состав лиц, которые привлекаются к административной ответственности, существенно отличает административную ответственность от уголовной ответственности.

Отличие состоит в том, что в соответствии с нормами КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц. Так же широк и круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Вот, например, в уголовной ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, рассматриваются в пределах их компетенции судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. 4

А дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. (если есть так же на статью)

Так же, дела об административных правонарушениях от имени органов рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица: руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица.

 В-третьих, что касается мер административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового КоАП РФ Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий. В настоящее время, мерами административной ответственности признаны административные наказания, среди которых предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

 В-четвертых, отличает от уголовной ответственности порядок ее установления. Уголовное законодательство в качестве одного из основополагающих принципов опирается на положение о невозможности установления уголовного наказания иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В административном законодательстве (также как административно-процессуальном) субъекты Российской Федерации вправе на основе существующих федеральных законов принимать собственные нормативно-правовые акты в области административного права вообще и административной ответственности в частности. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

  1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
  2. перечня видов административных наказаний и правил их применения;
  3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  4. порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  5. порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В-пятых, Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, чем аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности.

В административном праве  привлечение к ответственности  возможно прямо на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего (например, в случае с оплатой штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте). К уголовной или гражданской ответственности это недопустимо.5

Так, в отличие от уголовной  ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания  и более коротким сроком давности.

Отличие административной ответственности  от гражданско-правовой ответственности  состоит в том, что гражданско-правовая ответственность связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.

От дисциплинарной ответственности  административная ответственность  отличается тем, что она не связана  с подчиненностью, служебными отношениями  правонарушителя и органа государственной  власти (должностного лица), привлекающего  его к ответственности.

В данном разделе дипломной  работы нас интересует вопрос о понятии административной ответственности, так мы медленно подошли к умозаключению о том, что административная ответственность является одним из видов юридической ответственности.

Данный вид ответственности  наиболее широко применяется в сфере  общественной жизнедеятельности по причине широкого спектра отношений, регулируемых административными нормами, а также размеры процессуальных процедур самого  привлечения к  ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя  мер административной ответственности.

Следует отметить, что административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права.

Административная ответственность  устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Для сопоставления другие виды ответственности устанавливаются: уголовная - только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная - законодательством о труде гражданским законодательством и, в отдельных случаях нормами административного права.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Для сопоставления основанием других видов ответственности являются: уголовной -  совершение преступления; дисциплинарной – совершение дисциплинарного проступка; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Хотя вопрос административной ответственности  юридических лиц еще дискутируется, но ряд нормативных правовых актов  уже содержат положения об административной ответственности юридических лиц. Для сопоставления - субъектами других видов ответственности могут быть: уголовной физические лица; дисциплинарной физические лица (дискутируется вопрос дисциплинарной ответственности юридических лиц); материальной - физические и юридические лица. Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания. Для сопоставления - санкции при других видах ответственности: за преступления уголовные наказания; за дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания; при материальной ответственности имущественные санкции.

 Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.

Административные взыскания  налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

Применение административного  взыскания не влечет за собой судимости  и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока. Для сравнения - при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятия судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.

Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Для сопоставления - при других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Однако следует иметь  в виду, что в сфере существования  административно-правовых отношений  применяется не только административная ответственность. Здесь находят  свое применение меры многих видов  юридической ответственности. Действительно, нарушение действующих норм административного  права может повлечь за собой  применение к нарушителю мер дисциплинарной и материальной ответственности (например, в сфере военно-служебных отношений); возникновение обязательств из причинения вреда и, следовательно, применение мер гражданско-правовой ответственности (пени, штрафы и т.п.).6

Далее, хотелось бы обратить ваше внимание, какие точки зрения на определение административной ответственности существуют на сегодняшний день. Безусловно, этот вопрос является одним из дискуссионных и собирает в себе огромное количество высказываний по рассматриваемому вопросу.

Так, например, в словаре  по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти.

В данном определении анализируемое  понятие рассматривается как  один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать  как физические, так и юридические  лица. Кроме этого, указывается, что административная ответственность устанавливается законами и направлена на охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.

Профессор А.Б. Агапов под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица - органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица.7

Административная ответственность