Административная ответственность граждан
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА
Кафедра административного и муниципального права
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
Доустить к защите: Выполнила:
Зав. кафедрой
______________С. С.Малыгин заочной формы обучения
«___»_________2008 г.
Екатеринбург, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Общие положения об
1.1. Понятие административной
1.2. Нормативное основание
2. Административное
2.1. Понятие административного
2.2. Отличие административного правонарушения
от дисциплинарного проступка и от преступления………………………………………………
2.3. Состав административного
3. Теоретические и практические
проблемы привлечения к
3.1. Общие положения и практика
привлечения граждан к административной ответственности…..………………………………
3.2. Проблемы привлечения граждан к административной ответственности ………………………………………………………………..56
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..69
Приложение……………………………………………………
ЗАМЕЧАНИЯ - по тексту. А РЕКОМЕНДАЦИИ В КОНЦЕ РАБОТЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Юридическая ответственность –
это обязанность лица
Юридическая
ответственность неразрывно
Характерные особенности присущи всем видам юридической ответственности: уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной.
Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и государственного принуждения и заключается в….???
В чем заключается актуальность темы исследования???
Актуальность темы определила цель дипломной работы: провести анализ действующего законодательства Российской Федерации и субъектов РФ в области правового регулирования административной ответственности, выявить проблемы привлечения граждан к административной ответственности; сформулировать выводы и предложения по совершенствованию правового обеспечения этой деятельности.
Объектом дипломной работы являются правовые отношения, связанные с совершением административного правонарушения и применением мер административного воздействия.
Предметом исследования является нормативно-правовые акты, регламентирующие основания и порядок привлечения к административной ответственности, теоретические работы специалистов в области административного права и практика реализации законодательства об административной ответственности
Задачи исследования:
- определить
понятие административной
- определить
понятие и состав
- КАК ЖЕ ВЫ ДОСТИГНИТЕ ЦЕЛЕЙ, ЕСЛИ ЗАДАЧИ ДАЖЕ НЕ ОХВАТЫВАЮТ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ??? (см. цели)
Теоретическую основу исследования составили труды Бровко Е.Н., Ермоленко М.В., Калинина Л.А., Козлова М.Н., Колесниченко Ю.Ю.,
Морозова Н.А., Мицкевич Л.А., Назаров И.В., Смоляков П.Н., Тимошенко В.Г. и других авторов.
Так же была изучена статистическая база административных правонарушений предусмотренных статьями 20.1 и 20.21 КоАП РФ ОВД по Кушвинскому городскому округу, городскому округу Верхняя Тура за 2007 год и за 4 месяца 2008 года и за эти же периоды изучены данные по Свердловской области.
За 2007 год сотрудниками Кушвинского ОВД по ст. 20.1 КоАП РФ составлено 936 административных протоколов (по Свердл. обл. 79013), по ст. 20.21 КоАП РФ-4072 (по Свердл. обл. 195316), а за 4 месяца 2008 года сотрудниками Кушвинского ОВД составлено административных протоколов по ст. 20.1 КоАП РФ 327 (по Свердл. обл. 29784), по ст. 20.21 КоАП РФ-1572 (по Свердл. обл. 72695). Изученные данные дают понять, что с каждым годом количество административных правонарушений предусмотренных ст. 20.1 и 20.21 КоАП РФ возрастает, что и является проблемой для современного общества. (ЭТА ЧАСТЬ не на месте! ЕЕ на до поместить в текст. Например, в главу 3)
Для проведения исследования были использованы нормативно-правовые акты (среди них: кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления пленумов чего??? РФ и т.д.) и теоретические источники: учебники и учебные пособия, периодические издания, монографическая литература и источники Интернет-ресурсов (электронные библиотеки, энциклопедии).
В качестве методов исследования использованы общенаучный диалектический подход к познанию процессов и явлений объективного мира в целом и системный подход по изучению правового регулирования административной ответственности. Кроме того, в процессе изучения данной темы широко использованы такие методы как правовой, анализа, сравнения и некоторые другие, что позволило рассмотреть изучаемую тему в комплексе и сделать соответствующие выводы.
Структура дипломной работы включает в себя: ведение, основную часть, состоящую из трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ
1.1. Понятие
административной
Административная
ответственность – особый вид
юридической ответственности.
Административной
ответственности присущи
все признаки юридической
ответственности. Она
Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности – ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки:
1) она
урегулирована нормами
2) основанием ее применения является административное правонарушение;
3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;
4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а так же юридические лица;
5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а так же судьями (судами);
6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-правовыми нормами.
Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:
а) нормативное
(систему регулирующих ее
б)
фактическое (неправомерные дея
в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам)1.
Для наступления реальной
Многие годы роль административной
ответственности в борьбе с
правонарушениями постепенно
ответственность стала
Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т.п.), важна также цель административной ответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об
Лицо, привлекаемое к
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий
административную
то есть
распространяется и на лицо, которое
совершило административное
Производство по делу об
Административной
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного
административного
совершившее административное
правонарушение, от административной
ответственности и
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
1.1 добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
2) предотвращение лицом,
3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного и душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка 3.
Обстоятельствами отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, не смотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного
правонарушения в условиях
6) совершение административного
правонарушения в состоянии
1.2. Нормативное
основание административной
Под нормативным основанием
- ее общие положения и принципы;
- систему административных
- составы административных правонарушений;
- круг субъектов, имеющих
право налагать
- производство по делам об
административных
- исполнение постановлений о назначении административных наказаний.
До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 года на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ. Однако у этой монополии есть исключения:
1) административная
2) вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»5;
3) ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;
4) если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная – и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов6.
Статья 1.2. КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях. Это, прежде всего, предупреждение правонарушений. Назначение административных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к ответственности должны предупреждать совершение новых административных правонарушений как виновными (частная превенция), так и иными гражданами (общая превенция).
Важнейшей задачей
а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;
б) установленного порядка
в) общих для граждан,
нравственности, общественного порядка
и общественной безопасности, собственности,
законных экономических
Вместе с другими нормами административного права законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).
КоАП РФ – основной закон,
регулирующий административную
ответственность. КоАП РФ
Во-первых, он закрепил общие положения
и принципы законодательства
об административных
Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.
В-третьих, КоАП РФ
В-четвертых, КоАП РФ установил
виды административных наказаний
и мер административно-
Почти все федеральное
По объему регулируемых общественных отношений и по качеству их регламентации КоАП РФ на много превосходит своего предшественника –
КоАП РФ РСФСР 1984 г. Справедливости ради стоит отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об административной ответственности. Многие его положения учтены в новом КоАП РФ.
Главные особенности этого
- во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм;
- во-вторых, закрепляет ответственность граждан и юридических лиц;
- в-третьих, регламентирует
В отличие от кодексов – старожилов – УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ – КоАП РФ содержит две группы норм:
1) материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (1 и 2 разделы КоАП РФ);
2) процессуальные, регулирующие производство о делам об административных правонарушениях (разделы 3-5 КоАП РФ).
В 90-х гг. 20 века стало ясно,
что для борьбы с правовым
нигилизмом организаций,
Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу. Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.
Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.
КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосудия по административным делам. В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимися в Кодексе. В соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных более чем 160 нормами Кодекса. Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более 100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтернативной подведомственности.
Более того, из восьми установленных
КоАП РФ административных
- Административная ответственность должностных лиц
- Административная ответственность за земельные правонарушения
- Административная ответственность за земельные правонарушения
- Административная ответственность за земельные правонарушения
- Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения
- Административная ответственность за нарушение ценообразования
- Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения
- Административная ответственность
- Административная ответственность
- Административная ответственность
- Административная ответственность
- Административная ответственность
- Административная ответственность
- Административная ответственность в сфере оборота оружия в Российской Федерации