Административная ответственность граждан



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ  КОММЕРЦИИ  И  ПРАВА

 

Кафедра  административного и муниципального права

 

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ГРАЖДАН

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

 

 

 

 

 

 

Доустить к  защите:                                          Выполнила:

Зав. кафедрой                                                    студентка 3 курса

______________С. С.Малыгин                      заочной формы обучения 

«___»_________2008 г.                                      в сокращенные  сроки

                                                                              Питиримова Юлия      Олеговна

 

 

                                                                 Научный руководитель

                                                                          к.ю.н., доцент Малыгин С.С.

 

 

 

 

Екатеринбург,  2008

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

1.Общие положения об административной  ответственности…………….5

1.1. Понятие административной ответственности………………………...5

1.2. Нормативное основание административной  ответственности……..10

2. Административное правонарушение  как основание административной  ответственности………………………………………………………………….17

2.1. Понятие административного правонарушения……………….…...17

2.2. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления………………………………………………...20

2.3. Состав административного правонарушения………………………..25

3. Теоретические и практические  проблемы привлечения к административной  ответственности граждан………………………………….37

3.1. Общие положения и практика  привлечения граждан к административной ответственности…..……………………………………….37

3.2. Проблемы привлечения граждан к административной ответственности ………………………………………………………………..56

 Заключение………………………………………………………………………66

 Список используемой  литературы………………………………………..69

Приложение…………………………………………………………………71

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ - по тексту. А РЕКОМЕНДАЦИИ В КОНЦЕ РАБОТЫ.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Юридическая ответственность –  это обязанность лица претерпевать  определенные лишения  государственно-властного характера за совершенное правонарушение.

         Юридическая  ответственность неразрывно связана  с государственным принуждением; её фактическим основанием является  правонарушение; сочетается с государственным  осуждением правонарушителя; правонарушитель несет   определенные отрицательные последствия.

         Характерные  особенности присущи всем видам юридической ответственности:  уголовной, административной,   материальной,    гражданско-правовой и дисциплинарной. 

        Административная ответственность выступает как разновидность  юридической ответственности и государственного принуждения и заключается в….???

       В чем заключается актуальность темы исследования???   

         Актуальность темы  определила цель дипломной работы: провести анализ действующего законодательства Российской Федерации и субъектов РФ в области правового регулирования административной ответственности, выявить проблемы привлечения граждан к административной ответственности; сформулировать выводы и предложения по совершенствованию правового обеспечения этой деятельности.

         Объектом  дипломной работы являются правовые отношения, связанные с совершением административного правонарушения и применением мер административного воздействия.

        Предметом исследования является нормативно-правовые  акты, регламентирующие основания и порядок привлечения к административной ответственности, теоретические работы специалистов в области административного права и практика реализации законодательства об административной ответственности

      Задачи исследования:

       - определить  понятие  административной ответственности  и её нормативные основания; 

      -  определить  понятие и состав административного  правонарушения, как основания административной ответственности;

    - КАК ЖЕ ВЫ ДОСТИГНИТЕ ЦЕЛЕЙ, ЕСЛИ ЗАДАЧИ ДАЖЕ НЕ ОХВАТЫВАЮТ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ??? (см. цели)

       Теоретическую  основу  исследования  составили   труды Бровко Е.Н., Ермоленко   М.В.,    Калинина   Л.А.,    Козлова    М.Н.,    Колесниченко   Ю.Ю.,

Морозова  Н.А., Мицкевич Л.А., Назаров И.В., Смоляков П.Н., Тимошенко  В.Г. и других авторов. 

       Так же была изучена статистическая база административных правонарушений предусмотренных статьями 20.1 и 20.21 КоАП РФ ОВД по Кушвинскому городскому округу, городскому округу Верхняя Тура  за 2007 год и за 4 месяца 2008 года и за эти же периоды изучены данные по Свердловской области.

      За 2007 год  сотрудниками Кушвинского ОВД по ст. 20.1 КоАП РФ составлено 936 административных протоколов (по Свердл. обл. 79013), по ст. 20.21 КоАП РФ-4072 (по Свердл. обл. 195316), а за 4 месяца 2008 года сотрудниками Кушвинского ОВД составлено административных протоколов по ст. 20.1 КоАП РФ  327 (по Свердл. обл. 29784), по ст. 20.21 КоАП РФ-1572 (по Свердл. обл. 72695). Изученные данные дают понять, что с каждым годом количество административных  правонарушений предусмотренных ст. 20.1 и 20.21 КоАП РФ возрастает,  что и является проблемой для современного общества.   (ЭТА ЧАСТЬ не на месте! ЕЕ на до поместить в текст. Например, в главу 3)

  Для проведения  исследования были использованы  нормативно-правовые  акты (среди них: кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления пленумов чего??? РФ и т.д.) и теоретические источники: учебники и учебные пособия, периодические издания, монографическая литература и источники Интернет-ресурсов (электронные библиотеки, энциклопедии).

        В качестве  методов исследования  использованы  общенаучный  диалектический   подход  к познанию  процессов   и явлений  объективного  мира  в целом и системный  подход по изучению  правового  регулирования  административной ответственности.  Кроме того,  в процессе  изучения  данной темы широко использованы  такие методы как  правовой, анализа, сравнения  и некоторые другие, что позволило рассмотреть изучаемую тему   в комплексе и сделать  соответствующие выводы.

       Структура дипломной работы включает в себя: ведение, основную часть, состоящую из трех глав, заключения, списка использованных  источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСВЕННОСТИ

 

1.1. Понятие  административной ответственности

       Административная  ответственность – особый вид  юридической ответственности. В  то же время  она является  частью административного  принуждения  и обладает всеми качествами  (осуществляется  субъектами  функциональной  власти  в рамках  внеслужебного  подчинения  и др.).

      Административной  ответственности   присущи   все  признаки  юридической  ответственности. Она регулируется нормами права,  состоит в официальном осуждении за правонарушение  лица и применении  к нему  в процессуальной форме санкций правовых норм  уполномоченными на то субъектами власти.

       Названные  родовые признаки  ответственности   конкретизируются правовыми  нормами  применительно к ее  разновидности – ответственности  административной. Последнюю   характеризуют  такие  признаки:

     1)   она  урегулирована  нормами административного   права, содержащимися  в федеральных  законах и законах  субъектов  РФ;

2) основанием ее применения является административное правонарушение;

3)  она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а так же юридические лица;

5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а так же судьями (судами);

6)  порядок привлечения  к административной ответственности урегулирован административно-правовыми нормами.

   Любая реальная  юридическая ответственность имеет три основания:

    а) нормативное  (систему регулирующих ее правовых  норм);

       б)  фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций  правовых норм к конкретным субъектам)1.

                                   Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в  этой норме, - это только нормативная и фактическая  предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят  виновных и т.д. Если  по факту  правонарушения на основе нормы  права  (статьи кодекса)  вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к  ответственности, то только  после  вступления  его в силу наступает реальная ответственность.

                         Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность  и  санкцию за ее   исполнение. Затем может возникнуть  фактическое  основание – правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить  наказание за административное  правонарушение  путем  вынесения постановления (решения).

                           Многие годы  роль административной  ответственности в борьбе с  правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло  фактическое использование многих составов административных  проступков. Резко расширен перечень  действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а так же круг субъектов,    имеющих   право    налагать   административные   санкции.   Административная

          ответственность стала основной  формой  применения государством  карательных  санкций к юридическим   лицам2.

                       Административная  ответственность, как и уголовная, дисциплинарная,  - кара  и   преследует    цели   частной   и   общей   превенции    правонарушений.  Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т.п.), важна также цель административной ответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

                          Лицо подлежит  административной  ответственности только за те  административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

                        Лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении,  считается невиновным,  пока его вина   не  будет  доказана и установлена вступившим в законную силу  постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело.

                         Лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не обязано доказывать  свою невиновность.

                         Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

                        Лицо, совершившее административное  правонарушение, подлежит ответственности   на основании закона, действовавшего  во время и по месту совершения административного правонарушения.

                       Закон, смягчающий  или отменяющий  административную ответственность   либо иным  образом  улучшающий  положение  лица, совершившего    административное    правонарушение,    имеет  обратную силу,

          то есть  распространяется и на лицо, которое  совершило административное правонарушение  до  вступления  такого  закона  в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного  наказания  не исполнено. Закон,  устанавливающий  или  отягчающий  административную  ответственность  за  административное  правонарушение  либо иным  образом ухудшающим  положение   лица, обратной силы не имеет.

                    Производство по делу об административном  правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

                    Административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к   моменту совершения административного  правонарушения возраста шестнадцати  лет.

                     С учетом  конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем  административное  правонарушение  в  возрасте  от  шестнадцати   до  восемнадцати  лет, комиссией  по делам  несовершеннолетних   и защите  их прав  указанное  лицо  может быть  освобождено  от административной ответственности  с применением   к нему  меры  воздействия, предусмотренной   федеральным законодательством  о защите  прав  несовершеннолетних.

                       Не подлежит  административной  ответственности  физическое  лицо, которое  во время  совершения противоправных  действий  (бездействия)  находилось  в состоянии  невменяемости, то есть  не могло осознавать  фактический характер  и  противоправность  своих действий (бездействия)  либо руководить  ими  вследствие  хронического  психического расстройства, временного  психического расстройства, слабоумия  или иного  болезненного  состояния  психики.

                           При малозначительности  совершенного  административного  правонарушения   судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело      об  административном       правонарушении,       могут освободить лицо,

     

          совершившее  административное  правонарушение, от административной  ответственности и ограничиться  устным замечанием.

                       Обстоятельствами,  смягчающими   административную  ответственность,  признаются:

                      1) раскаяние  лица,  совершившего   административное   правонарушение;

                       1.1  добровольное сообщение   лицом  о совершенном им административном  правонарушении;

                      2)  предотвращение лицом, совершившим   административное  правонарушение,  вредных   последствий   административного   правонарушения, добровольное  возмещение  причиненного ущерба  или устранение  причиненного вреда;

                      3)  совершение  административного  правонарушения  в состоянии   сильного и душевного волнения  (аффекта)  либо при стечении  тяжелых  личных  или семейных  обстоятельств;

                      4)  совершение  административного  правонарушения  несовершеннолетним;

                      5)  совершение административного  правонарушения  беременной  женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка 3.

                     Обстоятельствами  отягчающими   административную  ответственность, признаются:

                      1) продолжение  противоправного  поведения, не смотря  на требование  уполномоченных  на то лиц прекратить  его;

                      2) повторное совершение однородного   административного  правонарушения, если за совершение первого административного   правонарушения  лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение   которого  лицо  считается  подвергнутым административному  наказанию;

                    3) вовлечение  несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

                    4) совершение административного  правонарушения группой лиц;

                    5) совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других  чрезвычайных обстоятельствах;

                    6) совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения.

1.2. Нормативное  основание административной ответственности

                     Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

                     - ее общие положения и принципы;

                     - систему административных наказаний,  их размеры и принципы их  применения;

                     - составы административных правонарушений;

                     - круг  субъектов, имеющих   право налагать административные  наказания;

                     - производство по делам об  административных правонарушениях;

                     - исполнение  постановлений  о  назначении административных наказаний.

                      До вступления в силу нового  КоАП РФ федеральные нормы  об административной  ответственности  были  помещены в десятки актов  федеральных органов. С 1 июля 2002 года на федеральном уровне  круг  источников, содержащих  материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко  сокращен. Соответствующий  правовой  массив  кодифицирован.  Фактически монопольным  источником  федеральных норм об административной ответственности  стал  КоАП РФ. Однако у этой монополии есть исключения:

                  1) административная ответственность  за нарушение налогового  законодательства  налогоплательщикам и налоговым  агентам по прежнему  регламентируется  НК РФ4;

                  2)   вопросы  принудительного  исполнения   постановлений о   применении  таких   взысканий,   как штраф   и конфискация, наряду с КоАП РФ   регулируются  Федеральным законом  «Об исполнительном производстве»5;

                   3)  ряд вопросов  производства  в судах  по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;

                   4)   если уголовная   ответственность   регулируется   только  федеральными  законами, то административная –  и федеральными (в  основном), и  субъектов РФ (частично).  Очень важно, что осуществлена кодификация этой   подотрасли  административного права.  Теперь  административная ответственность регулируется  специальными  кодифицированными актами  РФ  и ее субъектов6.

                  Статья 1.2. КоАП РФ  четко закрепляет  задачи законодательства об административных правонарушениях. Это, прежде всего, предупреждение   правонарушений.  Назначение  административных  наказаний  виновным лицам, процедура  привлечения к ответственности  должны  предупреждать совершение  новых административных правонарушений как виновными (частная превенция), так и иными гражданами  (общая превенция).

                  Важнейшей  задачей законодательства  об административных  правонарушениях  является защита:

                   а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

                   б) установленного порядка осуществления  государственной и муниципальной  власти, прав их органов и должностных  лиц;

                   в)  общих для  граждан, организаций,  общества публичной власти ценностей:    санитарно - эпидемиологического    благополучия,   общественной 

          нравственности, общественного порядка  и общественной безопасности, собственности,  законных экономических  интересов.

                    Вместе  с  другими   нормами   административного права законодательство об административных правонарушениях призвано  обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).

                     КоАП РФ – основной закон,  регулирующий административную  ответственность. КоАП РФ регулирует  вопросы административной ответственности,  которые призвано необходимым  решать на федеральном уровне.

                     Во-первых, он закрепил общие положения   и принципы законодательства  об административных правонарушениях.

                     Во-вторых, КоАП РФ  установил   административную  ответственность   за нарушение  правил, имеющих  общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными  правовыми актами.

                     В-третьих, КоАП РФ урегулировал  производство о делам об административных  правонарушениях и в том числе  порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

                  В-четвертых,  КоАП РФ   установил   виды  административных  наказаний   и мер административно-процессуального  принуждения (мер обеспечения  производства по делам административных правонарушениях).

                  Почти все федеральное законодательство  об административной  ответственности   сосредоточено в КоАП РФ.  В  этом главном нормативном акте  по данному вопросу  и содержится  подавляющее  большинство   норм, регулирующих  вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

                  По объему  регулируемых  общественных  отношений и по качеству их  регламентации   КоАП  РФ  на  много  превосходит  своего   предшественника – 

          КоАП РФ РСФСР 1984 г. Справедливости ради стоит отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об административной ответственности. Многие его положения учтены в новом КоАП РФ.

                 Главные особенности этого Кодекса  в том, что он:

                 -  во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм;

                 -    во-вторых, закрепляет ответственность  граждан и юридических лиц;

                 - в-третьих, регламентирует ответственность  за административные правонарушения  в административном и в судебном порядке.

                   В отличие от кодексов –  старожилов – УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ – КоАП РФ  содержит две группы  норм:

                    1) материальные, которые закрепляют  общие положения  и принципы ответственности,  составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (1 и 2 разделы КоАП РФ);

                    2) процессуальные, регулирующие  производство  о делам об административных  правонарушениях (разделы 3-5 КоАП РФ).

                      В 90-х гг. 20 века стало ясно, что для борьбы с правовым  нигилизмом организаций, особенно  частных, необходимо широко использовать  административные санкции. К ним  в России невозможно применить   уголовные и дисциплинарные меры карательного  воздействия.  Административная  ответственность, административные наказания  - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих  действующие  юридические нормы7.

                   Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу.  Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.

                     Если федеральное законодательство об административных   правонарушениях кодифицировано  в основном и может быть  кодифицировано   полностью,   то все   законодательство об   этом кодицировать невозможно. В соответствии со ст. 72  Конституции РФ  КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации  принимать  законы по  рассматриваемому вопросу.  Одно из достоинств  КоАП РФ  состоит  в том,  что он четко определил, за какие правонарушения  законами  субъектов  РФ может быть  установлена  административная ответственность, какие  санкции  ими могут  быть установлены  за соответствующие  правонарушения, кто  вправе  налагать  административные наказания  за нарушение законов субъектов РФ.

                      КоАП РФ  делает  огромный  шаг  вперед в развитии правосудия по административным делам.  В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности   судей  рассмотрение  дел о совершении  административных  правонарушений,  квалифицируемых  по  четырем  составам (4 статьям), содержавшимися  в Кодексе.  В соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ  судьи  рассматривают  дела об  административных  правонарушениях, предусмотренных  более  чем 160 нормами  Кодекса.  Из  них к исключительной подведомственности  судей отнесено  более 100  составов  правонарушений, а более 60 составов они вправе  рассматривать на основе альтернативной подведомственности.

                     Более того, из восьми установленных  КоАП РФ административных наказаний   судьи   вправе  применять все,  а пять наказаний  (возмездное  изъятие имущества, конфискация  имущества, лишение специальных прав, дисквалификация,  административный арест) могут назначаться  только  судьей.  Если учесть, что в прошлом только ГИБДД  ежегодно лишала права на управление    транспортным    средством    около   500    тысяч     водителей,   то