Административная ответственность за земельные правонарушения. 3



содержание

 

Введение……………………………………………………………….2

1.Виды ответственности за нарушения  в земельном законодательстве………………………………………………………5

   1.1 Предмет и метод земельного  права…………………………….5

   1.2 Понятие и  общая характеристика ответственности  за нарушения               земельного законодательства   ………………………………………10

  1.3Дисциплинарная  ответственность……………………………….15

  1.4Уголовная ответственность……………17

  1.5Гражданско-правовая  ответственность………23

  1.6 Земельно-правовая  ответственность……………25

  1.7Административная ответственность…………32

 

2.Земельные отношения  и их административно-правовая  охрана………………………………………………………..46

 

2.1Земельные отношения  и их правовая охрана 46

2.2Рациональное использование  земель 50

  2.3Особенности охраны сельскохозяйственных  угодий………….56

 

3. Сущность административной ответственности59 

 

3.1Понятие административной  ответственности. 59

3.2Соотношение административной  ответственности и административного  принуждения. 63

3.3Основания: виды и  меры административной ответственности. 65

 

4. Привлечение к административной ответственности за земельные правонарушения …………………………………………………71

 

4.1Органы, осуществляющие  контроль за использованием и охрана земель…………………………..71

4.2Проверка, как одни из способов контроля…………………..76

  4.3Принятие решения по результатам проведенного контроля….83

 

Заключение…………………………………………………87

 

Список использованной литературы…………………….90

 

 

 

 

 

Введение.

 

Исторически, земельные  участки в понятии общества это  наиболее значимый элемент национального  богатства. Рациональное использование земель, являестя одной из наиболее важных задач и оказывает значительное воздействие на экономику страны в целом. Однако, несмотря на свою важность, рациональное и правильное использование земли до сих пор является существенной проьлемой и требует к себе профессиоонального и многостороннего подхода при рассмотрении. Требуется, в частности, детальное изучение земельных участков, информация о качестве, объеме, месторасположении, характере современного и возможного предполагаемого в будущем использования земель, в том числе и земельнаселенных пунктов.  
Эту информационную базу со всеми ее многосторонними характеристиками содержит в себе кадастр, его содержание широко применяются при рассмотрении и поиске возможных вариантов разрешения вопросов и споров по поводу использования земель.  
Права собственности имеют два взаимосвязанных аспекта: юридический и технический. Кадастр можно определить как основополагающую систему взаимодействия и функционирования рынка земельных отношений и муниципального развития, однако в этой области необходимо осуществление строгого контроля и своевременное обновление базы действующих законов применительно к земельному кадастру для его наиболее эффективного функционирования в современных условиях.

Исключительная по важности роль природноресурсовых отношений закреплена ст. 9 Конституции России, устанавливающей что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа  жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующие территории. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействие направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к ответственности. Основная цель моей дипломной работы заключается в оценки правового обеспечения рационального использования и охраны земель. В качестве объекта исследования в данной работе выступают земельные правонарушения. Предметом исследования в дипломе является административная ответственность за земельные правонарушения. В соответствии с поставленной целью и вытекающими задачами работа состоит из трех глав.

В первой главе 

Во второй главе раскрываются также особенности охраны сельскохозяйственных угодий и экологическая защита земель. Менее важное значение в административно-правовой охране имеет также экономическое стимулирование со стороны государства охраны и рационального использование земель.

В третьей главе  раскрывает само понятие административной ответственности, основания , виды и меры административной ответственности, а также соотношение административной ответственности и административного принуждения.

Четвертая глава раскрывает позиции органов, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель, а также основным его обязанностям по ведению необходимой процедуры при выявлении нарушений Земельного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Виды ответственности  за нарушения земельного законодательства.

 

1.1 Предмет  и метод земельного права.

 

1. В соответствии со  ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. Поэтому необходимость правовой охраны земель также закреплена в конституционном порядке.

Земельное законодательство, развивая конституционные положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из основных форм правового регулирования земельных отношений (ст. 73 ЗК РСФСР, ст. 1 ЗК РТ).

Вследствие этого земельное  право приобретает некоторую  специфику в сравнении с другими  отраслями права.

2. Самой важной отличительной  чертой земельного права является его предмет и метод.

Предметом земельного права  являются общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые его нормами.

Необходимо, однако, учитывать, что с изменением содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в предмете и задачах земельного права, что в свою очередь не может не влиять на институт ответственности за нарушения земельного законодательства.

В условиях земельной  реформы и перестройки управления экономикой происходят развитие самостоятельности, демократизации земельных отношений, расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, устранение командно-административного метода организации землепользования и землеустройства. Земельное законодательство предоставляет возможность выбора форм собственности и хозяйствования на земле. Развиваются институты права частной собственности на землю и аренды земли, государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств - пользователей земли.

В советский период понимание  предмета земельно-правового регулирования упрощалось и сводилось в основном к порядку предоставления и изъятия земли, определению прав и обязанностей по обработке и охране земель. Вопросы же присвоения результатов труда землепользователей и возникающие в связи с этим отношения с государством - собственником не признавались предметом земельного права. Пользование землей, понимаемое как ее своевременная и качественная обработка, проведение агромелиоративных мероприятий и т. п., не связывалось непосредственно с результатами труда на земле и присвоением доходов. К тому же столь узкое понимание пользования землей, как ее обработка, сопровождалось вмешательством органов государственного управления и их должностных лиц в технологию земледелия и в решение других внутрихозяйственных вопросов, извечно являющихся исключительно заботой самих землепользователей, их повседневной хозяйственной деятельностью (сроки сева, уборка, хранение урожая, заготовка и продажа его и т. д.). Это было обусловлено существовавшей тогда монополией государственной и отрицанием частной собственности граждан и юридических лиц на землю.

Конечно, все эти искажения  в понимании земельных отношений как предмета земельного права приводили к потере у хозяйств материальной заинтересованности в лучшем использовании земель.

Сегодня земельное законодательство рассматривает землю, прежде всего, не как объект администрирования, а  как хозяйственную ценность. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантируется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретенное право собственности на земельный участок, собственности на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распоряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательства, одной из главных целей которого является обеспечение заинтересованности в лучшем использовании земли.

3. Наряду с предметом важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений.

Под методом земельного права понимается способ воздействия норм земельного права на поведение участников земельных отношений.

Спецификой метода регулирования  земельных правоотношений является то, что в нем доминирующее положение  занимает метод администрирования.

Предоставление земли  для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть".

Характерное для административно-правового  метода регулирования проявление "власти и подчинения" не чуждо и земельным отношениям.

Участники таких отношений  не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять, Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования — в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве — опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.

С особенной силой  административно-правовой метод регулирования земельных отношений проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства, а также при необходимости их предупредить. Здесь проявляется деятельность не только правоохранительных органов (прокуратуры, суда, арбитража), органов экологического контроля, санитарной службы, но и землеустроительной службы.

Важно, однако, всегда иметь  в виду, что административный метод  распространяется не на все виды земельных  отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии — при внутрихозяйственном планировании использования земли — применение этого метода ограничено, что видно на примере сельского хозяйства. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий. В условиях демократизации управления экономикой самостоятельность землепользователей, в том числе государственных предприятий, приобретает еще большее значение, чем это было ранее, так как она необходима для развития и укрепления материальной заинтересованности. С другой стороны, значимость земли как основы жизни и деятельности обусловливает контроль землеустроительной службы за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах.

Таким образом, если в  одних случаях допускается метод  администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли — смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях — администрирование.

Средством же, так называемым механизмом воздействия на нарушителя земельного законодательства будет  применение к нему указанных в законе мер государственного принуждения.

В свете сказанного институт ответственности за нарушения земельного законодательства приобретает особую значимость.

 

1.2 Понятие  и общая характеристика ответственности  за нарушение земельного законодательства.

 

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.

Одним из основных методов  правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного   законодательства.

Юридическая   ответственность  представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю.

Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения  субъектов или наказания их за совершение таких действий. Лица, совершающие неправомерные действия, считаются правонарушителями, а сами неправомерные действия - правонарушениями. Применяемые к правонарушителям меры называются правовыми санкциями. Содержание правонарушений, как действий, противоречащих требованиям правовой нормы, а также содержание санкции, как меры государственного воздействия на правонарушителя, должны быть зафиксированы в законе. Так, содержание земельных правонарушений и санкций за их совершение зафиксировано в различных нормативно-правовых и подзаконных актах: Земельном кодексе РСФСР, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе РФ, Земельном Кодексе РТ, Указе Президента РФ "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель".

Земельное правонарушение, как любое другое, характеризуется  четырьмя элементами; объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.

Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения является земельный  строй, установленный земельным  законодательством. В качестве конкретного  объекта выступает земля, конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли,

Объективная сторона  земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват участка и т. д.).

Субъекты земельного правонарушения — это конкретные физические или юридические лица — правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и "сторонние" физические и юридические лица,

Субъективную сторону  земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности,

При привлечении виновных к юридической ответственности  за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрен тот или иной вид преступления.

Условия ответственности  также установлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются:

противоправное поведение  субъекта;

наличие вреда;

наличие прямой причинной  связи между вредом и деянием;

вина нарушителя.

Субъект правонарушения несет ответственность лишь в  том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, т. е. если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности. Ведь в жизни иногда случается, что субъект совершает то или иное деяние, которое можно считать правонарушением, однако оно не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным  правонарушением, может быть имущественным, либо моральным. Имущественный ущерб  возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора (например, загрязнение земли, снижение урожайности на целый ряд лет). Моральный вред не причиняет имущественного ущерба, но наносит вред нравственного или физического характера (например, трудовой дисциплине, установленному порядку, коллективу, личности).

Причинная связь между  правонарушением и вредом подтверждает, что вред возник именно по этой причине, а не по какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но имеется угроза причинения вреда (если это прямо не предусмотрено законом), тогда виновный также может привлекаться к ответственности. Но если это совсем не связано с действиями конкретного лица, то такое лицо вообще не может привлекаться к ответственности (например, при стихийном бедствии).

Вина правонарушителя - обязательное условие привлечения его к ответственности. Без вины нет ответственности.

Вина может быть умышленной или неосторожной, неумышленной, халатной. В зависимости от этого устанавливаются разные меры наказания или взыскания. Указанные требования, основания и условия являются обязательными для всех форм собственности.

 

Виды ответственности  за нарушения земельного законодательства.

 

Законодательством закреплены следующие основные формы ответственности:

дисциплинарная;

административная;

уголовная;

гражданско-правовая.

земельно-правовая

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется  за совершение соответствующего правонарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском и земельном. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении правонарушений.

Дисциплинарный проступок — деяние в виде нарушения трудовой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применяются руководителем предприятия в отношении работников, совершивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами и положениями.

Административный проступок - это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами - государственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РСФСР и другими законодательными актами, предусматривающими административную ответственность.

Преступление — это уголовно наказуемое, общественно опасное деяние (действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания,

Гражданско-правовая ответственность  наступает в случаях причинения имущественного ущерба, поэтому существует понятие имущественной ответственности  по ГК РФ. Она может быть самостоятельной  или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной. административной ответственностью, т. е. гражданско-правовая ответственность может "сопровождать" основные формы ответственности.

Все сказанное выше прямо  и непосредственно относится  к ответственности за земельные правонарушения.

Кроме указанных традиционных форм ответственности за земельные правонарушения, в земельном законодательстве предусмотрена специальная ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность, предусматривающая специальные земельно-правовые меры (например, лишение права землепользования, изъятие земельного участка). Эта ответственность является дополнительной, специальной формой ответственности за земельные правонарушения. В то же время она имеет и важное самостоятельное значение.

 

1.3 Дисциплинарная  ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Хотя в ЗК РСФСР 1991 г. статьи, предусматривающей дисциплинарную ответственность за земельные правонарушения, не существует, на практике дисциплинарные проступки в области использования и охраны земель совершаются и виновные в их совершении привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с КЗоТ РСФСР.

Мерам взыскания за нарушения  трудовой дисциплины посвящена ст. 135 КзоТ. В ней сказано, что "за нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение".

Все земельные правонарушения, связанные с нарушением трудовой дисциплины в земельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков, влекут ответственность в соответствии с порядком, установленным и рассмотренным выше статьями КЗоТ. Заранее установить весь перечень дисциплинарных земельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решается конкретно в каждом случае.

Все деяния (действия или  бездействие), нарушающие земельное законодательство, но не носящие характер административного проступка или уголовного преступления, относятся к дисциплинарным проступкам. Можно привести характерные примеры, встречающиеся на практике.

Работник самовольно (сознательно или неосторожно) переставил межевой знак, изменил границы земельных участков. Это нарушение было вскрыто администрацией предприятия. На виновного было наложено дисциплинарное взыскание, межевой знак поставлен на свое место. Нарушение устранено, отпала необходимость в наложении на нарушителя административного штрафа.

В то же время дисциплинарными  проступками являются, например, непринятие мер по борьбе с сорняками сельхозкультур, с водной и ветровой эрозией, нарушение агротехнических правил, правил хранения и применения химических препаратов, приведших к ухудшению земель, и проч. Они являются характерными и типичными земельными дисциплинарными правонарушениями.

Такие дисциплинарные правонарушения могут совершаться как рядовыми работниками сельхозпредприятий, руководителями среднего звена, специалистами, так и руководителями предприятий, их заместителями. В случае устранения этих нарушений нет необходимости применения (после дисциплинарных мер) мер административной и уголовной ответственности,

Точно так же, например, если несколько тонн минеральных  веществ вместо размещения их в приготовленном складе были оставлены в поле и в результате дождей химикаты были смыты в реку, на земле образовались канавы, небольшие овраги, земля была загрязнена, испорчена, налицо дисциплинарное земельное правонарушение. Руководитель и его заместители, специалисты не приняли своевременно мер к недопущению подобной ситуации. Поэтому возможно наложение на них дисциплинарных взысканий либо увольнение их за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины, невыполнение своих прямых обязанностей (если эти их деяния не влекут уголовной или административной ответственности).

Возможны и многие другие (в жизни, на практике) дисциплинарные земельные правонарушения, которые влекут дисциплинарную ответственность в соответствии с КЗоТ.

 

 

1.4 Уголовная  ответственность за нарушение  земельного законодательства.

 

К уголовно наказуемым правонарушениям  относятся такие противозаконные действия физических лиц, которые представляют собой общественную опасность. С этой точки зрения уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях таких общественно опасных действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок.

В настоящее время  уголовная ответственность регулируется УК РФ. В нем предусмотрены ряд  деяний, нарушающих земельное законодательство. Причем они сконцентрированы всего  в двух статьях – 170 и 254.

Статья 170 УК РФ “Регистрация незаконных сделок с землей”:

“Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение  учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение  размеров платежей за землю, если эти  деяния совершены из корыстной или  иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом  в размере от ста до двухсот  минимальных размеров оплаты труда  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.”

Объективная сторона  данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий, затрагивающих земельные отношения: регистрации незаконных сделок, искажения данных кадастра, занижения размеров платежей.

Государственный земельный  кадастр включает в себя систематизированный  свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель в Российской Федерации, сведения о наличии земель, распределении их по категориям, угодьям, собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, содержит экономическую оценку земли. Ведение кадастра возложено на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Платежи за использование  земли включают в себя ежегодный  земельный налог с собственников  земли, землевладельцев и землепользователей (за исключением арендаторов, вносящих арендную плату арендодателю, с которого взимается плата за землю, переданную в аренду). Взимается также нормативная цена земли, установленная для покупки земли и для получения банковского кредита под залог земельного участка

Административная ответственность за земельные правонарушения. 3