Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

 

Административная ответственность  за нарушение правил дорожного движения

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Понятие и основания  административной ответственности

7

1.1 Понятие, принципы административной  ответственности

7

1.2. Основания и меры административной  ответственности

19

Глава 2. Сущность и проблемы института административной ответственности  в сфере безопасности дорожного движения

 

29

2.1. Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения

 

29

2.2. Современные  проблемы административной  ответственности в сфере безопасности  дорожного движения

 

39

Глава 3. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

 

45

3.1. Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения

 

45

3.2. Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения.

 

 

52

3.3. Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения

 

60

3.4. Перспективы ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения

 

67

Заключение

73

Список использованной литературы

76

Приложения 

83


 

 

Введение

 

В связи с беспрецедентным  ростом автомобильного парка в Российской Федерации (который за последние  годы по количеству автомобилей на одну тысячу человек населения (свыше 300) вышел на седьмое место в  мире) и при этом серьезным отставанием  развития соответствующей дорожной инфраструктуры на первый план выходит  задача обеспечения безопасности дорожного  движения.

Проблема безопасности дорожного движения актуальна не только в России, но и во всём мире на протяжении уже ряда лет.  
В начале XXI века проблема обеспечения безопасности дорожного движения приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Исключительная важность решения этой проблемы обусловлена тем, что интенсивная коммерциализация автомобильных перевозок и дорожного хозяйства России породила свертывание системы ежедневного контроля физического состояния водителей, отмену административной ответственности за систематическое нарушение правил движения, ограничение полномочий Госавтоинспекции, усложнение процедур производства по делам об административных правонарушениях и др. 

Общественный вред и  опасность возрастающего с годами количества совершаемых в Российской Федерации административных правонарушений в области дорожного движения очевидны и требуют эффективных  правовых механизмов их минимизации  и устранения. Ведь в основном с  нарушений Правил дорожного движения начинаются дорожно-транспортные происшествия, которые ставят под угрозу жизнь  и здоровье людей, наносят ущерб, как конкретному гражданину,  так и всему обществу. Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость.

Для достижения безопасности на дорогах используются различные  средства и способы: пропаганда и  социальная реклама правомерного поведения  на дорогах, инвестирование в безопасность дорожного движения, повышение ответственности  каждого участника дорожного  движения.

Несмотря на прилагаемые  усилия органов государственной  власти на всех уровнях, количество административных правонарушений в области дорожного  движения остаётся высоким, а по отдельным  видам продолжает расти, и, как следствие, увеличивается и число дорожно-транспортных происшествий. Сокращение количества погибших в результате ДТП - это одна из целей утвержденной в 2006 году Федеральной целевой программы обеспечения дорожного движения. И в качестве одной из основных мер по достижению этой цели разработчики этой федеральной целевой программы видят ужесточение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

Административному правонарушению в области дорожного движения, как и иным административным правонарушениям, присущи следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

Состояние безопасности дорожного  движения в последние годы имеет  стойкую тенденцию к ухудшению, что вызвано следующими факторами: ростом числа транспортных средств; неразвитостью дорожной инфраструктуры, ее отставанием по сравнению с  ростом числа транспортных средств; переадресацией грузопассажирских потоков с железнодорожного и водного транспорта на автомобильный транспорт; постоянным реформированием органов, осуществляющих надзор в области безопасности дорожного движения; снижением качества подготовки водителей и др.

Отметим, что указанная  проблема имеет и общемировое  значение. К началу XXI в. в мире зарегистрировано около 500 млн. легковых автомобилей, а также 200 млн. автобусов и грузовых автомобилей. Весь этот транспорт в течение одного года перевозит свыше 100 млн. т груза. Дорожная сеть планеты составляет более 20 млн. км. На мировом автомобильном транспорте занято около 100 млн. человек.

В связи с этим безопасность дорожного движения в последнее  время стала одной из приоритетных задач государства.

Эффективная реализация любых  правовых, экономических и организационных  решений проблем безопасности дорожного  движения возможна только при функционировании соответствующего механизма государственного регулирования и надведомственного  контроля.

В связи с этим особую значимость приобретает одна из возможных  форм ответственности, применяемый  к нарушителям ПДД – административная ответственность. Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового  общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики  и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому  гражданину Российской Федерации, в  том числе и участникам дорожного  движения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в процессе установления и реализации административной ответственности  за правонарушения в области дорожного  движения.

Предметом исследования являются комплекс норм административного права, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения.

Цель работы – исследовать  административную ответственность  за нарушение правил дорожного движения.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

- сформулировать понятие  и проанализировать основания административной ответственности;

- дать общую характеристику  мер административной ответственности  за правонарушения в области  дорожного движения

- рассмотреть порядок производства по делам за нарушения правил дорожного движения.

- исследовать проблемы и пути решения, возникающих вопросов в процессе административно-правового регулирования нарушений в области правил дорожного движения.

Методологической основой  исследования является диалектический метод познания явлений и процессов  реальной действительности, предполагающий их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

В процессе исследования использовалась совокупность таких общенаучных методов исследования, как сравнение, анализ, синтез, а также формально-логический, сравнительно-правовой и другие частнонаучные методы.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных  ученых в области юридической  ответственности, в области административной ответственности как одной из ее разновидностей, а также публикации в периодической печати, посвященные  проблемам обеспечения безопасности дорожного движения таких ученых как: Бахрах Д.Н., Головко В.В., Липатов  Э.Г., Сидоренко Е.Н., Королев А.Н., Ларионов Е.Л., Смоленский М.Б., Ямпольская Н.Г.

Нормативная база исследования представлена Конституцией РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, регулирующими дорожное движение.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Понятие и основания административной ответственности

 

1.1. Понятие, принципы административной  ответственности

 

Нет сомнения, что административная ответственность - один из наиболее востребованных социальной практикой институтов системы  российского права. Социальное значение данной правовой категории, прежде всего, обусловлено ее местом в системе правового регулирования общественных отношений.

Административная ответственность, являясь особым видом юридической  ответственности, обладает всеми чертами, присущими последней1. Вместе с тем административная ответственность представляет собой самостоятельный институт российского административного права, в значительной мере выражающий специфику административно-правового регулирования общественных отношений, а также его правоприменительную и правоохранительную функции.

Административная ответственность  представляет собой важнейший элемент  метода административно-правового  регулирования. Как известно, всем группам  общественных отношений, предопределяющим формирование отраслей права, присущ свой собственный метод правового  регулирования. Его назначение состоит  в придании юридических свойств  наиболее значимым особенностям определенной группы общественных отношений. Данные особенности определяют однородный характер общественных отношений, требуют  юридического воздействия и в  конечном итоге обосновывают необходимость  выделения той или иной отрасли  права.

Разделяя понятия административной ответственности как правового  явления и как правового института, И. А Галаган отмечал, что под  институтом административной ответственности  понимается совокупность материальных и процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением компетентными органами и должностными лицами своих полномочий по непосредственному установлению факта и состава административного проступка, личности виновного, и применение к нему конкретного взыскания, а также отношения, связанные с процедурой возбуждения и рассмотрения дела, вынесением, обжалованием и исполнением решений о взыскании.2

Понятие административной ответственности синтезирует два  основных подхода к определению  ее сущности: первый характеризует  административную ответственность  как объективную категорию, представляющую реакцию государства на административное правонарушение; второй – как субъективно-личностную категорию, показывающую ее как совокупность обязанностей и правомочий лица, привлекаемого  к ответственности.

С объективной стороны  административная ответственность  воспринимается как специфический  вид правоохранительной деятельности, включающий совокупность действий компетентных органов (должностных лиц), отражающих реакцию государства на административное правонарушение, действий, имеющих  негативные последствия для правонарушителя  в виде административного наказания.

В субъективно-личностном понимании, административная ответственность  определяется как специфическое  положение правонарушителя, который  «наряду с претерпеванием административно-принудительных мер, реализует процессуальные права на дачу объяснения по существу нарушения, справедливую и объективную оценку компетентным органом совершенного деяния и корректное с правовой и моральной точек зрения применения к нему административного наказания».3

Одним из отличительных  признаков административной ответственности  является то, что применение ее мер  не влечет за собой судимости и  связанных с ней негативных последствий  для личности.

Вместе с тем существует особый порядок привлечения к  административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его  оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые  гарантии законности, осуществления  права на защиту.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания: нормативное (система  регулирующих норм); фактическое (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными  санкциями, т. е. административное правонарушение); процессуальное (акт компетентного  субъекта о наложении конкретного  взыскания за конкретное административное нарушение)4.

Наиболее существенные специфические признаки, свойственные административной ответственности, раскрываются через ее фактическое основание  – административное правонарушение. Как определенный факт административное правонарушение порождает административную ответственность. Современная правовая наука признает два основания  юридической ответственности вообще и административной ответственности  в частности: во-первых, закон как  правовое, формально-нормативное основание  и, во-вторых, правонарушение как основание  фактическое, которое приводит в  движение весь правоприменительный  механизм юридической ответственности.

Придавая большое значение фактическому основанию административной ответственности, закон детально закрепляет составляющие его признаки. Их определению  посвящено большинство норм гл. 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность», именно эти нормы и составляют содержание основного института административно-деликтного права – основания административной ответственности.

Административной ответственности  как виду юридической ответственности  присущи определенные черты.

Во-первых, административная ответственность представляет собой  государственное принуждение. Оно  выражается в возможности применения кары (наказания) по отношению к правонарушителю.

Во-вторых, основанием административной ответственности выступает административное правонарушение. Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определяет административное правонарушение как  виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность  (ст. 2.1).

Объектом административного  правонарушения выступает устойчивое функционирование определенной группы общественных отношений. Для этой группы общественных отношений характерны следующие черты:

- это организационно-властные  отношения, одним из участников  которых выступает орган исполнительной  власти. Данные отношения складываются  между организационно не соподчиненными  субъектами. Содержанием данных  отношений являются субъективные  права и юридические обязанности  участников по реализации властного  предписания;

- эти отношения носят  односторонний характер. Орган исполнительной  власти наделен полномочием принимать  властное предписание, а другой  участник отношения обязан исполнить  данное предписание;

- данные отношения имеют  публично-правовой характер. В нормальном  функционировании этих отношений  выражен интерес всех членов  общества.

Наличие вышеперечисленных  признаков позволяет говорить об административно-правовой сущности общественных отношений.

В-третьих, административная ответственность выражается в применении административных наказаний. Закон  устанавливает, что административное наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения.

Административные наказания  отличает от иных мер административного  принуждения несколько признаков:

- меры административной  ответственности предусмотрены  в санкции административно-правовой  нормы, в отличие от предупредительных  мер, мер пресечения, мер обеспечения  производства по делам об административных  правонарушениях, которые представляют  собой обязанности, запреты или  ограничения, содержащиеся в диспозиции  норм административного права;

- меры административной  ответственности являются мерами  карательного характера, мерами  наказания, в отличие от мер  восстановительного принуждения;

- в отличие от других  мер наказания за нарушения  административных правил, меры ответственности  имеют абсолютно определенный  характер и устанавливаются  КоАП РФ.5

В-четвертых, условием применения административной ответственности  выступает определенная процедура - производство по делам об административных правонарушениях. Данная процедура  регламентирует порядок возбуждения, рассмотрения, пересмотра дел об административных правонарушениях, определяет правовой статус участников. Производство по делам  об административных правонарушениях  выступает гарантией соблюдения прав привлекаемых к административной ответственности лиц. Значительная роль в производстве по делам об административных правонарушениях уделена суду. Ведь наказания, связанные с изоляцией от общества (административный арест), с лишением прав собственности (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), с ограничением специальной дееспособности (дисквалификация, лишение специального права, административное приостановление деятельности), могут налагаться только судом. Вместе с тем потребность общества в оперативном реагировании власти на различные правонарушения диктует необходимость и во внесудебной процедуре административного производства. Органы исполнительной власти, комиссии по делам несовершеннолетних вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Однако и внесудебное рассмотрение должно проходить по правилам, установленным производством по делам об административных правонарушениях и регламентированным КоАП РФ.6

Говоря о принципах  административной ответственности, целесообразно  разграничивать две группы принципов. Это принципы установления административной ответственности и принципы применения административной ответственности. Анализ действующего законодательства об административных правонарушениях позволяет выделить несколько таких принципов.

Принцип равенства перед  законом. Данный принцип находит свое нормативное закрепление в ст. 1.4 КоАП РФ и в иных положениях законодательства об административных правонарушениях. Субъекты, совершающие административные правонарушения и привлекаемые к административной ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различаются по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования при привлечении к ответственности за административные правонарушения.

Кроме того, принцип равенства  выражается также и в том, что  за одно и то же правонарушение разными  актами не могут устанавливаться  неравные виды ответственности. Государство  принимает на себя обязанность единообразного правового регулирования процесса привлечения к административной ответственности, тем самым обеспечивая  действие принципа равенства всех перед  законом.

Принцип равенства заключается  также и в том, что существует единая для всех лиц, в отношении  которых ведется производство по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, все  лица, в отношении которых ведется  производство по делу об административном правонарушении, наделены равными правами  по защите своих законных интересов. Целесообразнее было бы говорить не о  принципе равенства перед законом, а о принципе равноправия лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Определенным исключением, изъятием из принципа равенства выступает  особая процедура привлечения к  административной ответственности  лиц, занимающих некоторые государственные  должности (депутатов, судей и иных лиц). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная должность РФ - это должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Особая процедура привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, является определенной гарантией их защищенности и независимости при осуществлении государственных функций.

Данные исключения закреплены в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Законе РФ от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Депутаты Государственной  Думы и члены Совета Федерации  Федерального Собрания РФ могут быть привлечены к административной ответственности  при наличии согласия на это соответствующей  палаты Федерального Собрания РФ.

Судьи могут быть привлечены к административной ответственности  в 10-дневный срок по представлению  Генерального прокурора РФ по решению  судебной коллегии в составе трех судей.

Кроме того, имеет место  особый порядок привлечения к  ответственности военнослужащих, совершивших  административные правонарушения. Она  регламентируется дисциплинарными  уставами.

Принцип дифференциации установления наказаний. Для того чтобы принцип равенства не перерождался в уравнительную, репрессивную государственную политику при установлении административной ответственности, он должен быть уравновешен принципом дифференциации установления наказаний. Иногда в литературе для обозначения данного понятия используется термин «принцип соразмерности».7 Дифференциация при назначении административных наказаний выражается в соразмерности наказания тяжести содеянного, тем угрозам, которые несет в себе административное правонарушение для общественных отношений, а также в учете правоприменителем тех конкретных жизненных обстоятельств, сопутствующих правонарушению.

Принцип справедливости. В качестве отдельного принципа законодательного закрепления административной ответственности целесообразно признать принцип справедливости, или обоснованности административных наказаний.

Меры административной ответственности закреплены в санкциях охранительных норм административного  права и являются наказанием за несоблюдение субъектами права запретов, ограничений, неисполнение обязанностей административно-правового  характера. Таким образом, вопрос о  справедливости административной ответственности - это всегда вопрос о справедливости и обоснованности административных предписаний, которые обеспечиваются административными санкциями. Так  как исполнительная власть в своей  деятельности руководствуется не только принципом законности, но и принципом  целесообразности (полезности), то и  вопрос о справедливости тех или  иных норм административного права  рассматривается в контексте  проблем конкретного времени  и места. Вместе с тем Конституция  РФ в ч. 3 ст. 55 содержит те правовые пределы, в рамках которых мы и оцениваем справедливость и обоснованность тех или иных управленческих стандартов.

Презумпцию невиновности можно определить как положение, при котором лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности - один из важнейших принципов производства по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем данный принцип выступает не только как характерное требование к производству по делам об административных правонарушениях, но и в качестве принципа установления административной ответственности. Законодательство об административных правонарушениях содержит целый ряд положений, обеспечивающих функционирование этого принципа.

Презумпция невиновности может быть опровергнута только путем  доказывания установленными законом  процессуальными средствами и лишь при наличии достаточных доказательств, относимых к делу и допускаемых  законодательством.

Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является лицо, привлекаемое к административной ответственности  по подозрению в совершении административного  правонарушения. Это лицо считается  невиновным и наделяется рядом прав, обеспечивающих защиту его законных интересов в процессе привлечения  к ответственности.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» уделено внимание вопросам реализации принципа презумпции невиновности. В п. 13 вышеуказанного Постановления разъясняется, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного  правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными  рассматривать дела об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным до того момента, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого  к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Виновность является важнейшим обстоятельством, подлежащим выяснению в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Виновность лица выражается в психическом отношении субъекта правонарушения к содеянному. Формы  вины определены ст. 2.2 КоАП РФ. Сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, выражаются в том, что нет возможности с полной определенностью установить наличие умысла либо неосторожности в действиях лица. Отсутствие виновности как элемента состава административного правонарушения обычно исключает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения