Административная ответственность. 6

Аннотация

В данной работе дается понятие  административной ответственности, которое  закреплено в Кодексе об административных правонарушениях.

Раскрываются вопросы, касающиеся установления и применения административной ответственности, перечисляются органы, уполномоченные применять административную ответственность, определяется круг лиц, к которым может быть применена административная ответственность.

Излагается понятие административного  правонарушения, как основания административной ответственности, его признаки, состав (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) и его отличие от других видов правонарушений. Также дается понятие административного взыскания, как меры административной ответственности, его виды (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права, исправительные работы, административный арест) и правила наложения взысканий.

Раскрываются и характеризуются  вопросы порядка ограничения  и освобождения от административной ответственности.

 

Содержание

 

Введение

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем  правовой науки — административной ответственности.

Целью дипломной работы является характеристика понятия и  основных составляющих административной ответственности.

Административная ответственность  является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует  воспитанию чувства нравственного  и правового долга перед обществом  и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Ответственность несут  и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого  из них. Применительно к органам  управления и должностным лицам  она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

Современное экономическое  развитие Республики Беларусь, социальные противоречия, возникающие между  нарождающимся классом предпринимателей и основной массой трудящихся, финансово-экономическая нестабильность, политика подстраивания идейно-правового бизнеса под нарождающийся класс накладывают определенный отпечаток на состояние правопорядка, ведут к росту количества правонарушений, порождают их новые виды [21, с.З]. В таких условиях возрастает значение административно-правовых мер борьбы с правонарушениями. Поэтому сфера административного воздействия на правонарушителей должна расширяться.

Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус.

В последнее время  резко возросла роль административного законодательства, так как в каждом законе содержатся нормы административного права, но процесс реформирования административного законодательства в Республике Беларусь еще не завершен, и необходимость его продолжения очевидна.

Тема дипломной работы тесно связана с административным правонарушением и административным взысканием.

Административным правонарушением  признается посягающее на государственный  или общественный порядок, права  и свободы граждан, на установленный  порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность [8, с.215].

Административное взыскание - мера ответственности правонарушителя  за совершенное им административное правонарушение.

Административная ответственность  применяется более широко, чем  уголовная или дисциплинарная. Так  как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи  с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.

 

1. Понятие  административной ответственности.

1.1. Историческое развитие института  административной ответственности,  понятие, признаки, отличие административной  ответственности от других видов юридической ответственности.

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих  административную ответственность  за их нарушение («обязательных постановлений»). Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы власти могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение штрафы, и установил, что правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идет о вопросах, не терпящих отлагательства). Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1962 года, сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь форму только штрафа или предупреждения).

Административная ответственность это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности  специфически преломляются применительно  к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные  именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

1) Административная ответственность - это правовая ответственность. 
Она устанавливается как законами, так и подзаконными  актами, либо их 
нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет 
собственную       нормативно-правовую       основу       [34,   с.97].       Нормы 
административной    ответственности    образуют    самостоятельный    институт 
административного   права,   в   отличие   от  этого   уголовная   ответственность 
устанавливается  только  законами;  дисциплинарная       законодательством  о 
труде;      а      также      различными      законами,      подзаконными      актами, 
устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и 
служащих;   материальная   ответственность         законодательством   о   труде, 
гражданским    законодательством,    а    в    отдельных    случаях нормами 
административного права.

2) Основанием       административной       ответственности       является 
административное   правонарушение   и   наличие   соответствующей   нормы, 
предусматривающей эту административную ответственность. 
Административная   ответственность   наступает  только   в   том   случае,   если 
конкретное   правонарушение   по   своему  характеру   не   влечет   за   собой   в 
соответствии  с   законодательством  уголовную   ответственность   [35,   с. 106]. 
Основанием       уголовной       ответственности       является       преступление; 
дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение 
материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Как правило, административная ответственность наступает в случае 
нарушения   норм   административного   права.   Вместе   с   тем   действующее 
законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

4) Для административной ответственности характерна множественность 
правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных 
органов,   имеющих   право   ее   применять.   Право   привлечения   виновных   к 
административной   ответственности   предоставлено   специальным   органам, 
перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных 
правонарушениях.  Все эти органы относятся к аппарату государственного 
управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях 
меры административной ответственности применяются судами. В отличие от 
этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные - 
органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное - суды 
общей юрисдикции и хозяйственные суды.

5) Административная   ответственность   находит   свое   выражение   в 
наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные 
наказания,   за   дисциплинарные   проступки       дисциплинарные   взыскания. 
Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях

Административной ответственности  присущ всеобщий характер, ибо 
правила, за нарушение которых она наступает, являются обязательными для 
всех граждан.

Административные взыскания налагаются государственными органами 
и должностными лицами на неподчиненных им по службе правонарушителей. 
По    этому    признаку    административная    ответственность    отличается    от 
дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в 
основном  в  порядке  подчиненности  вышестоящим  органом,  должностным 
лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры 
материальной   ответственности   (администрацией   за   причиненный   ущерб 
предприятию его работником и т.д.).

8) Применение административного взыскания не влечет судимости и 
увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим 
административное взыскание в течение установленного срока.

9) Законодательством   установлен   особый   порядок   привлечения   к 
административной ответственности. Он отличается от уголовного процесса 
большей простотой, что создает условия для оперативности и экономичности 
его применения, но создает необходимые гарантии законности.

10) Меры     административной     ответственности     применяются     в 
соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам 
об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в 
соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дело о материальной ответственности, — как правило, в порядке гражданского судопроизводства.

Административная ответственность  отличается от других видов юридической  ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица [27, с. 155]. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли).

Еще одно немаловажное отличие  административной ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит в том, что поскольку  некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

Таким критерием часто  является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение  транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя  и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток   времени)   совершение  деяния,   содержащего   признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.

Основная особенность  административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

1.2. Принципы, структура, особенности  и законодательные основы административной  ответственности.

Под принципами понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется    как    законодатель,    конструирующий    нормы административного права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане [11, с.7].

«Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость    воздействия   на   правонарушителя...    законность, справедливость, гуманизм... Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами» [10, с.23].

Административная ответственность  имеет ряд принципов:

1. Законности. Означает, что применение мер административной ответственности допустимо только на основаниях и в порядке установленном законодательством. Это значит, что такие меры могут быть применены компетентными органами только к виновным лицам, с соблюдением всех установленных сроков и правил.

2. Ответственность за  вину. Означает, что к лицу, совершившему  административное  правонарушение,  должны  быть  применены  меры  административного взыскания, то  есть оно понесет ответственность  за вину.

3. Индивидуализация наказания. Этот принцип выражается в том, что учитывается   характер   правонарушения,   имущественное   положение правонарушителя, степень его вины, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

4. Целесообразность. Означает  то, что государственные органы и должностные лица воздействуют на лицо, которое совершило правонарушение. Цель этого воздействия заключается в следующем:

а) воспитание правонарушителя;

б) предупреждение   правонарушителя   от  совершения   новых правонарушений.

5) Гласность. Этот принцип проявляется в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. Дела могут рассматриваться по месту нахождения самого государственного органа, который рассматривает дело и в иных местах.

Как и в других видах  юридической ответственности, в административной ответственности имеются свои особенности, начиная с ее структуры.

Структуру административной ответственности составляют следующие  ее элементы:

1) основания административной  ответственности;

2) субъекты административной ответственности;

3) условия административной  ответственности;

4)  меры  административной  ответственности  (административные  взыскания);

5) процедура, порядок  привлечения к ответственности,  иначе - административный процесс.

Административная ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она не менее сурова, чем уголовная, и не влечет  за собой судимости лица, к  которому применяется. Хотя здесь  необходимо оговориться, что правовые  последствия наложения административного  взыскания все-таки имеются и  определены законодателем во временном интервале в один год.

2. Административная ответственность  находит свое выражение в наложении  на виновного особого взыскания  - не уголовного, не дисциплинарного  или какого-либо иного, а именно  административного.

3. Административная   ответственность   применяется   органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

4. Меры административной  ответственности налагаются специальными  на то органами и должностными  лицами.

5. Процедура рассмотрения  дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Под законодательными основами административной ответственности  понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

К административной ответственности  могут быть привлечены как граждане Республики Беларусь, так и иностранные  граждане и лица без гражданства.

Законодатель, проявляя гуманизм, установил в статье 8 КоАП Республики Беларусь, что акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть, распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты,   устанавливающие   или   усиливающие   ответственность   за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано в самом акте. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникающие после его введения.

Если по закону административная ответственность после совершения проступка смягчилась, то дело должно решаться на основе новых норм, а не тех, которые действовали в момент его совершения.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании законодательства действующего по месту совершения правонарушения. С учетом возможности несовпадения места совершения административного правонарушения, и места рассмотрения дела о нем законодатель специально установил, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего  по месту рассмотрения дела об  административном правонарушении.

Основным актом, устанавливающим  административную ответственность, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он принят 6 декабря 1984 года и введен в действие с 1 июня 1985 года. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

1.3. Установление административной  ответственности.

Установить административную ответственность, означает возвести в  норму права правило, за нарушение  которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Разумеется, правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства,  субъект ответственности,  основания,  условия,  меры ответственности, порядок привлечения к ответственности.

Установление   административной   ответственности   относится   к компетенции высшего законодательного органа, но здесь имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают   местные   представительные   и   исполнительные   органы государственной власти и управления [29,. с 250]. Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в Кодексе об административных правонарушениях [24, с.175].

Согласно статье 5 КоАП определено два варианта участия  местных органов   государственной   власти   и   управления   в   установлении административной ответственности.

Первый вариант - это  их право принимать решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

Второй вариант - более сложный. В Кодексе об административных правонарушениях есть некоторые статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил:

1) по карантину животных, ветеринарно-санитарных норм и  правил по охране территории  Республики Беларусь от заноса  заразных болезней животных (статья 102);

2) благоустройства и  содержания населенных пунктов  (статья 143);

3) торговли на рынках (статья 147).

Но самих этих правил в Кодексе нет. Установление этих правил относится к компетенции  местных представительных и исполнительных органов, следовательно данные нормы Кодекса действуют только в том случае, если соответствующие правила надлежащим образом приняты и им придана юридическая сила.

Участие местных представительных и исполнительных органов в установлении   административной   ответственности   предусматривается законодательством начиная с 70-х годов прошлого столетия и дошло до наших дней. Вызвано это необходимостью учета местных условий охраны порядка и безопасности.

1.4. Применение административной  ответственности.

Что же касается применения административной ответственности, то она заключается в фиксировании установленным законом порядке конкретного правонарушения,  конкретного правонарушителя и назначении  ему определенного законом взыскания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм.

Для административной ответственности  характерна множественность государственных  органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к  административной ответственности  предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. К ним относятся:

1) административные комиссии при  исполнительных комитетах районных, городских, поселковых, сельских  Советов депутатов и местных  администрациях;

2) исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов;

3) районные (городские), районные в  городах комиссии по делам  несовершеннолетних;

4) районные (городские) суды (судьи);

5) органы внутренних дел, органы  государственных инспекций и  другие органы (должностные лица), указанные в третьем разделе КоАП.

Административные комиссии при  исполнительных комитетах районных, городских,   поселковых,   сельских  Советов  депутатов  и  местных  администрациях решают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к компетенции иных органов (должностных лиц). Например, незаконное использование земель государственного лесного фонда (статья 62 КоАП); выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (статья 78 КоАП); купание в запрещенных местах (статья 46 КоАП).

Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов рассматривают  дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами Республики Беларусь. Например, нарушение права государственной собственности на животный мир (статья 50 КоАП), нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (статья 86 КоАП); нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия (статья 89 КоАП).

Районные (городские), районные в городах  комиссии по делам несовершеннолетних   рассматривают   дела   об   административных правонарушениях несовершеннолетних, если иное не предусмотрено

законодательными актами Республики Беларусь. Такие правонарушения как, нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (статья 120 КоАП); мелкое хулиганство (статья 156 КоАП) и т.д., рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело об указанных правонарушениях, передает его на рассмотрение этих комиссий.

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают также дела в отношении  родителей несовершеннолетних или  лиц, их заменяющих, об административных      правонарушениях.      Например,      доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. Покупка спиртных напитков для лиц, не достигших 21 года (статья 160 КоАП); злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (статья 162 КоАП).

Районные (городские) суды рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами Республики Беларусь. Например, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах (статья 44 КоАП); уклонение от возмещения   имущественного   ущерба,   причиненного   преступлением предприятиям, учреждениям, организациям (статья 511 КоАП); изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения (статья 136 КоАП); торговля в не установленных местах (статья 148 КоАП).

Органы внутренних дел, органы государственных  инспекций и другие уполномоченные органы рассматривают дела об  административных правонарушениях, отнесенных к их ведению  законодательными актами Республики Беларусь. Например, выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (статья 21 КоАП); превышение водителями транспортных средств скорости движения (статья 113КоАП).

 

2. Основания  административной ответственности.

2.1. Понятие и признаки административного  правонарушения.

Современная правовая наука  признает два основания юридической  ответственности вообще и административной ответственности в частности:

закон, как правовое основание, а второе основание составляет правонарушение - административный проступок как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности. Следует подчеркнуть, что юридическое основание административной ответственности составляют именно закон и декреты Президента, и никакая другая правовая норма (указ, правительственное постановление и т.д.). участие местных представительных   и   исполнительных   органов   в   установлении административной ответственности, описанное выше, не колеблет этого положения.