Экономическая стратегия развития предприятия
Содержание
Введение
1.Теоретические основы
стратегии развития
1.1. Методологические аспекты стратегического подхода
1.2. Современные экономические стратегии развития организации
2. Современная характеристика
среды функционирования ЗАО «
2.1. Внутреняя среда ЗАО «Раненбургкомплекс»
2.2. Внешняя среда ЗАО «Раненбургкомплекс»
2.3.SWOT-анализ
3.Анализ деятельности
ЗАО «Раненбургкомплекс» в
3.1.Современное состояние растениеводческих отраслей в хозяйстве
3.2.Развитие животноводства в ЗАО «Раненбургкомплекс»
4.Совершенствование
4.1.Факторы совершенствования экономической стратегии для современной с/х организации
4.2.Обоснование перспектив
развития основного
4.3.Бизнес-план как
4.4.Прогноз развития ЗАО «Раненбургкомплекс» с учетом предложенных мероприятий
Введение
В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Главной целью предприятия является поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.
Стратегическое развитие предприятия – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе.
В прошлом многие фирмы
могли успешно функционировать,
обращая внимание в основном на ежедневную
работу, на внутренние проблемы, связанные
с повышением эффективности использования
ресурсов в текущей деятельности.
Сейчас же, хотя и не снимается задача
рационального использования
Если раньше считалось, что большая фирма имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким предприятием, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый.
Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии развития предприятия.
Объектом нашего исследования
является разработка стратегии развития
закрытого акционерного общества - ЗАО
«Раненбургкомплекс»
Целью исследования является разработка экономической стратегии предприятия на основе ЗАО «Раненбургкомплекс» Чаплыгинского района Липецкой области
Задачи исследования:
- изучить литературу по
стратегическому планированию
- дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии,
методов и этапов;
- проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ЗАО «Раненбургкомплекс»;
- определить основные направления разработки экономической стратегии развития ЗАО «Раненбургкомплекс»;
- составить план мероприятий по формированию стратегии развития ЗАО «Раненбургкомплекс » и оценить их эффективность.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие приемы и методы: монографический, расчетно–конструктивный, балансовый, экономико–математический, графический, STEP – анализ и корреляционный SWOT – анализ, статистические методы анализа и другие.
В качестве исходных материалов для написания дипломной работы были использованы данные годовых отчетов и первичного учета хозяйства за 2010 – 2012 годы, данные статистической отчетности и личные наблюдения.
Теоретической основой при выполнении работы послужили труды методические, научные рекомендации, законодательные акты, периодическая литература по изучаемой теме.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
1.1.Методологические аспекты стратегического подхода
Стратегия предприятия - это согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия, имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия.
Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Модель стратегического
планирования, самого процесса планирования,
можно представить как
Стратегия большей частью
формулируется и
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида.
Стратегический план должен обосновываться обширными, исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Схема процесса стратегического планирования представлена в схеме 1.
Схема 1 - Этапы процесса стратегического планирования
Стратегический план должен
быть разработан так, чтобы не только
оставаться целостным в течение
длительного периода времени, но
и быть достаточно гибким, чтобы
при необходимости можно было
осуществить его модификацию
и переориентацию. Общий стратегический
план следует рассматривать как
программу, которая направляет деятельность
фирмы в течение
Первым и самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации.
Миссия - основная, общая цель организации, т.е. четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для установления этой миссии. Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности.
Миссия детализирует статус
фирмы и обеспечивает ориентиры
для определения целей и
Цели должны обладать рядом характеристик.
- цели должны быть конкретными и измеримыми.
- должна иметь место ориентации целей во времени, наличие конкретного горизонта прогнозирования.
- цель должна быть достижимой
- чтобы служить повышению
- множественные цели
После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Их можно выделить в семь областей, или факторов:
- Экономические факторы:
темпы инфляции и дефляции, уровни
занятости, международный
- Политические факторы:
нормативные документы местных
органов, властей штата,
- Рыночные факторы:
- Технологические факторы: изменение и развитие научно-технического прогресса.
- Экологические факторы:
связанные с защитой
- Социальные факторы:
уровень занятости, уровень
- Факторы конкуренции:
в анализе конкурентов должно
присутствовать четыре
- Международные факторы:
легкость доступа к сырьевым
материалам, деятельности иностранных
картелей, изменения валютного курса,
политические решения в
Следующим шагом в схеме процесса стратегического планирования является - обследование сильных и слабых сторон организации. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных слабых сторон.
Детальный анализ финансового
состояния может выявить уже
имеющиеся потенциальные
Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон:
• маркетинг;
• финансы (бухгалтерский учет);
• производство;
• персонал;
• организационная культура и имидж организации.
В результате выявляются те зоны, которые требуют немедленного вмешательства; те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
После проведения внутреннего обследования руководство может определить те зоны, которые требуют немедленного внимания, и те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде. После того, как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать, т.е. проводят анализ стратегических альтернатив.
Перед организацией стоят четыре основные управленческие стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, а так же сочетание этих трех стратегий.
1. Ограниченный рост. Для
этой стратегии характерно
2. Рост. Стратегия роста
осуществляется путем
Рост может быть внутренним
или внешним. Внутренний рост может
произойти путем расширения ассортимента
товаров. Внешний рост может быть
в смежных отраслях в форме
вертикального или
3. Сокращение. Эту альтернативу
реже всего выбирают
4. Сочетание. Представляет
собой объединение любых из
трех упомянутых стратегий.
Необходимо выбрать
Стратегический план, составляемый
на предприятии, должен содержать следующую
информацию: производство продукции; техническое
развитие; производственные ресурсы (величина
и эффективность использования)
Методологической основой
инструментария стратегического анализа
являются общенаучные методы (системный
и ситуационный анализ, комплексный
подход, программно-целевое
Рассмотрим методы формирования стратегии предприятия:
1. Предварительный этап. Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов. Используемые методы: анкета директора, анкетный опрос, бизнес диагностика.
2. Выработка альтернативных
стратегий. Формирование
3. Ранжирование альтернативных
стратегий и принятие решений.
Ранжирование стратегических
Таким образом, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации фактического плана.
1.2. Современные экономические стратегии развития организации
Наиболее распространенные и широко освещенные в литературе стратегии развития организации называют базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или группы элементов: продукт, рынок, отрасль, конкурентное положение фирмы, технология. Каждый изданных элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Это те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают другие элементы. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующих рынках или перехода на новые рынки. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
1. Стратегия усиления
позиции на рынке, при которой
фирма делает все, чтобы
2. Стратегия развития
рынка, заключающаяся в поиске
новых рынков для уже
3. Стратегия развития
продукта, предполагающая решение
задачи роста организации за
счет производства нового
Вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Фирма может прибегать к таким стратегиям, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста.
Выделяются два основных типа стратегии интегрированного роста.
1. Стратегия обратной
вертикальной интеграции, направленная
на рост фирмы за счет
2. Стратегия вперед идущей
вертикальной интеграции, выражающаяся
и росте фирмы за счет
Третьей группой эталонных стратегий развития организации и бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются, когда фирмы уже не могут развиваться на дан ном рынке с данным продуктом в рамках одной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:
1. Стратегия центрированной
диверсификации, базирующаяся на
по иске и использовании
2. Стратегия горизонтальной
диверсификации, предполагающая по
иск возможностей роста на
существующем рынке за счет
новой продукции, требующей
3. Стратегия конгломератной
диверсификации, состоящая в том,
что фирма расширяется за счет
производства технологически
Четвертым типом эталонных
стратегий развития организации
и бизнеса являются стратегии
сокращения. Данные стратегии реализуется
тогда, когда фирма нуждается
в перегруппировке сил после
длительного периода роста или
в связи с необходимостью повышения
эффективности при
1. Стратегия ликвидации,
представляющая собой
3. Стратегия сокращения,
заключающаяся в том, что
4. Стратегия сокращения
расходов, заключающаяся в уменьшении
издержек и проведении
На практике организация
одновременно может осуществлять несколько
стратегий. Это характерно для деятельности
диверсифицированных
2.СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАО «
2.1. Внутренняя среда ЗАО «Раненбургкомплекс»
ЗАО «Раненбургкомплекс» расположено в центральной части Чаплыгинского района Липецкой области, в 10 км от районного центра города Чаплыгин, в 85 км от областного центра города Липецк.
Компания ЗАО Раненбургкомплекс зарегистрирована 26 февраля 2001 года.
С районным и областным
центрами транспортная связь осуществляется
по дороге с асфальтированным покрытием.
Административно-хозяйственным
Основной вид деятельности- выращивание зерновых, технических и прочих с/х культур, не включенных в другие группировки.
Дополнительный вид
Предприятие возглавляет
генеральный директор-
Директор действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными закона, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Компетенция заместителей директора предприятия устанавливается директором.
Взаимоотношения работников и директора организации, возникающие на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором.
Климат района расположения ЗАО «Раненбургкомплекс» средне-континентальный. Рельеф хозяйства: равнина, слабо расчленённая овражно-балочной сетью. Основные почвообразующие породы в хозяйстве - суглинки различной мощности.
Почва и климат создают
вполне удовлетворительные условия
для выращивания
Землепользование хозяйства представлено единым массивом, протяженностью с севера на юг 9 км и с запада на восток 5,3 км. Всего в хозяйстве с/х угодий 5159 га, из них пашни 5159 га
- Экономическая сущность банка как элемента банковской системы
- Экономическая сущность и классификация государственного долга
- Экономическая сущность и роль пластиковых карт в системе безналичных расчетов
- Экономическая сущность и требования к бухгалтерской финансовой отчетности
- Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов по налогам и сборам
- Экономическая сущность расходов на реализацию товаров в рыночной экономике, организация их учета
- Экономическая сущность торговой прибыли
- Экономическая оценка городских земель
- Экономическая оценка инвестиций
- Экономическая оценка инвестиций предприятия
- Экономическая оценка качества продукции ОАО «ГАЗ»
- Экономическая оценка хозяйственных функций управления лесами на примере УчлесхозаСибГТУ
- Экономическая политика предприятия на примере компании Apple
- Экономическая работа коммерческих банков