Эмпирическое исследование выявления профессионально важных качеств личности и их влияние на деятельность сотрудников организации

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ
 

4

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА  РУКОВОДИТЕЛЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                                                                                                                                                            8
1.1 Категориальный анализ понятий  профессии и профессионально  важных качеств              8
    1.2 Психологическая  характеристика профессиональных  качеств руководителя                                                                                                             
   

11

    1.3 Анализ концепций  личностных качеств руководителя                                  
19                            
    1.4 Стили управления  коллективом                                                                        
  39
2 ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ  КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ  
         50
2.1 Эффективный сотрудник: профессиональные  и личностные требования                               50
    2.2 Характеристики  эффективной команды
         59
    2.3 Миссия организации
  73
2.4 Влияние профессионально важных  качеств руководителя на эффективность  деятельности организации         

81

       

    3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
         

         91

    3.1 Описание  методик, выборки и методов  диагностики
  91
3.2 Описание полученных результатов  исследования   94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ                                         

       100         

       103

ПРИЛОЖЕНИЕ  А – Методика Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. «Коммуникативные и организаторские склонности»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б  – Методика Ильина Е.П. «Самооценка стиля управления»

ПРИЛОЖЕНИЕ В  – Методика «Определение стиля руководства трудовым коллективом»

ПРИЛОЖЕНИЕ Г  – Методика «Выявление характеристики команды»                                                                                                

  

       107 

       112

     

       115         

       119         

   
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность проблемы: В последние годы возрастает потребность в профессиональных руководителях. Именно руководитель является центральной фигурой процесса управления человеческими ресурсами организации. Его главные задачи заключаются в том, чтобы организовать управление персоналом, используя факторы коммуникативности, мотивации, лидерства, поддерживать отношения с членами организации как с активным человеческим ресурсом. Психологически продуманное управление внутренними процессами, может решить проблемы производительности труда, выпуска или продажи продукта, получения доходов и т. д. Современный руководитель – это не только эффективный руководитель и отличный специалист, но и дипломат, педагог, воспитатель, организатор, инноватор, наконец, психолог владеющий способами психологического познания и управления подчиненными. Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Основные требования к личности руководителя: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения. Поэтому данная проблема является актуальной  на сегодняшний день.

       Исходя из актуальности исследования мы обозначаем объект исследования – профессионально важные психологические качества руководителя.

       Предмет исследования – влияние профессионально важных психологических качеств руководителя на эффективную деятельность сотрудников организации.

      Цель выпускной квалификационной работы изучение профессионально важных психологических качеств руководителя и их влияние на эффективность деятельности сотрудников организации. 

       Исходя из данной цели исследования, были определены следующие задачи:

    1. Провести категориальный анализ понятий профессии и профессионально важных качеств (ПВК).
    2. Дать психологическую характеристику профессиональным и личностным качествам руководителя.
    3. Рассмотреть стили управления коллективом.
    4. Характеризовать профессионализм и личностные требования эффективного сотрудника.
    5. Изучить характеристику эффективной команды.
    6. Выявить влияние профессионально важных качеств руководителя на эффективность деятельности организации.
    7. Определить  стиль руководства  организацией.
    8. Выявить характеристику успешной команды в АН «ТРОЯ»

       Гипотеза исследования: Демократический стиль руководства в коммерческой  организации, более эффективен, так как он характеризуется, прежде всего, единой сплоченной командой, которая направлена на достижение общей цели.

       Методологическими основаниями исследования явились работы рассматривающие проблему индивидуально-психологических особенностей предпринимателей (М. Вебер, В. Зомбарт, Й. Шумпетер, Д. Кейнс, и др.); место морали и нравственности в предпринимательской и управленческой деятельности (П.А. Бурышкин, В.П. Рябушинский, К. Муздыев, и др.); системный подход в исследовании влияния личностных характеристик на эффективность предпринимательской и управленческой деятельности (К. К. Платонов, А. Юданов, А.Л. Журавлев, и др.).

       Методическая база исследования: в процессе работы был использован комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающих: теоретический анализ литературы по проблемам; беседа; выявление коммуникативных и организаторских склонностей, с помощью методики «КОС -2» Н. П. Фетискиной, В.В. Козловой, Г.М. Мануйловой ; определение самооценки стиля управления по методике Аграшенковой А. В.. Разрабатывались авторские методики: «Определение стиля руководства трудовым коллективом» и «Выявление характеристики команды (эффективная или  рядовая исполнительская группа)».

       Базой экспериментально-психологической работы явились:   коммерческая организация АН «ТРОЯ», г. Томска. Всего в исследовании приняли участие 14 человек в возрасте от 23 – 41 года. Из них руководитель (мужчина) фирмы и 13 сотрудников организации (5 мужчин и 8 женщин).

       Структура и содержание работы : Выпускная квалификационная работа содержит ведение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении, рассматривали  актуальность выбранной темы, выделяли объект и предмет исследования, ставили цель и основные задачи исследования, выдвигали гипотезу.  Основная часть состоит из 3 глав. В 1-ой главе рассматривались понятия профессии и профессионально важных качеств (ПВК), стили управления коллективом, а так же  психологическая характеристика профессиональных  и личностных качеств руководителя. Во 2-ой главе описывались  профессиональные и личностные требования эффективного сотрудника,  характеристика эффективной команде, рассматривались феномен миссии организации и влияние профессионально важных качеств руководителя на эффективность деятельности организации. В 3-ей главе проводилось эмпирическое исследование на выявление профессионально важных качеств руководителя и их влияние на эффективность деятельности сотрудников организации.  
 

 

ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 

     1.1 Категориальный анализ понятий профессии и профессионально важных качеств (ПВК)

       Термин «профессия», согласно Е.А. Климову, имеет четыре значения1: 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.

       Профессия - это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.2

       Несколько иные представления дают следующие два определения профессии3: как длительно существующего комплекса трудовых обязанностей и как общности всех людей, занятых данным видом труда. Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.

       Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым, он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Значение данной подсистемы в психологической системе профессиональной деятельности, по Шадрикову, подчеркивается вследствие того, что «профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования» всей системы.4

       До Шадрикова Е.Э. Смирнова говорила о параметрах личности, обеспечивающих успешность действий в избранной области. Эти параметры она назвала качествами.Сходное с пониманием Смирновой мы находим у А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптевой и др., которые в своей работе специфическими психологические особенности, или качества, объясняют степенью сформированности «всех компонентов психики профессионала:5 психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность»

       Следует отметить, что после введения в психологию термина профессионально важных качеств,  представителями отечественной психологии в основном это понятие не детализировалось и не уточнялось. Наоборот, сегодня определения ПВК упрощены еще больше. Ярко демонстрирует это, определение Н.С. Пряжникова. ПВК, по его мнению, - это качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности. Как мы видим, речь уже не идет об успешности освоении человеком этой деятельности. 6Изначально ПВК представлялись системой качеств и особенностей, а не совокупностью отдельно взятых характеристик субъекта, участвующих в выполнении деятельности.

       По смыслу профессионально важные качества близки к специальным способностям. Понимая под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические и психомоторные процессы, способности являются составляющей профессионально важных качеств, но последние ими не исчерпываются. Такая достаточно широкая трактовка ПВК объясняется автором тем, что «в функции ПВК могут выступать общесоматические (конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленность личности, ее потребности, интересы, мировоззрение и убеждения, моральные качества» т.е. другими словами, любой параметр субъекта деятельности, оказывающий влияние на ее эффективность. Но это не единственное понятийное различие между способностями и ПВК.

       Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности обеспечивающие также легкость овладения деятельностью и отличающие человека от других.7

       Учитывая вышеперечисленные определения ПВК, можно заключить, что последние являются типологическими, или характерными для большинства представителей той или иной профессии. В этом и заключается, возможно, основное отличие способностей и ПВК. Т.е. наличие ПВК у специалистов одной профессиональной сферы объединяет их, присутствие же разного рода способностей у этих людей, наоборот, насыщает деятельность т.н. «индивидуальным стилем» и является предпосылкой сопоставления успешности различных субъектов, а также самих подсистем ПВК (вследствие включенности в них данных способностей).8 Другими словами, присутствие компонента способностей делает систему ПВК более вариабельной, т.е. предполагающей в определенных рамках разнообразие структурных элементов, которые и обеспечивают индивидуальные отличия между профессионалами.

 Кроме  того Шадриков, выделяет две структуры ПВК:9

1)интракорреляционные – структуры, определяющие эффективность отдельных действий;

2) интеркорреляционные– структуры ПВК, определяющие эффективность деятельности. И Шадриковым было установлено, что успешность деятельности в ряде случаев связана с уровнем развития профессионально важных качеств отношением оптимума, т.е. успешность деятельности будет выше при определенном уровне развития ПВК. При этом данная закономерность имеет место как в функционировании интракорреляционных структур, и интеркорреляциооных, т.е. отношения оптимума могут наблюдаться как в отношении эффективности отдельных действий, так и в деятельности в целом. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что в абсолютном большинстве случаев ПВК определены как приводящие к эффективности деятельности характеристики субъекта.  
 

    1.2 Психологическая характеристика профессиональных качеств  руководителя. 

       Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.10

Сущность  деятельности руководителя состоит  в организаторской работе. Это  особый вид творческой деятельности, причём по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются.

       Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека. На сколько эффективно развиваются эти качества, на столько будет определена его дорога в жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.

Таким образом, оценка личностных качеств  и проблем, связанных с отбором  руководителей, является одним из самых  сложных аспектов управленческой деятельности.

       Поскольку американские ученые уделяли немало внимания феномену лидера, в 1960-х годах появилось система психологических характеристик руководителя, к которым относятся: общественное происхождение и приобретенный опыт, система идеологических, моральных, философских приоритетов, которых придерживается политик. 11В узком понимании лидеру присущие способность к принятию рискованных  решений, выдержка состояния неуверенности, интеллигентность, творческое  мышление, почет собственного «Я», наклонность к господству над другими людьми, тенденция к подчинению, потребность к добыванию и использованию власти, успеха и сочетания с другими людьми.  Говоря о лидерах необходимо обратить внимания на тождественные на первый взгляд понятия лидера и руководителя в их соотношении, сходствах и различиях. Для славянских языков характерно употребление слова «руководитель», ванглийском же чаще употребляется слово  «лидер». Разница между ними определяется, прежде всего, возникновением власти либо можно сказать авторитета у субъектов, в отношении которых применяются данные понятия. Если лидер выдвигается всегда «снизу кверху», то руководитель   наоборот выдвигается «сверху вниз», как правило, посредством назначения.12

       Однако такой подход к различиям между лидером и руководителем не всегда поддерживался советскими учеными. Видимо это противоречило базовым законам устройства советского общества, где, по меньшей мере, негативно воспринималась возможность альтернативного выдвижения снизу вверх, если оно не согласовывалось с вышестоящими инстанциями.

       Соответственно лидеры в советской науке рассматривались с точки зрения

психологических отношений возникающих в определенной группе людей, и данные отношения, в  конечном итоге, рассматривались как  институт господства и подчинения (власти и подчинения). Понятие руководителя определялось через деятельность по организации икоординации деятельности группы. По данной концепции, к сфере влияния лидера относятся личные (межличностные) отношения внутри группы, руководитель же регулирует официальные отношения группы как определенной организации. И, тем не менее, даже советские ученые признавали, что основное отличие лидера и руководителя заключалось в том, что лидерство возникает стихийно, а возникновение руководства определяется искусственными факторами и заключено в определенные рамки, нормы. (интересен тот факт что, несмотря на все попытки сделать из руководителя-Л.И.Брежнева, Брежнева-лидера это сделать не удалось- про него в народе ходила поговорка «Культ без личности»)        Раскрывая суть понятия «лидер», учитываются три фактора:13

а) феномен лидера

б) принцип  лидерства

в) и  институт лидерства.

       Феномен лидера состоит в признании природных качеств человека, его особенностей, отличий. Здесь могут учитываться психофизические свойства,

уровень умственного развития, организаторский  талант, ораторское искусство и т.д.14

       Принцип лидерства это правило, по которому организуется деятельность

определенных  общественных групп, правило, по которому формируется тип властных отношений  в группах и между общественными  группами. Институт лидерства состоит  в признании иерархического способа  организации политической жизни  общества, которое характеризуется существованием

определенных  учреждений, наделенных властными полномочиями и выполняющих специфические  функции.

       Говоря об иерархическом способе организации общества нельзя не вспомнить Николо Макиавелли, который в работе «Государь» построил систему иерархической приоритетности лидеров, в соответствии с их заслугами перед отечеством, родом занятий и отчасти социальным происхождением. Классификация лидеров по Макиавелли: 15«...из всех людей, которых прославляют, наиболее прославленными являются главы и основатели религий. Сразу за ними идут основатели республик или царств. Несколько ниже на лестнице славы стоят те, кто возглавлял армию, расширял границы собственных царств или родины. Потом идут писатели... Всем остальным людям... отводится та часть славы, которую дают им искусство и ловкость

Что касается условий появления лидера, то в  этом вопросе нет единства мнений. Однако универсальная концепция сводится к тому, что лидер -  личность, возникающая в нужное время в нужном месте, способная донести до общества необходимые мысли, и провести в жизнь материальные и социальные потребности народа (это в большей мере соответствует ситуационной теории лидерства).16 

       У руководителей особый предмет труда – информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда руководителей. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

       Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (См.табл. 1)17. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 

Требования к профессиональной компетенции руководителя

     

       Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы руководителям:18

       - Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

       - Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли.

      - Руководители должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.

       - Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.

       - Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации.

       - Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.

      Вторая группа требований к профессиональной компетенции руководителей  связана с их способностью, работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций руководители организаций взаимодействуют с широким кругом лиц – коллегами, подчиненными, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, руководители должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:19

     - высокое чувство долга и преданность делу;

     - честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

     - умение четко выражать свои мысли и убеждать;

     - уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

     - способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

     представляю общую динамику требований к руководителю различных десятилетий.20 
 
 

Таблица 2 

Динамика  приоритетных требований к психологическим качествам руководителя 

1975 г. 1985 г. 1995 г.
Личные  достижения Предприимчивость Лидерство
Личные  связи Компетентность Эффективность руководства
Лояльность Лидерство Видение перспектив
Предприимчивость Эффективность руководства Достижение  согласия
Лидерство Приспособляемость Предприимчивость
Способность к анализу Способность к  анализу Гибкость в  смене роли
Решительность Восприимчивость Восприимчивость
Эффективность руководства Видение перспектив Гибкий стиль
Видение перспектив Решение проблем Способность к  анализу
Восприимчивость Социальная  коммуникабельность Решение проблем
 

       Данная динамика позволяет нам сделать выводы о том, что взамен личным связям в конце 70-х годов в наше время руководитель должен использовать как опору в своей работе – эффективность, предприимчивость, достижение согласия, должен обладать достаточно компетентным профессионализмом, а также способностью и «запасом» гибкости для успешной работы в должности.

То есть мы можем проследить определенную демократизацию руководства как такового, что дает возможность подчиненному раскрыть весь свой личностный потенциал на пути достижения поставленной задачи. Такая демократизация, по моему мнению, способствует наиболее плодотворному и эффективному рабочему процессу в организации.

Эмпирическое исследование выявления профессионально важных качеств личности и их влияние на деятельность сотрудников организации